homesite_mapsearch



ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ (лента новостей)архив новостей
28-11-2016, 08:57
28-11-2016, 08:53
28-11-2016, 08:47
28-11-2016, 08:42
28-11-2016, 08:17
КУРСЫ ВАЛЮТ НБКР

69.2439
+0.00%
73.5197
-1.59%
1.0939
+0.14%
0.2071
+0.10%
АРХИВ НОВОСТЕЙ

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  -ЭКОstan
(фотофакты, экология, окружающая среда)
  -ВИДЕОКАТАЛОГ
(видеография)

В Международном университете Кыргызстана и Кыргызском экономическом университете в этом учебном году нет бюджетных мест в связи с переходом на самофинансирование.
  -ПОГОДА
(сегодня)
Сегодня, Сб, 10/12/2016
00:00-1 ⁰CБез осадков
06:00-2 ⁰CБез осадков
12:000 ⁰CБез осадков
18:00-1 ⁰CБез осадков
  -ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ


  -ЛИЦО ВРЕМЕНИ
  -РЕКЛАМА


  -ВРЕМЯ от ВРЕМЕНИ
(цитата)
  -ИНФОГРАФИКА

  -ВНЕ ВРЕМЕНИ
(электронная библиотека сайта)
  -ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(гость сайта)




  -ЖЫРГАЛБАЙ & ЧУЧУКБЕК
  -О ВРЕМЕНА! О НРАВЫ!
(Анэс Зарифьян, беспартийный поэт)

  -РЕКЛАМА

  -НАШЕ ВРЕМЯ
(о нас)



  -ВРЕМЯНКА
(социально-политический анекдот)
  -РЕКЛАМА

Яндекс.Метрика
ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ


Андрей Грозин:Может сложиться такая ситуация, когда новый президент посчитает возможным расширить свои возможностиЛИЦО ВРЕМЕНИ
10-07-2011, 12:45

54.158.119.60

Андрей Грозин:Может сложиться такая ситуация, когда новый президент посчитает возможным расширить свои возможности

Кыргызстану на пути формализации власти на всех уровнях предстоит пройти заключительный этап – президентские выборы. Какие альянсы будут складываться для участия на выборах? Какую степень воздействия возымеет внешнеполитический ресурс? Об этом и многом другом корреспондент «ОР» беседует с заведующим отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ (Москва) Андреем ГРОЗИНЫМ.

– Андрей Валентинович, как вы оцениваете работу национального парламента год спустя? И насколько успешно происходит трансформация в парламентскую республику?

– Пока ещё, конечно, рано говорить, состоялась парламентская система или нет. Сразу после выборов была длительная эпопея с формированием коалиции большинства, потом очень долго приступали к работе, делили комитеты. И собственно работа парламента, как верховного органа законодательной ветви власти, занимала не так много времени. Но последний день работы Жогорку Кенеша перед уходом на каникулы продемонстрировал высокую эффективность. Т.е. если рассматривать работу парламента с точки зрения штамповки законодательных актов, то видно, парламент работает очень неровно – то густо, то пусто. Когда же появляется насущная необходимость, парламент начинает работать, а депутаты на короткий срок забывают о том, как потешить свои амбиции. Кроме того, ясно, вопросы эффективности работы парламента упираются в неэффективность работы этого созыва по сравнению с предыдущими. Прошлые созывы, с точки зрения профессиональной подготовки депутатского корпуса, выглядели более серьёзно. Там было больше людей с профессиональным образованием и большим практическим опытом. Нынешний же созыв парламента собран, на мой взгляд, из разных, а иногда и случайных людей.

– Да, публика собралась весьма разнородная…

– Много случайных людей – что они есть в парламенте, что их нет, от этого ни жарко, ни холодно стране. Конечно, есть и профессионалы, но на этом сером фоне их роль не совсем заметна. Большинство же занимается решением своих вопросов и чем угодно. Это и есть самая большая проблема парламента. Об этом говорят представители как кыргызстанского, так и российского экспертного сообщества. К сожалению, у значительной части элиты республики отсутствует понимание того, что для нормальной работы экономики и реализации внутренней и внешней политики надо ориентироваться не на частные интересы – партии, группы, клана или региона, а на государственные. Вот это отсутствие государственнического мышления, чувства ответственности перед народом за свои поступки и высказывания бросается в глаза и удручает, так как республика находится не в том положении, чтобы практиковать подобного рода подходы – экономический кризис, проблемы, связанные со сбалансированностью социальной системы, не говоря о внешнеполитическом контексте – нарастание угроз стабильности региона. Поэтому всё говорит о том, что нет твёрдой уверенности в том, что мы не станем свидетелями ситуации новой волны кризиса. И депутатам надо заниматься не тем, чтобы тешить своё самолюбие, вроде того, как сделать парламентским один из каналов, где нардепы с утра и до вечера будут рассказывать, как они «служат народу», а работать над вопросами, связанными с выживанием республики. Гораздо устойчивее и стабильнее общества стран-соседей, несмотря на те режимы, которые там есть. Другой вопрос, с какими издержками связано это единство элиты. Тем не менее, в Казахстане, Узбекистане и даже в Таджикистане основная масса элит смотрится, на мой взгляд, гораздо более консолидированной, чем кыргызстанская. Вопросы, которые призван решать парламент страны, должны быть гораздо более серьёзными, чем открытие молельных комнат…

– Также необходимо отметить предложение о внесении изменений в диппротокол с учётом пережитков прошлого; предложение выгнать из страны граждан, не знающих мифологию; несвоевременное демонстративное сольное исполнение гимна без музыкального сопровождения. Апофеозом же всего этого стал коллективный ритуал анимизма с закланием животных с целью изгнания злых и умилостивления добрых духов, дабы получить от последних обильные благословения на последующую творческую деятельность…

– Да! Требуется системное изменение подходов. К сожалению, я пока не вижу этого у депутатов, причём ни у одной из фракций. Ориентация не на решение глобальных для республики вопросов, а на сферу текущей политики – борьба на предстоящих президентских выборах с противниками и создание альянсов – это главное, о чём думают в первую очередь. Всё остальное принимается по остаточному принципу.

– Парламентская коалиция, как показывает сама жизнь, оказалась крайне конфликтной. Переживёт ли парламентский альянс президентские выборы?

– Ясно, с начала осени мы будем наблюдать иную политическую конфигурацию. Отсюда и многочисленные сюжеты, которые уже сейчас рассматриваются в экспертных сообществах применительно к предвыборной ситуации. Кто-то говорит, что «Ата Журт» каким-то образом выпадет из правящей тройки; кто-то говорит, что тройка может превратиться в четвёрку; кто-то полагает, что случится такое чудо, как создание общепарламентской глобальной коалиции, хотя это вряд ли возможно, но есть и такой сценарий. Полагаю, разговоры о том, что партия «Ар Намыс» может тем или иным образом заменить собой «Ата Журт» – тоже из этой самой области. Т.е. сценариев превеликое множество. Мне же кажется, сохранится костяк в виде коалиции СДПК– «Республика». Это очевидно, так как премьер и первый вице-премьер составляют настолько прочный тандем, что расколоть его пока не удаётся, несмотря на усиленные попытки дискредитировать первого вице-премьера, подточить его ресурсы. Да и для самого премьера фигура первого вице-премьера – достаточно комфортный вариант. Единственно, можно предположить появление какой-то другой фигуры. Отсюда и разговоры о вхождении в состав правящей коалиции «Ар Намыс» или кого-то другого. На самом деле премьеру удобно работать с вице-премьером, и здесь есть совпадение взглядов на то, как следует строить в краткосрочной перспективе политические процессы в республике, в том числе и с учётом будущих президентских выборов. Поэтому эта двойка – СДПК в качестве ядра, а «Республика» в качестве важного ведущего партнёра социал-демократов в медийной и административно-финансовой сферах – скорее всего, останется до выборов. Другое дело, у этого тандема могут появиться некие новые круги, новые партнёры. Но здесь существуют ограничители. Я так понимаю, партия «Ата Мекен» в качестве дополнения к этой двойке пока смотрится достаточно слабо. Конечно, политическая целесообразность иногда диктует возможность заключать тактические союзы с людьми, которые вообще друг на друга смотреть не могут. Но в силу внешнеполитических причин и в силу внутриполитических вопросов «Ата Мекен» не подходит для подпорки этого дуумвирата. Поэтому остаётся партия «Ар Намыс» и то, что обобщенно можно называть партией юга. Т.е. либо сохранение существующей конфигурации при всём количестве проблем, взаимного недовольства, либо раскрутка на парламентской арене «Ар Намыс». С учётом последних процессов, происходящих в партии «Ар Намыс», наверное, их позиция в качества возможного заменителя «Ата Журт» смотрится не очень впечатляюще. Скорее можно предположить, часть депутатов по-прежнему будет перебегать, и начнёт протекать такая ползущая фильтрация в дуумвират, являющийся ядром парламентского большинства, людей от «Ар Намыс» и «Ата Мекен». И, насколько я знаю, в «Ата Мекен» этот процесс, если уже не пошёл, то вот-вот пойдёт. Возможно и от «Ата Журт» начнут перебегать из стороны в сторону. Пока же, я полагаю, больше шансов имеет версия, что правящая коалиция, в лучшем случае, доживёт до момента начала предвыборной кампании. Затем парламентский альянс большинства начнёт деградировать столь же стремительными темпами, как это было во время начала «бабановского» кризиса. Этот процесс деградации может пойти гораздо дальше, чем мы наблюдали два месяца назад, т.е. вплоть до формального разрыва и распада. Сейчас у всех трёх членов большинства в парламенте, нет чётко выраженного желания разбегаться и устраивать скандал, в том числе и ориентации на обострение. Я так понимаю, внутри «фракции юга» уже сейчас просматривается как минимум два (или даже три) центра, исповедующих разную тактику в преддверии президентских выборов. По мере приближения осени эти центры будут заниматься консолидацией ресурсов, не замыкаясь на своих опорных регионах. Скорее, сейчас уже идёт подковёрное согласование некоторых позиций под будущие выборы между одним из центров и игровой двойкой, о которой мы говорили раньше. В итоге может появиться такой своеобразный северо-южный гибрид, причём с сохранением основных параметров существующей тройки. Если разные стратегии разных центров будут входить во взаимный конфликт, он может развалиться, прямо скажем. Для всех остальных потенциальных участников будущих выборов – тех, кто представлен в парламенте, и тех, кто не представлен в нем, но примет активное участие в выборах, этот процесс будет очень желательным. Южные элиты в конкретных моментах, таких как президентские или парламентские выборы, традиционно были более консолидированными и менее разобщенными, чем элиты севера. И эта практика имеет подтверждение в новейшей истории Кыргызстана. Тем не менее, не факт, что консолидация под будущие президентские выборы пойдёт по тому же сценарию. Так, я не уверен абсолютно, что юг сможет выдвинуть единую кандидатуру, под которую все эшелонируются и отдадут свои ресурсы. Всё-таки ситуация не такая, какая была на выборах в парламент. Система ресурсов, которую контролируют элиты севера и юга, устоялась, и форсированное наступление региональных элит на позиции друг друга не просматривается. Данный процесс может получить актуальность после президентских выборов. Тогда может последовать новый сюжет, может начаться борьба между будущим новым президентом, будущим новым премьером и парламентом за расширение поля своих полномочий. Это может пойти по формальному принципу – через изменение Конституции, через внесение поправок, а может и неформально. И, скорее всего, так оно и будет, поскольку в новой Конституции Кыргызстана права президента и парламента прописаны настолько нечётко, что допускаются самые различные толкования. Это касается вопросов, связанных с осуществлением внешней политики, это касается и вопросов, сопряжённых с экономикой. Может сложиться такая ситуация, когда новый президент посчитает для себя возможным истолковать те или иные положения Конституции в свою пользу, т.е. де-факто расширить свои возможности. Тогда сложится совершенно новая ситуация. Пока это не случилось и не определены кандидатуры людей, которые реально собираются бороться за пост будущего главы республики, нам позволительно строить самые разнообразные догадки. Есть ведь еще и вопрос, который связан с распределением будущих мест в правительстве после президентских выборов. Это правительство, при всём уважении к премьеру и тем успехам, о которых он неустанно говорит, смотрится сборищем достаточно случайных людей, точно так, как и парламент. Видимо, это особенность той конфигурации власти, которая есть в КР. Просто слишком много колонн штурмовали крепость бакиевской власти; слишком много людей оказалось с «заслугами перед революцией». Вот и получилась такая сборная солянка. Очевидно, после президентских выборов, а это закреплено законодательно, будет формироваться новый состав правительства. Соответственно, те, кто выстраивает сейчас свои стратегии под будущие президентские выборы, строят их исходя из многофакторного подхода. Торг будет идти вокруг финансово-экономического блока. Люди, которые встанут под знамёна той или иной партии, получат предложения практического свойства. Я не говорю, что им будут предлагать чемодан с деньгами, – так уже давно мало кто работает, – но будут отмечаться последующие кадровые решения.

– Опыт парламентских выборов показал, что в Кыргызстане иностранные СМИ могут вносить существенные корректировки в расстановку политических сил, особенно в период выборных кампаний. Будет ли данный фактор задействован на предстоящих президентских выборах в Кыргызстане?

– Безусловно, будет. Но я бы не стал абсолютизировать влияние внешнего фактора, что в СМИ, что в пиаре, что, как принято называть, в личной дипломатии. Через влияние информационного пространства внешний фактор наиболее заметен. Какая команда иностранных пиарщиков на кого работает – менее известно, а вот тональность Первого канала или Financial Times на виду и на слуху. И сразу можно понять, какой кандидат и какой частью элиты той или иной страны пользуется поддержкой. Опыт парламентских выборов – наглядное свидетельство того, что фактор внешней информподдержки что-то значит. Но не надо абсолютизировать. Всё-таки кыргызстанский избиратель прошёл через такое количество разнообразных и почти всегда «судьбоносных» выборов, что существенно и быстро изменить его выборные ориентации вряд ли возможно. Внешний же информационный фактор будет оказывать влияние процентов на 10-15. Всё остальное останется сугубо внутрикыргызской проблемой. В России, откровенно говоря, нет такого фаворита, под которого выстроят медийный ресурс. Я не скажу за наших американских, европейских и тем более китайских друзей, но в России фигуры явного фаворита будущих выборов в КР пока не просматривается.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ. Общественный рейтинг

Поделиться:



49/365: Узгенский рис
Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 49/365: Узгенский рис
    Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 48/365: Крепость Кудаяр–хана
    Координаты: 39°46'19.86"N 71° 2'7.34"E Ближайшие населенные пункты: Тунук–Суу, Сары–Тала, Кан, В среднем течении река Сох принимает приток Абголь (река из озера), в устье которого, на речной террасе, приютилось одноименное ...
  • 47/365. Водопад Шаар. Падающий из горы
    Координаты: 41.062675, 76.009721 Ближайшие населенные пункты: Бирлик, Ат-Баши, Баш-Каинды, Талды-Суу, 1 мая Водопады как уникальные туристские ресурсы во всем мире привлекают миллионы отдыхающих. К водопадам прокладывают горные ...
  • 46/365: В поисках снежного лотоса
    Ближайшие населенные пункты: – Энильчек, Ак-Булун, Жергалан Координаты: Тескей-Ала-Тоо, Ак-Суйский район В Кыргызстане на высоте более 3000—4500 метров над уровнем моря растут удивительные цветы – снежные лотосы. Научное ...
  • 45/365: Журавлиное урочище- Каркыра.
    Ближайшие населенные пункты: Жергалан, Ак-Булун, Кен-Суу Координаты: 42.690883, 79.178700 Каркыра ( каз. Қарқара; в верховье — Кокжар, Джаак) — река, берущая начало в ледниках Кюнгёй-Ала-Тоо. Протекает в Кыргызстане и ...
  • 44/365: Золотая долина Сары-Джаза
    Ближайшие населенные пункты: Энильчек, Баянкол, Каркара Координаты: 42.365255, 72.275445 Есть в Иссык-Кульской области долина, которая является настоящей колыбелью человечества. Здесь можно встретить места, куда еще не ступала ...
  • 43/365: Беш-Таш : Легенда о пяти разбойниках
    Ближайшие населенные пункты: Талас, Бакай-Ата, Кум-Арык, Колба Координаты: 42.365255, 72.275445 Природный парк «Беш-Таш» сто в переводе с кыргызского означает «пять камней», находится южнее г. Таласа на северных склонах ...
  • 42/365: Комплекс Манас-Ордо
    Ближайшие населенные пункты: Ташарык, Талас Координаты: 42°31'35"N 72°22'46"E Это еще одно историческое сооружение с богатой историей, расположенное на Великом Шелковом пути на территории Кыргызстана. Кумбез находится в 22 км ...
  • 41/365: Священные камни урочища Тамга-Таш
    Ближайшие населенные пункты: Тамга, Тосор, Барскоон Координаты: N 42 06.786 E 077 31.303 На озеро Иссык–Куль туристы едут в поисках яркого солнца, прохладной воды и золотистых пляжей. Однако любители понежиться на солнышке и ...
  • 40/365: Саймалуу-Таш: Каменные страницы истории
    Ближайшие населенные пункты: Атай, Арал,Казырман Координаты: 41°10'31"N 73°48'47"E. Саймалуу-Таш в переводе с кыргызского означает «узорчатый камень»-«рисованный камень», расшитый камень. Так называется небольшое ущелье на ...

контактная информация
информация о сайте