Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ и РАССТОЯНИЯ » Дорога, дорога, ты значишь так много…

Дорога, дорога, ты значишь так много…

5 835


Дорога, дорога, ты значишь так много…

Как известно, экономическое развитие страны в целом и ее регионов напрямую зависит от транспортных сообщений. Через Иссык-Кульскую область проходят различные маршруты ВШП, к высокогорным пикам Победа и Хан-Тенгри, к курортно-рекреационным и горнолыжным туристическим объектам.

Всех их связывает асфальтированная автомобильная траса по периметру озера длиной около 440 км и второстепенные дороги и дороги местного значения в пределах населенных пунктов, как правило, грунтовые. Если к туристским объектам жители Кыргызстана смогут добраться на автомашинах различной проходимости, то нашим соседям, чья доля в туризме наибольшая - казахстанцам, приходится преодолевать изнурительный многочасовой путь сначала из Алматы в Бишкек 280км, затем до Балыкчи еще 180 км и уже до места назначения Максимальное расстояние - до города Каракол очень привлекательного для гостей своей историей и памятниками архитектуры, примерно 220 км. Со стороны Каракола заезд также на один из самых протяженных ледников « Иныльчек», который является достопримечательностью мирового масштаба.

Дорога, дорога, ты значишь так много…
Дорога, дорога, ты значишь так много…

Современные туристские автобусы и бусы в сезон постоянно курсируют между Алматой, Бишкеком, Балыкчи, Чолпон-Атой и Караколом. С автовокзалов в Караколе и Балыкчи отправляются также автобусы местного значения, на которых можно доехать до населенных пунктов на южном берегу. Туристам также можно из Бишкека до Балыкчи доехать по ж/дороге ( длина около 170 км), но сегодня ж/д сообщение используется в первую очередь для грузоперевозок. Перевозка же пассажиров ограничивается в сезон одним рейсом в день.

Для справки.
Среди туристов, приезжающих в Каракол, на первом месте граждане Казахстана- 40%, на втором- России -30% и остальные места делят кыргызстанцы и граждане Дальнего Зарубежья.

Правда, вдоль объездной имеются еще в КПП- между ними примерно 12-15км. Они располагаются на мостах через реку Чу, один из них - мост Дунларова. Но через эти пункты пропуска могут проходить только жители прилегающих населенных пунктов, там проверяют прописку и не выдают миграционные листы. Так что алма-атинцам можно ехать только через пост « Ак-Жол».

Для справки.
Граждан Казахстана пропускают в Кыргызстан также через КПП « Чон-Капка автодорожный», расположенный на границе Таласской области КР в 15-ти км от казахского города Тараз, и через КПП со стороны Чалдовар.

Дорога, дорога, ты значишь так много…
Дорога, дорога, ты значишь так много…

Правда, на востоке имеется самое короткое автодорожное сообщение между Иссык-Кульской областью Кыргызстана и Казахстаном по долине реки Каркыра: от Каракола до Тюпа 40км + до границы с КПП «Каркыра» на кыргызско-казахской границе примерно 110 км. Казахстанцам надо по этой дороге проехать из Алматы до Каракола всего 360 км вместо почти 700км в объезд! Но проблема в том, что дорога там уже давно « убита», всего 76 км со стороны Кыргызстана практически стоят капитального ремонта самого навороченного джипа.

Для справки
Между Верным и Аксуйским военным укреплением, располагавшимся в современном селе Теплоключенка, иными словами между Алматы и Караколом через перевал Санташ и реку Чилик еще в 1867 г был открыт первый вьючный тракт.

В 1870 г. было налажено сообщение между Верным и Караколом через Пишпек. Дорога проходила по северному побережью Иссык-Куля. В 1967 г. было завершено строительство автороги с асфальтовым покрытием вокруг Иссык-Куля
Железная дорога от г.Бишкека до г.Балыкчы, проходящая по очень пересеченному Боомскому ущелью, была сдана в эксплуатацию в 1950 г. В 1987 г. на конечной станции был построен большой железнодорожный вокзал.




Дорога, дорога, ты значишь так много…
Дорога, дорога, ты значишь так много…

По словам завотдела промышленности, строительства, транспорта и коммуникаций Иссык-Кульской облгосадминистрации Кубанычбека Асаналиева, кто ездил на знаменитый Санташ - курган на высоте 2000 м с насыпью из камней, известный как «считанный камень», знает, как сложно проехать по этой дороге. Ее называют дорогой Тамерлана.

Для справки
Легенда происхождения кургана связывает его с именем полководца Тимура (Тамерлана). Тимур, выступивший в военный поход, проходя через перевал, приказал каждому воину захватить по камню и сложить их в курган. По возвращению из похода Тимур вновь приказал каждому воину взять из кургана по камню. Оставшиеся камни погибших воинов образовали курган Сан-Таш. Когда Тамерлан приходил сюда, то он определял величину своего погибшего войска по количеству камней: 1 камень значит - 1 воин.

Так по легенде возник памятник погибшим воинам, символизирующий материализованную статистику жертв войны.
Однако значительная часть камней кургана имеет диаметр более 0,5 м., а вес более 100 кг. Переносить такие камни было едва ли под силу даже самым могучим воинам Тимура.


Дорога, дорога, ты значишь так много…
Дорога, дорога, ты значишь так много…

«Даже из-за исторических соображений давно пора восстановить эту автотрассу»,-считает Кубанычбек Асаналиев.
В 2008г выделено на ее строительство 1млрд 900млн сомов из бюджета государства, тендер на строительные работы выиграла болгарская компания « Терра Импоймент». Но пока что асфальтом покрыты лишь 30км автодороги. Прошлогодние политические события не только не позволили завершить строительные работы, но и Казахской Стороной пропуск через КПП был закрыт.

Это « больно ударило» как по с/х-ву ( по этой дороге КАМазы увозили в Казахстан, а оттуда – в Россию кыргызстанские яблоки, абрикосы, картофель; здесь же шли и контрабандные грузы), так и по туризму. Кстати, кыргызские и казахские туроператоры обращались к Правительству, но КПП пока все еще закрыт! В этом году выделено 90 млн сомов для покрытия дороги вторым слоем асфальта. Больше денег нет. Иссык-Кульская облгосадминистрация запрашивает на следующий 2012й год у Минфина для продолжения строительных работ на автотрассе сумму в размере 300млн сомов».

Дорога, дорога, ты значишь так много…

Остается самый легкий путь - воздушный! Но не каждый рядовой гражданин сможет им воспользоваться из-за дороговизны полетов- билеты ему обойдутся от 225$ выше. А если едет семья? Ей выгоднее приехать наземным путем через пост « Каркыра». Житель Алматы Олег Белов рассказал, что ждет - не дождется, когда сможет приехать на Иссык-Куль более короткой, но очень живописной дорогой.

Соб.корр Time.kg : Ирина Байрамукова

Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК