Международному аэропорту «Каракол» присвоен статус Международного
Рейс Алматы-Каракол 2 декабря 2011г является первым международным авиарейсом в истории каракольского аэропорта за время Независимости. Предусмотрены 2 рейса в неделю - по понедельникам и пятницам. « Это сложный рискованный для бизнесменов проект. Редко в начале проекта бывает даже 75%-я коммерческая загрузка,- говорит Мирали Мухамедзиев, директор кыргызкой Т/ф « Муза. Туризм. Путешествия»,- Зато он предоставляет возможности для развития культурного и исторического туризма. Проект стал возможен благодаря поддержке Программы USAID по местному развитию. Кстати, 2011год- юбилейный для USAID, отмечающего свое 50-летие».
По данным Нацстаткомитета КР, нынче основным инвестором в сферу туризма страны является США - 62,2% от общего объема привлеченных инвестиций. USAID успешно решило стоявшие на пути проблемы: отсутствие международного статуса у аэропорта; непригодный для приема туристов построенный еще в 1979г аэровокзал и отсутствие самих авиарейсов.
По словам Елены Бабак, директора ОАО « МАМ» по региональному развитию, ОАО « МАМ» выделил около 5 млн сомов на ремонт терминала. Он был сделан в кратчайшие сроки « сентябрь-ноябрь», чтобы успеть к началу зимнего турсезона. Площадь реконструкции- 250 кв м.
«Сегодня я счастлив, что воздушная жизнь на Иссык-Куле снова « закипела»,- вспоминает свою летную карьеру президент Ассоциации авиаперевозчиков Таалайбек Окенов,- В 1991г был принят последний самолет из-за рубежа, так что сегодня у аэропорта своеобразный 20-летний юбилей!»
Окенов рассказал, что аэропорт» Каракол» был образован 1 января 1971 году тогда еще в Пржевальске. Первым командиром авиаэскадрильи был Зарлык Исманов, под его руководством развивался аэропорт. Летали в советское время 13 « Ан-2», 12 « Ан-28» и 3 « Як-4», а также вертолеты. Сегодня они являют собой раритеты, грустно бездействуя и постепенно разрушаясь сбоку от взлетной полосы. ( А ведь можно было бы открыть музей истории кыргызской авиации!) Асфальтовая взлетная полоса была введена в строй в 1978г.
Директор Каракольского филиала ОАО « МАМ» ( иными словами, директор а/п « Каракол») Бакир Дусалиев начал свою авиакарьеру в далеком 1970-м с должности радиотехника, затем проработал инженером в радиолокационной и аэронавигационной службах. Стаж - 41 год. « При СССР ежедневно аэропорт принимал до 450-ти человек, перевозил грузы, был задействован на авиахимработах. Люди летали в Казахстан, Узбекистан, а немалые доходы шли в казну государства,- рассказывает Бакир Дусалиев,- Последний регулярный рейс был осуществлен в 2002 году, но и сам аэропорт, и его команда находились «в рабочем состоянии», выполняя длительные и подконтрольные рейсы по спецзаданию и санитарные задания. В 2009г был произведен ямочный ремонт взлетно-посадочной полосы, недавно положено 4см нового асфальтового покрытия на рулежных дорожках и перроне. В 2010г было установлено ограждение по периметру аэропорта длиной 8км. В прошлом году аэропорт принял 10 самолетов, в том числе 2 самолета санавиации и 16 вертолетов ( все военные вертолеты и МЧС)».
Министерство транспорта и коммуникаций КР не «случайно» инициировало придание международного статуса аэропорту « Каракол». Все работники имеют 4й уровень знания английского языка, «Кыргызаэронавигация» контролирует зимой до 15-ти рейсов в сутки и до 35-ти рейсов летом, которые проходят в Индию, Малайзию из РФ, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Европы по воздушной трассе через кыргызскую территорию. Диспетчера аэропорта обеспечивают взлет-посадку судов. Есть и 2 международные трассы в Китай, которые работают круглосуточно.
Взлетно-посадочная полоса позволяет принимать суда до 35-ти тонн, как раз такие смогут покрыть расстояние из Каракола до Алматы, Астаны, Омска, Новосибирска. Так что аэропорт на 90% готов к приему отдыхающих из Казахстана и России, но нужно организовать заправочный комплекс. Площадь аэропорта- 148,5 га, но он обслуживает самолеты только в светлое время суток, так как отсутствует светосигнальное оборудование.
Сегодня аэропорт « Каракол» обрел «второе дыхание». 1,5 часа полета и путешественник из Алматы уже в Караколе. Удобно, быстро и комфортно! Ни тебе изнурительной поездки, ни долгого прохождения таможенных постов на границе, ни перетаскивания тяжелого багажа на себе через таможенную зону! Перелет в обе стороны стоит 220$ (будний тариф) или 300$ (праздничный), как сказала представитель казахской турфирмы «Компас» Инна Дорош. Время перелета также очень удобно- из Алматы вылет в 8.30 утра и назад из Каракола – в 11.00. Вес багажа- 20кг и 5кг ручной клади!
Представители авиакомпании «SCAT» изыскали возможность сделать льготный тариф для жителей Каракола- всего 130-150$, то есть разработали специальную программу для открытия социальных рейсов, чтобы каракольцы смогли посещать знаменитый горнолыжный курорт « Шымбулак». «Это важно для рядовых граждан, так как областной центр получил возможность воздушного сообщения. Своего рода, « окно в мир»,- считает караколец Аскар Самаев.
Вот только пока не решается проблема открытия внутренний рейсов. По словам Елены Бабак, за 1 час 15 минут полета из Бишкека в Каракол отечественный пассажир должен « выложить» сумму, которая не по карману среднестатистическому гражданину. Перевозчик опасается, смогут ли также авиаперелеты « Каракол-Джалал-Абад» и «Каракол-Ош» внутри республики стать стабильными. К сожалению, пока не получена поддержка от авиалиний внутри республики.
2 июля 2011г – ровно полгода назад аэропорт « Чолпон-Ата» принял 1й рейс Алматы-Тамчи. До настоящего времени им принято 36 рейсов, процент загруженности не снижался ниже 75%. Сегодня заработал и а/п « Каракол». Авиакомпании «SCAT» при продаже авиабилетов сразу же предлагает пассажирам зарезервировать проживание и трансфер от аэропорта. Это, по мнению директора Кыргызаэронавигации Шакира Джангазиева, очень хороший толчок для развития экономики Иссык-Кульского региона.
Соб.корр Time.kg : Ирина Байрамукова
Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg
Обсудим?
Смотрите также: