Создать аккаунт
Главная » Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана
---

Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

14 485


Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

Художник, чьи сто десять лет отмечаются в эти дни, руководил в 1934 году организацией Союза художников республики. Он же стал ее первым председателем. А в 1935-м Семен Афанасьевич открыл картинную галерею (с 1944 года – Музей изобразительных искусств) и изобразительную студию, ставшую в 1939-м художественным училищем.

В эти же годы по его инициативе прошли первые республиканские выставки, которые имели огромное значение в пропаганде изобразительного искусства и приобщения к нему кыргызской молодежи.

В 1927-м в Москве прошла экспозиция «Искусство народов СССР», в которой Семен Афанасьевич представлял нашу страну. Это было первое участие Киргизии во Всесоюзном смотре и первое выступление художника на большой выставке. А в 1939 году в Москве открылся первый персональный вернисаж, свидетельствовавший о его творческом взлете.

Впоследствии Чуйков создал серию значительных портретных произведений, вошедших в цикл «Киргизская колхозная сюита» и ставших кульминацией его поисков как художника, умеющего раскрыть внутренний мир человека. До него никто не показывал Киргизию так всеобъемлюще, с необыкновенной поэтической проникновенностью. А в 1948 году он завершил цикл созданием картины «Дочь Советской Киргизии», принесшей автору мировую славу.
50-е прошлого века он посвятил второй не менее значимой серии произведений «У нас в Киргизии», которая насчитывает более ста картин и этюдов.
Огромное внимание привлекает его индийская тема. «Индийские полотна Чуйкова, – писал народный художник СССР Игорь Грабарь, – встряхнули всю нашу художественную общественность, вписав новую блестящую страницу в советское искусство». В 1968 году в Москве и Ленинграде состоялась его большая персональная выставка, ставшая итогом многолетней творческой работы, где было представлено более трехсот работ. Его картины экспонировались в 34 лучших музеях СССР, многие из них находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, крупнейших картинных галереях многих стран, в том числе в Дрезденской.

Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

Начиная с ранней юности, когда Чуйков стал серьезно заниматься живописью, и до последних дней своей жизни он всю свою безграничную любовь, талант, профессиональный опыт отдал воспеванию солнечного Кыргызстана и его гордого трудолюбивого народа. Он не мыслил себя и свое искусство без края, где жил и творил.
Когда-то моя и Семена Афанасьевича семьи жили рядом. У нас были невероятно добрососедские отношения. Особенно он был близок с моими детьми, часто писал с них портретные этюды. Моя дочь позировала ему для картин «Школьница Каниза», «Киргизская красавица», «Девушка-чабан». А сыновья – Медет, Кубат и Тургунбек - остались в детских портретах на картинах «Купание», «Живая вода», «Ребята нашего микрорайона». Он делал множество этюдов и дарил их своим героям: «Канизе на добрую память», «Мише на добрую память». Уже упомянутый портрет «Школьница Каниза», а также портреты моих сыновей экспонировались на выставках в Москве, Дели, Париже, Мадрасе, Ленинграде и, конечно же, во Фрунзе. «Школьница Каниза» украшала многие журналы, альбомы, буклеты тех лет, которые печатались в Москве для гостей столицы на многих языках мира. За полотно «Ребята нашего микрорайона» и портрет Чингиза Айтматова художник удостоен Золотой медали Академии художеств СССР в 1980 году. Я спрашивал, почему он пишет именно моих детей, на что Семен Афанасьевич отвечал, что они выдержанные, могут долго позировать, да и лица у них характерные, типично киргизские.
Как сам Чуйков, так и его жена Евгения Алексеевна Малеина, художник очень большого дарования, отличались необычайной простотой, скромностью, душевностью. По-соседски мы часто встречались, вели беседы об истории и культуре. Тогда я узнал, что еще в детстве он прочел почти всех русских классиков. Но и сам много писал. Еще в 20-е годы прошлого века вышли в свет его первые повести, а потом и документальные произведения, такие, как «Заметки художника», «Итальянский дневник», «Образы Индии» и другие. Очень любил поэзию и сам сочинял стихи. Больше всего любил Лермонтова: читая стихотворения русского поэта о Кавказе, представлял киргизские горы, чабанов, всадников, айылы, а когда бродил по ущельям Заилийского и Кыргызского хребтов, во всем видел образы лермонтовской поэзии.

Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

Семен Афанасьевич был прекрасным рассказчиком и часто вспоминал, как еще в детстве с ватагой босоногих ребятишек поднимался на высокие горные пастбища-джайлоо, играл с киргизскими мальчишками-подпасками (койчу), которые учили его кыргызскому языку, не раз ночевал в юртах. Горы уже тогда манили его. «Меня тянуло ко всему киргизскому, как алкоголика к водке, – писал он. – Даже запах юрты приводил меня в восторг, и я чуял его за версту. Во время походов в горы к киргизам я испытывал подлинное счастье. Вот первопричина и первоисточник всего моего творчества!». Символично, что более чем вековой юбилей выдающегося художника–горца совпал с Международным годом гор, отмечаемым во всем мире по решению ООН, принятому по инициативе родного для Чуйкова Кыргызстана.

Кыргызский живописец всегда с уважением называл имена русских художников: Репина, Серова, Левитана, Васнецова и многих других, чьи произведения оказали на него огромное влияние. Особо выделял Александра Иванова, родоначальника русского реализма, называл его титаном, сродни гениям эпохи Возрождения, творческое наследие которого оказало на Чуйкова огромное влияние. Он часто говорил о том, что будто бы Иванов незримо присутствует и строгими глазами следит за его работой. Именно у него учился Семен Афанасьевич, соизмеряя свои образы с созданиями замечательного исторического живописца, написавшего в Италии картины «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», «Явление Христа Марии Магдалине» и еще сотни бессмертных шедевров. Чуйков много раз бывал в Италии, всегда посещал места, связанные с жизнью и творчеством Александра Иванова, прожившего там 28 лет. «Иванов до сих пор не оценен по достоинству, хотя после его смерти прошло более ста лет и открытия его стали достоянием всего мира», – говорил Чуйков. Проявляя завидное упорство, он отыскал мастерскую Иванова в Риме, и лишь в 1970 году ему удалось установить мемориальную доску на здании, где работал русский художник.

Увлеченно говорил Семен Афанасьевич о небольшом участке вблизи Ватикана, который когда-то приобрели русские художники, но затем забросили, а мэрия Рима до сих пор не трогает этот «русский клочок». Со смехом рассказывал, что неоднократно пытался поднять вопрос об освоении этого участка, но тогдашняя идеология помешала благим намерениям.
Чуйков с чувством исполненного долга отмечал, что его совместный с художником Образцовым труд по подготовке молодых художественных кадров из числа талантливой киргизской молодежи увенчался успехом.
«Мы прекрасно понимали, – говорил он, – что на наших плечах лежит обязанность воспитывать национальные кадры художников, без этого не может развиваться художественная жизнь республики, о которой мы мечтали, но мы должны не только мечтать, но и действовать». С этой целью создавали в различных местах изостудии и изокружки для кыргызской молодежи. В результате уже на первой республиканской выставке в 1934 году, кроме корифеев В. Образцова, С. Чуйкова, А. Игнатьева, впервые участвовали шесть молодых художников, ставших впоследствии легендами кыргызского изобразительного искусства: Айтиев, Акылбеков, Айдаркулов, Жоломанов, Садаев и Соронбаев.

Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

«Все внимание и силы, – писал он, – я отдал воспеванию колхозной Киргизии и ни на что другое не отвлекался. Только поэтому у меня стало что-то получаться. Меня называли «однолюбом» и вовсе за это не порицали, а, наоборот, видели в этом моем свойстве залог успеха… Киргизия, которую я изображаю, для меня не является экзотикой – здесь я родился и вырос».
Он до конца жизни оставался верен своей главной теме – Киргизии, чем снискал уважение кыргызского народа. «Семен Чуйков – кыргыздын баласы», – так с большим почтением сказал однажды о нем республиканский староста Торобай Кулатов.
Он, где бы ни находился, всегда интересовался родным краем. Зная это, я и мои дети регулярно посылали ему в Москву письма и бандероли с книгами, брошюрами, газетами. В одном из хранящихся у меня писем он писал: «Дорогие ребята Каниза, Медет, Кубат и Тургунбек! Посылаем вам свой привет из Рима, где мы с Евгенией Алексеевной уже месяц. Скоро возвратимся в Москву и будем снова мечтать о своей Киргизии. До встречи во Фрунзе. Пишите, как поживаете. Сердечный привет маме и папе. Рим 23.11.70.»
В сентябре 1978 года Семен Афанасьевич приехал во Фрунзе с Евгенией Алексеевной. Были они у нас в гостях, пришли уже выросшие дети – герои его полотен. Долго сидели, разговаривали. Чуйков был весел, много шутил, говорил о своих планах. О том, что торопится завершить начатые полотна, участниками которых были мои дети. Видно было, как тоскует он по своей земле, жаловался на обострение сердечной болезни. Тогда мы виделись в последний раз…




Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

Чуйков – крупнейший мастер, равно представляющий искусство родной Киргизии и великой России. Он награжден высшими наградами Советского Союза и многих стран, удостоен высших званий Кыргызстана. Яркие и талантливые произведения Семена Чуйкова вошли в Золотой фонд искусства республики – это волнующий гимн людям и природе родной земли. В памяти народной он останется сыном кыргызского народа, певцом солнечного Кыргызстана, настоящим и убежденным патриотом и интернационалистом.

СПРАВОЧНО: Мемориальный Дом-музей Семена Афанасьевича Чуйкова –действительного члена Академии Художеств СССР, народного художника СССР, лауреата Государственных премий СССР, премии имени Токтогула и международной премии имени Дж.Неру был создан 25 августа 1987 года, в канун 85-летнего юбилея художника.

Музей – бывшая мастерская художника, где он жил и работал с 1949-79гг.. С именем Чуйкова, организатора Союза Художников Кыргызстана, воспитателя первых национальных художественных кадров связано становление кыргызской профессиональной живописи. При его содействии создана первая картинная галерея, организованы первые выставки кыргызских художников. Основная тема творчества художника – Кыргызстан. Он был влюблен в его бескрайние степи и могучие горы, в его народ. Истоки этой привязанности следует искать в самой биографии художника.

Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

Семен Афанасьевич Чуйков родился 30 октября 1902 года в Пишпеке. Родители его были русские выходцы из крестьян. Детство его было тяжелым, он жил в обстановке крайней нужды. Предоставленный самому себе, часто исчезал из дома на целые дни, иногда отправлялся с киргизскими мальчишками к чабанам в горы, где в прокопченных бедняцких юртах с восторгом слушал кыргызские народные песни. Чувство красоты зарождалось в нем под влиянием окружающей его природы: привольных степей, величественных горных пейзажей, шума быстрой горной речки. В десять лет Чуйков впервые приобщается к искусству под руководством художника Н.Г.Хлудова, преподававшего рисование в начальной школе. В 1920 году Чуйков поступил в Туркестанскую художественную школу в Ташкенте, где он впервые знакомится с культурой большого города, с его художественным музеем, оперным театром, консерваторией. В художественной школе он приобретает друзей на всю жизнь, сближается с М.В.Куприяновым, с Е.А.Малевиной, которая вскоре становится его женой. В 1927 году Чуйков впервые участвует во всесоюзной художественной выставке «Искусство народов СССР» как художник Кыргызстана. 30-ые годы – время большой организаторской деятельности Чуйкова. Он создает художественный музей, для которого удается получить десятки произведений известных русских и советских художников. В 1934 году при активном содействии Чуйкова был организован Союз художников Кыргызстана. В 1935 году открывается первая студия, на основе которой в 1939 году образовано художественное училище, носящее сейчас имя Чуйкова… Расцвет Чуйкова приходится на послевоенный период. Широкую известность получает такие его картины как: «Утро» (1947), «Полдень» (1947), «Вечер» (1948), «Дочь Советской Киргизии» (1948). Экспозиция музея составляет обширный материал, охватывающий 60-летний период творческого пути художника и развития кыргызского изобразительного искусства. Среди экспонатов – картины, этюды, фотографии, документы, письма, личные вещи, переданные родными. Основной зал экспозиции – мастерская художника. В центре – рабочий уголок: самодельный столик, на котором лежат палитра, краски, кисти. На мольберте его первый эскиз к картине «Дочь Советской Киргизии», выполненный углем. На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе две картины Чуйкова – «Дочь Советской Киргизии» и «Дочь Чабана» - были удостоены Золотой медали.

Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

Чуйков уделял большое внимание воспитанию кадров, добивался открытия художественного училища, помогал студентам, учившимся в Москве, Ленинграде. Это были такие, ставшими позднее известными, художники как, Г.Айтиев, С.Акылбеков, Д.Кожахметов, А.Усубалиев, С.Чокморов. На стенах музея картины, этюды: «Мальчик с кукурузой» (1941), «Девочка в платке» (1946), «Купающиеся мальчики» (1946), «Окраина Бухары» (1961), «Акын среди бедноты» (1940), «Полевые цветы» (1961). Эти работы художника отмеченные высоким полетом чувств, чистоты и гармонии, утверждают идею человеческого достоинства.

В 50-ые, 60-ые годы Чуйков много путешествует: Индия, Италия, Франция, Греция, Болгария. Он привозит из этих поездок на родину богатый материал в виде разнообразных этюдов, карандашных набросков, в своей художественной памяти он привозит целостное, живое ощущение самобытной правды жизни.

Интересна индийская серия Чуйкова, являющаяся органичным продолжением кыргызской темы. Удивительно правдиво он передает жизнь простых людей, создавая представление о характере народа. Через картины Чуйкова мы постигаем зрительно чувствительный облик мира, потребность людей в счастье, гармоничном бытии, свете, радости.

За серию картин «Из жизни народа Индии» в 1967 году Чуйков первым из советских художников был удостоен премии Дж.Неру. В музее представлены две работы из этой серии: «Ожидание», «Новобрачные из касты неприкасаемых» (1978). В них художник сумел передать внутренний мир героев. В 1963 году Чуйков совершает увлекательное путешествие в Италию. Он пишет Альбано, Аппиеву дорогу, напоминающие природу Кыргызстана. В 1966 году художник выпускает в свет свой «Итальянский дневник», полный интересных наблюдений, живых зарисовок.

Наследие Семена Афанасьевича Чуйкова огромно, его произведения вошли в золотой фонд многих крупнейших музеев: Третьяковской Галереи, Музея Искусств Народов Востока, Музей Изобразительных Искусств Кыргызстана, в музеях Индии, в Дрезденской галерее и в других зарубежных собраниях.. Из многочисленных записей посетителей музея ясно видно чувство уважения и интереса к подлинно народному художнику…


Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

Текст: Токтосун ИЯЗАЛИЕВ, заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. СК


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК