homesite_mapsearch



ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ (лента новостей)архив новостей
28-11-2016, 08:57
28-11-2016, 08:53
28-11-2016, 08:47
28-11-2016, 08:42
28-11-2016, 08:17
КУРСЫ ВАЛЮТ НБКР

69.0900
-0.04%
73.6707
+0.49%
1.0770
-0.76%
0.2066
+2.08%
АРХИВ НОВОСТЕЙ

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  -ЭКОstan
(фотофакты, экология, окружающая среда)
  -ВИДЕОКАТАЛОГ
(видеография)

В Международном университете Кыргызстана и Кыргызском экономическом университете в этом учебном году нет бюджетных мест в связи с переходом на самофинансирование.
  -ПОГОДА
(сегодня)
Сегодня, Вс, 04/12/2016
00:004 ⁰CБез осадков
06:004 ⁰CБез осадков
12:0013 ⁰CБез осадков
18:0012 ⁰CБез осадков
  -ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ


  -ЛИЦО ВРЕМЕНИ
  -РЕКЛАМА


  -ВРЕМЯ от ВРЕМЕНИ
(цитата)
  -ИНФОГРАФИКА

  -ВНЕ ВРЕМЕНИ
(электронная библиотека сайта)
  -ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(гость сайта)




  -ЖЫРГАЛБАЙ & ЧУЧУКБЕК
  -О ВРЕМЕНА! О НРАВЫ!
(Анэс Зарифьян, беспартийный поэт)

  -РЕКЛАМА

  -НАШЕ ВРЕМЯ
(о нас)



  -ВРЕМЯНКА
(социально-политический анекдот)
  -РЕКЛАМА

Яндекс.Метрика
ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ


Виноградов Виктор СергеевичИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ КЫРГЫЗСТАНА
24-02-2012, 21:07

54.166.7.87

Зачинатель кыргызского музыкознания


Виноградов Виктор Сергеевич – музыковед широкого профиля. Раздвинув рамки исследуемого материала и научной проблематики, он написал около 300 произведений о музыке и музыкантах народов СССР и зарубежных стран. В трудах по Кыргызстану дал убедительное и фундаментальное освещение многих важнейших проблем теории и истории кыргызского поэтического и музыкального фольклора. Осветив жизнь и творчество кыргызских народных композиторов и исполнителей, он выявил творческий стиль комузистов, сказителей, акынов, певцов, кыякистов, а также определил личный вклад того или иного народного музыканта в развитие национальной музыкальной культуры.
Анализируя народные песни и кюу, а также сведения о музыкальном фольклоре кыргызов, обнаруженные в трудах русских ученых-востоковедов, В.С. Виноградов определил верную научную периодизацию истории дореволюционной музыкальной культуры Кыргызстана.
В трудах В.С. Виноградова отражены почти все стороны кыргызской народной музыки: ее образно-эмоциональное содержание, песенные и инструментальные жанры, музыкальные инструменты, формы народного музицирования, ладо-интонациональная и гармоническая лексика, метро-ритмическая структура, формы, особенности народного пения и инструментального исполнения. Он существенно пополнил антологию кыргызской народной музыки, начатую А.В. Затаевичем.
Виноградов Виктор Сергеевич – заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1957 г.), лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула Сатылганова (1967 г.).
Родился 24 февраля 1899 г. в селе Истик Козельского района Калужской области. Его первые музыкальные впечатления были связаны с русской народной песней, которая часто звучала в этом поющем крае и пробудила в мальчике любовь к музыке. Подростком он играл на балалайке, мандолине и гитаре, подбирая по слуху несложный народный репертуар; в старших классах пел в хоре и овладел игрой на флейте и виолончели.
В 20-е годы В. Виноградов работал учителем начальной школы. После демобилизации из рядов Красной армии в 1922 г. был направлен на учебу в Московскую консерваторию. В 1922–1930 гг. – студент Московской консерватории, учебу в которой он совмещал с работой в качестве заведующего отделом музыкального рабфака в Москве (с 1923 г.); редактора и заместителя директора «Музгиза» (1928–1935 гг.). Начал выступать в журналах со статьями о музыке. В 30-х годах определились его интересы музыковеда. В 1935–1941 гг. – он политредактор Всесоюзного радио. В 1938 г. выходит его книга «Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка».
В годы Великой Отечественной войны В.С. Виноградов – начальник второго отделения штаба 33-й армии, а после окончания войны в течение года – клубный работник в советском лагере репатриации в Германии.
С 1946 по 1952 г. – консультант-организатор творческой комиссии композиторов СССР, член международного Совета по народной музыке при ЮНЕСКО.
По поручению Союза композиторов СССР он неоднократно выезжал в творческие командировки в КНР, Индию, Иран, Турцию, Гонконг, Чехословакию, Румынию, Венгрию, ГДР, Францию.
Виктор Сергеевич Виноградов – член Союза композиторов с 1932 г., неоднократно избирался членом правления Союза композиторов СССР и РСФСР. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1958 г.), Дружбы народов (1979 г.) и грамотами.
В.С. Виноградову принадлежит первое фундаментальное исследование вопросов теории и истории кыргызской народной музыки.
В 1939 году в республике создается Союз композиторов – творческая организация, которая впоследствии объединяла творческие силы для развития и совершенствования национальной профессиональной музыки.
Во второй половине 30-х годов в республиканской и центральной прессе стали печататься статьи и рецензии о кыргызской народной и профессиональной музыке, театральной жизни республики, концертах артистов и коллективов филармонии. Музыкальным государственным издательством, а также республиканскими издательствами публикуются «12 киргизских песен» В. Власова и В. Фере, книга В. Виноградова «Музыка Советской Киргизии», сборник «Киргизский музыкальный фольклор», первая на киргизском языке «Музыкальная грамота» Шейше Орозова, первый национальный «Сборник детских песен» (под редакцией А. Малдыбаева в музыкальной обработке М. Миррахимова).
В 1939 г. в республике «увидела свет» тетрадь «Музыкальный фольклор», куда вошли два фрагмента из «Манаса» со слов Саякбая Каралаева. О музыке «Манаса» писали также профессор Б. Беляев в работах «Киргизская народная музыка», «Музыкальная культура Киргизии» и музыковед В. Кривоносов в статьях, опубликованных в творческих журналах и музыковедческих научных работах – «О напевах киргизского эпоса «Манас» («Советская музыка». – 1939. – № 6).
В исследовании музыкальных попевок эпоса и исполнительского мастерства манасчи, и особенно в изучении истории кыргызской народной музыки свое особенное место занимают работы В.С. Виноградова.
В далеком 1938 г. 35-летний Виктор Сергеевич Виноградов впервые отправился в республики Средней Азии, где начальным пунктом оказалась Киргизия. Разные мысли приходили в голову в течение всего пятисуточного пути к «начальному пункту». Воображение уносило его в века и тысячелетия назад, в прошлое, когда по просторам Азии совершались великие передвижения народов, возникали и рушились могущественные царства. И… здесь же звучала и развивалась своим самобытным путем музыка Востока. Какая она была?
«По Средней Азии, как мощные волны, прокатывались разнообразные людские массы: греки, персы, арабы, тюрки, монголы и другие. Оставили ли они свой след в ее культуре? С Европой связей никаких, кроме редких дипломатических, торговых миссий, экспедиций паломников и путешественников-одиночек» (1), – записал впоследствии В.С. Виноградов.
Не каждый историк вот так сразу поставит вопрос о влиянии миграционных процессов на развитие культуры народов, через которые «прокатывались» эти «разнообразные людские массы». И далее он опять размышляет: «Огромная, многоликая, самобытная страна. Сколько в ней для меня неведомого, неразгаданного, необычного? Как мало изучена ее музыка! В.А. Успенский, А.В. Затаевич лишь немного приподняли скрывавшую ее до сих пор завесу. Может быть, я необдуманно поступаю: не будучи хорошо подготовленным, еду сейчас в Киргизию? Но желание хотя бы чуть-чуть соприкоснуться с этим для меня новым, манящим миром одерживает верх над сомнениями» (2).
Наверное, нам и в дальнейшем не удастся избежать длинного цитирования произведений этого непревзойденного исследователя народной музыки, потому что любая попытка переосмысления или перефразирования не только мыслей, но, скорее, чувств этого тонкого наблюдателя приведет к искажению Главного…
Но вернемся к тем далеким дням… Друзья В.С. Виноградова, встретившие его в столице республики г. Фрунзе, а это были В. Власов и В. Фере, сразу же принялись уговаривать: «Ты обязательно должен написать книгу о киргизской музыке! Это так интересно!..». Они приводят множество доводов, убеждают, доказывают, апеллируют к чувству и разуму. В. Виноградов твердил в ответ: «Это исключено. У меня другие творческие планы. Я не подготовлен, не знаю этой музыки. Она, по-видимому, настолько своеобразна, что к ней еще надо привыкать…» (3).
Так было при встрече. Но в тот же вечер, в филармонии, первые же звуки голоса и инструмента Атая Огонбаева насторожили его и вызвали смятение чувств: такая киргизская музыка никак не соответствовала его представлениям о ее необычности и ставила под вопрос общие взгляды на культуру народов Средней Азии.
В.С. Виноградов вспоминает о том, как льющиеся из уст певца прекрасные мелодии овладевали тайниками его души, немедленно и живо вызывали близкие и любимые русские музыкальные ассоциации. Невероятным представилось ему, как Атай, исполняя широкий, распевный лирический обон, по художественному образу, структуре, ладу, даже отдельным переходам голоса напоминал мелодии протяжных русских песен типа «Ой да ты, калинушка».
Внезапный, но решительный перелом в отношении к восточной музыке произвел в В. Виноградове «Куйдум чок», зачеркнувший желание выискивать в звучании народной музыки «странные» последовательность и обороты. «… В этот момент во мне вообще угас пыл музыканта-аналитика. Я воспринимал музыку увлеченно, самозабвенно, упиваясь красотой, душевным теплом широких, вольно льющихся мелодий, которые пробуждали во мне поток ответных чувств. Я проникся любовью к киргизской музыке» (4).
И далее В.С. Виноградов на вопрос: что заставило его посвятить долгие годы жизни киргизской музыке, отвечает: «Атай и его искусство сыграли решающую роль в музыковедческой судьбе, пробудили интерес к киргизской музыке, а от нее уже к музыке всей Средней Азии и Востоку вообще».
И еще Виктор Сергеевич замечает: «Даже специфические национальные черты, отличающие ее от европейских музыкальных культур, в том числе и русской, на которой был воспитан мой слух, не производили на меня впечатления чего-то экзотического. Они воспринимались в общем контексте как органические выразительнейшие элементы, сообщавшие образу оригинальную неповторимую свежесть» (5).
Это, казалось бы, частное замечание известного музыковеда подтверждает извечную истину о том, что народная музыка вместе с другими видами фольклора отражает все аспекты жизненного уклада – от утилитарных до духовных. Народная музыка воплощает древние и современные представления людей об окружающем их мире, о верованиях и чаяниях, подтверждает извечную тягу к прекрасному и, что не менее важно, интуитивному чувству меры.
Виктор Сергеевич Виноградов прожил долгую творческую жизнь. Он ушел из жизни в возрасте 97 лет. В 300 его работах о музыке и музыкантах зарубежных стран и народов СССР отражены важнейшие проблемы музыковедения целой эпохи.
Плодотворное творчество музыковеда находило высокую оценку исследователей и специалистов музыкального искусства, причем его произведения публиковались как на русском, так и на киргизском языках.
Б. Алагушев, в частности, неоднократно писал в журнал «Ала-Тоо» статьи о В.С. Виноградове как о виднейшем исследователе кыргызской музыки (1962, 1967 гг.). В 1968 г. в издательстве «Кыргызстан» издана книга на кыргызском языке «Исследователь киргизской музыки». В 1979 г. в «Кыргызстан маданияты» – его же публикация на кыргызском языке «Уважаемый аксакал-музыковед». В том же 1979 г. газета «Советская Киргизия» печатает статью Б. Алагушева «Зачинатель киргизского музыкознания, неутомимый исследователь».
Многие другие специалисты-музыковеды писали о творчестве Виктора Сергеевича как о «Непреходящей любви», «О деле всей жизни». Много статей посвящено было известному музыковеду в дни юбилеев.
С теплыми словами о В.С. Виноградове музыковеды и музыканты М. Раухвергер, В. Янковский, В. Фере и другие выступали в «Советском композиторе» и «Советской музыке». Композитор Д. Шостакович написал предисловие к книге В. Виноградова «Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР». Текст предисловия был опубликован также в журнале «Советский композитор» в 1961 г.
Необыкновенной трудоспособностью отличался В.С. Виноградов и постоянно откликался в прессе статьями на происходящее в музыкальной жизни. Он являлся составителем и редактором серии брошюр «Музыка советских республик» (М., 1957), сборника статей советских и зарубежных авторов «Музыка народов Азии и Африки» (М., 1969), автором вступительной статьи и комментариев к книге А. Затаевича «Киргизские народные напевы и инструментальные пьесы» (1971 г.). К своим произведениям он писал нередко сам предисловия, так и подписываясь – «Автор».
В одном из них, в частности, к книге, вышедшей в Москве в 1972 г. – «Киргизские народные музыканты и певцы», – в июне 1970 г. свое отношение к кыргызской музыке, с которой был связан более 30 лет и которой посвятил основные свои работы, а их было немало, Виктор Сергеевич поэтично выражает так: «Мне довелось неоднократно бывать в Киргизии, где я общался со многими людьми, наблюдал их жизнь, записывал фольклор, любовался красотами природы. И сейчас, когда пишутся эти строки, не проходит дня, чтобы я не обращался мыслью к горам и цветущим долинам Тянь-Шаня, где уходят в небо суровые горы Ала-Тоо, где ласкает взор бездонная синева небосвода и лазурная гладь Иссык-Куля, где в отвесных теснинах неистово мчатся реки, где высоко, у самой снежной кромки, на шелковистых высокогорных лугах, пасутся несметные отары, где царит тишина и лишь слышатся нежные наигрыши комуза да песенная импровизация койчу и джилкычи.
Я полюбил эту страну» (6).
И действительно, открывая ежедневно газету, музыковед в первую очередь искал информацию об успехах республики, интересовался именами и биографиями прославленных чабанов, шахтеров, хлопкоробов и особенно… – кыргызских коллег-музыкантов, артистов оперного театра, филармонии. «Но ближе всего моему сердцу аксакалы киргизской народной музыки, пробудившие во мне интерес к ней, жажду ее познания и открывшие передо мной ее сокровища. Прежде всего им обязан я моими работами по фольклористике…» (7).
И действительно, народные акыны, исполнители – все выдающиеся мастера – очень простые и скромные, но сердечные люди, с готовностью делились своими знаниями и талантом с молодыми, и особенно с музыковедами, умеющими фиксировать их мелодии на бумаге.
В.С. Виноградов постоянно подчеркивает неоценимую роль народных мастеров музыки в истории культуры республики. Только они, народные солисты-певцы (как их называет музыковед) и инструменталисты, являются носителями традиций в прошлом, являются они таковыми и в настоящем. Кроме того, возникновение ранее неизвестных здесь новых современных форм и жанров профессионального музыкального искусства во многом определялось именно их творчеством. «Оно подобно живительному источнику, питало и питает фантазию композиторов» (8), – считает В.С. Виноградов.
Мелодии и имена выдающихся комузчу, акынов, ырчи и других мастеров музыки были известны народу. В.С. Виноградову же довелось многих узнать лично и записать их репертуар. И впоследствии музыковед по просьбе кыргызских музыкантов решил написать воспоминания об этих аксакалах – мастерах музыки.
Виктор Сергеевич выяснил, что основные вехи биографий аксакалов-музыкантов во многом совпадают. Все они приобщились к музыке в детском возрасте: в 7–10 лет у каждого из них проявились незаурядные способности к творчеству. В начале ХХ в. они уже были известны во всех племенах и родах.
Нелегко жилось им в те времена. Кочевые феодалы – баи, манапы –заставляли певцов идти им в услужение и на тоях восхвалять их деяния. За неподчинение власти богачей они подвергались наказаниям и гонениям. У Алымкула была разорена юрта, а сам он был жестоко избит. Юному Мусе втолкнули кнутовище в горло. А оклеветанный Токтогул за свои обличительные песни был сослан в Сибирь на каторгу…
Первая четверть ХХ в. наполнена трагическими событиями, сыгравшими свою определенную историей роль в судьбе народа: три российских революции, Первая мировая война, восстание 1916 г. … И повсюду Мастера музыки были в гуще этих событий вместе с народом.
А когда началась культурная революция, они стали самыми активными участниками различного рода смотров, олимпиад. В середине 30-х годов они стали ведущими в труппах артистов организуемых театров, филармоний, оркестров народных инструментов.
Одним из главных элементов культурной революции в Кыргызстане была массовая художественная самодеятельность. На основе взаимодействия фольклора и самодеятельного творчества появились новые элементы в их содержании и структуре. В такой ситуации возникла необходимость нового толкования понятий «фольклор», «народное», «традиционное». Теперь они употребляются и для обозначения вновь возникших жанров и форм кыргызского народного музыкально-поэтического творчества, включая массовую самодеятельную культуру.
И в этом процессе определяющую роль играли, в полном смысле этого слова, известнейшие талантливые певцы и инструменталисты. В.С. Виноградов заметил, что в этот момент происходило двухстороннее обоюдоплодотворное действо: с одной стороны, развивалось и расширялось народное творчество, с другой – те народные музыканты, которые стали работать в новых условиях в создаваемых учреждениях культуры, совершенствовали свое мастерство и добивались ощутимых результатов. Образцы их творчества фиксировались на нотно-письменную грамоту и становились всеобщим достоянием. Опубликованные произведения сыграли впоследствии значительную роль в развитии их композиторского творчества.
Об одном из выдающихся кыргызских исполнителей и композиторов – Мураталы Куренкееве – В.С. Виноградов в своей книге «Киргизские народные музыканты и певцы» писал:
«В зале филармонии идет репетиция оркестра народных инструментов. Я встречаюсь с этим коллективом впервые. Сижу в стороне, слушаю, наблюдаю, заношу в блокнот первые впечатления…
Глаза всех устремлены в поставленные перед ними пюпитры. Играют по нотам. Дается это нелегко. Некоторые оркестранты явно не в ладах с ними. И это неудивительно. В большинстве своем здесь сидят почтенные аксакалы немолодого возраста, уже завоевавшие широкое признание как выдающиеся комузисты, певцы: Карамолдо, Ибрай, Молдобасан, Атай, Калык, Алымкул и другие.
Среди них мое внимание сразу же привлек кыякист, заметно выделявшийся на общем фоне своим патриархальным видом. В ансамбле он был, несомненно, самым пожилым. Мне показалось тогда, что существует своего рода гармония между этим старым, очень старым человеком и его инструментом, на котором лежит отпечаток глубокой древности. Ведь кыяк своей формой красноречиво говорит о его происхождении от охотничьего лука» (9).
Очень удивили В. Виноградова инициативность и любознательность Мураталы в освоении нотной грамоты. Только потом, поближе познакомившись с Мураталы, он нашел объяснение этому. Оказывается, весь род музыканта в течение нескольких поколений напоминал собою своеобразную музыкальную копилку, в которой откладывались и сохранялись огромные народные художественные ценности и традиции. Причем они передавались от отца к сыну. Его дед – Белек – играл на нескольких музыкальных инструментах, в том числе и на кернее; Куренкей, подобно отцу, владел теми же инструментами, но особенно прославился он как комузист и автор многих кюу.
Две самые примечательные индивидуальные черты творческого облика Мураталы отмечает В.С. Виноградов – его любознательность и энциклопедическую осведомленность в вопросах фольклора… Еще в 1938 г. музыковед под впечатлением общения с Мураталы записал: «Из поколения в поколение, от отца к сыну, как в фамилии Бахов, передавались музыкальные способности и навыки в роду Куренкеевых. В памяти этого семейства откладывались древние образцы фольклора, наслаивались новые и, как в альбоме, накапливались и хранились веками многочисленные и разнообразные музыкально-художественные ценности…(10).
Семейным талантом и любознательностью они щедро делились с теми молодыми, кто тянулся к музыке, – их учениками.
В.С. Виноградов пишет и о том, как в 1922 г. в Пржевальске был создан первый ансамбль комузистов и здесь Мураталы охотно играл А. Затаевичу, записывавшему по слуху, его огромный репертуар. Потом Мураталы стал одним из ветеранов оркестра народных инструментов и энтузиастов изучения нотной грамоты.
Изучив историю и традиции многих потомственных музыкантов, не только Мураталы Куренкеева, но и Атая Огонбаева, Коргоола Досиева, Мусы Баетова, Карамолдо Орозова и многих других, Виктор Сергеевич увидел в них саму историю музыкальной культуры кыргызского народа. Интересно и то, что музыковед вместе с репертуаром мастеров записывал народные легенды о происхождении музыкальных инструментов, мелодий, музыкальных обычаев.
О происхождении комуза со слов Мураталы Виктор Сергеевич записал легенду о «Старинном Камбаркане». И начинал ее старый мастер так: «Давно это было, мой дед учил меня играть этот Камбаркан… его знали наши прадеды, от него и пошла вся киргизская музыка…».
Умел В.С. Виноградов увидеть в музыке народов то общее, что объединяло их, а «не выискивать в звучании «странные» последования и обороты». А встречи с плеядой замечательных народных певцов, музыкантов сыграли решающее значение в творческой биографии музыковеда, написавшего несколько фундаментальных работ и множество статей о музыкальном искусстве Киргизии.
В. Виноградов выполнил огромную работу по исследованию кыргызской музыки. Им написаны монографии «Токтогул Сатылганов и киргизские акыны», «Киргизская народная музыка», очерк «Киргизский народный речитатив» (в сборнике «Вопросы музыкознания». – Т. 2. – 1955), сборник «100 киргизских песен и наигрышей», брошюра «Киргизская ССР» (из серии «Музыкальная культура союзных республик»).
В книге «Токтогул Сатылганов и киргизские акыны» В. Виноградов подробно анализирует музыкальное творчество великого акына, особо подчеркивая богатство и разнообразие его таланта, самобытность и художественную ценность его произведений. В.С. Виноградов записал на ноты многие ранее не известные мелодии и песни Токтогула. В книге большое место уделено творческой деятельности выдающихся кыргызских акынов, певцов и музыкантов: Калыка Акиева, Атая Огонбаева, Коргола Досиева, Алымкула Усенбаева и многих других, сохранивших великое наследие Токтогула, продолживших и развивших его лучшие традиции. Музыковед проводит теоретическое обобщение творчества кыргызских акынов и музыкантов.
Очерком «Киргизская ССР» из серии «Музыкальная культура союзных республик» В. Виноградов совершает экскурс в историю кыргызской народной музыки и затем делает подробный анализ становления и бурного развития профессионального музыкального искусства в наши дни.
Итоги многолетней исследовательской работы по изучению народной музыки, интересные мысли и наблюдения В.С. Виноградов изложил в книге «Киргизская народная музыка». В первом разделе книги – «Страницы истории» – музыковед полемизирует с учеными и путешественниками, исследовавшими и изучившими жизнь, культуру, быт и исторические условия жизни кыргызов до Октябрьской революции 1917 года. Сравнивая кыргызскую народную музыку с мелодиями других тюркских народов, он обращает внимание на общие и существенные различия.
Подробно анализируя отличительные особенности, основные признаки, жанры кыргызской народной музыки, музыковед рассказывает о песнях, инструментальных пьесах, музыкальных инструментах.

Приложение

Основные труды по истории кыргызской музыки, подготовленные В.С. Виноградовым:
Музыка Советской Киргизии. – М., 1939.
Токтогул Сатылганов и киргизские акыны. – М.; Л., 1952.
Киргизская ССР (серия «Музыкальная культура союзных республик»). – М., 1954. – 2 изд., 1957.
100 киргизских песен и наигрышей. – М., 1956 (?).
Киргизская народная музыка. – Фрунзе, 1958.
Атай Огонбаев. – М., 1956 (?).
А. Малдыбаев, В. Власов, В. Фере. – М., 1958.
Вопросы развития музыкальных культур. – М., 11962.
Мураталы Куренкеев. – М., 1962.
Музыка Советского Востока. – М., 1968.
Музыкальное наследие Токтогула. Крылатые песни. – М., 1968.
Киргизские народные музыканты и певцы. – М., 1972.
Киргизские народные музыканты и певцы (на киргизском языке). – М., 1974.

Примечания

1. Виноградов В. Киргизские народные музыканты и певцы. – М., 1972. – С. 9.
2. Там же.
3. Там же. – С. 10.
4. Там же. – С. 12.
5. Там же.
6. Там же. – С. 3.
7. Там же.
8. Там же. – С. 4.
9. Там же. – С. 35.
10. Там же. – С. 37.

Воропаева В. А.

Поделиться:



49/365: Узгенский рис
Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 49/365: Узгенский рис
    Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 48/365: Крепость Кудаяр–хана
    Координаты: 39°46'19.86"N 71° 2'7.34"E Ближайшие населенные пункты: Тунук–Суу, Сары–Тала, Кан, В среднем течении река Сох принимает приток Абголь (река из озера), в устье которого, на речной террасе, приютилось одноименное ...
  • 47/365. Водопад Шаар. Падающий из горы
    Координаты: 41.062675, 76.009721 Ближайшие населенные пункты: Бирлик, Ат-Баши, Баш-Каинды, Талды-Суу, 1 мая Водопады как уникальные туристские ресурсы во всем мире привлекают миллионы отдыхающих. К водопадам прокладывают горные ...
  • 46/365: В поисках снежного лотоса
    Ближайшие населенные пункты: – Энильчек, Ак-Булун, Жергалан Координаты: Тескей-Ала-Тоо, Ак-Суйский район В Кыргызстане на высоте более 3000—4500 метров над уровнем моря растут удивительные цветы – снежные лотосы. Научное ...
  • 45/365: Журавлиное урочище- Каркыра.
    Ближайшие населенные пункты: Жергалан, Ак-Булун, Кен-Суу Координаты: 42.690883, 79.178700 Каркыра ( каз. Қарқара; в верховье — Кокжар, Джаак) — река, берущая начало в ледниках Кюнгёй-Ала-Тоо. Протекает в Кыргызстане и ...
  • 44/365: Золотая долина Сары-Джаза
    Ближайшие населенные пункты: Энильчек, Баянкол, Каркара Координаты: 42.365255, 72.275445 Есть в Иссык-Кульской области долина, которая является настоящей колыбелью человечества. Здесь можно встретить места, куда еще не ступала ...
  • 43/365: Беш-Таш : Легенда о пяти разбойниках
    Ближайшие населенные пункты: Талас, Бакай-Ата, Кум-Арык, Колба Координаты: 42.365255, 72.275445 Природный парк «Беш-Таш» сто в переводе с кыргызского означает «пять камней», находится южнее г. Таласа на северных склонах ...
  • 42/365: Комплекс Манас-Ордо
    Ближайшие населенные пункты: Ташарык, Талас Координаты: 42°31'35"N 72°22'46"E Это еще одно историческое сооружение с богатой историей, расположенное на Великом Шелковом пути на территории Кыргызстана. Кумбез находится в 22 км ...
  • 41/365: Священные камни урочища Тамга-Таш
    Ближайшие населенные пункты: Тамга, Тосор, Барскоон Координаты: N 42 06.786 E 077 31.303 На озеро Иссык–Куль туристы едут в поисках яркого солнца, прохладной воды и золотистых пляжей. Однако любители понежиться на солнышке и ...
  • 40/365: Саймалуу-Таш: Каменные страницы истории
    Ближайшие населенные пункты: Атай, Арал,Казырман Координаты: 41°10'31"N 73°48'47"E. Саймалуу-Таш в переводе с кыргызского означает «узорчатый камень»-«рисованный камень», расшитый камень. Так называется небольшое ущелье на ...

контактная информация
информация о сайте