Создать аккаунт
Главная » Айтиев Гапар Айтиевич: Аксакал кыргызской живописи
---

Айтиев Гапар Айтиевич: Аксакал кыргызской живописи

18 565


Айтиев Гапар Айтиевич: Аксакал кыргызской живописи

Ровно сто лет тому назад в селе Тулейкен Кара-Сууйского района Ошской области родился Гапар Айтиев, которому суждено было стать одним из основателей профессионального изобразительного искусства и первым национальным художником-живописцем Кыргызстана.

Несмотря на то что с творчеством Айтиева многие из ценителей искусства давно знакомы, экспозиция дает возможность взглянуть на них по-новому, ощутить ушедшее время, далекую эпоху 30, 40, 50, 60-х годов…

Гапар Айтиев начал образование в конце 1920–х годов в скромной художественной студии В. Образцова во Фрунзе. Молодой живописец получил здесь первые уроки мастерства, серьезно увлекся работой с натуры, восприняв традиции русской школы живописи.

Спустя несколько лет продолжил учебу в Московском художественном училище памяти 1905 года, у выдающегося мастера пейзажа Н. Крымова. Тот укрепил веру в необходимость постоянной работы на пленэре. Но наиболее сильное впечатление произвели своим лаконизмом и отсутствием пестроты крымовские пейзажи. Мастер наглядно учил развертывать цветовое богатство в пределах точно найденных тональных отношений, сочинять картину на основе собранного этюдного материала.

Айтиев Гапар Айтиевич: Аксакал кыргызской живописи

1930–е годы – начало деятельности Г. Айтиева как художника. Его старательная кисть еще не моделирует объем, а скорее рисует краской, используя цвет как насыщенное пятно. Чувствуется глаз человека, воспитанный на традиционной гамме национального ковроткачества.

Живописец обращается к картине и портрету, заявляя о своем пристальном внимании к людям молодой республики. В портретах секретаря колхоза Имангазы, поэта А. Осмонова он создает образы соотечественников, которых духовно раскрепостили революционные преобразования. В композициях «Отдых колхозников», «Физкультурники» правдиво отображает жизнь дехкан.

Три года пребывания на фронте оставили неизгладимый след в творчестве Айтиева. Все пережитое искало выхода в обобщающих художественных решениях. Художник стремится передать состояние жизни, порожденное войной.

Письмо с фронта... Холст с таким названием показывает, как много оно значило для жен и матерей в дни войны. Тема истового, из последних сил, труда хлопкоробов воплощена в полотне «Сбор хлопка на юге Киргизии». В «Колхозном дворе», написанном в 1946 году, художник особенно внимателен к образной детали. В гулкой пустоте двора угадывается щемящее чувство незабытых утрат. Ощущение неуютности усиливается, когда наш глаз воспринимает такие детали картины, как фигура одиноко сидящего старика или большая, разъезженная колея двора, напоминающая о прежнем многолюдье.

Айтиев Гапар Айтиевич: Аксакал кыргызской живописи

В пятидесятые годы художник обращается к монументальной живописи и скульптуре. Расписывает плафон зрительного зала Государственного театра оперы и балета во Фрунзе, выходит победителем в конкурсе на лучший проект памятника киргизскому акыну Токтогулу. Тогда же начинает серьезно преподавать, воспитывать молодых живописцев республики.

Этюды этой поры отличаются богатством красок. Мотив, по логике Айтиева, должен «отстояться» в этюде, чтобы быть развитым в картине. Такие работы, как «Нижний Джумгал», «В Кочкорке», интересны непосредственностью наблюдения. Два-три выверенных на палитре цветовых отношения позволяют создать иллюзию палящего солнца, передать очарование погружающейся в сумерки долины.


Айтиев Гапар Айтиевич: Аксакал кыргызской живописи

Этюд «Сверкающее озеро» напоен солнцем, слепит синевой воды и неба. Художник как бы замер перед красотой величественного Иссык-Куля. Он спешит перенести на холст искрящиеся блики, белые «барашки» пены, бегущие по гребням волн, огромные прибрежные валуны в голубых и розовых рефлексах.

Его тонко сгармонированная живопись обретает равновесие правдивого натурного тона и полносильного цвета в работах 1960–х годов. Пейзажи этих лет замечательны грандиозным пространственным размахом. Чувство необъятной шири передается здесь тающими на горизонте линиями горных цепей, лишенными какой-либо единой точки схода. Зрительский глаз как бы обегает всю плоскость холста. Это ведет к более полному ощущению пространства.

Представления о плодородной почве Чуйской долины как о чистой стихии, земле-кормилице и вместе с тем символе переустройства человеком родного края – сюжет таких работ, как «Осень в Чуйской долине» и «Окрестности Андижана». Попыткой воплотить несуетное течение жизни интересен «Вечер на юге Киргизии». Художник обращается к емкой теме дороги, которая не раз использовалась в мировом искусстве. Неторопливо шествующие по ней киргизские женщины наводят на мысли о вечно живущей в сердце человека тяге к родному жилищу.

Айтиев Гапар Айтиевич: Аксакал кыргызской живописи




Большинству айтиевских пейзажей свойственна лирическая нота. Живописец находится как бы в плену дорогих для него воспоминаний. В полотне «Тандыр в поле» ощутима светлая грусть по минувшему, по ушедшим друзьям. Поднимающиеся к небу клубы дыма символизируют время, которое столь же необратимо исчезает на глазах.

Мотив неприступных тянь-шаньских твердынь в пейзажной живописи последнего десятилетия особенно созвучен скорбному переживанию, исповеди. Стремясь отразить неповторимость момента, художник работает звучным локальным цветом, достигая малыми живописными средствами сдержанно-напряженного колорита. Полотна не только радуют глаз. Каждое из них привлекает национальным своеобразием. В спокойных отношениях красок, «неторопливости» ритмов, плавно опадающих линиях узнается вошедшая в поговорки рассудительность и выдержка киргиза.

Художник работал во всех жанрах, но он пейзажист по призванию. В картине "Вечер в горах" отары овец с чабаном и комбайн изображены с ощущением правды и естественности и органично входят в пейзажный фон. Тонко передается состояние природы, зритель чувствует любовь, радость и гордость за свою прекрасную землю. Примером жанрового пейзажа являются живописные полотна "На окраине села" и "Окраина совхоза". Группа студентов, наверное, из художественного училища, остановилась у полотна "Сбор хлопка на юге Киргизии", полушепотом они обсуждают композицию, цветовую палитру и то, как автору удалось воссоздать напряженно-тревожное состояние красновато-фиолетовой гаммой, раздробленностью деталей, которые и создали настроение беспокойства.

Айтиев Гапар Айтиевич: Аксакал кыргызской живописи

Спрашиваю, чем привлекли их работы Гапара Айтиевича. На это молодежь ответила, что интересно посмотреть, как работал самый первый художник тогда еще очень молодой республики, на чем он делал акценты, какую использовал живописную технику – серьезные попались студенты. "А вообще, его знает весь мир, он в изобразительном искусстве то же, что Айтматов в литературе, – объясняет один из будущих художников, – его работы не только в нашем музее, но и в других странах, в частности, в России, Германии, Франции, Америке. Просто можно удивляться таким людям, сколько полотен после себя оставил, да еще и общественной деятельностью занимался". Может, потому, что самым главным для него был интерес к человеку, и не важно, простой ли это чабан, доярка или ученый, писатель, балерина, невероятно выразительные портреты этих людей об истории страны могут рассказать больше, чем иной документ.

Во второй половине 60-х годов прошлого века Айтиев написал серию пейзажей "Земля киргизская". Она включает в себя ряд первоклассных композиций и ставит живописца в ряд крупнейших советских пейзажистов. Горы у Айтиева часто подчеркивают мысль, что Земля – планета людей (интересно, что почти в то же время эта мысль пришла в голову замечательному французскому писателю Антуану де Сент-Экзюпери), а социальный смысл композиций - в глубокой их человечности. Недаром все его полотна написаны в мажорной гамме – художник вводит зрителя в мир вечной красоты, радости или грусти, солнечного дня или туманного утра, вспаханной борозды или поля, где колосится спелая пшеница, чабанов на джайлоо, девушек на хлопковом поле или бегущих физкультурников, где все имеет причастность к огромному миру этой самой планеты людей, откуда мы все родом…

Айтиев Гапар Айтиевич: Аксакал кыргызской живописи

СПРАВОЧНО: Айтиев Гапар Айтиевич. Кыргызский живописец, народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, член-корреспондент Академии художеств СССР
дата рождения 28 сентября 1912 дата смерти 16 декабря 1984
место рождения с. Тулейкен Кара-Суйского района Ошской области
Участник выставок с 1934 года. Член Союза художников с 1934 года. Участник Великой Отечественной войны.
1939 г. Член ВКП(б)/КПСС.
1954 г. Народный художник Киргизской ССР.
1971 г. Народный художник СССР.
1973 г. Член-корреспондент АХ СССР.

Награды:
28 февраля 1946 г. награжден Орденом Ленина.
6 октября 1972 г. награжден Орденом Октябрьской Революции.
Двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта».
11 января 1964 г. награжден медалью «За трудовую доблесть».
1966 г. Лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула Сатылганова.
1982 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1982 года за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения народному художнику СССР Гапару Айтиеву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
27 сентября 1982 г. награжден Орденом Ленина.


Айтиев Гапар Айтиевич: Аксакал кыргызской живописи


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК