Создать аккаунт
Главная » ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ КЫРГЫЗСТАНА » Власов Владимир Александрович

Власов Владимир Александрович

7 238


У истоков профессионального музыкального искусства


Власов Владимир Александрович


Власов Владимир Александрович – один из основателей киргизского музыкального профессионального искусства. Народный артист Киргизской ССР (1946 г.), заслуженный деятель искусств (1947 г.), лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула (1970 г.).
Родился В.А. Власов 25 декабря 1902 г. в г. Москве в музыкальной семье. Мать будущего композитора была пианисткой, училась в Московской консерватории. Мальчик очень рано начал обучаться игре на скрипке и с 8-летнего возраста выступал в открытых концертах. Сначала учился в гимназии, а затем в советской трудовой школе II ступени, которую окончил в 1918 г. Одновременно учился в музыкальной школе. В 1922–1928 гг. прошел обучение по классу скрипки у профессора А.И. Ямпольского, композиции – у профессоров Г.Л. Катуара и И.С. Жиляева в Московской консерватории.
С 1919 г. в Первом революционном государственном драматическом театре он – исполнитель всех скрипичных партий. Немного позже Владимир Власов работу преподавателем в музыкальном техникуме им. М. Мусоргского и в музыкальной школе им. С. Танеева совмещает с учебой в Московской консерватории. После окончания консерватории В. Власов – дирижер симфонического оркестра Центрального дома Красной армии, дирижер и заместитель заведующего музыкальной частью МХАТа. Причем работал он как исполнитель-скрипач и дирижер симфонического оркестра.
В 1932–1936 гг. – музыкальный редактор и консультант Всесоюзного комитета по радиовещанию. В области творчества исполнитель и композитор отдавал предпочтение инструментальным жанрам.
В Киргизию В.А. Власов приехал в августе 1936 г. и работал музыкальным руководителем киргизского театра, а с 1943 по 1949 год – директором и художественным руководителем Московской государственной филармонии.
В.А. Власов был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939 г.) и медалями, почетными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР.
С 1932 г. В.А. Власов – член Союза композиторов СССР.
Творчество В. Власова неразрывно связано с историей развития советского многонационального музыкального искусства. Вместе с В. Фере он заложил его основы еще в 20-е годы, обратившись к фольклору народов СССР. Обрабатывая песни и наигрыши различных народов, они создавали самостоятельные сочинения.
В творческом содружестве с А. Малдыбаевым и В. Фере, продолжавшемся многие годы, В. Власов создает первые киргизские музыкальные драмы, оперы, балеты, оратории, кантаты, камерно-инструментальные и камерно-вокальные сочинения. В. Власову в них принадлежит приоритет в сочинении инструментальных эпизодов, оркестровых сцен, инструментовки. Творчество В. Власова тесно связано с кыргызской музыкой. Его выдающиеся произведения – балет «Асель» по повести Ч. Айтматова «Тополек мой в красной косынке», симфоническая поэма «Токтогул», симфоническое повествование «Акын поет о Ленине» и многие другие.
Интенсивная творческая и музыкально-общественная деятельность В. Власова была неразрывно связана с творчеством композитора В. Фере.
Творческое содружество двух композиторов началось еще до их поездки в Киргизию; в начале 1931 г. были опубликованы первые совместные произведения. И до 1936 г. – за пять лет – это замечательное творческое сотрудничество дало прекрасный результат – около 120 инструментальных произведений. Среди них – «Восточные эскизы» для скрипки с оркестром в трех частях: «В Казахстане», «Туркменская мелодия», «Чеченские мотивы», симфоническая сюита в семи частях и другие.
Общность художественных вкусов этих двух мастеров музыки, совершенно разных по личным качествам и творческим индивидуальностям, нашла выражение в их тяготении к музыкальному фольклору народов СССР. Замечательный музыковед В.С. Виноградов писал: «Власова и Фере как композиторов в основном вырастила и воспитала киргизская народная музыка, их деятельность в Киргизии дала им путевку в жизнь» (1).
И В. Власов, и В. Фере жили и работали в Киргизии около семи лет, однако тема кыргызской музыки занимала центральное место в их творчестве всю жизнь. Начало новому этапу в их творческом содружестве положила встреча композиторов с Абдыласом Малдыбаевым.
Изучив традиции и обычаи народа, его музыкальную культуру, В. Власов и В. Фере создают киргизские песни, обработанные для голоса и фортепиано: «Ох-хой», «Кёл боюнда», «Куйдум чок», «Ой, булбул» А. Огонбаева, произведения А. Малдыбаева – «Кызыл атчандар», «Забойщиктер». А на слова поэта Т. Уметалиева композиторы написали песню о Ленине для хора с оркестром.
На основе использования подлинных народных мелодий В. Власов и В. Фере создали первую увертюру для симфонического оркестра на киргизские темы, почти одновременно – пьесы для скрипки и виолончели, музыка для национальных танцев. Многие произведения композиторов стал исполнять недавно сформированный оркестр народных инструментов. Специалисты считают, что обработки песен и пьес для оркестра народных инструментов, произведения на киргизские темы для фортепиано, скрипки, виолончели П. Шубина, В. Фере и В. Власова, положившие начало развитию киргизской профессиональной инструментальной музыки, явились фундаментом музыкального искусства республики.
В театральный сезон 1936–1937 гг. В. Власов и В. Фере приступили к написанию музыкальной драмы «Алтын кыз» («Золотая девушка») по пьесе поэта-драматурга Джоомарта Боконбаева. Для осуществления ее постановки из различных городов страны были приглашены опытные специалисты: режиссеры А. Самарин-Волжский, В. Васильев, дирижер В. Целиковский, художник Г. Петров, балетмейстер С. Холфин, хормейстер П. Меркулов, дирижер-композитор И. Коцык. Под руководством И. Коцыка при театре в это время начала работать хоровая капелла.
Премьера музыкальной драмы «Алтын кыз» состоялась на сцене музыкально-драматического театра 12 мая 1937 г. Она продемонстрировала определенный этап и в истории театра республики, и первую значительную победу только что созданного творческого коллектива. В труппу театра влились молодые талантливые певцы М. Кыштобаев, Ф. Малдыбаева, Б. Бейшенбаева, С. Кумушалиева, Р. Берикова. Каждый из них создал незабываемый образ Чинар, Ажар, мать Чинар, Жапара, Калыбека и других.
Музыка «Алтын кыз», простая и доходчивая, была понятна слушателям. Специалисты считают, что композиторы ввели в музыку к спектаклю народные мелодии, но, не удовлетворяясь простым их цитированием, создали оригинальные номера. Причем они сознательно избегали сложного симфонического развития и были весьма экономны в гармонических и оркестровых средствах. В «Алтын кыз» много музыкальных номеров, несколько одноголосных и двухголосных хоров, танцевальных сцен, в которых использованы характерные национальные попевки. Оформление спектакля, осуществленное художником Г. Петровым и Г. Айтиевым, во многом способствовало успеху спектакля.
Всесоюзное радио в 1937 г. организовало музыкальную передачу, в которой ведущие артисты на русском языке исполнили особо выразительные арии из «Алтын кыз». Музыкальная общественность тепло встретила музыкальную драму «Алтын кыз».
В газете «Советское искусство» А. Петров писал: «С естественной и понятной робостью принимались композиторы за создание первого музыкального спектакля. Они ставили себе, по всей видимости, весьма скромные, но, по сути дела, очень трудные задачи: быть как можно ближе к киргизскому народному творчеству, к народной песенности, к характеру киргизского фольклора (автором финальной песни является Абдылас Малдыбаев). Фактически в основном они лишь ограничивались гармонизацией народных мелодий. Здесь они проявляли хорошее чутье, хороший вкус и тонкое мастерство. В самой оркестровке композиторы стремились передать звучание народных инструментов» (2).
После успешной постановки музыкальной драмы «Алтын кыз» творческий коллектив театра увеличился до 120 человек, были созданы хоровая и балетная труппы, а в оркестре объединены 35 музыкантов. В театре оживляется музыкальная и актерская учеба.
Творческие поиски театра стимулировались профессиональной помощью представителей русского профессионального искусства. Из Москвы были приглашены педагоги-вокалисты Т.Н. Романова, З.К. Красновская, балетмейстер Г.В. Михалев, художник Я. Штоффер.
Менее чем через год, после премьеры «Алтын кыз», 26 марта 1938 г. театр осуществил постановку исторической музыкальной драмы «Ажал ордуна» («Не смерть, а жизнь») по либретто поэта-драматурга Джусупа Турусбекова. Музыка к драме создана композиторами В. Власовым, А. Малдыбаевым и В. Фере. Тема этого произведения – события 1916 г.
В отличие от «Алтын кыз» в музыкальной драме «Аджал ордуна» композиторы В. Власов, А. Малдыбаев и В. Фере гораздо шире использовали классические народные мелодии, причем мелодический материал подан здесь в более развернутом симфоническом развитии. Классик азербайджанской музыки Узеир Гаджибеков заметил: «Симфоническая увертюра и отдельные музыкальные эпизоды, обилие арий из хоров приближают «Аджал ордуна» к произведению чистого оперного жанра» (3).
Первые же такты увертюры создают атмосферу приближающихся драматических событий. Чистая и нежная мелодия, олицетворяющая тему свободы, постепенно переходит в тему кровавых сражений. Лейтмотивом, пронизывающим всю музыкальную ткань драмы, является тема свободы.
В музыкальных характеристиках главных действующих лиц Бектура, Искендера, Зулайки, в ариях которых были использованы народные мелодии, проявился мелодический талант Абдыласа Малдыбаева, мастерство которого совершенствовалось благодаря творческому содружеству с В. Власовым и В. Фере.
В музыкальной драме «Аджал ордуна» впервые в истории киргизской музыки были широко использованы многоголосные хоры, создающие образ народа. В условиях, когда хоровое, особенно многоголосное пение, только начинало осваиваться в республике, хормейстеру П. Меркулову удалось выполнить трудновыполнимую задачу. Постановка музыкальной драмы В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере была осуществлена режиссерами А. Куттубаевым и В. Васильевым, дирижером В. Целиковским, хормейстером П. Меркуловым, художником Я. Штоффером, балетмейстером Л. Лукиным.
В музыкальной драме «Аджал ордуна» композиторы использовали музыкально-выразительные средства: больше использовались возможности оркестра, симфоническое развитие получили многие темы, появились развернутые оркестровые эпизоды, более глубокое решение получила музыкальная драматургия.
В дни подготовки к декаде киргизского искусства и литературы в Москве композиторы В. Власов, А. Малдыбаев и В. Фере начали работать над созданием первой национальной оперы – «Айчурек», днем рождения которой стало 12 апреля 1939 г., когда состоялась премьера оперы «Айчурек», вошедшей в золотой фонд многонационального советского искусства.
Либретто оперы написано на сюжет одного из эпизодов эпоса «Манас». Поэты-драматурги Джоомарт Боконбаев, Джусуп Турусбеков, Кубанычбек Маликов стали авторами либретто.
«Айчурек» явилась огромным достижением молодой, профессиональной музыки в республике. Она заложила основу для дальнейшего развития национального оперного искусства. Декада киргизского искусства в Москве открылась оперой «Айчурек» 26 мая 1939 г. на сцене филиала Большого театра. Опера покорила слушателей богатством музыки, красочным оформлением, талантливой игрой артистов.
В те дни в газете «Правда» композитор Юрий Шапорин дал ей профессиональную характеристику: «Музыка оперы, написанная композиторами В. Власовым и В. Фере, в основном построена на подлинно киргизских народных мелодиях, пленительных по их строгой простоте и необыкновенно четких и упругих по ритму. В опере широко использованы и оригинальные мелодии талантливого композитора-самородка А. Малдыбаева.
Работа композиторов В. Власова и В. Фере по освоению киргизского фольклора заслуживает большой похвалы. Эта работа, несомненно, пролагает пути для дальнейшего роста киргизской музыкальной культуры. Лучшее в музыке – весь первый акт, танцы второго акта, самобытные и оригинальные по ритмике хоры и в особенности заключительный хор последнего акта.
В целом опера «Айчурек» – наглядное и неотразимое свидетельство огромных творческих сил киргизского народа, чье искусство еще так недавно стало расправлять свои крылья» (4).
Глубокое эстетическое наслаждение в дни декады получили московские зрители, познакомившись с удивительным искусством киргизских музыкантов, а также с музыкальной драмой В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере «Алтын кыз».
Меньше чем через год, 7 ноября 1940 г., состоялась премьера первого национального балета «Анар», а музыка к этому балету была написана композиторами В. Власовым и В. Фере. Либретто к балету написано К. Эшмамбетовым. Балет «Анар» – это лирико-драматическая поэма о нежной любви. Красивая, мелодичная музыка, драматургическая стройность либретто обеспечили балету долгую сценическую жизнь. И здесь вновь были использованы народные мелодии, песни и инструментальные наигрыши известных народных музыкантов.
В.А. Власов много работал в области песенного творчества. Вместе с В. Фере и П. Шубиным были обработаны для голоса с фортепиано популярные старинные песни «Кюнётай», «Утренняя песня», «Письмо Джапара», «Ботокёз», а также песни А. Малдыбаева «Алымкан», «Жизнь», «Цветущая жизнь»; М. Баетова «Секетбай», А. Огонбаева «Эсимде» и многие другие. Обогащая репертуар профессиональных певцов, они способствовали дальнейшему развитию исполнительской культуры, помогали приобщению киргизских слушателей к достижениям музыкального творчества. В то же время сами композиторы глубже проникали в традиции национальных форм и жанров.
Развитию и совершенствованию национальной музыки способствовало создание в республике творческой организации – Союза композиторов (1939 г.), который возглавил А. Малдыбаев. В ряду членов Союза – выдающихся музыкантов Мураталы Куренкеева, Мусы Баетова, Ыбрая Туманова, Атая Огонбаева – композиторы П. Шубин, В. Фере и В. Власов.
В военные годы тема защиты социалистической Родины от оккупантов, самоотверженного труда советских людей в тылу нашла свое отражение в оперном творчестве. Премьера двухактной оперы В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере «Патриоты» состоялась 14 ноября 1941 г. Это была первая советская опера, посвященная событиям, связанным с Великой Отечественной войной.
С большим мастерством написаны многие музыкальные эпизоды. Хоры, арии, особенно ария матери. «Подлинная народность, яркая обрисовка образов, широкое развитие тематического материала делают оперу «Патриоты» ценным вкладом в советскую музыку. Красочны и выразительны речитативы, хорошо, со знанием сделаны хоры» (5), – отмечал в те дни А. Свешников.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. против фашистской Германии – самая тяжелая из всех войн, какие знала история. Для победы приложил усилия весь народ: воины – на фронтах и все вместе в тылу.
С первых дней войны стал формироваться и культурный фронт. Артисты и музыканты «брали шефство» (как принято было в то время) над воинскими частями, госпиталями, призывными пунктами. Было сформировано семь концертных фронтовых бригад, и всю войну они давали концерты в частях Калининского, Белорусского, Ленинградского и Украинского фронтов.
Исторические документы свидетельствуют о том, что народные артисты республики А. Усенбаев, М. Баетов, А. Боталиев, А. Куттубаева, С. Киизбаева, М. Омурканова, композиторы В. Власов и В. Фере выступали на передовых линиях фронта. В их исполнении для воинов прозвучало более 2500 концертов.
Вместе с войсками маршала К. Рокоссовского артисты Кыргызстана участвовали во взятии Гомеля, за что персонально были удостоены благодарности командования. Другая концертная группа, в состав которой входили артисты С. Айтмамбетов, К. Эралиева, А. Исмаилова, К. Алиева, с июля 1942 г. по сентябрь 1944 г. походным маршем «прошагала» через фронты сражений вместе с воинами Гвардейской Панфиловской дивизии.
Летом 1942 г. была сформирована Вторая фронтовая бригада, которую возглавляли композитор В. Власов и поэт В. Винников. Она объединяла артистов только что созданного театра оперы и балета – солистов оперы М. Махмутову, С. Киизбаеву, Х. Темирбекова, М. Зюванова; солистов балета Г. Худайбергенова и Р. Ибраимова; артистов филармонии М. Баетова, С. Бекмуратова (кыяк), Дж. Муслимова, исполняющего танцы народов Кавказа; артистов театра Русской драмы В. Халатова, Н. Тайц, В. Арбенина; аккордеониста А. Мурыгина и баянистов А. и В. Аваровых.
Все члены бригады были полны решимости скорее отправиться на фронт и встретиться с бойцами. И всех волновал один вопрос: как примут бойцы их выступления?
В дальний и трудный путь отправились 17 сентября. Нелегкой, порой трагичной была и судьба членов бригады – артистов. Майрам Махмутова летом 1942 года получила страшную весть: в бою под Старой Руссой погиб ее муж Шавкат Акрамов. В августе Майрам родила дочь Наринэ, которой никогда не суждено было увидеть своего отца. И… оставив крошечную дочурку на попечении родных, Майрам отправляется на Брянский фронт… Позднее Майрам Махмутова вспоминала, как «от одной воинской части к другой, порой по пять-шесть километров, в пургу, в мороз наша бригада спешила на концерт. Как ждали нас солдаты! Как рады были они песне, танцу, музыке! Сколько тепла, нежности, чуткости чувствовалось в их отношении к нам. Это проявлялось во всем: и в лучшей землянке, которую отдавали артистам, и в горячем, крепко заваренном чае, в теплом полушубке, накинутом на плечи, – в каждой мелочи, не говоря уже о самом главном: когда начинался обстрел, нас охраняли, как драгоценность. Конечно, им, обстрелянным в тяжелых боях, пропахшим пороховым дымом солдатам, как воздух, нужны были наши концерты, эти маленькие отголоски мирной жизни (Махмутова М. Слушали песню бойцы // Вечерний Фрунзе. – 9 мая 1975).
Только в начале октября прибыли в штаб Брянского фронта. И вот – первый концерт. Руководитель бригады артистов композитор В. Власов записал в дневнике: «Наш театр – поляна на командном пункте, кулисы – кусты, артистические уборные – автобус. Зрители сидят на земле, камнях, пнях, окружая кольцом «эстраду». Командование и Политуправление фронта принимают программу. Все мы очень волнуемся. Однако программа прошла слаженно. Начальник Политуправления дал высокую оценку репертуару и приказал как можно полнее использовать пребывание нашей бригады на этом фронте. Нас рассматривали не только как деятелей искусств, но и как представителей народов Киргизии. Это было очень почетно и очень ответственно (Власов В. Из дневника бригады // Советская Киргизия. – 20 декабря 1942).
Что же касается воинов, то они, окружив артистов кольцом, присаживались на корточки и восторженными выкриками подбадривали исполнителей. И тогда артистам казалось, что они находятся не около брянских лесов, а где-нибудь в Чуйской долине или казахских степях. «Такое же чувство испытывали наши слушатели и горячо благодарили нас и за песню, и за то, что мы принесли им с собой кусочек родного аила», –писала Сайра Киизбаева, солистка театра оперы и балета в статье «Уверенность в победе» в газете «Советская Киргизия» 20 декабря 1942 г.
После очередного концерта артисты тут же отправлялись в путь – их с нетерпением ждали в других частях. Приведем строки В. Власова из фронтового дневника, который стал, по существу, хроникой фронтовой жизни второй бригады: «В овраге выступали у артиллеристов. Добирались к ним пешком часа полтора. В благодарность за концерт нас повели на гаубичную батарею. От артиллеристов перешли к пехотинцам. От пехотинцев поехали на командный пункт дивизии… Обслужили за этот день полностью целый полк. Три концерта для трех групп бойцов, поочередно подменявших друг друга на переднем крае. Прошли концерты отлично. Как всегда – митинги. Два последних концерта чуть было не нарушили «мессершмиты» и орудийный обстрел. Но все обошлось благополучно. После концерта просили организовать танцы…
Ехали мы от истребителей к артиллеристам. Ехали, как говорят, по систематически простреливаемой дороге. Немцы заметили нашу «Коломбину». Вблизи упало несколько мин… К артиллеристам все же мы приехали в срок…» (Власов В. Из дневника бригады // Советская Киргизия. – 20 декабря 1942).
Бойцы зачарованно слушали игру на комузе и задушевное пение Мусы Баетова, внимательно вслушивались в голоса мастеров художественного слова – В. Арбенина и Н. Тайц; оживлялись, глядя на танцевавшего зажигательную, темпераментную лезгинку Джамала Муслимова; восторгались зычным басом Михаила Зюванова и нежным голосом красавицы Майрам Махмутовой, исполняющей свою любимую песню о счастье, о желанной встрече «Ой тобо»; восторженно принимали пение Сайры Киизбаевой…
«Трудно рассказать о том, что мы видели на фронте. Об этом надо слагать стихи и петь песни… Самое замечательное, что мы видели на фронте, – это дружба народов. Как родные братья, идут в бой люди, говорящие на разных языках, потому что у всех этих людей одна общая родина, которую они любят… Великое счастье – петь песни таким людям перед битвой и знать, что твоя песня идет с ними в бой», – говорил Муса Баетов, возвратившись домой после фронтовых концертов (Баетов М. Великое счастье // Советская Киргизия. – 20 декабря 1942).
Нередко «материал» для концерта артисты добывали здесь же на полях сражений. В одной из воинских частей артисты познакомились с летчиками, совершавшими свои боевые вылеты на легких фанерных самолетах «У-2» – «огородниках», как их любовно называли в эту войну. Узнав о подвигах, совершенных на «огороднике», поэт В. Винников тут же сочинил стихотворение:
«По всей стране теперь плывет молва
О грозных и карающих машинах,
О наших удивительных «У-2»,
О смелых «огородниках-старшинах»…
Героев прославляет весь Союз,
И вот мы от кыргызского народа
Вам, «огородники», вручаем наш арбуз
С советского родного огорода!».
И… вместе со стихотворением артисты подарили летчикам настоящий великан-арбуз, привезенный из Киргизии. Об этом поэт В. Винников рассказал жителям Кыргызстана в статье «Огородники», опубликованной в газете «Советская Киргизия» 20 декабря 1942 г.
Во второй половине ноября вторая бригада «давала» концерты уже на Калининском фронте. А затем – два последних – в Москве перед бойцами одного из полков Московского гарнизона и на радио. В этот выезд на фронт бригада исполнила 125 концертов.
Артисты фронтовых бригад награждены были впоследствии почетными грамотами Верховного Совета республики и ценными подарками. Многие из них были удостоены грамоты от Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР – «За отличную работу по культурно-шефскому обслуживанию частей Красной Армии и Военно-Морского Флота».
Тысячи кыргызстанцев приняли в свои дома семьи беженцев и эвакуированных, среди которых была и попавшая на эту благословенную землю 3-летней девчушкой с матерью и автор данной статьи. Посильный вклад во всеобщий девиз «Все для фронта!» внесли и артисты «формировавшихся» в годы войны государственных театров. Сборы от концертов, как правило, полностью переводились в фонд обороны.
Очевидцы рассказывают, что театр оперы и балета, да, собственно, и все другие театры, а также филармония работали, по существу, во фронтовых условиях. Не хватало топлива, и в помещениях театров стоял ужасающий холод, постоянно отключалось электричество и нередко приходилось работать при керосиновых лампах. Из-за нехватки рабочих сцены антракты порой продолжались больше часа. Более половины мужчин – артистов, солистов, хористов, оркестрантов – воевали на фронтах с оружием в руках.
Композитор В. Власов, вернувшись с бригадой артистов с фронта, включился сразу же в работу в театре в г. Фрунзе. Он вспоминает о том, что почти каждый день то в девять, то в десять часов вечера во всем городе выключался свет. Театр погружался в темноту. Зрители (как и актеры) сидели, лежали в фойе, спали, не уходя из театра, и ждали продолжения спектакля. Спектакли кончались в час, а порой и в два часа ночи. Но никто не уходил».
Артисты часто болели, но даже с высокой температурой они выходили на сцену. Спектакли были необходимы. Их посещали не только жители республики, но чаще воины, вылечившиеся в госпиталях и отправлявшиеся снова на фронт. Их посещали и воины, сопровождавшие оружие, привозимое на ремонт в Кыргызстан, или отъезжающие, наоборот, на фронт, с новой партией танков, пушек, обмундирования и продовольствия…
Творческая жизнь республики в годы войны была на подъеме, так как в ней активное участие принимали многочисленные исполнительские коллективы, эвакуированные из центральных городов России. В не очень большой столице республики городе Фрунзе осенью 1941 г. собрались крупнейшие артистические силы страны – Государственный симфонический оркестр Союза ССР под управлением Н. Рахлина, Государственный хор, возглавляемый А. Свешниковым, Ленинградская хоровая капелла, Русский народный хор им. М. Пятницкого, Ансамбль танца, джаз-оркестры под управлением А. Цфасмана и Я. Скоморовского. В республику прибыли и стали работать в театрах известнейшие музыканты Д. Ойстрах, Я. Зак, Э. Гилельс, Я. Флиэр, Р. Тамаркина, певцы И. Краузе (Петров), М. Зюванов, М. Кусевицкий…
Творческая связь с центром не прерывалась и в годы войны. Летом 1943 г. в Москве проходили «Вечера кыргызского искусства». В одном из самых престижных залов страны, где и в мирное время проходили декады, встречи, вечера народов Советского Союза – в Колонном зале Дома союзов – кыргызские артисты М. Баетов, А. Боталиев, М. Еркимбаева, С. Киизбаева, А. Куттубаева, Х. Темирбеков, М. Махмутова демонстрировали свое вокальное мастерство. Выступал в этом переполненном зале известный уже в то время манасчи Саякбай Каралаев.
Современники вспоминали: ария Матери из оперы «Патриоты» В. Власова, В. Фере, А. Малдыбаева была исполнена Майрам Махмутовой так выразительно и проникновенно, что в зале установилось полное безмолвие. Оно продолжалось и после окончания номера. Майрам, смутившись, испуганно смотрела в залитый морем огней зал и, не зная, что делать, вдруг застенчиво улыбнулась. Зал ожил, пришел в движение и взорвался шквалом аплодисментов. После концерта один из зрителей сказал Майрам: «Вы своей улыбкой ослепили зал!..».
Особое внимание композиторы уделяли Песне… Каждая новая песня становилась поистине народной. Песни военных лет разнообразны и по содержанию, и по интонационно-мелодическому складу: походно-маршевые, героико-эпические, лирические, шуточные, сатирические, частушечные. Их названия соответствовали «духу времени»: «Победа», «Встреча», «Проводы», «Моему товарищу», «Моя невеста», «Письмо на фронт», «Сверстнику в тылу»…
Работавшие в Киргизии композиторы В. Власов, В. Фере, М. Раухвергер, В. Веприк, В. Белый, П. Шубин обрабатывали народные песни для голоса с фортепиано, для оркестра и хора. Их можно было распевать и на сцене, и в землянке.
Большой популярностью пользовались песни, написанные профессиональными композиторами: «Жди меня» В. Власова на слова К. Симонова, «Дай команду», «Мы москвичи» А. Малдыбаева, «Великий марш», «Акижан» А. Тулеева, «Колыбельная» М. Абдраева, «Юность» А. Аманбаева. Песня «Жди меня» обычно исполнялась женским голосом. И в самом деле: воин пишет письмо любимой и представляет, как она читает письмо и «ожиданием своим» обязательно спасет его…
Романсы, написанные русскими и кыргызскими композиторами, были одинаково популярны как среди воинов, так и у обычных зрителей, слушавших их со сцен театров, клубов, домов культуры в тылу, мечтая о будущих мирных днях или вспоминая родных и близких, с которыми их разлучила война.
Тема защиты Родины была центральной как в хоровых сочинениях, сложных вокально-симфонических жанрах, так и в оперном творчестве, к примеру, кантата «Счастье» на слова поэта К. Маликова и В. Винникова, на музыку В. Власова и В. Фере.
Выше уже было отмечено, что именно в годы войны происходили позитивные изменения в культурной жизни республики. «Сформировалась» на сцене кыргызского театра и опера. Премьера первой оперы «Патриоты», посвященной Великой Отечественной войне, в постановке композиторов В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере состоялась 14 ноября 1941 года. «Подлинная народность, яркая обрисовка образов, широкое развитие тематического материала делают оперу «Патриот» ценным вкладом в советскую музыку. Красочны и выразительны речитативы, хорошо, со знанием сделаны хоры», – таков отклик об опере в печати (Свешников А. Патриоты // Советская Киргизия. – 23 ноября 1941).
Арию матери «Охраните нас от врага, возвращайтесь с победой», звучащую с особой драматической силой, зрители в залах театра слушали обычно стоя. И, очевидно, она не раз исполнялась перед солдатами на фронтах замечательными оперными певцами Сайрой Киизбаевой или Майрам Махмутовой.
Последний театральный сезон военного времени был отмечен двумя яркими постановками – это национальный хореографический спектакль-балет М. Раухвергера «Чолпон» и опера «Манас», посвященная исторической памяти народа, героико-патриотическая тема которой соответствовала «духу времени», в постановке композиторов В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере.
После победоносного завершения войны композиторы Кыргызстана продолжают работать в области оперного жанра. В начале 1946 г. была поставлена опера В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере «Манас», либретто написано А. Токонбаевым и К. Маликовым. Постановка оперы «Манас» стала еще одним шагом в музыкально-сценическом воплощении образов великого эпоса.
Замечательный композитор А. Хачатурян в письме из Москвы (6) писал: «Запоминается яркая и своеобразная тема сорока богатырей Манаса с ее хроматическим изломом и характерной синкопой. Тонкие, лирически изящные краски подобрали композиторы для обрисовки обаятельного, нежного образа юной Канайым… Здесь сопоставление голоса солистки со звучанием хора, то сопровождающего солистку, то вступающего с нею в диалог, сделано композиторами очень удачно и художественно убедительно…».
Через два года опера «Манас» была поставлена в новой редакции. Она стала одним из примечательных явлений музыкальной культуры.
В 50-х годах композитор В. Власов успешно работает над произведениями симфонического жанра. Он создает симфонические поэмы «Акын поет о Ленине» и «Токтогул». Большое распространение получает жанр кантаты. В. Власов, А. Малдыбаев и В. Фере пишут кантату «Привет Москве».
В декабре 1955 г. на сцене театра оперы и балета осуществляется постановка лирико-героического балета «Весна Ала-Тоо» на музыку В. Власова и В. Фере, в котором композиторы нашли очень интересные темы для всех героев спектакля, особенно для главных – дуэта Сайры и Асана.
Накануне декады киргизского искусства и литературы в Москве В. Власов, А. Малдыбаев и В. Фере написали музыку к опере «Токтогул», премьера которой состоялась 6 июля 1958 г. Музыкальный образ главного героя композиторы создали в стиле акынского песнетворчества; многие его арии и лейтмотивы основаны на подлинных мелодиях акына, некоторые песни приведены полностью (слова и напев): «Беш каман», «Алымкан», «Кербез». Вокальная партия революционера Семена отличается широкой русской распевностью; в картине, показывающей сибирскую каторгу, композиторы использовали русские народные песни «По пыльной дороге телега несется» и «Лучинушка».
В опере «Токтогул» много песен и кюу акына, а любовное, вдумчивое отношение и творческий подход к его наследию поставили оперу в ряд лучших произведений кыргызской музыки. Опера заняла свое достойное место среди классических произведений национального искусства.
Работая в различных музыкальных жанрах, композиторы В. Власов и В. Фере создают музыку и к хроникально-документальному фильму «На берегах озера Иссык-Куль». В. Власов и А. Малдыбаев написали музыку к фильму «Токтогул», в котором широко использованы песни и кюу акына, создав цельное музыкальное полотно, способствовавшее более полному раскрытию идейного и художественного замысла фильма.
Среди произведений киргизских авторов, опубликованных издательствами Москвы и Кыргызстана, «Песни на слова киргизских поэтов» в обработке В. Власова и В. Фере; три хора из оперы В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере «Певец народа».
В октябре 1958 г. вторая Декада киргизского искусства и литературы в Москве открылась оперой «Токтогул» В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере. Музыковед И. Мартынов писал об этой опере: «Удачное либретто помогло композиторам провести в единую линию музыкально-драматическое развитие, в чем заключается несомненное достоинство их произведения. В нем много широко развернутых ансамблей и хоровых сцен, среди которых выделяются третья и пятая картины… Это произведение интересно и по творческому освоению народно-песенных элементов» (7).
В июне 1963 г. прошла декада русской советской музыки. В республику приехала делегация композиторов и музыковедов Российской Федерации во главе с Д. Шостаковичем. В ее составе вместе с В. Мурадели, М. Чулаки, М. Раухвергером были теперь уже московские композиторы В. Власов и В. Фере. Они создали в эти дни кантату «Дважды орденоносный Киргизстан».
В 1965 г. театр оперы и балета подготовил и поставил оперу В. Власова и В. Фере «Ведьма».
На фестивале искусств «Весна Ала-Тоо» была поставлена в новой редакции опера В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере «Манас». Ее премьера состоялась 26 апреля 1966 г. В музыке оперы были сохранены наиболее ценные фрагменты первой редакции 1946 г., а в основу новой был положен эпизод эпоса «Поминки по Кёкётею». Композиторы и либреттисты пересмотрели драматургию оперы, заново была создана оркестровка, освободившая музыку от громоздких звучаний.
В 1967–1968 гг. репертуар оперного театра пополняется рядом новых произведений, и среди них балет «Асель» В. Власова на сюжет Ч. Айтматова «Тополек мой в красной косынке». Впервые в роли балетмейстера-постановщика выступил талантливый танцор У. Сарбагишев, а также в нем были заняты дирижер К. Молдобасанов, художник А. Арефьев. Главные партии исполняли артисты Б. Бейшеналиева – Асель, У. Сарбагишев – Байтемир, Б. Арунов – Ильяс, С. Молдобасанова – Кадича.




Примечание

Основные сочинения В.А. Власова
Музыкальные драмы: (в соавт. с А. Малдыбаевым и В. Фере) «Алтын кыз» (1937), «Аджал ордуна» (1938).
Оперы: (в соавт. с А. Малдыбаевым и В. Фере) «Айчурек» (1939), «За счастье народа» (1941), вторая редакция «Сын народа» (1947), «Патриоты» (1941), «На берегах Иссык-Куля» (1951), «Токтогул» (1958), «За час до рассвета» (в соавт. с В. Фере, 1967), «Алтын кыз» (1973), «Ведьма» (в соавт. с В. Фере, 1961), «Белые крылья» (1974).
Балеты: (в соавт. с В. Фере) «Анар» (1940), «Селкинчек» (1943), в соавт. с В. Фере) «Шурале» (обработка, редакция и инструментовка музыки Ф. Ярулина, вторая редакция, 1950), «Весна Ала-Тоо» (1955), «Асель» (1957), «Сотворение Евы» (1958), «Принцесса и сапожник» (1970).
Оперетты: «Анна Петровна» (1958), «Пять миллионов франков» (1965).
Симфонические произведения: (в соавт. с В. Фере) «Авеню», 34, концертная сюита на темы мелодий народов СССР (1935), симфоническая поэма «Токтогул» (1952), Словацкая рапсодия (1956), Симфоническое повествование «Акын поет о Ленине» (1957), праздничная увертюра (1957).
Вокально-симфонические сочинения: поэмы на стихи и мелодии Р. Тагора «Читая Тагора» (1959).
Кантаты: (в соавт. с А. Малдыбаевым и В. Фере) «Счастье» (1941), «Юбилейная» (1946), «В родном колхозе» (1950), «Юбилейная» (1951), «К Ленину» (1962), «Юбилейная» (1966), «Интернационал» (1968), «Где вы, три соловья» (в соавт. с А. Малдыбаевым, 1974).
Оратории: «Сказание о счастье» (в соавт. с А. Малдыбаевым и В. Фере, 1949), «Свадьба в колхозе» (в соавт. с А. Малдыбаевым и В. Фере, 1970), «Прощай, Гульсары» (1976).
Ода-кантата: «Мой Киргизстан» (1977).
Концерты: для виолончели с оркестром (1963), для виолончели с оркестром № 2 (1969).


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК