Создать аккаунт
Главная » ЛИЦО ВРЕМЕНИ » Эмиль Шукуров: Требования о национализации- произвол в отношении «Кумтора»
ЛИЦО ВРЕМЕНИ

Эмиль Шукуров: Требования о национализации- произвол в отношении «Кумтора»

6 301


Эмиль Шукуров: Требования о национализации- произвол в отношении «Кумтора»

“К сожалению, у нас развелось много политиков, которые готовы построить себе дом за счет разрушения целого города”, — говорит профессор, доктор географических наук, заслуженный деятель науки Эмиль Шукуров.

— Был ли у депутатов повод для проведения проверки “Кумтора”?

— Существует определенный порядок для осуществления проверок, и депутаты в этом плане не исключение. Прежде всего должны быть какие–то основания. В данном случае депутаты просто сами решили и инициировали проверку. Вопрос даже не в том, были ли в составе комиссии специалисты. А в том, насколько такие действия правомочны. Ведь это не первая и, думается, далеко не последняя проверка. Вместе с тем я вовсе не считаю, что “Кумтор” не подлежит контролю. Он необходим.

— На самом ли деле деятельность “Кумтора” представляет большую угрозу для окружающей среды?

— Нет ни одного независимого экспертного подтверждения того, что воздействие “Кумтора” на природу превышало установленные нормы. Все отчеты свидетельствуют о том, что предприятие работает с соблюдением всех экологических требований как отечественных, так и международных. После многочисленных проверок на предприятии за этим налажен самоконтроль. Нет нарушений в плане охраны труда. Действует вахтовый режим, который строго соблюдается.

— А как же заявления, что предприятие якобы загрязняет воды Иссык–Куля?

— Это невозможно, потому как река Кумтор относится к бассейну Сырдарьи, а не к Иссык–Кулю. Говорят также, что якобы загрязняются воды Нарына, что ставит под угрозу здоровье местных жителей. Это предположение тоже не нашло подтверждения.

— И все же, насколько можно доверять выводам комиссии?

— В любом случае депутаты — не эксперты. Поэтому с точки зрения их компетентности это тоже довольно сомнительное предприятие. Я участвовал в подобных проверках еще при акаевском режиме. И уже в то время самыми, скажем так, невменяемыми участниками были депутаты. С тех пор мало что изменилось. Нардепы прислушиваются к словам специалистов ровно до тех пор, пока это совпадает с их собственным мнением. Все остальное их мало интересует. Поэтому я сомневаюсь в их компетентности и искренности намерений.

Если их так страшно озаботило состояние окружающей среды, то неужели единственная язва на теле Кыргызстана — это “Кумтор”?! Такое отношение просто чудовищно на фоне того, что вообще творится на Иссык–Куле. Само озеро превращается в помойку. Все прибрежные участки захватываются, передаются в частное владение, несмотря на то, что входят в охранную зону. Ни одна очистительная система в Иссык–Кульской котловине не работает. Почему эта проблема не заботит депутатов? Потому что здесь нужно работать, прилагать какие–то усилия. Другое дело — совершить экскурсию на “Кумтор”, сделать громкое заявление и сразу оказаться в лучах славы.

Если все же говорить о “Кумторе”, то нужно ставить вопрос, чтобы он не расширял свою деятельность за пределы оговоренной зоны. Особенно в сторону заповедника Сарычат–Эрташ. Но из выступлений членов депутатской комиссии не видно, что они хотят что–то менять именно в этом вопросе. В зоне действия “Кумтора” есть также археологические памятники, относящиеся чуть ли не к каменному веку. Вот что нужно охранять и реабилитировать. Должен быть комплексный подход, если действительно существует такая озабоченность. А не просто вырванные из контекста отдельные факты.

— А что тогда движет нашими политиками?

— Думаю, все делается для того, чтобы обосновать вопрос о национализации предприятия. Но пусть тогда покажут, что хоть одно предприятие, которое работает лучше “Кумтора”. Есть, например, “Макмалалтын” возле Казармана, которое находится под контролем государства. Это что, образцовое золоторудное предприятие? Разве его деятельность никаких вопросов не вызывает? Практика показывает, что государство не лучший менеджер. То есть оснований для национализации с точки зрения усовершенствования управления тоже нет.

— Что кроется за попытками национализации?

— Стремление взять под свой контроль большие потоки бесхозных денег. По правительственным отчетам мы знаем, что “Кумтор” отчисляет большие суммы, но отчета, на что они расходуются, никто не представляет. Государство прежде всего должно само продемонстрировать, что умеет эффективно распоряжаться деньгами, сотрудничать с частными предприятиями, чтобы все это чувствовало население. Почему оно вместе с “Кумтором” не реализует проекты по созданию рабочих мест? Не проводит природоохранные мероприятия на Иссык–Куле, особенно там, где много проблемных экологических зон? Не делается ровным счетом ничего. Если деньги поступают, то они должны вкладываться в страну, а не неизвестно куда.




Теперь посмотрим на все с точки зрения лозунгов о том, что надо повышать инвестиционную привлекательность страны. То, что сейчас предлагается, это практически произвол по отношению к промышленной компании. Какой дурак после этого будет вкладывать сюда? Только тот, кто будет отрабатывать коррупционные схемы, как в свое время Березовский здесь отмывал свои деньги. К сожалению, таких политиков у нас развелось много, которые готовы построить себе дом за счет разрушения целого города.

— Один из депутатов предложил создать экологический фонд. Разве “Кумтор” не выделяет деньги на природоохранные мероприятия?

— Выделяет на соблюдение стандартов на производстве. Вкладывает средства в озеленение трассы вдоль Барскоонского ущелья. Идея по поводу экологического фонда сама по себе неплоха. Однако опыт деятельности подобного фонда при Госагентстве по охране окружающей среды показывает, что это не то образование, куда стоит вкладывать деньги.

Вместо того чтобы создавать такие безадресные фонды, нужно реализовывать адресные проекты, направленные на улучшение жизни населения. Причем это должна быть не просто благотворительность, а создание рабочих мест, которые останутся и после завершения деятельности “Кумтора”. Это должно стать примером для всех других горнорудных предприятий, которые намерены работать в Кыргызстане. Жогорку Кенеш, правительство и горнорудные предприятия должны действовать сообща, а не искать друг у друга подвохов. От этого страдают и население, и природа страны.

Непродуманные заявления политиков могут иметь очень опасные последствия. В результате всей этой возни у населения возникают совершенно не обоснованные и завышенные ожидания. Люди начинают думать, что каждому полагается плата только за то, что он живет недалеко от месторождения или мимо жилья проходит дорога на рудник. Так возникают предпосылки для перекрытия дорог и других подобных акций. Нужно, чтобы население научилось рассчитывать на себя, а не ждало, когда деньги упадут с неба. А для этого необходимо создавать рабочие места.

авторитетно

Орозбек ДУЙШЕЕВ, председатель правления Ассоциации горнопромышленников и геологов Кыргызстана:

Депутатам следует быть осторожными в высказываниях. Отложить в сторону эмоции, перестать впустую сотрясать воздух, а начать руководствоваться разумом. Из уст отдельных политиков звучат требования чуть ли не закрыть предприятие, отнять лицензии, выгнать инвесторов, а кого–то даже посадить. Спрашивается: кто выиграет, если предприятие остановится? Никто. Ведь страна сразу станет банкротом. Сказывается незнание политиками дела. По этому поводу есть очень хорошая русская пословица: “Сапоги должен тачать сапожник”.

Ничего нового в отчете комиссии нет. Если переписать выводы всех предыдущих проверок, то можно подготовить талмуд из нескольких тысяч страниц. Не решен главный вопрос: почему не наказаны виновные? В заключении невыгодных для страны первого и второго соглашений виноваты Аскар Акаев и его приближенные. Но никто до сих пор не понес ответственности.

Парламент подготовил четыре проекта постановления по “Кумтору”. С одним из них я познакомился. Его принятие приведет Кыргызстан к катастрофе. Невооруженным глазом видно, что многие положения противоречат нормам Конституции, которая стоит на защите частной собственности. “Центерра” — крупная международная компания более чем с 20 тысячами акционеров из разных стран. Как можно рейдерским путем или экспроприацией забрать у нее имущество? Да и кто это позволит? Акционеры немедленно подадут в международный суд. Там скажут: “Имущество и обязательства предприятия составляют более 2 миллиардов долларов. Заплатите эту сумму и владейте компанией”. Но откуда взять такие деньги? Опять же, даже если предприятие просто остановится на какое–то время, придется возмещать собственникам упущенную выгоду
.

Текст: Ирэн СААКЯН и Максим ЦОЙ.ВБ


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК