Создать аккаунт

Шубин Петр Федорович

16 331


И зазвучал оркестр нотой…


Шубин Петр Федорович

Шубин Петр Федорович – педагог, дирижер и композитор, сыгравший неоценимую роль в становлении театрального искусства и новой национальной музыкальной культуры. Член Союза композиторов Киргизской ССР, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, организатор и руководитель первого оркестра народных инструментов, который исполнял вначале произведения П. Шубина (обработки инструментальных пьес М. Куренкеева, А. Огонбаева, А. Малдыбаева, Д. Шералиева, его «Фантазию» на киргизские темы, увертюру «Жаш тилек»). Впоследствии вместе с В. Фере и В. Власовым «обработаны» популярные старинные песни, хоры, а также музыка для танцевального ансамбля. Наряду с обработками и переложениями народных песен и мелодий П.Ф. Шубин создавал оригинальные песни на тексты киргизских поэтов. Лучшая из них – «Гулдоп ал» («Расцветай») на слова Токтогула – стала одной из самых любимых народом.
В Киргизию приехал в 1928 г. и навсегда остался в этом горном крае, связав свою судьбу с развитием киргизского профессионального искусства. Первое время он работал в только что созданном театре рабочей молодежи. Здесь и произошло знакомство с молодым музыкантом и певцом А. Малдыбаевым, для которого Петр Федорович стал первым учителем в освоении музыкальной грамоты. Скоро студия реорганизуется в Киргизский театр и музыкальный техникум. И П.Ф. Шубин в течение пяти лет преподает в них музыкально-теоретические предметы, обучая классическим основам музыкальной культуры будущих музыкантов. У него занимались не только молодые, но практически все музыканты, в том числе и уже известные акыны и ырчы. Учениками Петра Федоровича были А. Тулеев, М. Абдраев, А. Аманбаев, Ф. Назаров и многие другие, ставшие впоследствии крупнейшими деятелями музыкального искусства республики.
В 1935 г. П.Ф. Шубин был приглашен в Киргизский театр для создания музыки к спектаклям и руководства только что организованной в театре группой музыкантов. На базе этого небольшого театрального ансамбля он в 1936 г. организует оркестр киргизских народных инструментов, руководителем которого оставался до конца жизни. Первый состав оркестра объединял двадцать два музыканта. Среди них – виднейшие мастера народной музыки М. Куренкеев, К. Орозов, Ы. Туманов, К. Акиев, М. Мусулманкулов, А. Усенбаев, Ш. Термечиков, А. Огонбаев, М. Баетов, О. Болеболаев, С. Бекмуратов и многие другие. Работа в оркестре, руководимом П.Ф. Шубиным, способствовала творческому росту народных мастеров. Особенно заметный поворот произошел в исполнительском мастерстве замечательного комузиста Ыбрая Туманова. Он создал огромное количество кюу, в которых воспевался новый духовный мир людей. Одно из его произведений – «Кара тулпар» («Черный тулпар») – в настоящее время нередко исполняется и известно под названием «Паровоз».
Осенью того же 1936 г. оркестр выделяется из состава театра в самостоятельный художественный коллектив. Петр Федорович был назначен художественным руководителем оркестра и одновременно возглавил работу Республиканской филармонии. Скоро оркестр и филармония становятся настоящей «кузницей» исполнителей и создателей национальной музыки. При непосредственном участии П.Ф. Шубина в этих коллективах были воспитаны первые киргизские дирижеры: Ш. Арабаев, Ш. Орозов, А. Аманбаев; солисты: К. Чодронов, М. Махмутова, Г. Вазнулина, А. Куттубаева, композитор Д. Шералиев…
Петр Федорович Шубин родился 10 июля 1894 г. в селе Тагил Троицкого района Оренбургской губернии в семье каменщика. С малых лет нужда заставила мальчика помогать отцу в работе, но, однако, он одновременно продолжал учиться в двухклассном училище.
Обладая незаурядными голосом и слухом, Петр в десятилетнем возрасте уже пел в хоре. Вскоре стал «руководить» оркестром крестьянских детей, исполнявших «по слуху» польки и вальсы малолетнего композитора Петра Шубина.
В 1906 г. местная помещица увезла юного композитора в Петербург, где его обучали музыке, и в 1912 г. Петр стал студентом высших музыкальных курсов по классу теории, композиции и фортепиано. Через три года, в 1915 г., Петр Шубин стал учителем музыки, но проработал всего два года. В 1917 г. происходит историческая Великая Октябрьская социалистическая революция. Молодой учитель музыки принимает в ней активное участие и затем отправляется защищать ее завоевания на фронтах Гражданской войны.
В этот период, работая инструктором политотдела Башкирии, он начинает записывать башкирские народные песни на ноты.
Вернувшись в 1922 г. в Оренбург, Петр Шубин полностью посвящает свою жизнь творческой, педагогической и концертно-исполнительской деятельности. Мало того, еще во время Гражданской войны проявился талант композиции: он написал фантазию «Атаки красной конницы», в которой воспевается революционный энтузиазм, которым жила тогда вся страна.
Скоро одно за другим появляются произведения самых различных жанров. За три года их было написано около ста пятидесяти. В большинстве из них «звучат» темы, связанные со свершившейся революцией, с образом ее вождя – В.И. Ленина и Гражданской войной. Наиболее крупными сочинениями стали: трехактный балет «Освобожденная Россия», симфония «Гибель богов», фантазия «Октябрьский переворот» (1922–1925 гг.); «Траурный марш» (1924 г.), посвященный памяти В.И. Ленина. В это же время творческую работу П.Ф. Шубин успешно сочетал с педагогической, например, преподавал теорию музыки в Татарском педагогическом техникуме, а также в Доме художественного воспитания детей.
В 1926–1928 гг. П.Ф. Шубин занимался концертно-исполнительской деятельностью, выступая в г. Оренбурге и области как композитор-пианист, исполняя преимущественно свои произведения
В 1928 г. Советом профсоюзов республики молодой музыкант был приглашен в Киргизию. С этого времени начинается отсчет его неустанных забот о развитии киргизского профессионального искусства. Всю свою жизнь он посвятил себя делу строительства новой музыкальной культуры в республике и воспитанию киргизской интеллигенции в области музыки.
Заведуя музыкальной частью музыкально-драматической студии, он первым обучает в 1929 г. музыкальной грамоте и знакомит с лучшими образцами музыкальной классики тогда еще начинающего киргизского композитора Абдыласа Малдыбаева, готовит исполнителей в музыкальном техникуме. Эту педагогическую работу он совмещает с исполнит ельской, композиторской и дирижерской в театре.
В 1935 г. вместе с А. Малдыбаевым П.Ф. Шубин создал музыку к драме «Карачач» по сценарию К. Джантошева. Специалисты считают, что это произведение в значительной степени «подготовило почву» для создания и постановки последующих музыкально-драматических произведений, созданных на основе народных мотивов. Скоро в г. Фрунзе появился первый самодеятельный хоровой коллектив, создателем и руководителем которого был П.Ф. Шубин.
Надо сказать, что в музыкальной традиции киргизов не существовало ансамблей или оркестров. Единственным ансамблем, знакомым киргизским музыкантам и слушателям, было сольное пение в сопровождении комуза. И инструменталисты никогда не играли вместе. Чаще акыны выступали в состязаниях, но по отдельности.
В таких условиях создать оркестр было делом нелегким. И все-таки в 1936 г. оркестр народных инструментов был создан, и П.Ф. Шубин стал его художественным руководителем. Это имело огромное значение для развития киргизского музыкального искусства. Народные инструменты по инициативе П.Ф. Шубина и с помощью музыкального мастера К. Верхоглядова были модернизированы и усовершенствованы. Для московской фабрики музыкальных инструментов были подготовлены проекты модернизации комуза, кыл-кыяка, чоора. Вскоре была получена и быстро «освоена» партия реконструированных комузов пяти видов: пикколо, прима, альт, тенор и бас. Были введены в состав оркестра и европейские инструменты: флейта, гобой, фагот.
Выступления оркестра не только на сценических площадках г. Фрунзе, но и в селах республики неизменно пользовались успехом и собирали многочисленную аудиторию. И не случайно! Известные народу мелодии исполнялись вполне профессионально.
«Все оркестранты проходят нотную грамоту – поют сольфеджио и играют по нотам. Даже наши старики, которым минуло по 60–70 лет, за короткий срок изучили ноты и прекрасно исполняют сложные музыкальные номера…
Киргизский оркестр построен отлично от других национальных оркестров. В нем три основных группы инструментов: деревянные духовые – чоор (флейта), сурнай (гобой), смычковые – кыяки и щипковые – комузы. В большинстве же других оркестров преобладает унисон – от первого до последнего инструмента играют лишь мелодии» (1), – писал об особенностях оркестра Петр Федорович в 1937 г.
П.Ф. Шубин сумел привлечь в оркестр крупнейших народных музыкантов – М. Куренкеева, К. Орозова, М. Мусулманкулова, М. Баетова, А. Огонбаева. Первые киргизские дирижеры Ш. Аралбаев, Ш. Орозов, А. Аманбаев были воспитаны в оркестре. Скоро оркестр объединял в своем составе шестьдесят музыкантов, имеющих специальное музыкальное образование. Петр Федорович Шубин дал путевку в большое искусство ныне известным в республике композиторам М. Абдраеву, А. Тулееву, К. Молдобасанову и многим другим.
Создавая репертуар для оркестра, П.Ф. Шубин обработал и сочинил более восьмидесяти народных мелодий и оригинальных произведений, среди которых известные в народе и ставшие хрестоматийными пьесы: «Беш ыргай», «Комузчу», «Киргизский шуточный» и др.
Знаменательным в культурной жизни республики стал 1936 год. Всекиргизская олимпиада народного творчества, прошедшая в октябре, явилась настоящим праздником народного искусства, где и проявились наиболее яркие народные таланты. Сама историческая ситуация, обусловившая быстрый рост всей культуры киргизского народа, заставила работников молодого национального искусства предпринять необходимые «шаги».
Прежде всего нужна была организация, в которой смогли бы продемонстрировать свои способности, учиться и работать музыканты, народные певцы. И в декабре 1936 г. в республике была создана Киргизская государственная филармония, названная именем акына, поэта-демократа Токтогула Сатылганова.
Ядро филармонии составил оркестр народных инструментов, организованный Петром Федоровичем Шубиным, который профессионально объясняет первые шаги оркестра: «Когда на одном из концертов были показаны первые работы ансамбля, им заинтересовались широкие массы общественности. Решено было послать инструменты в Москву для модернизации, и вскоре мы получили новые полнозвучные комузы, кыяки, чооры. Наш ансамбль начал быстро расти, вскоре он состоял уже из двадцати двух музыкантов.
Для большей звучности ввели в оркестр несколько европейских инструментов – гобой, флейту, фагот и ряд ударных. Многие не верили в возможность такого сочетания, однако практика показала обратное. Введение нескольких европейских инструментов, не нарушая национального колорита звучания, придало оркестру большую звучность и яркость, палитра расширилась, стала красочнее».
С первых же дней создания оркестра была организована учеба по овладению музыкальной грамотой – без этого оркестр не мог двигаться вперед. Вместе с овладением нотной грамотой росла общая культура коллектива оркестра.
О репетиции оркестра народных инструментов, которую проводил его руководитель Петр Федорович, проводимой в зале филармонии, В.С. Виноградов пишет: «Я встречаюсь с этим коллективом впервые. Сижу в стороне, слушаю, наблюдаю, заношу в блокнот первые впечатления.
Неторопливо, терпеливо, с большим педагогическим тактом П.Ф. Шубин разучивает партии чуть ли не с каждым музыкантом в отдельности. Слушают внимательно. Старательно выполняют указания. Царит напряженная творческая атмосфера. Глаза всех устремлены в поставленные перед ними пюпитры. Играют по нотам. Дается это нелегко. Некоторые оркестранты явно не в ладах с ними. И это неудивительно. В большинстве своем здесь сидят почтенные аксакалы немолодого возраста, уже завоевавшие широкое признание, такие, как выдающиеся комузисты, певцы: Карамолдо, Ибрай, Молдобасан, Атай, Калык, Алымкул и другие.
Среди них мое внимание сразу же привлек кыякист, заметно выделявшийся на общем фоне своим патриархальным видом. В ансамбле он был, несомненно, самым пожилым. Мне показалось тогда, что существует своего рода гармония между этим старым, очень старым человеком и его инструментом, на котором лежит отпечаток глубокой древности. Ведь кыяк своей формой красноречиво говорит о его происхождении от охотничьего лука.
«Кто это?» – спрашиваю Шубина во время антракта.
«Старейшина киргизской музыки – Мураталы Куренкеев», – отвечает он.
«Сколько же ему лет?»
«Да, вероятно, под восемьдесят».
«Неужели в таком возрасте он проявляет интерес к нотам?!».
«А Вы попробуйте проэкзаменуйте его». При этих словах Шубин попросил Мураталы подойти к роялю, возле которого мы вели разговор.
К нам приближался рослый, представительный, по определению Затаевича, «величавый» старец. Он шел вразвалку, но уверенно, бросая на нас из-под густых высоко взметнувшихся бровей пытливый и немного суровый взгляд. Я был в два раза моложе его, стеснялся «экзаменовать», но Шубин стал называть вразбивку различные ноты и, к моему величайшему удивлению, Мураталы безошибочно воспроизводил их не на кыяке, а на клавиатуре рояля.
«Это он уж сам теперь, по собственной инициативе освоил клавиатуру», – сказал Шубин, а в это время старческие, подагрические пальцы кыякиста «сверх программы» подбирали какую-то мелодию.
Я слышал все это своими ушами, видел своими глазами и тем не менее такая любознательность, настойчивость старого Мураталы мне казалась невероятной» (2).
Очевидно, не только любознательность и настойчивость замечательного акына сыграли свою определяющую роль в освоении нотной грамоты. Удивительный педагогический такт, терпеливость и неторопливость педагога П.Ф. Шубина и, наверное, безграничное доверие аксакалов-акынов к своему учителю играли неменьшую роль.
О том, как ненавязчиво, но настойчиво работал П.Ф. Шубин с известными музыкантами, снова вспоминает В. Виноградов: «Я слушаю Атая увлеченно, с неослабевающим интересом. Чувствуя общую заинтересованность, он музицирует охотно, с подъемом. Сзади меня, где-то в зале, сидит руководитель оркестра народных инструментов Петр Федорович Шубин. Степенным своим баском он время от времени подсказывает певцу репертуар. Шубин его знает прекрасно. Атай является участником руководящего им оркестра народных инструментов, часто выступает в концертах в качестве певца и комузиста.
«Маш Ботой» – сигналит Шубин. Атай бросает взгляд в его сторону, улыбается и подняв рукава, начинает играть. Теперь открывается второе отделение его концерта: он демонстрирует искусство комузиста – исполнителя собственных и традиционных произведений…
Музыка звучит зажигательно, в бешеном темпе. Тема сверкает многими своими сторонами, проскальзывает то вверху, то внизу. При этом все движения, все пассажи выполняются чисто, отточены, без погрешностей.
«Жакшы», – кричит на весь зал мой сосед, экспансивный Фере.
«Ак тамак, кок тамак», – невозмутимо гудит Шубин. Атай прислушивается и тут же с ходу играет названную пьесу. И она сопровождается зрелищными эффектами» (3).
Скоро все участники оркестра уже четко слышали «общий голос» и понимали малейшее движение руки дирижера.
С каждым годом расширялся репертуар, скоро он уже состоял почти из шестидесяти произведений.
Ведущее место в репертуаре составляли произведения первого киргизского композитора Абдыласа Малдыбаева, ученика П. Шубина. Несколько интересных произведений для оркестра создали московские композиторы В. Власов и В. Фере, впоследствии ставшие «киргизскими» до конца их творческой жизни. Произведения, созданные этими подвижниками музыкального искусства, и сегодня не исключены из репертуара Академического театра оперы и балета.
В репертуар оркестра постепенно включаются песни советских композиторов, впервые в большом оркестре зазвучали киргизские песни, мелодии Атая Огонбаева, Мураталы Куренкеева. Сам П.Ф. Шубин обрабатывает для оркестра мелодии Токтогула, Мусы Баетова, Мураталы Куренкеева и других, написал он и фантазию на киргизские темы.
Исполнительское мастерство оркестра постоянно росло. С самого его «рождения» активное участие в выступлениях оркестра принимали акыны-импровизаторы, комузисты, кыякисты, артисты, игравшие на чооро: Карамолдо Орозов, Атай Огонбаев, Ибрай Туманов, Калык Акиев, Алымкул Усенбаев и другие. В оркестре был воспитан и первый киргизский дирижер – Шейше Орозов. Необходимо отметить, что выступления оркестра с их участием пользовались большим успехом.
В 1936 г. под руководством Атая Огонбаева был создан первый в республике ансамбль комузистов из шести музыкантов. Эта форма исполнительства получила потом самое широкое распространение. Начало тем не менее было положено именно в это время и не без участия П.Ф. Шубина. П.Ф. Шубин вместе с В. Власовым и В. Фере, кроме того, что в свое время создали произведения на киргизские народные темы для фортепиано, скрипки, виолончели, для ансамбля комузистов «обработали», переведя на ноты, огромное количество песен и пьес.
В том же 1936 г. оркестр народных инструментов совместно с хором Киргизского театра завоевал первое место на Всесоюзной хоровой олимпиаде.
Весной 1938 г. в Москве была произведена грамзапись восьми произведений, исполняемых оркестром, а летом оркестр выступал с концертами в Казахстане, Узбекистане, на юге Киргизии.
I Декада киргизского искусства, состоявшаяся в 1939 г. в Москве, явилась экзаменом на зрелость, своеобразным отчетом о творческих достижениях музыкального коллектива оркестра перед взыскательными и требовательными зрителями столицы.
Выступления оркестра получили высокую оценку москвичей, особенно было отмечено исполнение «Мураз-Кербез». Вот что писала газета «Правда» об этом выступлении: «Звучность оркестра оригинальна и разнообразна, богаты его тембровые окраски… Исполненные оркестром народные мелодии очень хороши…». Руководитель оркестра П.Ф. Шубин получил восторженные отзывы и поздравления выдающихся музыкантов страны Д. Кабалевского, В. Виноградова, Р. Глиэра, Д. Шостаковича, Ю. Шапорина, А. Хачатуряна, В. Белого.
За выдающиеся заслуги в развитии музыкальной культуры и воспитание национальных художественных кадров Президиум Верховного Совета СССР наградил Киргизскую государственную филармонию орденом Трудового Красного Знамени, а большую группу артистов орденами и медалями Советского Союза.
Это был первоначальный период работы, становление коллектива. Но лучшие традиции, заложенные в тридцатые годы, продолжают жить и поныне.
Высоко оценены были и заслуги П.Ф. Шубина. За успехи в развитии национального искусства и подготовку кадров в области музыкального искусства в 1938 г. ему было присвоено Почетное звание заслуженного деятеля искусств Киргизской ССР, а год спустя Петр Федорович был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Когда началась Великая Отечественная война, Петр Федорович перестроил свое творчество на создание патриотических песен. Оркестр под его управлением выступал в воинских частях, госпиталях, своим искусством призывая защищать Родину с оружием в руках, вселяя в сердца солдат мужество и надежду на Победу. П.Ф. Шубин за этот подвиг был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
За выдающиеся заслуги в развитии театрального и музыкального искусства 26 апреля 1944 г. ему присваивается звание «Народный артист Киргизской ССР».
Умер Петр Федорович в 1948 г. в расцвете творческих сил. Отмечая его большие заслуги в развитии киргизского музыкального искусства, правительство республики посчитало необходимым присвоить одной из центральных музыкальных школ города имя Петра Федоровича Шубина (4).
Творчество П.Ф. Шубина можно условно разделить на два этапа – докиргизский и после приезда в Киргизию. О сочинениях первого периода можно судить лишь по тем образцам, которые дошли до нашего времени. Это в основном фортепианные и вокальные сочинения.
По приезде в Киргизию, в 1928 г., П.Ф. Шубин погружается в атмосферу нового, необычного по своей красочности и колориту фольклора, и композиторское его дарование проявляется здесь наиболее ярко. Возглавив музыкально-драматический театр, П. Шубин написал музыку к семи спектаклям: «Ажал ордуна» Д. Турусбекова (1-й вариант – 1934 г., 2-й – 1935 г.), «Карачач» К. Джантошева (1935 г.), затем совместно с А. Малдыбаевым П. Шубин создает музыку к комедии Р. Шукурбекова «Джаналак Джатнасов» (1936 г.). Уже после войны П. Шубин вместе с композитором С. Ряузовым обработал для оркестра кюу М. Куренкеева «Шынгырама» и «Камбаркан».
Вместе с В. Власовым и В. Фере Петр Федорович много работал в области народного музыкального творчества, обработав для голоса с фортепиано популярные старинные песни «Кунотай», «Утренняя песня», «Письмо Джапара», «Ботокоз», а также песни А. Малдыбаева «Алымкан», «Жизнь», «Цветущая жизнь», М. Баетова – «Секетбай», А. Огонбаева – «Эсимде» и многие другие. Обогащая репертуар профессиональных певцов, они способствовали дальнейшему развитию исполнительской культуры, помогали приобщению киргизских слушателей к достижениям музыкального творчества. В то же время сами композиторы проникали в глубинные особенности национальных форм и жанров.
Анализируя образцы, сохранившиеся в наше время, следует отметить, что в подходе к музыкальному сопровождению драматических спектаклей П. Шубин очень тонко ориентировался на народные киргизские мелодии, которые он повсеместно вводит в партитуру. В музыке мы встречаемся с развернутыми оркестровыми номерами, довольно развитыми сольными песнями и ариозо, дуэтами и ансамблями. Важно отметить, что П. Шубин здесь был зачинателем, опирающимся лишь на свою художественную интуицию. Первые спектакли с его музыкой стали предвестниками национальной оперы.
Музыка для оркестра представлена небольшим количеством образцов, но то, что это были первые образцы киргизской оркестровой музыки, в которых складывались определенные черты ее дальнейшего развития, факт весьма примечательный. Это был первый в стране национальный оркестр, играющий произведения по нотам, в отличие от других, где играли по слуху, значительно ограничивая свои возможности. Первые сочинения П.Ф. Шубина для оркестра познакомили с киргизской музыкой советского слушателя уже в конце 30-х гг.
В репертуаре оркестра прозвучали новые песни и классические кюу «Жаш тилек», «Мин кыял», «Токтогулдун кербези», «Эсимде», «Созулма», «Фантазия» на киргизские темы П.Ф. Шубина и его увертюра «Жаш тилек». Оркестр часто выступал вместе с певцами и хором; в его сопровождении пели А. Малдыбаев, С. Киизбаева, А. Боталиев, А. Куттубаева, М. Мустаева, М. Махмутова, К. Рахманов. Дважды коллектив оркестра выезжал в Москву для записи на граммофонные пластинки.
«Наши оркестранты овладели музыкальной грамотой и сейчас проходят теорию музыки, сольфеджио и знакомятся с образцами классической музыкальной литературы. Этим самым наш национальный оркестр резко отличается от национальных оркестров Казахстана, Узбекистана и даже таких передовых республик, как Азербайджан и Армения, где национальные оркестры до сих пор играют по слуху, чем необычайно ограничивают свои возможности», – писал композитор В. Фере в своей заметке «Филармония» в газете «Советская Киргизия» 2 октября 1938 г.
Чрезвычайно важной линией творчества П. Шубина является создание им камерно-инструментальных сочинений на киргизском материале. Особенно здесь выделяются квартет на тему С. Медетова, «Возвращение» для струнного квартета, три киргизские пьесы для квартета деревянных духовых, 3 пьесы для виолончели с фортепиано на темы киргизских народных песен.
Большую половину творческого наследия П.Ф. Шубина составляет вокальная музыка. От первых, во многом подражательных, романсов и дуэтов до создания песен на слова Токтогула и киргизские народные тексты – таков жанровый диапазон его вокального творчества.
Особое место в творчестве занимают также обработки киргизских песен и инструментальных наигрышей. В этой области творчества П. Шубиным заложены основы дальнейшего развития жанра обработки для оркестра народных инструментов и соло. Обработки П.Ф. Шубина до сих пор используются в репертуаре исполнительских коллективов республики.




Основные сочинения П.Ф. Шубина

Музыка к спектаклям: «Аджал ордуна» (1934 г.), «Карачач» (1935 г.), «Джаналак Джатнасов» (1936 г.), «Столица» (1935–1937 гг.), «Платон Кречет» (1936–1938 гг. «Джаныл» (1946 г. – не окончена), «Коварство и любовь» (1947–1948 гг. – не окончена).
Для оркестра: музыка для спортивной делегации Киргизии к параду на Красной площади в честь 20-летия Октября (6 номеров, из которых наиболее известен Марш Киркавполка (1937 г.); фантазия на киргизские темы (1938 г.).
Увертюра «Молодая мечта» («Жаш тилек»); сюита «БЧК»; сюита на темы М. Куренкеева; киргизский танец девушек; «Мин кыял» на темы Токтогула; марш Киркавдивизии и др.
Для камерных оркестров: серенада, романс, каватина для скрипки с фортепиано; песни без слов; мелодия для виолончели и скрипки с фортепиано (все сочинения до 1928 г.); квартет на тему С. Медетова «Пахтачы кыздын бийи» («Танец девушек-хлопкоробов»); «Возвращение» (киргизский танец) для струнного квартета; 3 киргизские пьесы для квартета деревянных духовых; 3 пьесы для виолончели с фортепиано на темы киргизских песен «Ляйлихан», «Акимбай» «Куйомун»; пьеса для скрипки и фортепиано на тему «Ажырашуу»; «В часы досуга» – две пьесы для виолончели и фортепиано; сюита «Песни без слов» – шесть пьес для скрипки и фортепиано.
Для фортепиано: пьесы «Похоронный марш» (1924 г.), Испанский танец, полонез, два вальса (все до 1928 г.); пьесы «Шутка» (1940 г.), 7 киргизских танцев; обработка мелодии А. Темирова «Пять рябин» («Бешыргай») и др.
Вокальные сочинения: свыше 25 романсов и дуэтов на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Корецкого и П. Шубина; свыше 30 песен на слова В. Лебедева-Кумача, В. Винникова, М. Голодного, П. Шиплевого, М. Исаковского, С. Маршака; 6 песен на слова Токтогула, 6 песен на слова А. Токомбаева, Т. Уметалиева, К. Кумушалиева, И. Байтемирова, К. Маликова, К. Акиева; 6 песен на народные киргизские тексты.
Вокальные обработки: песен М. Баетова, Д. Шералиева, А. Малдыбаева, А. Огонбаева; обработки казахских, киргизских, узбекских, татарских, молдавских народных песен.
Обработки для оркестра: «Керме-Тоо» (народная), «Эски камбаркан» (мелодия Токтогула), «Такмаза» (мелодия А. Кумамбетова) и др.

Библиография

Ашубаев Д. Десять лет плодотворной работы. – Сов. Киргизия. – 24 марта 1938.
Медербеков Э. Первый учитель. – Лит. Киргизстан. – 1978. – № 2. – С. 77–83; Памяти П.Ф. Шубина. – Сов. Киргизия. – 18 января 1948.
Сенченко А. Композитор, педагог, дирижер. – Сов. Киргизия. – 19 сентября 1974.
Сенченко А. Один из строителей национальной культуры в Киргизии. – Сов. музыка. – 1979. – № 3. – С. 138–139.
Сенченко А. Музыкант-просветитель. – Сов. Киргизия. – 12 июня 1979.
Сенченко А. Петр Федорович Шубин (очерк о жизни). – Фрунзе: Кыргызстан, 1979.

Примечания

1. Шубин П. Национальный оркестр народных инструментов // Казахстанская правда. – 21 апреля 1937.
2. Виноградов В. Киргизские народные музыканты и певцы. – М., 1972. – С. 35–36.
3. Там же. – С. 16.
4. Произошло это 28 января 1948 г. // Центральный гос. архив Кыргызской Республики, ф. 2770, оп. 1.


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК