homesite_mapsearch



ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ (лента новостей)архив новостей
28-11-2016, 08:57
28-11-2016, 08:53
28-11-2016, 08:47
28-11-2016, 08:42
28-11-2016, 08:17
КУРСЫ ВАЛЮТ НБКР

69.1661
+0.07%
74.4953
+1.31%
1.0829
+0.16%
0.2061
-0.29%
АРХИВ НОВОСТЕЙ

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  -ЭКОstan
(фотофакты, экология, окружающая среда)
  -ВИДЕОКАТАЛОГ
(видеография)

В Международном университете Кыргызстана и Кыргызском экономическом университете в этом учебном году нет бюджетных мест в связи с переходом на самофинансирование.
  -ПОГОДА
(сегодня)
Сегодня, Вт, 06/12/2016
00:005 ⁰CБез осадков
06:006 ⁰CБез осадков
12:0012 ⁰CБез осадков
18:008 ⁰CБез осадков
  -ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ


  -ЛИЦО ВРЕМЕНИ
  -РЕКЛАМА


  -ВРЕМЯ от ВРЕМЕНИ
(цитата)
  -ИНФОГРАФИКА

  -ВНЕ ВРЕМЕНИ
(электронная библиотека сайта)
  -ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(гость сайта)




  -ЖЫРГАЛБАЙ & ЧУЧУКБЕК
  -О ВРЕМЕНА! О НРАВЫ!
(Анэс Зарифьян, беспартийный поэт)

  -РЕКЛАМА

  -НАШЕ ВРЕМЯ
(о нас)



  -ВРЕМЯНКА
(социально-политический анекдот)
  -РЕКЛАМА

Яндекс.Метрика
ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ


Фере Владимир ГеоргиевичИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ КЫРГЫЗСТАНА
24-02-2012, 18:37

54.166.37.177

У истоков профессионального музыкального искусства...


Фере Владимир Георгиевич

Фере Владимир Георгиевич – композитор, народный артист Киргизской ССР (1944 г.), заслуженный деятель искусств Башкирской, Бурятской, Чувашской, Чечено-Ингушской АССР, Таджикской ССР (1957 г.), РСФСР (1963 г.), профессор.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939 г.), медалями, почетными грамотами Президиума Верховного Совета Киргизской ССР, Таджикской ССР, РСФСР.
Член Союза композиторов СССР с 1932 г. Творчество В. Фере включает в себя самые различные жанры. Он одним из первых стал заниматься обработками фольклорных образцов произведений различных народностей СССР и увлек этим своего друга В. Власова, с которым поддерживал тесные творческие контакты всю жизнь.
Композитор стоял у истоков многонационального советского искусства, обращаясь к народному искусству различных наций и доказывая своим творчеством его жизненную силу.
Владимир Георгиевич Фере родился в 1902 г. в г. Камышине Саратовской области Детство и юность его прошли на живописном берегу Оки в Кашире. Здесь он начал заниматься музыкой и даже пытался сочинять первые свои «произведения». Очевидно, следуя желанию родных, после окончания школы он едет в Москву и поступает в Московский государственный университет на медицинский факультет. Однако увлечение музыкой берет верх, и в 1921 г. Владимир Фере, оставив медицинский факультет, поступает в Московскую консерваторию и учится по классу фортепиано у профессора А. Гольденвейзера и по композиции – у профессора Г. Катуара, а затем у профессора Н. Мясковского.
А.Б. Гольденвейзер – пианист, педагог, композитор, музыкальный писатель и общественный деятель. В 1922–1924 гг., 1939–1942 гг. являлся директором Московской консерватории. Кроме В.Г. Фере, его учениками являлись Д.А. Башкиров, Л.Н. Берман, Д.Д. Благой, Г.Р. Гинзбург, Д.Б. Кабалевский и многие другие известные музыканты.
Другой педагог Владимира Фере Г.Л. Катуар – «обрусевший француз», русский композитор и музыкальный теоретик – учился у Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова в Петербурге. Он автор многих симфоний и симфонических картин («Мцыри» по М.Ю. Лермонтову), концертов и сонат для фортепиано с оркестром и скрипки и т.д. ... Автор «Теоретического курса гармонии», «Музыкальной формы». Среди его учеников были В.А. Власов, С.В. Евсеев, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Мазель, Л.А. Половинкин.
Доктор искусствоведения Мясковский Николай Яковлевич, кроме В.Г. Фере, воспитал более 80 композиторов. Среди них – В.Я. Шебалин, А.И. Хачатурян, Д.Б. Кабалевский, Г.Г. Галынин. Н.Я. Мясковский – один из крупнейших симфонистов современности, автор 27 симфоний и большого количества сочинений для симфонического оркестра. Своим ученикам он прививал навыки самостоятельности при использовании в своем творчестве классических традиций, рассказывал о многообразии тем, о сложности и серьезности музыкального мышления, о свободной трактовке народных образцов и, разумеется, высоком художественном мастерстве.
Владимир Фере уже в годы учебы в консерватории являлся одним из активистов сложившегося коллектива студентов-композиторов.
После успешного завершения учебы в консерватории Владимир Фере в 1929–36 гг. работает редактором и музыкальным руководителем Всесоюзного радиокомитета и Музыкального государственного издательства, консультантом в Московской консерватории, музыкальным руководителем детской и колхозной секций при Союзе композиторов, а также музыкальным руководителем театра эстрады для детей.
В этот период он много сочиняет в жанрах камерной вокальной и инструментальной музыки. В частях Красной Армии он организовывал кружки художественной самодеятельности, создавая военные песни для массового исполнения.
В годы учебы сложилось творческое содружество Владимира Фере и Владимира Власова, очевидно, под влиянием замечательных педагогов, у которых они учились в консерватории. Первые совместные произведения ими были созданы в начале 1931 г., а к 1936 г. в соавторстве было создано около 120 инструментальных произведений, в том числе «Восточные эскизы» для скрипки с оркестром в трех частях: «В Казахстане», «Туркменская мелодия», «Чеченские мотивы», симфоническая сюита в семи частях и многие другие. Общность художественных вкусов композиторов, совершенно разных по личным качествам и творческим индивидуальностям, проявилась в их тяготении к музыкальному фольклору народов СССР.
Известный исследователь музыки народов СССР В. Виноградов заметил: «Власова и Фере как композиторов в основном вырастила и воспитала киргизская народная музыка, их деятельность в Киргизии дала им путевку в жизнь» (1).
С Кыргызстаном творческая жизнь Владимира Георгиевича была связана с 1936 г. До 1944 г. -- он художественный руководитель Национальной филармонии. Вместе с В. Власовым в г. Фрунзе они работали семь лет, но киргизская тематика занимала центральное место в их творчестве и в последующие годы.
Композиторы скрупулезно изучали традиции и обычаи народа, его музыкальную культуру. В. Виноградов, впервые прибывший в Киргизию в 1938 г., в одном из своих произведений пишет: «Фрунзе. Радостная встреча с друзьями-композиторами В. Власовым и В. Фере. Они здесь старожилы – работают в Киргизии уже два года. Сразу принимаются меня уговаривать: «Ты обязательно должен написать книгу о киргизской музыке. Это так интересно! Тебе будет представлена полная возможность ознакомиться с ней. Уже сегодня специально для тебя организуется ее прослушивание в филармонии». Они приводят множество доводов, убеждают, доказывают, апеллируют к чувству и разуму.
«Это исключено, – твержу я настойчиво. – У меня другие творческие планы. Я не подготовлен, не знаю этой музыки. Она, по-видимому, настолько своеобразна, что к ней еще надо привыкать. И вообще со Средней Азией я встречаюсь впервые. Здесь столько для меня нового, неожиданного. Принять ваше предложение было бы с моей стороны опрометчиво. Не могу!». Друзья огорчены. Я удовлетворен – проявил разумную твердость» (2).
Однако В. Виноградов все-таки отправился в филармонию и... услышал Атая Огонбаева: «Льющиеся из уст певца прекрасные мелодии все больше овладевали мной, проникали в тайники души. Я, выросший в глухом русском селе, можно сказать, с молоком матери впитавший родные русские напевы, безмерно любящий их, вдруг здесь, на Тянь-Шане, от киргизского певца слышу песни, немедленно и живо вызвавшие близкие мне русские музыкальные ассоциации. Это представлялось мне невероятным...» (3).
В. Виноградов понял, как правы были его друзья, еще и потому, что вспомнил, как В. Власов и В. Фере вместе с московскими композиторами В. Белым, С. Баласаняном, А. Ленским, Н. Раковым, слушая Атая, удивлялись тонкому ощущению закономерностей общей формы и тщательной обработке каждого перехода его голоса, за которым скрывалось определенное художественно-смысловое значение. И потом В. Виноградов, услышав, как звучит зажигательно, в бешеном темпе музыка Атая, как чисто, отточенно, без погрешностей выполняются его движения, не удивился, когда услышал, как закричал: Жакшы» на весь зал «экспансивный Фере» (4).
Скоро увидели свет популярные киргизские песни, обработанные В. Власовым и В. Фере: «Ох-хой», «Кол боюнда», «Куйдум чок», «Ой, булбул» Атая Огонбаева, произведения А. Малдыбаева – «Кызыл атчандар», «Забойщиктер». Для хора с оркестром они написали песню о Ленине на слова поэта Т. Уметалиева.
Продолжая работу в области инструментальной музыки, на основе подлинных народных мелодий Владимир Власов и Владимир Фере создали первую увертюру на киргизские темы для симфонического оркестра, пьесы для скрипки и виолончели, музыку к национальным танцам и много других произведений.
Встреча композиторов В. Фере и В. Власова с молодым киргизским композитором и певцом Абдыласом Малдыбаевым положила начало новому творческому содружеству. А. Малдыбаев был неизменным «консультантом» композиторов. Одновременно он постигал основы, а потом и глубины музыкальной классики. И в этом Владимир Георгиевич являлся для него незаменимым наставником. В.Г. Фере воспитал плеяду композиторов. Среди них не только А. Малдыбаев, но и М. Абдраев, А. Тулеев, А. Аманбаев, Т. Эрматов, Б. Глухов, З. Шахиди и многие другие.
И потом, когда В.Г. Фере с 1945 г. работал преподавателем кафедры композиции Московской консерватории, а в 1959–1962 гг. заведовал этой кафедрой, он особенно внимательно относился к студентам из дорогой Киргизии, с которой были связаны его лучшие годы творчества.
В. Фере совместно с А. Малдыбаевым и В. Власовым заложили основы киргизского профессионального искусства, создали первые музыкальные драмы, оперы, балеты, кантаты, оратории. В. Фере принадлежит приоритет в создании первой киргизской симфонии «Киргизстан», большого количества камерно-инструментальных и камерно-вокальных сочинений на киргизском материале, им были сделаны обработки киргизских песен и кюу. «Откликался» своим творчеством на события, происходящие не только в стране, в которой он жил и творил, но и на события, происходящие в мире, например, симфонией «Вьетнам» (1969 г.).
В мае 1937 г. на сцене музыкально-драматического театра состоялась премьера музыкальной драмы В. Власова и В. Фере «Алтын кыз» («Золотая девушка»). Либретто было написано поэтом-драматургом Джоомартом Боконбаевым. Сюжет достаточно актуальный для событий, происходящих в стране в начале 30-х гг. В этот период в молодом советском государстве шла борьба за формирование у людей нового общественного социалистического сознания. Спектакль повествует о трудностях переходного периода и их преодолении в годы коллективизации и борьбы с басмачеством.
Музыкальная драма «Алтын кыз» явилась определяющим этапом в истории недавно созданного театра в республике и, что особенно важно, первой значительной победой музыкального творческого коллектива. В труппу театра влились молодые талантливые певцы М. Кыштобаев, Ф. Малдыбаева, Б. Бейшенбаева, С. Кумушалиева, Р. Берикова. Каждый из них создал незабываемые образы: Чинар, Аджар, мать Чинар, Жапара, Калыбека...
Для осуществления ее постановки из различных городов страны были приглашены опытные специалисты: режиссеры А. Самарин-Волжский, В. Васильев, дирижер В. Целиковский, художник Г. Петров, балетмейстер С. Холфин, хормейстер П. Меркулов, дирижер-композитор И. Коцык. Под руководством И. Коцыка при театре в это время начала работать хоровая капелла.
Музыка к драме «Алтын кыз», написанная В. Власовым и В. Фере, простая и доходчивая, была понятна слушателям. Специалисты считают, что композиторы ввели в музыку к спектаклю народные мелодии, но, не удовлетворяясь простым их цитированием, создали оригинальные номера. Причем они сознательно избегали сложного симфонического развития и были весьма экономны в гармонических и оркестровых средствах. В «Алтын кыз» много музыкальных номеров, несколько одноголосных и двухголосных хоров, танцевальных сцен, в которых использованы характерные национальные попевки.
Оформление спектакля, осуществленное художниками Г. Петровым и Г. Айтиевым, во многом способствовало успеху.
Всесоюзное радио в 1937 г. организовало музыкальную передачу, в которой ведущие артисты на русском языке исполнили особо выразительные арии из «Алтын кыз». Музыкальная общественность тепло встретила произведение композиторов В. Власова и В. Фере.
Газета «Советское искусство» сообщала: «С естественной и понятной робостью принимались композиторы за создание первого музыкального спектакля. Они ставили себе, по видимости, весьма скромные, но, по сути дела, очень трудные задачи: быть как можно ближе к киргизскому народному творчеству, к народной песенности, к характеру киргизского фольклора (автором финальной песни является Абдылас Малдыбаев). Фактически в основном они лишь ограничивались гармонизацией народных мелодий. Здесь они проявляли и хорошее чутье, хороший вкус и тонкое мастерство. В самой оркестровке композиторы стремились передать звучание народных инструментов» (5).
После успешной постановки музыкальной драмы «Алтын кыз» творческий коллектив театра увеличился до 120 человек, были созданы хоровая и балетная труппы, в оркестр вошли 35 музыкантов. В театре оживляется музыкальная и актерская учеба.
Творческие поиски театра стимулировались помощью представителей русского профессионального искусства. Из Москвы были приглашены педагоги-вокалисты Т.Н. Романова, З.К. Красновская, балетмейстер Г.В. Михалев, художник Я. Штоффер.
Менее чем через год после премьеры драмы «Алтын кыз», 26 марта 1938 г., театр осуществил постановку исторической музыкальной драмы «Аджал ордуна» («Не смерть, а жизнь») по либретто поэта-драматурга Джусупа Турусбекова. Музыка к драме была написана композиторами В. Власовым, А. Малдыбаевым и В. Фере. Тема этого произведения – события 1916 г.
В отличие от «Алтын кыз» в музыкальной драме «Аджал ордуна» композиторы В. Власов, А. Малдыбаев и В. Фере гораздо шире использовали классические народные мелодии, причем мелодический материал подан здесь в более широком симфоническом развитии. Классик азербайджанской музыки Узеир Гаджибеков писал: «Симфоническая увертюра и отдельные музыкальные эпизоды, обилие арий и хоров приближают «Аджал ордуна» к произведению чистого оперного жанра» (6).
Первые же такты увертюры создают атмосферу приближающихся драматических событий. Чистая и нежная мелодия, олицетворяющая тему свободы, постепенно переходит в тему кровавых сражений. Лейтмотивом, пронизывающим всю музыкальную ткань драмы, является тема свободы.
В музыкальных характеристиках главных действующих лиц Бектура, Искендера, Зулайки, в ариях которых были использованы народные мелодии, проявился мелодический талант Абдыласа Малдыбаева, мастерство которого совершенствовалось благодаря творческому содружеству с В. Власовым и В. Фере.
В музыкальной драме «Аджал ордуна» впервые в истории киргизской музыки были широко использованы многоголосные хоры, создающие образ народа. В условиях, когда хоровое, особенно многоголосное пение, только начинало осваиваться в республике, хормейстеру П. Меркулову удалось выполнить трудновыполнимую задачу. Постановка музыкальной драмы В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере была осуществлена режиссерами А. Куттубаевым и В. Васильевым, дирижером В. Целиковским, хормейстером П. Меркуловым, художником Я. Штоффером, балетмейстером Л. Лукиным.
В музыкальной драме «Аджал ордуна» композиторы прибегли к музыкально-выразительным средствам: больше использовались возможности оркестра, симфоническое развитие получили многие темы, появились развернутые оркестровые эпизоды, более глубокое решение получила музыкальная драматургия, для чего, по признанию самих композиторов, они выбрали три главные линии: «Первая линия, характеризующая типичность обстановки расставания с родной землей, отступление через горные перевалы, гибель близких людей, рабская жизнь на чужбине. Отсюда – значительное преобладание, особенно в первых частях, мелодий грустно-драматических. Вторая линия – линия героическая, характеризующая бесстрашие, доблесть и пафос борьбы. И, наконец, третья линия триумфально-подъемная, оптимистическая» (7).
В период подготовки к Декаде киргизского искусства и литературы в Москве композиторы В. Власов, А. Малдыбаев и В. Фере начали работать над созданием первой национальной оперы – «Айчурек», днем рождения которой стало 12 апреля 1939 г., когда состоялась премьера. Опера «Айчурек» вошла в золотой фонд многонационального советского искусства.
Либретто оперы написано на сюжет одного из эпизодов эпоса «Манас». Поэты-драматурги Джоомарт Боконбаев, Джусуп Турусбеков, Кубанычбек Маликов стали авторами либретто.
Опера «Айчурек» явилась величайшим достижением молодой, профессиональной музыки в республике, так как она заложила основу для дальнейшего развития национального оперного искусства. Декада киргизского искусства в Москве открылась оперой «Айчурек» 26 мая 1939 г. на сцене филиала Большого театра, покорившей слушателей богатством музыки, красочным оформлением, талантливой игрой артистов.
В те дни в газете «Правда» композитор Юрий Шапорин этой опере дал высокую профессиональную оценку: «Музыка оперы, написанная композиторами В. Власовым и В. Фере, в основном построена на подлинно киргизских народных мелодиях, пленительных по их строгой простоте и необыкновенно четких и упругих по ритму. В опере широко использованы и оригинальные мелодии талантливого композитора-самородка А. Малдыбаева.
Работа композиторов В. Власова и В. Фере по освоению киргизского фольклора заслуживает большой похвалы. Эта работа, несомненно, пролагает пути для дальнейшего роста киргизской музыкальной культуры. Лучшее в музыке – весь первый акт, танцы второго акта, самобытные и оригинальные по ритмике хоры и в особенности заключительный хор последнего акта.
В целом опера «Айчурек» – наглядное и неотразимое свидетельство огромных творческих сил киргизского народа, чье искусство еще так недавно стало расправлять свои крылья» (8).
Глубокое эстетическое наслаждение в дни декады получили московские зрители, познакомившись с удивительным искусством киргизских музыкантов, а также с музыкальной драмой В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере «Алтын кыз».
Меньше чем через год, 7 ноября 1940 г., состоялась премьера первого национального балета «Анар», музыка к которому была написана также композиторами В. Власовым и В. Фере. Автор либретто к балету – К. Эшмамбетов. Балет «Анар» – это лирико-драматическая поэма о нежной любви. Красивая, мелодичная музыка, драматургическая стройность либретто обеспечили балету долгую сценическую жизнь. И здесь вновь были использованы народные мелодии, песни и инструментальные наигрыши известных народных музыкантов.
Владимир Георгиевич много работал и в области песенного творчества. Вместе с В. Власовым и П. Шубиным были обработаны для голоса с фортепиано популярные старинные песни «Кюнётай», «Утренняя песня», «Письмо Джапара», «Ботокоз», а также песни А. Малдыбаева «Алымкан», «Жизнь», «Цветущая жизнь»; М. Баетова «Секетбай», А. Огонбаева «Эсимде» и многие другие. Обогащая репертуар профессиональных певцов, они способствовали дальнейшему развитию исполнительской культуры, помогали приобщению киргизских слушателей к достижениям музыкального творчества. В то же время сами композиторы глубже проникали в традиции национальных форм и жанров.
Развитию и совершенствованию национальной музыки способствовало создание в республике творческой организации – Союза композиторов (1939 г.), возглавил который А. Малдыбаев. Среди членов союза – выдающиеся музыканты Мураталы Куренкеев, Муса Баетов, Ыбрай Туманов, Атай Огонбаев, а также композиторы П. Шубин, В. Фере, В. Власов.
В военные годы тема защиты социалистической Родины от оккупантов, самоотверженного труда советских людей в тылу нашла свое отражение во всем музыкальном творчестве.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. против фашистской Германии – самая тяжелая из всех войн, какие знала история. Победа ковалась всем народом страны: воинами – на фронтах и всем миром – в тылу.
С первых дней войны стал формироваться и культурный фронт.
Артисты и музыканты «брали шефство» (как принято было в то время) над воинскими частями, госпиталями, призывными пунктами. Было сформировано семь концертных фронтовых бригад, и весь период войны они проводили концерты в частях Калининского, Белорусского, Ленинградского и Украинского фронтов.
Исторические документы свидетельствуют о том, что народные артисты республики А. Усенбаев, М. Баетов, А. Боталиев, А. Куттубаева, С. Киизбаева, М. Омурканова, композиторы В. Власов и В. Фере выступали на передовых линиях фронта. В их исполнении для воинов прозвучало более 2500 концертов.
Вместе с войсками маршала К. Рокоссовского артисты Кыргызстана участвовали во взятии Гомеля, за что персонально были удостоены благодарности командования. Другая концертная группа, в состав которой входили артисты С. Айтмамбетов, К. Эралиева, А. Исмаилова, К. Алиева, с июля 1942 г. по сентябрь 1944 г. походным маршем «прошагала» через фронты сражений вместе с воинами Гвардейской Панфиловской дивизии.
Не прерывалась в годы войны и творческая связь с центром. Летом 1943 г. в Москве проходили «Вечера кыргызского искусства». В одном из самых престижных залов страны, где и в мирное время проходили декады, встречи, вечера народов Советского Союза – в Колонном зале Дома Союзов, – кыргызские артисты М. Баетов, А. Боталиев, М. Еркимбаева, С. Киизбаева, А. Куттубаева, Х. Темирбеков, М. Махмутова демонстрировали свое вокальное мастерство. Выступал в этом переполненном зале известный уже в то время манасчи Саякбай Каралаев.
Современники вспоминали: ария Матери из оперы «Патриоты» В. Власова, В. Фере, А. Малдыбаева была исполнена Майрам Махмутовой так выразительно и проникновенно, что в зале установилось полное безмолвие. Оно продолжалось и после окончания номера. Майрам, смутившись, испуганно смотрела в залитый морем огней зал и, не зная, что делать, вдруг застенчиво улыбнулась. Зал ожил, пришел в движение и взорвался шквалом аплодисментов. После концерта один из зрителей сказал Майрам: «Вы своей улыбкой ослепили зал!..».
Особое внимание композиторы уделяли песне… Каждая новая песня становилась поистине народной. Песни военных лет разнообразны и по содержанию, и по интонационно-мелодическому складу: походно-маршевые, героико-эпические, лирические, шуточные, сатирические, частушки. Их названия соответствовали духу времени: «Победа», «Встреча», «Проводы», «Моему товарищу», «Моя невеста», «Письмо на фронт», «Сверстнику в тылу»…
Работавшие в Киргизии композиторы В. Власов, В. Фере, М. Раухвергер, В. Веприк, В. Белый, П. Шубин обрабатывали народные песни для голоса с фортепиано, для оркестра и хора. Их можно было распевать и на сцене, и в землянке.
Тема защиты Родины звучала в хоровых сочинениях, в сложных вокально-симфонических жанрах, в оперном творчестве, к примеру, кантата «Счастье» на слова поэта К. Маликова и В. Винникова, на музыку В. Власова и В. Фере.
Выше уже было отмечено, что именно в годы войны в силу определенных обстоятельств культурная жизнь республики переживала своеобразный подъем. Сформировалась на сцене кыргызского театра и опера. Премьера первой оперы «Патриоты», посвященной Великой Отечественной войне, написанной композиторами В. Власовым, А. Малдыбаевым и В. Фере, состоялась 14 ноября 1941 г. «Подлинная народность, яркая обрисовка образов, широкое развитие тематического материала делают оперу «Патриот» ценным вкладом в советскую музыку. Красочны и выразительны речитативы, хорошо, со знанием сделаны хоры» (9), – таков был отклик об опере в печати.
Арию матери «Охраните нас от врага, возвращайтесь с победой», звучащую с особой драматической силой, зрители в залах театра прослушивали обычно стоя. Она не раз исполнялась перед солдатами на фронтах замечательными певицами Сайрой Киизбаевой или Майрам Махмутовой.
Последний театральный сезон военного времени был отмечен двумя важными постановками: зритель увидел ярчайший национальный хореографический спектакль-балет М. Раухвергера «Чолпон»; и композиторы В. Власов, А. Малдыбаев и В. Фере завершили работу над оперой «Манас», посвященной исторической памяти народа, героическо-патриотическая тема которой соответствовала духу времени.
После победоносного завершения войны В.Г. Фере вместе с другими композиторами Кыргызстана продолжает работать в области оперного жанра. В начале 1946 г. прошла премьера оперы В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере «Манас», либретто написано А. Токомбаевым и К. Маликовым, которая стала еще одним этапом в музыкально-сценическом воплощении образов великого эпоса.
Замечательный композитор А. Хачатурян в письме из Москвы писал: «Запоминается яркая и своеобразная тема сорока богатырей Манаса с ее хроматическим изломом и характерной синкопой. Тонкие, лирически изящные краски подобрали композиторы для обрисовки обаятельного, нежного образа юной Канайым… Здесь сопоставление голоса солистки со звучанием хора, то сопровождающего солистку, то вступающего с нею в диалог, сделано композиторами очень удачно и художественно убедительно…» (10).
Через два года опера «Манас» была поставлена в новой редакции. Она стала одним из ярчайших явлений музыкальной культуры.
В 50-х годах композитор В.Г. Фере продолжает работать над произведениями симфонического жанра. В это время большое распространение получает жанр кантаты. В. Власов, А. Малдыбаев и В. Фере пишут кантату «Привет Москве».
В декабре 1955 г. на сцене театра оперы и балета осуществляется постановка лирико-героического балета «Весна Ала-Тоо» – на музыку В. Власова и В. Фере. В этом балете композиторы нашли очень интересные темы для всех героев спектакля, особенно для главных – дуэта Сайры и Асана.
Накануне Декады киргизского искусства и литературы в Москве В. Власов, А. Малдыбаев и В. Фере написали музыку к опере «Токтогул», премьера которой состоялась 6 июля 1958 г. Музыкальный образ главного героя композиторы создали в стиле акынского песнетворчества; многие его арии и лейтмотивы основаны на подлинных мелодиях акына, некоторые песни приведены полностью (слова и напев): «Беш каман», «Алымкан», «Кербез». Вокальная партия революционера Семена отличается широкой русской распевностью; в картине, показывающей сибирскую каторгу, композиторы использовали русские народные песни «По пыльной дороге телега несется» и «Лучинушка».
В опере «Токтогул» много песен и кюу акына, а любовное, вдумчивое отношение и творческий подход к его наследию поставили оперу в ряд лучших произведений киргизской музыки. Опера заняла свое достойное место среди классических произведений национального искусства.
Работая в различных музыкальных жанрах, композиторы В. Власов и В. Фере пишут музыку и к хроникально-документальному фильму «На берегах озера Иссык-Куль».
Среди произведений киргизских авторов, опубликованных издательствами Москвы и Кыргызстана, «Песни на слова киргизских поэтов» в обработке В. Власова и В. Фере; три хора из оперы В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере «Певец народа».
В октябре 1958 г. вторая Декада киргизского искусства и литературы в Москве открылась оперой «Токтогул» В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере. Музыковед И. Мартынов писал об этой опере: «Удачное либретто помогло композиторам провести в единую линию музыкально-драматическое развитие, в чем заключается несомненное достоинство их произведения. В нем много широко развернутых ансамблей и хоровых сцен, среди которых выделяются третья и пятая картины… Это произведение интересно и по творческому освоению народно-песенных элементов» (11).
В июне 1963 г. прошла Декада русской советской музыки. В республику приехала делегация композиторов и музыковедов Российской Федерации во главе с Д. Шостаковичем. В ее составе вместе с В. Мурадели, М. Чулаки, М. Раухвергером были теперь уже московские композиторы В. Власов и В. Фере. Они создали в эти дни кантату «Дважды орденоносный Киргизстан».
В 1965 г. театр оперы и балета подготовил и поставил оперу В. Власова и В. Фере «Ведьма».
На фестивале искусств «Весна Ала-Тоо» была поставлена в новой редакции опера В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере «Манас», премьера которой состоялась 26 апреля 1966 г. В музыке оперы были сохранены наиболее ценные фрагменты первой редакции 1946 г. В основу новой редакции был положен эпизод эпоса “Поминки по Кёкётею”. Композиторы и либреттисты пересмотрели драматургию оперы, заново была создана оркестровка, освободившая музыку от громоздких звучаний...
До конца жизни Владимир Георгиевич был верен своему вечно живому творчеству.

Основные сочинения

Музыкальные драмы: (в соавт. с В. Власовым и А. Малдыбаевым) «Алтын кыз» (1937 г.), «Аджал ордуна» (1938 г.).
Оперы: (в соавт. с В. Власовым и А. Малдыбаевым) «Айчурек» (1939 г.), «За счастье народа» (1941 г., вторая редакция «Сын народа» (1947 г.), «Патриоты» (1941 г.), «Манас» (1946 г., новая редакция – 1966 г.), «На берегах Иссык-Куля» (1951 г.), «Токтогул» (1958 г.), «За час до рассвета» (в соавт. с В. Власовым, 1967 г.), «Алтын кыз» (1973 г.), «Ведьма» (в соавт. с В. Власовым, 1961 г.).
Балеты: (в соавт. С В. Власовым) «Анар» (1940 г.), «Селкинчек» (1943 г.), «Шурале» (обработка, редакция и инструментовка музыки Ф. Яруллина, вторая редакция в 1950 г.), «Весна Ала-Тоо» (1955 г.).
Для солистов хора и оркестра: оратории «Сказание о счастье» (в соавт. с В. Власовым и А. Малдыбаевым, 1949 г.), «Свадьба в киргизском колхозе» (в соавт. с В. Власовым, 1949 г.) и др.
Кантаты: Торжественная юбилейная к 20-летию Киргизской ССР (в соавт. с В. Власовым и А. Малдыбаевым, 1946 г.), «В родном колхозе» (слова Н.М. Грибачева в соавт. с В. Власовым и А. Малдыбаевым, 1946 г.) и др.
Для оркестра: симфонии «Киргизстан» (1947 г.), «Вьетнам» (1969 г.), симфонетта (1929 г.), сюита «Край любимый» (1969 г.).
Камерно-инструментальные ансамбли: соната для скрипки и фортепиано (1925 г.), струнный квартет (1946 г.); для фортепиано: соната (1928 г.), сюита «Пережитое» (1926 г.).
Хоры: «Полководец Фрунзе» (1940 г.), «Песня о генерале Панфилове» (1941 г., все в соавт. с В. Власовым, слова В. Винника); вокальный цикл «Встреча с юностью» (для голоса с оркестром, 1960 г.), романсы, песни, музыка к спектаклям драматического театра.

Опубликованные работы
1. Филармония. – Советская Киргизия. – 2 ноября 1938.
2. Первая киргизская музыкальная комедия. – Советская Киргизия. – 21 января 1943.
3. Симфония «Кыргызстан». – Советская Киргизия. – 6 октября 1946 (совместно с Д. Кабалевским).
4. Н.К. Чемберджи. – Советская музыка. – 1948. – № 2 (совместно с П. Пестьевым).
5. Прекрасный расцвет азербайджанской музыки. – Советская музыка. –1949. – № 12.
6. Музыкально-творческая жизнь Узбекистана. – Советская музыка. – 1951. № 10.
7. Музыка в Таджикистане. – Советская музыка. – 1957. – № 5.
8. Расцвет киргизской музыки. – Советская музыка. – 1958. – № 10.
9. Московская консерватория в 20-е годы. – Советская музыка. – 1958. – № 11.
10. У вьетнамских друзей. – Музыкальная жизнь. – 1965. – № 2.
11. Георгий Львович Кутуар // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. – М., 1966.
12. Наш учитель Николай Яковлевич Мясковский // Воспоминания о Московской консерватории. – М., 1966.
13. Киргизия. – Советская музыка. – 1969. – № 1 (о творчестве композитора А. Малдыбаева).

Библиография
1. Баласакян С., Раухвергер М. Наш друг Владимир Фере. – Советская музыка. – 1962. – № 7.
2. Виноградов В.С. Манас. – Советская музыка. – 1946. – № 7.
3. Виноградов В.С. Малдыбаев А., Власов В. и Фере В. – М.: Советский композитор, 1958.
4. Власов В. Памяти В.Г. Фере. Слово о друге. – Музыкальная жизнь. –1971. – № 22; Музыкальная жизнь. – 1972. – № 7.
5. Гаджибеков У. Аджал ордуна. – Комсомольская правда. – 29 мая 1939.
6. Держановский В. В.Г. Фере. – Современная музыка. – 1929. – № 32.
7. Свешников А. Патриоты. – Советская Киргизия. – 1941. – 21 ноября.
8. Чулаки М.И. В.Г. Фере. – Советская музыка. – 1972. – № 1.
9. Шапорин Ю. Айчурек. – Правда. – 27 мая 1939.

Примечание

1. Виноградов В. А. Малдыбаев, В. Власов и В. Фере. – М., 1958. – С. 33.
2. Виноградов В. Киргизские народные музыканты и певцы. – М., 1972. – С. 9–10.
3. Там же. – С. 11.
4. Там же. – С. 16.
5. Петров А. «Алтын кыз» // Советское искусство. – 2 июля 1939.
6. Гаджибеков У. «Аджал ордуна» // Комсомольская правда. – 29 мая 1939.
7. Власов В., Малдыбаев А., Фере В. Музыка «Аджал ордуна» // Советская Киргизия. – 23 марта 1938.
8. Шапорин Ю. «Айчурек» // Правда. – 27 мая 1939.
9. Свешников А. Патриоты // Советская Киргизия. – 23 ноября 1941.
10. См. Хачатурян А. Музыка оперы Манаса (письмо из Москвы) // Советская Киргизия. – 17 ноября 1946.
11. Мартынов И. Опера «Токтогул» // Известия. – 15 октября 1958.

Воропаева В. А.

Поделиться:



49/365: Узгенский рис
Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 49/365: Узгенский рис
    Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 48/365: Крепость Кудаяр–хана
    Координаты: 39°46'19.86"N 71° 2'7.34"E Ближайшие населенные пункты: Тунук–Суу, Сары–Тала, Кан, В среднем течении река Сох принимает приток Абголь (река из озера), в устье которого, на речной террасе, приютилось одноименное ...
  • 47/365. Водопад Шаар. Падающий из горы
    Координаты: 41.062675, 76.009721 Ближайшие населенные пункты: Бирлик, Ат-Баши, Баш-Каинды, Талды-Суу, 1 мая Водопады как уникальные туристские ресурсы во всем мире привлекают миллионы отдыхающих. К водопадам прокладывают горные ...
  • 46/365: В поисках снежного лотоса
    Ближайшие населенные пункты: – Энильчек, Ак-Булун, Жергалан Координаты: Тескей-Ала-Тоо, Ак-Суйский район В Кыргызстане на высоте более 3000—4500 метров над уровнем моря растут удивительные цветы – снежные лотосы. Научное ...
  • 45/365: Журавлиное урочище- Каркыра.
    Ближайшие населенные пункты: Жергалан, Ак-Булун, Кен-Суу Координаты: 42.690883, 79.178700 Каркыра ( каз. Қарқара; в верховье — Кокжар, Джаак) — река, берущая начало в ледниках Кюнгёй-Ала-Тоо. Протекает в Кыргызстане и ...
  • 44/365: Золотая долина Сары-Джаза
    Ближайшие населенные пункты: Энильчек, Баянкол, Каркара Координаты: 42.365255, 72.275445 Есть в Иссык-Кульской области долина, которая является настоящей колыбелью человечества. Здесь можно встретить места, куда еще не ступала ...
  • 43/365: Беш-Таш : Легенда о пяти разбойниках
    Ближайшие населенные пункты: Талас, Бакай-Ата, Кум-Арык, Колба Координаты: 42.365255, 72.275445 Природный парк «Беш-Таш» сто в переводе с кыргызского означает «пять камней», находится южнее г. Таласа на северных склонах ...
  • 42/365: Комплекс Манас-Ордо
    Ближайшие населенные пункты: Ташарык, Талас Координаты: 42°31'35"N 72°22'46"E Это еще одно историческое сооружение с богатой историей, расположенное на Великом Шелковом пути на территории Кыргызстана. Кумбез находится в 22 км ...
  • 41/365: Священные камни урочища Тамга-Таш
    Ближайшие населенные пункты: Тамга, Тосор, Барскоон Координаты: N 42 06.786 E 077 31.303 На озеро Иссык–Куль туристы едут в поисках яркого солнца, прохладной воды и золотистых пляжей. Однако любители понежиться на солнышке и ...
  • 40/365: Саймалуу-Таш: Каменные страницы истории
    Ближайшие населенные пункты: Атай, Арал,Казырман Координаты: 41°10'31"N 73°48'47"E. Саймалуу-Таш в переводе с кыргызского означает «узорчатый камень»-«рисованный камень», расшитый камень. Так называется небольшое ущелье на ...

контактная информация
информация о сайте