Создать аккаунт
Главная » ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ КЫРГЫЗСТАНА » Образцов Владимир Витальевич

Образцов Владимир Витальевич

6 011


Мастер кисти


Образцов Владимир Витальевич


Образцов Владимир Витальевич – один из первых профессиональных художников республики, педагог, воспитатель национальной творческой молодежи, один из организаторов Союза художников Кыргызстана, с именем которого связан период истории киргизского изобразительного искусства, сыгравший положительную роль в его становлении в течение 1921–1934 гг.
Владимир Витальевич Образцов родился в 1891 году в Вологде, где учился в школе и формировал свое отношение к жизни. Точная дата его прибытия в Среднюю Азию неизвестна. Можно предположить, что во время Первой мировой войны он был мобилизован в армию и таким образом оказался в Туркестане. И здесь будущий художник работал служащим на Туркестанской железной дороге, декоратором в Ашхабадском театре. С 1916 г. В.В. Образцов стал впервые вести занятия по рисунку в начальных классах городского училища.
Перебравшись в Ташкент, Владимир Витальевич с 1919 года преподает в педагогическом училище им. М.Ю. Лермонтова и поступает в Ташкентскую художественную школу. Здесь в специальном «головном классе» в мастерской живописца А.В. Исупова он проучился год. Будущие художники, учившиеся в этом классе, получили официальное право на проведение занятий по «элементарному рисованию» в общеобразовательных школах.
Воспитание и обучение художественному искусству в школе удивительно и счастливо совпало с преподаванием в ней А.В. Исупова, талантливого живописца и педагога. Получив блестящее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.А. Коровина и А.М. Васнецова, он, естественно, благотворно повлиял на талантливого ученика. Специалисты отмечают, что в творчестве обоих художников прямых аналогий не обнаруживается и самобытность В.В. Образцова – очевидна.
В Кыргызстан В.В. Образцов приехал летом 1920 г., где уже 15 июля 1920 г. организовал художественную мастерскую, которая функционировала до марта 1922 г.
Вся общественная и творческая деятельность В.В. Образцова в этот период была связана с формированием киргизского искусства. Уже здесь в мастерской он был не только ее организатором и бессменным руководителем, но и непосредственным исполнителем заказов.
Он всегда работал много и продуктивно, и его творчество было востребовано. Где-то в архивах хранится ходатайство Киргизского государственного издательства, просившего предоставить художнику возможность пользоваться электроэнергией в поздние часы в связи с перегруженностью работой (1). Современники отмечали основную черту его произведений – глубину и остроту социального видения. Он был одним из первых профессионально подготовленных художников, относившихся со всей серьезностью и пониманием специфики всех видов изобразительного искусства.
Придавая большое значение вопросам пропаганды искусства и воспитания национальных кадров, В.В. Образцов организовывает чтение лекций по рисованию, черчению, живописи и основам скульптуры, вместе с С. Чуйковым создает изокружки и изостудии, развивает выставочную деятельность. С. Чуйков уже в 1927 году принимал участие в выставках московского общества «Рост» и «Октябрь» и во всесоюзных. В. Образцов, являясь членом Ташкентской АХР со дня его образования, на второй выставке ассоциации в 1929 году выступил с несколькими работами, являясь уже художником Киргизии.
Студия, открытая В.В. Образцовым в институте просвещения, который в 1928 году был преобразован в Киргизский педагогический техникум, пользовалась наибольшей популярностью. А их педагог Владимир Витальевич пользовался большим уважением и любовью в среде молодых художников-кыргызов. Как вспоминал К. Сооронбаев, эта студия была создана в 1926 году. В старшей группе ребят-студийцев успешно работали сам К. Сооронбаев, К. Джантошев, С. Сасыбеков, А. Малдыбаев и другие. Позднее студию стали посещать Г. Айтиев, Ч Ибрагимов, И. Саадаев, А. Айдаркулов.
После ухода В.В. Образцова из студии (в 1930 г.) в Кирпедтехникуме среди первых педагогов-киргизов по рисунку был и К. Сооронбаев, в Джалал-Абадском педучилище в 1932–1934 гг. – ученик В.В. Образцова С. Акылбеков. В 1928 году В.В. Образцов в течение одного сеанса на пленэре написал портрет «Портрет Сооронбаева». Этюд получился живым и содержательным: юноша в зеленоватой рубашке в непринужденной позе смотрит с портрета спокойным взглядом. Светло-коричневый фон, обобщенная трактовка формы лица придают этюду характер завершенности.
Проявляя неустанную заботу о своих воспитанниках, он пробуждал в них интерес к искусству и искал пути развития их дарования. Талантливый педагог и живописец, В.В. Образцов, отличавшийся скромностью, доброжелательностью и обаянием, был большим энтузиастом своего дела и страстно пропагандировал революционное изобразительное искусство. Его стремление дать хорошие профессиональные навыки ученикам сопровождалось воспитанием в них лучших человеческих качеств.
При содействии Владимира Витальевича Народный комиссариат республики направлял на учебу в центральные вузы и изоучилища наиболее способных самостоятельных художников. Одним из первых в 1926 году в Московский изотехникум памяти 1905 г. успешно выдержал приемные экзамены А. Васильев, который затем поступил во ВХУТЕИН. Многие ребята, в том числе и К. Сооронбаев и Г. Айтиев были рекомендованы на учебу в Москву В.В. Образцовым. Но в это время республика испытывала необходимость в педагогах-киргизах, которые могли бы преподавать тайны изобразительного искусства на родном языке. Они остались в столице страны и продолжили свое профессиональное образование.
Надо сказать, что 30-е годы в республике – это целая эпоха создания и открытия высших и средних учебных заведений, музеев, библиотек, культурных центров, театрально-музыкальных и художественных учебных заведений. Одним словом, как принято считать, в истории происходила культурная революция. И в этой ситуации В.В. Образцов разворачивает большую организаторскую деятельность.
В 1930 году в столице республики театрально-музыкальный и художественный техникум «набрал» первых своих учеников. Новое изоотделение при нем стало кузницей национальных кадров художников-газетчиков, книжных иллюстраторов и художников-декораторов. И здесь Владимир Витальевич в качестве заведующего учебной частью и художественным отделением проводил занятия по живописи и основам скульптуры.
Художники работали настолько активно, что возникла необходимость в организации и проведении первых художественных выставок. Имея личный опыт «выставляться», В.В. Образцов вместе с С.А. Чуйковым развернули в республике и эту важную работу. Летом 1928 года в Кирпедтехникуме произошло открытие отчетной выставки картин и этюдов учащихся-киргизов, воспитанников изостудии В.В. Образцова.
Газета «Советская Киргизия» 29 июня 1928 года сообщала: «Под опытным руководством художника Кирпедтехникума (В.В. Образцова), нашедшего правильные пути преподавания, мы видим крупные достижения. Заключаются эти достижения в том, что киргиз, помимо своего орнамента, стал рисовать природу, быт и т.д., заинтересовался изобразительным искусством настолько, что ему мало школьного материала и времени, на собственные деньги он покупает краски, дабы в свободное от занятий время писать окружающую его обстановку».
Воспитанники В.В. Образцова выдержали творческий экзамен. Организация ежегодных отчетных выставок стала традицией в педагогическом учебном заведении, где Владимир Витальевич был неизменным их организатором и участником. После него эту работу стал проводить А. Игнатьев. Надо сказать, что в выставках участвовали не только будущие художники, но и будущие писатели К. Джантошев, С. Сасыбеков и многие другие.
В.В. Образцов активно содействовал и организации городской изостудии, в которой обучались будущие профессиональные художники Л. Деймант, Г. Деймант, график Н. Ефременко и писатель Н. Чекменев, работавший в те времена в газетах и журналах.
Вплоть до конца двадцатых годов В.В. Образцов не занимался живописью. Зато в области графики он работал в эти годы плодотворно и удачно: оформлял и иллюстрировал книги, сотрудничал в газетах и журналах, которые впервые стали издаваться в республике.
Графическое искусство Кыргызстана, возникшее в 20-х годах, в 1924–1932 гг. развивалось особенно интенсивно благодаря газетной графике. Связаны эти события и с именем В.В. Образцова, и с деятельностью русских художников Г.А. Петрова, С.В. Солдатова, А.В. Кургана, П.Г. Голубя, В.В. Кучегуры и многих других, приехавших в Кыргызстан для оказания помощи молодому киргизскому профессиональному искусству.
Талант В.В. Образцова-гравера особенно плодотворно проявлялся в 1925–1927 гг., когда он непосредственно занимался иллюстрированием крупных изданий республиканской печати. Актуальной темой дня в этот период являлась советизация аила и села. Изобразительное решение этой темы осуществлялось отражением фактов и событий из жизни дехканства: борьба с патриархально-феодальными пережитками, религиозным мракобесием, с бытовой косностью и неграмотностью.
В.В. Образцов, учитывая уровень читателей газеты, стремился в понятной и доступной форме раскрыть значение идеологических лозунгов на конкретных примерах из жизни Кыргызстана. Здесь требовалось подчеркнуть идею дружбы народов и государственную политику в области экономического и культурного строительства. Специалисты считают, что к числу наиболее впечатляющих работ Владимира Витальевича следует отнести оригинальный по композиции плакат, выполненный, по-видимому, пером и тушью в размере газетной полосы, который можно было бы назвать «В.И. Ленин и колхозное дехканство Киргизии», помещенный в газете «Крестьянский путь» 6 июля 1925 года (2).
Как истинный интеллигент и патриот своего творчества и страны, В.В. Образцов был в гуще всех актуальных событий и откликался на них. Актуальнейшей проблемой для всего Советского Востока являлось раскрепощение женщины. В Газете «Крестьянский путь» 20 сентября 1925 года была помещена его композиция, изображающая русскую и киргизскую девушек со знаменем в руках, в динамичном движении, устремленных вперед, к новой жизни.
В большинстве графических сюжетов В.В. Образцова ярко просматривается стремление художника отобразить благотворную силу социальных преобразований, активно воздействовать на злободневные проблемы в строительстве новой жизни на селе путем характерного столкновения черт нового со старым.
На страницах республиканской печати этого времени можно встретить рисунки и наброски Г.А. Петрова, изображающие возведение заводов, гидростанций и линий электропередачи – пафос социалистического строительства; сатирическую манеру П. Голубя – «Путь выдвиженца Козлова», В. Кучегуры – «Колхозник-имам», и «Опасные жмурки». На обложке первого номера журнала «Чабуул» в 1931 году помещен рисунок В.В. Образцова в два цвета.
Именно в это время, когда В.В. Образцов особенно увлекался этим видом изобразительного искусства, графика Киргизии, и не только газетная, стала одним из действенных средств формирования культуры, художественного вкуса и важнейшей ступенью в последующем развитии изобразительного искусства республики.
В книжной графике В.В. Образцова по своим художественным качествам особенно выделяются рисунки к книге Б. Исакеева «Киргизское восстание 1916 года». Композиция обложки подкупает интересным графическим решением, глубокой содержательностью. Известно, что Владимир Витальевич отличался не только талантом и мастерством. Широта его политического кругозора, его идеологическая зрелость предопределяли все его творчество. И в данном случае эти качества художника продемонстрировали высокую идейную насыщенность и художественный уровень рисунка. На первом плане изображены жертвы восстания, причем не только тела погибших, но и тени тысяч людей, уходящих в Китай. Опустив голову, в глубокой скорби, прижав к груди палку с самодельным штыком стоит мужчина-киргиз. Над жертвами возвышаются две вооруженные фигуры, указывающие наверх, где красным цветом изображены штурмующие Кремль рабочие под красным флагом с надписью: «Власть – Советам!». Все фигуры даны в рост, но они не вызывают чувства однообразия – благодаря хорошей скомпанованности смотрятся с интересом. Драматический накал изображения усиливается остротой сопоставлений силуэтов, их броскостью и лаконизмом. Весь рисунок отличается большой эмоциональностью.
Фронтиспис в книге «Киргизское восстание 1916 года» – графический вариант его картины «Повстанец». Не удовлетворившись живописным решением сюжета «Повстанца», В.В. Образцов прибегает к плакатной обобщенности, находит более концентрированные формы выражения. И… за персонажами рисунка огромными цифрами «1916» создает фон – мятущееся пламя. Такой фон, естественно, усиливает эмоциональное воздействие и публицистическую страстность.
В.В. Образцов очень серьезно готовился к созданию своих произведений на темы восстания 1916 года. В 1931 году Институтом краеведения была организована экспедиция по местам, связанным с событиями восстания. В.В. Образцов участвовал в ней. На основе материалов, собранных во время экспедиции, художник создал ряд полотен, которые были выставлены на выставке, открытой в залах музея краеведения осенью 1931 года. В полотнах просматривается стремление художника переосмыслить изображаемые события с точки зрения его времени.
Из произведений этого цикла лучшей работой считается картина «Заговор» (1931 г.). Образное начало в ней строится на выразительном сопоставлении громады горных склонов и небольшой группы повстанцев на переднем плане. Четко, последовательно размещены фигуры дехкан, всадников. Для создания целостного образа людей, сплоченных воедино, В.В. Образцов строит колорит полотна на сочетании локальных пятен. Мужчины и юноши – в ярких рубашках, халатах и головных уборах, в которых преобладают присущие народному искусству киргизов сочетания контрастных тонов – синих и красных, голубых и оранжевых, розовых и фиолетовых.
Что же побудило Владимира Витальевича обратиться к теме восстания 1916 года? Возможно, это был возросший интерес всего общества к всестороннему изучению истории Киргизии. Однако желание узнать глубже и отобразить это в произведении изобразительного искусства могло возникнуть после того, как он услышал доклад Баялы Исакеева «Киргизское восстание 1916 года», впервые прочитанный на собрании рабочих «Интергельпо» и железнодорожников в 1931 году по случаю 15-летия восстания. И когда было принято решение издать в 1932 году этот доклад в виде небольшой книги, В.В. Образцов взялся оформить и иллюстрировать ее (3).
Б. Исакеев – свидетель событий тех лет – дает потрясающую по силе повествовательную картину этой трагедии. В главе «Бегство в Китай» он пишет: «А сколько мы видели случаев, когда выбившаяся из сил мать бросает на произвол судьбы около дороги грудного ребенка. Мы видели около дороги завернутых в кошмы беспомощных стариков и старух. Они плакали и умоляли каждого последующего проходящего, чтобы они взяли их с собой или, в крайнем случае, оставили им продукты питания…».
Как уже было отмечено выше, рисунки к книге Б. Исакеева «Киргизское восстание 1916 года» по художественным достоинствам в книжной графике В.В. Образцова считаются лучшими.
В том же 1932 году Владимир Витальевич пишет картину «На пути в Китай», проникнутую трагизмом безысходного отчаяния. Загнанные карателями в пустынные, выжженные солнцем горы повстанцы гибнут от голода и жажды. С удивительным тактом художник находит средства для сопоставления глубокого человеческого горя с красотой природы – грандиозной, величественной и суровой. Картина «На пути в Китай» признана наиболее сильной в психологическом отношении работой В.В. Образцова. Трагический накал, экспрессия достигли в этом произведении наивысшей точки. Одновременно с картиной «На пути в Китай» В.В. Образцов написал портрет Б. Исакеева. К сожалению, он не сохранился. Очевидно, он был изъят при аресте Б. Исакеева.
Тема национального восстания 1916 года увлекла В.В. Образцова и нашла продолжение в его творчестве. В 1932–1934 гг. художник создал цикл «Киргизское восстание 1916 года», в который, кроме картины «На пути в Китай», вошли работы «Заговор», «После восстания» (1933 г.), «Партизаны» (1934 г.), «Повстанец».
Неисчерпаемым источником новых образов для художника являлись жители киргизского села нового времени. Его жанровые произведения пронизаны радостью и оптимизмом. Полотна написаны сочными красками с оттенком декоративности.
Не все живописное наследие В.В. Образцова дошло до наших дней. Все произведения датированы 1930–1934 годами. Самая ранняя его картина «В аиле» – романтический пейзаж, а «У глобуса», «Слушают радио», «Возвращение из армии» – рассказы о жизни простых людей новой Киргизии.
Рассмотрим сюжетный групповой портрет «У глобуса»: в центре голубой глобус (с розовым пятном – территория СССР) – символ знания, его внимательно изучают девушка и двое юношей. Фигуры статичны, но каждый образ наделен индивидуальными портретными чертами, полон внутреннего движения. Всех троих объединяет единый порыв: к знаниям. Картина «У глобуса» характеризует В.В. Образцова как яркую творческую личность в киргизской живописи тридцатых годов – его убежденность и идейно направленный реализм.
В другом полотне «Слушают радио» показаны изменения, происходящие в жизни людей новой Киргизии. В нем идея раскрывается через контраст: старый, укоренившийся быт и огромный интерес к новому. Расположившись на открытом воздухе в маленьком и уютном дворике, киргизская семья слушает с большим вниманием и даже почтением вынесенный из дома громкоговоритель. Каждый член семьи – индивидуальность: отец и дочь сосредоточены и внимательны, мать, как всегда, занята рукоделием, мальчик, только что игравший, прислонился к дереву как будто отдохнуть и внимательно смотрит на диковинку, пока что не понимая смысла происходящего.
И… вся семья и домашний уголок, ярко освещенные жарким южным солнцем, привлекают задушевностью и любовью.
Произведением «Слушают радио» и написанной также в 1930 году картиной «Возвращение из Красной Армии» Владимир Витальевич продемонстрировал интереснейший и своеобразный талант мастера колорита.
«Возвращение из армии» построено на контрасте красного и зеленого, ритмичном делении холодных и теплых цветов, причем с нарастанием теплых цветов к правой части полотна. Такая музыкальная организация цвета придает праздничное мажорное звучание сюжету произведения.
Действие разворачивается на фоне чудесного горного пейзажа, наполненного солнцем и воздухом. Односельчане радостно встречают возвратившегося из армии паренька. Убеленный сединами аксакал-отец идет навстречу к сыну и первым приветствует его. Мать, прильнувши к руке, обнимает сына. Молодой воин… никого не оставивший равнодушным, явно щеголяет новенькой зеленой формой и выправкой бравого солдата, и, счастливо, белозубо улыбаясь, приветствует отца, приложив руку к «буденовке».
Эта картина имеет продолжение. В 1933 году В.В. Образцов повторяет правый крайний образ девушки, прислонившейся к юрте, создав самостоятельное одно из лучших произведений – «Женщина у юрты».
В раздумье прислонившись к юрте, стоит молодая женщина. На втором плане показана спокойная и неторопливая привычная жизнь в аиле – на самодельном ткацком станке женщины делают терме – узорные полосы для скрепления деревянных и войлочных частей юрты для изготовления покрывал, курджунов и т.д. Чуть поодаль стоит старик. Героиня… еще там, в плену старого быта, но… полна новых, энергичных устремлений.
Стремясь подчеркнуть в своем творчестве черты национального, В.В. Образцов бережно осваивал традиции народных мастеров, и прежде всего в использовании чистых локальных цветов национального колорита: красного и синего, розового и фиолетового и других, и мягких, плавных ритмов пластики народных образов.
Особое внимание в своем творчестве Владимир Витальевич проявляет к психологическому состоянию людей. В этом плане он обращается все больше к детям: «Девочка», «Девочка-дунганка». С особой чуткостью, любовно и нежно относится мастер к ребенку, создав запоминающийся портрет смуглянки с живыми, выразительными глазами, чисто и доверчиво смотрящими на окружающий ее мир. Девочка ничуть не позирует художнику. Она… наигравшись, как будто присела на минутку.
Небольшой по размеру этюд «Девочка-дунганка» также отличается особенной красотой и изысканностью колорита, лиричностью и душевной теплотой.
В 1933 году В.В. Образцов наконец обратился к «Автопортрету». Многие черты живописного дарования художника раскрываются через это небольшое по размерам полотно, в котором все оправданно: и цветовое решение, и композиция. Владимиру Витальевичу удалось создать образ незаурядного человека: скромного, доброго, отзывчивого.
Полнота восприятия образа достигается освобождением пространства перед лицом. Художник просто сместил изображение влево по отношению к вертикали оси. Большей рельефности и объемности изображения В.В. Образцов добивается за счет увеличения размеров фона. Для этого на небольшом полотне… он «дает» портрет в повороте на три четверти.
Боковое освещение подчеркивают рельеф и объемность форм: падающий справа свет вызывает высветление фона в правой части картины, и… теневые участки лица художника выступают темными, четкими контурами. Здесь все имеется и все в меру: тщательно отобранные и смешанные цвета создают живописную гармонию, выдерживая одновременно единый цветовой и световой фон.
Специалисты считают, что произведения В.В. Образцова, являясь результатом творческого обобщения, в то же время не утрачивали, а напротив, впитывали в себя момент наблюдения отдельного явления.
Владимир Витальевич отличается от своих современников и интересен для изобразительного искусства своей разносторонностью. Он одинаково ярко и естественно работал в области исторического и бытового жанра, портрета и пейзажа, увлекался графикой, иллюстрировал книги. Он – первооткрыватель национальной тематики. Во многом его творчество связано с творчеством С.А. Чуйкова – основоположника киргизского изобразительного искусства. Заметно повлияли на формирование творческих принципов В.В. Образцова и узбекские художники А. Волков – преподаватель Ташкентской художественной школы, и В. Уфимцев, учившийся в этой школе одновременно с В.В. Образцовым.
В.В. Образцов всю жизнь учился, мечтал он и дальше учиться замечательному живописному мастерству, но обстоятельства помешали этому.
В Киргизском государственном музее изобразительных искусств хранится графический автопортрет Владимира Витальевича. На обороте листа – дата, обозначенная рукой автора: 7 апреля 1934 года. А через 39 дней – 15 мая – общественности республики стало известно, что во время творческой командировки на озеро Иссык-Куль Владимир Витальевич Образцов внезапно заболел сыпным тифом и скончался.
Графический автопортрет этот, скорее всего, последняя работа В.В. Образцова. В нем раскрыта сложная духовная жизнь человека высокого творчества: состояние глубокого раздумья, напряженной работы мысли, обаяние умного, скромного мастера.
Все произведения художника – это свидетельства его творческого осмысления действительности и меняющегося в духе исторической эпохи мировоззрения мастера. Даже в пейзажных произведениях Владимира Витальевича на фоне поэтического и романтического величия природы Кыргызстана дан портрет Человека как неразрывной части родной природы. Только психологический портрет человека разный: в раннем пейзаже – «В аиле»: человек – дитя природы и дан в неразрывном гармоническом целом; в последующих полотнах он – активный созидатель и преобразователь.
Даже техника творчества В.В. Образцова находится в полном соответствии с пониманием живописных задач: широкие экспрессивные мазки вызывают ощущение движения с подчеркнуто декоративной ритмикой. Его полотна наполнены воздухом и светом, сюжетной выразительностью и идейной направленностью.
Владимир Витальевич и сам всегда стремился быть в гуще большой художественной жизни. Еще в 1929 году он собирался стать участником московского художественного объединения РОСТ, членом которого уже был С.А. Чуйков, который в это время работал в Москве. В. Образцов не стал членом этого объединения, поскольку художники из других городов страны в московское отделение не принимались. Впервые он выставил свои работы в том же 1929 году на второй выставке картин Ташкентского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР).
Общественность Кыргызстана познакомилась с работами Владимира Витальевича в ноябре 1934 года. Совсем немного не дожил замечательный художник до I Республиканской художественной выставки в столице Кыргызстана – Фрунзе.
Экспонировались произведения В.В. Образцова и в Москве – на первой Декаде киргизского искусства 1939 г. Во вступительной статье к каталогу выставки изобразительного искусства Киргизской ССР, выпущенному специально к декаде (М.; Л., 1939), известный искусствовед Б.В. Веймарн отмечал: «Работы Образцова, умершего в 1934 году, характеризуют большое живописное дарование художника, умевшего создавать очень красочные и эмоционально насыщенные образы».
В.В. Образцов одарен был не только умением «создавать очень красочные образы», он дарил всю свою неуемную энергию для организации студий, кружков, выставок. В историю киргизского изобразительного искусства он вошел как замечательный педагог. Но это происходило в двадцатые годы на «революционной волне» всенародного энтузиазма. В тридцатые годы, когда в республику прибыли профессионалы-художники и когда были уже воспитаны свои профессионалы, назрела необходимость создания творческой организации.
В газете «Советская Киргизия» 8 сентября 1933 года появилась статья художника В.В. Кочегуры «Организуем Союз советских художников Киргизии», в которой впервые в печати было сообщено о необходимости образования оргкомитета Союза художников.
На первом собрании актива художников, которое проходило 28 сентября в здании Культпропа обкома партии, было принято решение: приступить к созданию творческого союза. На следующем совещании, состоявшемся 11 ноября 1933 года, произошло утверждение состава правления оргкомитета по созданию Союза художников Кыргызстана. Председателем оргкомитета избрали С.А. Чуйкова, заместителем – В.В. Образцова.
Не обошлось, разумеется, без рекомендаций отдела культуры и пропаганды обкома ВКП(б). Благо, что они в тот исторический период совпали с устремлениями и маститых мастеров, и начинающих художников. В планы только что организованного союза входило «выявление» местных художников, как профессионалов, так и самоучек, обратив особое внимание на привлечение талантливой киргизской молодежи. На оргкомитет было возложено также проведение первой республиканской выставки и съезда художников. Новый творческий коллектив устанавливал и укреплял связи с живописцами и графиками Московского отделения Союза художников, братских советских республик и Международным бюро революционных художников.
Владимир Витальевич включился в организационную работу, как всегда, с энтузиазмом и одновременно продолжал творить. Именно в 1933– 1934 гг. он создал свои замечательные произведения «Автопортрет», «После восстания», «Повстанец», «Женщина у юрты», «Автопортрет» (графика).
В результате сложной и кропотливой работы членов оргкомитета к весне 1934 года все профессиональные живописцы и любители искусства были организованы и сразу выразили желание участвовать в предстоящей выставке.
К сожалению, Владимир Витальевич не дожил до открытия первой выставки. Но, как отмечалось в печати той эпохи, своей содержательностью выставка была бесспорно обязана полотнам профессиональных художников.
Среди картин С.А. Чуйкова на историко-революционные темы, жанровых «дунганских» этюдов Е.А. Малеиной, пейзажей А.И. Игнатьева и других имен зрители особенно хорошо воспринимали и произведения В.В. Образцова, холсты Л.Л. Касаткина, плакаты К.П. Чепракова. В большой мере популярности выставки способствовало подробное освещение ее материалов на страницах газет и журналов. Помещались здесь вместе с рецензиями и краткими статьями репродукции лучших произведений художников-профессионалов и... среди них работы В.В. Образцова и его учеников: И. Джоломанова, К. Сооронбаева, Г. Айтиева, К. Айдаркулова и других. Многочисленные этюды учеников В.В. Образцова покоряли непосредственностью пластического решения.
Специалисты считают, что 1925–1934 гг. – это особый этап в истории киргизского изобразительного искусства, в плодотворном росте которого выдающаяся роль принадлежит профессиональному творчеству С.А. Чуйкова и В.В. Образцова. Они активно содействовали овладению коренными художниками принципами реализма и освоению культурного наследия исторического прошлого киргизского народа.
Именно в творчестве С.А. Чуйкова и В.В. Образцова стали складываться в этот период те своеобразные черты, которые в последующем составили основу национального своеобразия киргизской живописи. Лучшие произведения этих двух мастеров изобразительного искусства широко пропагандировали историю, быт, своеобразную культуру и открытость кыргызского народа (4).
Гапар Айтиев – крупнейший деятель киргизского искусства, народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, ученик В.В. Образцова вспоминал, что «…занимаясь у Образцова, он впервые понял, что искусство может целиком захватить человека, стать целью его жизни, заставить отдать ему все желания свои и силы» (5).
Таким был и сам Владимир Витальевич Образцов, всю свою творческую жизнь посвятивший народу и природе Киргизии. Замечательный и искренний художник, человек, способный глубоко чувствовать радость и ритм жизни, умевший передать свои чувства и мысли людям, влюбленный в свой край и свой народ, Владимир Витальевич создал свои бессмертные творения, которые живут не только на полотнах, но и в памяти его талантливых учеников.




Примечания

1. История киргизского искусства. Краткий очерк. – Фрунзе, 1971. – С. 143.
2. Изобразительное искусство Киргизстана. Фрунзе, 1987. – С. 116.
3. Исакеев Б. Киргизское восстание 1916 года. – Фрунзе, 1932.
4. Изобразительное искусство Киргизстана. – С. 124.
5. Черкасова Н. Гапар Айтиев. – М., 1961. – С. 8.

Воропаева В. А.


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК