Дорога, дорога, ты значишь так много…
Как известно, экономическое развитие страны в целом и ее регионов напрямую зависит от транспортных сообщений. Через Иссык-Кульскую область проходят различные маршруты ВШП, к высокогорным пикам Победа и Хан-Тенгри, к курортно-рекреационным и горнолыжным туристическим объектам.
Всех их связывает асфальтированная автомобильная траса по периметру озера длиной около 440 км и второстепенные дороги и дороги местного значения в пределах населенных пунктов, как правило, грунтовые. Если к туристским объектам жители Кыргызстана смогут добраться на автомашинах различной проходимости, то нашим соседям, чья доля в туризме наибольшая - казахстанцам, приходится преодолевать изнурительный многочасовой путь сначала из Алматы в Бишкек 280км, затем до Балыкчи еще 180 км и уже до места назначения Максимальное расстояние - до города Каракол очень привлекательного для гостей своей историей и памятниками архитектуры, примерно 220 км. Со стороны Каракола заезд также на один из самых протяженных ледников « Иныльчек», который является достопримечательностью мирового масштаба.
Современные туристские автобусы и бусы в сезон постоянно курсируют между Алматой, Бишкеком, Балыкчи, Чолпон-Атой и Караколом. С автовокзалов в Караколе и Балыкчи отправляются также автобусы местного значения, на которых можно доехать до населенных пунктов на южном берегу. Туристам также можно из Бишкека до Балыкчи доехать по ж/дороге ( длина около 170 км), но сегодня ж/д сообщение используется в первую очередь для грузоперевозок. Перевозка же пассажиров ограничивается в сезон одним рейсом в день.
Для справки.
Среди туристов, приезжающих в Каракол, на первом месте граждане Казахстана- 40%, на втором- России -30% и остальные места делят кыргызстанцы и граждане Дальнего Зарубежья.
Правда, вдоль объездной имеются еще в КПП- между ними примерно 12-15км. Они располагаются на мостах через реку Чу, один из них - мост Дунларова. Но через эти пункты пропуска могут проходить только жители прилегающих населенных пунктов, там проверяют прописку и не выдают миграционные листы. Так что алма-атинцам можно ехать только через пост « Ак-Жол».
Для справки.
Граждан Казахстана пропускают в Кыргызстан также через КПП « Чон-Капка автодорожный», расположенный на границе Таласской области КР в 15-ти км от казахского города Тараз, и через КПП со стороны Чалдовар.
Правда, на востоке имеется самое короткое автодорожное сообщение между Иссык-Кульской областью Кыргызстана и Казахстаном по долине реки Каркыра: от Каракола до Тюпа 40км + до границы с КПП «Каркыра» на кыргызско-казахской границе примерно 110 км. Казахстанцам надо по этой дороге проехать из Алматы до Каракола всего 360 км вместо почти 700км в объезд! Но проблема в том, что дорога там уже давно « убита», всего 76 км со стороны Кыргызстана практически стоят капитального ремонта самого навороченного джипа.
Для справки
Между Верным и Аксуйским военным укреплением, располагавшимся в современном селе Теплоключенка, иными словами между Алматы и Караколом через перевал Санташ и реку Чилик еще в 1867 г был открыт первый вьючный тракт.
В 1870 г. было налажено сообщение между Верным и Караколом через Пишпек. Дорога проходила по северному побережью Иссык-Куля. В 1967 г. было завершено строительство автороги с асфальтовым покрытием вокруг Иссык-Куля
Железная дорога от г.Бишкека до г.Балыкчы, проходящая по очень пересеченному Боомскому ущелью, была сдана в эксплуатацию в 1950 г. В 1987 г. на конечной станции был построен большой железнодорожный вокзал.
По словам завотдела промышленности, строительства, транспорта и коммуникаций Иссык-Кульской облгосадминистрации Кубанычбека Асаналиева, кто ездил на знаменитый Санташ - курган на высоте 2000 м с насыпью из камней, известный как «считанный камень», знает, как сложно проехать по этой дороге. Ее называют дорогой Тамерлана.
Для справки
Легенда происхождения кургана связывает его с именем полководца Тимура (Тамерлана). Тимур, выступивший в военный поход, проходя через перевал, приказал каждому воину захватить по камню и сложить их в курган. По возвращению из похода Тимур вновь приказал каждому воину взять из кургана по камню. Оставшиеся камни погибших воинов образовали курган Сан-Таш. Когда Тамерлан приходил сюда, то он определял величину своего погибшего войска по количеству камней: 1 камень значит - 1 воин.
Так по легенде возник памятник погибшим воинам, символизирующий материализованную статистику жертв войны.
Однако значительная часть камней кургана имеет диаметр более 0,5 м., а вес более 100 кг. Переносить такие камни было едва ли под силу даже самым могучим воинам Тимура.
«Даже из-за исторических соображений давно пора восстановить эту автотрассу»,-считает Кубанычбек Асаналиев.
В 2008г выделено на ее строительство 1млрд 900млн сомов из бюджета государства, тендер на строительные работы выиграла болгарская компания « Терра Импоймент». Но пока что асфальтом покрыты лишь 30км автодороги. Прошлогодние политические события не только не позволили завершить строительные работы, но и Казахской Стороной пропуск через КПП был закрыт.
Это « больно ударило» как по с/х-ву ( по этой дороге КАМазы увозили в Казахстан, а оттуда – в Россию кыргызстанские яблоки, абрикосы, картофель; здесь же шли и контрабандные грузы), так и по туризму. Кстати, кыргызские и казахские туроператоры обращались к Правительству, но КПП пока все еще закрыт! В этом году выделено 90 млн сомов для покрытия дороги вторым слоем асфальта. Больше денег нет. Иссык-Кульская облгосадминистрация запрашивает на следующий 2012й год у Минфина для продолжения строительных работ на автотрассе сумму в размере 300млн сомов».
Остается самый легкий путь - воздушный! Но не каждый рядовой гражданин сможет им воспользоваться из-за дороговизны полетов- билеты ему обойдутся от 225$ выше. А если едет семья? Ей выгоднее приехать наземным путем через пост « Каркыра». Житель Алматы Олег Белов рассказал, что ждет - не дождется, когда сможет приехать на Иссык-Куль более короткой, но очень живописной дорогой.
Соб.корр Time.kg : Ирина Байрамукова
Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg
Обсудим?
Смотрите также: