Создать аккаунт
Главная » ЛИЦО ВРЕМЕНИ » Посол КНР Ван Кайвэнь: Кыргызстан может сыграть важную роль в восстановлении Великого Шелкового пути
ЛИЦО ВРЕМЕНИ

Посол КНР Ван Кайвэнь: Кыргызстан может сыграть важную роль в восстановлении Великого Шелкового пути

3 022


Посол КНР Ван Кайвэнь: Кыргызстан может сыграть важную роль в восстановлении Великого Шелкового пути

Китай одним из первых признал независимость бывших Советских республик после распада СССР, объявленного 25 декабря 1991 года.

5 января 1992 года КНР и Кыргызстан установили дипломатические отношения на уровне послов. А через несколько месяцев в республике было открыто посольство Китая. О том, как развивались отношения между Китайской Народной Республикой и Кыргызстаном на протяжении 20 лет сотрудничества, рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в КР Ван Кайвэнь.

- 5 января исполняется 20 лет установлению дипломатических отношений между КНР и КР. Что произошло за эти 20 лет?


- Сразу после распада СССР наша делегация приехала в Москву, я был тогда в ее составе. Мы были потом в Киеве, затем приехали в центрально-азиатские республики. Были сначала в Узбекистане, потом в Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане и Таджикистане. Совершили своего рода турне. Еще 27 декабря 1991 года министр иностранных дел Китая написал письмо в адрес министров всех союзных республик о признании независимости. Для меня очень приятно, что 20 лет назад я был в составе правительственной делегации здесь в Кыргызстане и стал свидетелем свершения этого исторического события - подписания совместного документа об установлении дипотношений между нашими странами.

За эти годы наши отношения развивались и развиваются благополучно, по восходящей линии. Я думаю, что заложен очень хороший, крепкий фундамент для здорового развития взаимоотношений между нашими странами на основе тех принципов, которые были зафиксированы в этом межгосударственном документе. Успех в развитии наших отношений, может быть зиждется на том, что все принципы, зафиксированные в документе, были полностью соблюдены. Взаимоуважение, равноправие, взаимная выгода, невмешательство во внутренние дела друг друга – основные характеристики наших взаимоотношений. Благодаря этим принципам, наши страны, наши народы постоянно приводят отношения к дальнейшему развитию. Во всяком случае, мы не жалуемся на наши отношения за эти 20 лет, независимо от того, какая была международная конъюнктура, какая политическая ситуация была здесь, независимо от того, кто стоял у власти, кто стоит и кто будет стоять дальше. Наши отношения никогда не страдали, не будут страдать и не страдают, так как эти добрососедские отношения приносят и вам, и нам только пользу.

- В дальнейшем Кыргызстан и Китай будут также тесно сотрудничать?

- Наши отношения длятся не только 20 лет, мы были соседями веками. Самые первые контакты между нашими народами корнями уходят в далекое прошлое, где-то на 2-3 тысячи лет назад, когда Великий Шелковый путь проходил через территорию Кыргызстана. Наши и ваши предки, наверное, когда-то вели хорошее сотрудничество. Может быть, в сфере бизнеса, обменивались опытом по культуре и философии, по всему тому, что мы сегодня имеем. Я думаю, что нас объединяют исторические корни. В истории не было ничего, что помешало бы нам дружить и в современности тоже.

Мы заинтересованы в развитии наших двусторонних отношений. Конечно, за 20 лет мы многое сделали, но мы не довольствуемся достигнутым. В наших отношениях потенциал огромный. Мы будем работать над тем, чтобы этот потенциал работал на благо наших народов. Скажем, в политическом плане все вопросы были урегулированы. В том числе и оставленный по историческим причинам пограничный вопрос.

Необходимо отметить, что теперь нужно больше внимания уделять торгово-экономическим планам. Кыргызстан и Китай – это полноценные члены ВТО, также в региональном плане оба полноценные члены ШОС. Основной приоритет должен быть именно на торгово-экономическом сотрудничестве. Я читал интервью вновь избранного президента – Алмазбека Атамбаева на счет того, что надо развивать сотрудничество с соседними странами, в том числе и в экономическом плане, особенно по поводу строительства инфраструктуры, железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, в области энергетики. В этом плане мы хотим сделать больше, реализовать какие-то проекты, чтобы наши отношения стали ближе и теснее.

В последние годы правительство Китая уделяет очень большое внимание развитию западных регионов страны. Особенно речь идет о быстром социально-экономическом развитии Синьцзянского автономного округа. Он непосредственно граничит с Кыргызстаном. У нас там на границе два КПП: Ирекештам и Торугарт. Я думаю, что Кыргызстан сможет сыграть очень важную роль в восстановлении Великого Шелкового пути, в его современном понимании. Это коридор, который соединит азиатские страны с европейскими странами. Я думаю, что нам есть над чем поработать.

- Все чаще на уровне правительств поднимается вопрос о необходимости строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Насколько важен этот проект для Кыргызстана и Китая?




- Для Кыргызстана этот проект важен тем, что здесь отсутствует единая железнодорожная система. К тому же после того, как мы построим эту дорогу, Кыргызстан станет полноценной страной транзита. Президент А.Атамбаев говорил, что при этом Кыргызстан будет получать большие деньги с каждого вагона перевозимых грузов. А грузопоток будет солидным, потому что торгово-экономические отношения между азиатскими и европейскими странами стремительно развиваются. И это несмотря на временные трудности, то есть финансово-экономический кризис во всем мире. Он пройдет и будут востребованы такие коридоры.

Строительство железнодорожной магистрали - очень хороший проект, который принесет и вам, и нам, и остальным странам в этом регионе экономическую выгоду. Конечно, технические проблемы до конца не урегулированы, то есть стандарт по поводу ширины колеи, но я думаю, этот вопрос не трудно решить. Также нерешен вопрос формата инвестирования, к тому же иногда поднимается вопрос по экологической безопасности этой дороги. Мы будем учитывать то, что нельзя портить экологию страны, через которую будет проходить железнодорожная магистраль.

- Как вы думаете, когда этот проект будет реализован?


- События 2010 года в Кыргызстане немного помешали реализации проекта. Это большой проект, и нестабильность всегда мешает принятию окончательного решения. Но могу сказать, что политическое решение есть и со стороны китайского правительства, и со стороны кыргызского правительства. Мы будем работать.

Если говорить о сроках, строительство железной дороги длиной около 260 км, проходящей через Кыргызстан, затрудняет сложный рельеф и горы. Эксперты посчитали, что для постройки дороги потребуется 5-6 лет. Но надо учитывать, что эта железнодорожная магистраль будет долгие годы приносить пользу: территории, прилегающие к магистрали, будут развиваться. В перспективе можно ожидать поток грузов и пассажиров, то есть будет развиваться и туризм.

- Какие еще проекты планируется реализовать в рамках кыргызско-китайского сотрудничества?

- Надо работать в области энергетики. Кыргызстан - богатая водными ресурсами страна. Но в настоящее время эти ресурсы используются не полностью.

Мы много говорили о строительстве каскада на реке Сары-Джаз. Пока эта река в стихийном состоянии. Эксперты много лет работали над проектом, над ТЭО. Это проект выгоден и для развития Кыргызстана, и для нас, поскольку граничащие с Кыргызстаном регионы, такие как СУАР очень быстро развиваются, и естественно там будет востребована электроэнергия для производства.

- Каковы перспективы китайско-кыргызского инвестиционного сотрудничества?


- События 2010 года повлияли на поток инвестиций в Кыргызстан. Как говорится, бизнес любит «тишину». Бизнесмены не могут бросать деньги на ветер. Но я думаю, новое правительство и Президент Кыргызстана настроены на то, чтобы улучшить инвестиционный климат. Я заметил, что одна из первостепенных работ правительства- борьба с коррупцией. Это важно не только для инвесторов, но и для государства, для поднятия активности населения. Коррупция существует везде. Разом ликвидировать ее не получится, так как это целая цепь интересов, но надо бороться с ней.

Стоит отметить, что надо уделять внимание взаимному инвестированию. Наши предприниматели работают в этом направлении. Сюда приезжают специалисты из Китая, изучают перспективы, рынок, возможности в самых различных отраслях. К примеру, выращивание сельхозпродуктов, их переработка и другие проекты.

Помимо экономической отрасли, надо работать и в гуманитарной области. Многие студенты Кыргызстана хотят получать образование в Китае. Многие китайцы изучают русский язык. Китайские студенты учатся в Москве, на Украине, в Белоруссии, в Эстонии. Здесь получают образование более полутора тысяч студентов из Китая. Я думаю, есть потенциал для привлечения китайских студентов, так как преподавание на русском языке в Кыргызстане на хорошем уровне. Конечно, будем изучать и кыргызский язык.

Также надо развивать туризм. В Кыргызстане есть Иссык-Куль, горные районы, где можно развивать зимний отдых. Нестабильная ситуация, да и плохая инфраструктура мешают привлечению зарубежных туристов. Я думаю, со временем по мере улучшения инфраструктуры туризм в Кыргызстане будет развиваться. Ежегодно около 60-70 млн китайцев совершают зарубежные поездки. Я думаю, в будущем какая-то часть китайских туристов заглянет и в Кыргызстан.

- Спасибо за вашу беседу.

Текст: Чолпон Сулайманова, Кабар


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК