Игра теней как высокое искусство
В Бишкеке состоялось открытие фотовыставки фотожурналиста газеты «Слово Кыргызстана» Нины Горшковой «Апрель 2010». Изображения трагических событий - черно-белые истории, рассказанные фотохудожником. Тема экспозиции оказалась гораздо шире просто юбилейной и стала личной для многих. Фотовыставка и презентация альбома состоялась в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств (КНМИИ) им. Г.Айтиева.
Фотоальбом «Апрель 2010» включает в себя представленные на экспозиции черно-белые фотографии, а также эссе, в котором автор размышляет над трагическими событиями 7 апреля 2010 года, свидетелем которых она стала.
Среди множества фотографий участник апрельских событий Жалиль сразу же находит себя. Вот он сразу после ранения. А здесь, его, уже потерявшего сознание уносят товарищи. Черно-белые снимки как память о том дне, когда он чудом остался в живых после штурма Белого Дома. - Глядя на эти фотографии я возвращаюсь в памяти к тому дню, когда был на площади. Мы хотели добиться справедливости, но в ответ получили пули. Меня ранили в живот, я перенес сложную операцию и два месяца пролежал в больнице.Теперь у меня нет одной почки. Но кто-то не выжил, - говорит участник Апрельской революции Жалил Абдылдаев.
Выжить раненным помогали врачи. Их подвиг тоже запечатлен на фотографиях. Их образ -начало отсчета для зрителя. Фотограф Нина Горшкова говорит: смотрите на снимки, открывайтесь и воспринимайте. С вами могут произойти очень интересные изменения. Так когда-то было и с ней. Человеческая боль заставила взять камеру в руки и рассказывать о ней окружающим.
Страсть фотографа к черно-белому не от уважения к классике, не от признания старой доброй пленки и не от любви к ретро. Она играет светом на пленке с одной единственной целью - подчеркнуть темное прошлое. Так легче понять настоящее, - говорит автор.
Добавить к некоторым снимкам хотя бы одно цветовое пятно, и оно станет лишним. Нить повествования незримого рассказчика будет прервана. - Почему черно-белые? Потому , что на них итак слишком много крови. Зачем это подчеркивать, усугублять впечатление, - говорит Нина Горшкова.
По словам автора, на выставке представлены не все фотографии. «Отбирая из большого количества фотографий с площади Ала-Тоо, работы для экспозиции, я стремилась показать, что трагедией этот день стал для каждого и это – главная мысль. Ведь беда общая, национальная для несогласных и смирившихся, митингующих и милиционеров, политиков, простых обывателей – это боль… Мы можем ее иногда не ощущать, как притаившуюся опухоль, которая постепенно, исподтишка, разъедает человека, очень часто давая о себе знать лишь тогда, когда сделать уже ничего нельзя», - отметила Н.Горшкова.
В черно-белой фотографии - все внимание привлечено к выражению лиц и настроению в глазах. Образы апрельской революции получились жесткими, если не колючими.Для автора в этом - особый смысл, который она запечатлела в отдельном альбоме. Каждый, кто его откроет, вспомнит своих героев. Вспомнит Апрель 2010-го.
Фото: Юлия Тенькова
Текст: Алия Сарлыкова, Бекназар Шермамбетов, ОПК
Обсудим?
Смотрите также: