homesite_mapsearch



ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ (лента новостей)архив новостей
28-11-2016, 08:57
28-11-2016, 08:53
28-11-2016, 08:47
28-11-2016, 08:42
28-11-2016, 08:17
КУРСЫ ВАЛЮТ НБКР

69.0900
-0.04%
73.6707
+0.49%
1.0770
-0.76%
0.2066
+2.08%
АРХИВ НОВОСТЕЙ

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  -ЭКОstan
(фотофакты, экология, окружающая среда)
  -ВИДЕОКАТАЛОГ
(видеография)

В Международном университете Кыргызстана и Кыргызском экономическом университете в этом учебном году нет бюджетных мест в связи с переходом на самофинансирование.
  -ПОГОДА
(сегодня)
Сегодня, Вс, 04/12/2016
00:004 ⁰CБез осадков
06:004 ⁰CБез осадков
12:0013 ⁰CБез осадков
18:0012 ⁰CБез осадков
  -ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ


  -ЛИЦО ВРЕМЕНИ
  -РЕКЛАМА


  -ВРЕМЯ от ВРЕМЕНИ
(цитата)
  -ИНФОГРАФИКА

  -ВНЕ ВРЕМЕНИ
(электронная библиотека сайта)
  -ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(гость сайта)




  -ЖЫРГАЛБАЙ & ЧУЧУКБЕК
  -О ВРЕМЕНА! О НРАВЫ!
(Анэс Зарифьян, беспартийный поэт)

  -РЕКЛАМА

  -НАШЕ ВРЕМЯ
(о нас)



  -ВРЕМЯНКА
(социально-политический анекдот)
  -РЕКЛАМА

Яндекс.Метрика
ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ


Толубек Адрахманов: В последние годы исламский джамаат республики стремительно молодеет..ЛИЦО ВРЕМЕНИ
18-07-2013, 10:23

54.205.154.106

Толубек Адрахманов: В последние годы исламский джамаат республики стремительно молодеет..

Анкетирование среди студентов подтвердило, что идеологизация ислама в Кыргызстане укрепляет корни. Недавно Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева совместно с Госкомиссией по делам религий провел социологическое исследование на тему "Молодежь и ислам". Преподаватели кафедры теологии составили анкету из 39 вопросов, которую распространили среди студентов 12 вузов столицы, включая сам университет им. И. Арабаева, КНУ, медакадемию, бывший политех, Кыргызско-Турецкий университет "Манас", Академию МВД, БГУ, КРСУ и др.

Наш собеседник — ректор КГНУ им. И. Арабаева кандидат исторических наук Толобек АДРАХМАНОВ.

- Толобек Абылович, инициатива исследования принадлежит вашему вузу, чем объясняется такой интерес?

- Невозможно не заметить, что в последние годы исламский джамаат республики стремительно молодеет. Это особенно бросается в глаза во время массовых религиозных мероприятий. Возникает вопрос: кто он, молодой, мобильный, креативный мусульманин Кыргызстана? Каковы его духовные ценности, какой он хочет видеть свою страну, чего ожидает от завтрашнего дня. И самое главное: мусульманство для этих ребят — просто формальность, продиктованная желанием стать как все, или высшая ценность? Осознанно следуют они исламу или нет?

СПРАВКА Всего в анкетировании приняли участие 2 100 человек. Большинство (86,4%) составили кыргызы, подавляющую часть (95 %) — семейные, больше половины (55,6%) — женщины.

Несколько лет назад у нас в университете было открыто теологическое отделение, при нем создана исследовательская лаборатория. Анкетирование среди студентов — это только часть большого проекта, который она осуществляет. Мы ставим задачу изучить состояние, проблемы кыргызстанского ислама, определить перспективы его развития. Предстоит еще несколько этапов, а потом будет создан полноформатный портрет кыргызстанского мусульманства с учетом региональных, этнических, половозрастных, семейно-брачных, профессиональных и других характеристик.

- Как собираетесь использовать результаты исследований?

- Для ученых, аспирантов, магистрантов это огромное научное богатство. Статические данные могут быть также полезными для специалистов, изучающих религиозную ситуацию в Кыргызстане, историков, философов, политологов, конфликтологов и т.д. Кроме того, они должны представлять определенный интерес для государственных органов. Уже сейчас на основе первых результатов можно делать какие-то выводы, чтобы в зародыше предотвратить нежелательное развитие ситуации в стране.

- Лично вас результаты анкетирования удивили?

- В целом — нет. Примерно так себе их и представлял, теперь получил подтверждение. Но есть и неожиданные нюансы.

- Как вы прокомментируете тот факт, что треть опрошенных юношей и девушек считают ислам идеологией? Какие в связи с этим у Кыргызстана вырисовываются перспективы?

- Честно говоря, есть сомнения в том, что юноши и девушки четко представляют себе, что такое идеология и какой силой она обладает. Но если их значительная часть ответила на вопрос осознанно, то это наталкивает на тревожные мысли. Налицо тенденция идеологизации ислама. Думаю, это результат того, что государство самоустранилось от работы по формированию в обществе духовных и нравственных ценностей, уступило нишу, что называется без боя, духовенству. Конечно, очень трудно определить, где для молодежи кончается религия и начинается идеология, но в любом случае идеологизация религии — нежелательная для светского государства тенденция.

- Почти треть респондентов также не против вмешательства религии в политику. То есть в нашем случае речь идет о том, чтобы и ДУМК участвовало в управлении государством. Как вы себе это представляете?

- Политизация ислама — тоже нежелательное явление. Но если все же духовенство будет рваться к власти, то это должно происходить в условиях существующей системы государственного устройства, то есть парламентской республики. Сначала формируется исламская интеллигенция, потом создается партия, затем она участвует в выборах в местные и центральные органы власти.

Кстати, по результатам анкетирования уже сейчас 38,4% студентов готовы отдать свои голоса за верующего претендента или партию, уделяющую внимание вопросам религии. Заметьте, разговор идет даже не о религиозных лидерах или политических партиях. Не следует забывать и о незаконных, насильственных способах вмешательства религии в политику. Все это наводит на серьезные размышления. Особенно в условиях, когда иммунитет государственной власти Кыргызстана ослаблен бесконечными политическими конфликтами, а общество все еще находится во взведенном состоянии, болезненно и остро реагируя на малейшие опрометчивые шаги верхов.

- Больше двух третей опрошенных высказались за хиджаб в вузах. Многие ли в вашем университете его носят, как вы относитесь к образу студентки в хиджабе и вообще к нарастанию в нашем обществе этой тенденции?

- Вообще-то свобода в выборе одежды — проявление демократии. Другое дело — хиджаб как атрибут религиозности, и наше отношение к нему. Мне кажется, отдельные верующие, особенно молодежь, воспринимают его как модный, романтичный образ. Хотя если следовать исторической правде, наши предки никогда не носили хиджабов и арабских шароваров, хотя тоже были мусульманами. Или взять Турцию: в стране очень сильны позиции ислама, но там редко кто ходит в хиджабах, пакистанских одеяниях. От этого наши турецкие братья не стали менее верующими.

- Как вы расцениваете тот факт, что почти 10 % опрошенных не считают "Хизб ут-Тахрир" экстремистской организацией и очень даже значительное число не против, чтобы иностранцы распространяли здесь какие-либо религиозные учения?

- На самом деле меня больше тревожит тот факт, что почти половина студентов не знает о "Хизб ут-Тахрире". Это еще одно подтверждение слабой информационно-идеологической работы государства. Молодежь имеет поверхностное представление о религиозной ситуации в стране, и ее мало интересует проблема религиозного прозелитизма.

- К каким выводам располагает социологическое исследование в целом? Подтверждает ли оно, что кыргызстанское общество стоит на пути превращения светского государство в исламское?

- Выводы неутешительные. Во-первых, как и основная часть кыргызстанского общества, студенты-мусульмане лишь формально являются мусульманами: 82,6% их вообще не знают, к какому мазхабу относятся, и только 12,6% отметили, что к ханафизму.

Во-вторых, основная часть ребят безграмотны в вопросах религии: на многие вопросы не знали, что сказать, или отвечали наугад. Ясно, что при таком уровне информированности они являются легкой жертвой для сомнительных исламских течений. При этом следует отметить, что сами студенты признают свою непросвещенность, поэтому 65% из них согласились, что в школах надо вводить уроки религии.

В-третьих, ощущается сильный крен в ценностной ориентации молодежи в пользу религиозных факторов. Несмотря на серьезные изъяны в религиозной грамотности, исламизация идет быстрыми темпами.

В четвертых, мне импонировало, что 47,6% студентов поддерживают идею об исламе с кыргызскими ментальными особенностями, то есть исламе, основанном на ценностях ханафизма. А ханафизм, как известно, весьма толерантное направление, считающее приемлемыми народные обычаи и обряды.

- Ваши рекомендации для руководства страны, госорганов?

- Мусульманский ренессанс в Кыргызстане — неоспоримый факт. Отвергать ислам или, наоборот, пустить все на самотек — весьма опасно. Здесь нужно поступать очень продуманно, тонко и комплексно. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы урегулировать процесс и ввести его в нужное русло, придав оптимальные темпы, параметры, не допустив распространения влияния радикальных течений. В первую очередь, конечно же, позаботиться о молодежи.

Текст: Дина РАИМБЕКОВА. СК

Поделиться:



49/365: Узгенский рис
Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 49/365: Узгенский рис
    Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 48/365: Крепость Кудаяр–хана
    Координаты: 39°46'19.86"N 71° 2'7.34"E Ближайшие населенные пункты: Тунук–Суу, Сары–Тала, Кан, В среднем течении река Сох принимает приток Абголь (река из озера), в устье которого, на речной террасе, приютилось одноименное ...
  • 47/365. Водопад Шаар. Падающий из горы
    Координаты: 41.062675, 76.009721 Ближайшие населенные пункты: Бирлик, Ат-Баши, Баш-Каинды, Талды-Суу, 1 мая Водопады как уникальные туристские ресурсы во всем мире привлекают миллионы отдыхающих. К водопадам прокладывают горные ...
  • 46/365: В поисках снежного лотоса
    Ближайшие населенные пункты: – Энильчек, Ак-Булун, Жергалан Координаты: Тескей-Ала-Тоо, Ак-Суйский район В Кыргызстане на высоте более 3000—4500 метров над уровнем моря растут удивительные цветы – снежные лотосы. Научное ...
  • 45/365: Журавлиное урочище- Каркыра.
    Ближайшие населенные пункты: Жергалан, Ак-Булун, Кен-Суу Координаты: 42.690883, 79.178700 Каркыра ( каз. Қарқара; в верховье — Кокжар, Джаак) — река, берущая начало в ледниках Кюнгёй-Ала-Тоо. Протекает в Кыргызстане и ...
  • 44/365: Золотая долина Сары-Джаза
    Ближайшие населенные пункты: Энильчек, Баянкол, Каркара Координаты: 42.365255, 72.275445 Есть в Иссык-Кульской области долина, которая является настоящей колыбелью человечества. Здесь можно встретить места, куда еще не ступала ...
  • 43/365: Беш-Таш : Легенда о пяти разбойниках
    Ближайшие населенные пункты: Талас, Бакай-Ата, Кум-Арык, Колба Координаты: 42.365255, 72.275445 Природный парк «Беш-Таш» сто в переводе с кыргызского означает «пять камней», находится южнее г. Таласа на северных склонах ...
  • 42/365: Комплекс Манас-Ордо
    Ближайшие населенные пункты: Ташарык, Талас Координаты: 42°31'35"N 72°22'46"E Это еще одно историческое сооружение с богатой историей, расположенное на Великом Шелковом пути на территории Кыргызстана. Кумбез находится в 22 км ...
  • 41/365: Священные камни урочища Тамга-Таш
    Ближайшие населенные пункты: Тамга, Тосор, Барскоон Координаты: N 42 06.786 E 077 31.303 На озеро Иссык–Куль туристы едут в поисках яркого солнца, прохладной воды и золотистых пляжей. Однако любители понежиться на солнышке и ...
  • 40/365: Саймалуу-Таш: Каменные страницы истории
    Ближайшие населенные пункты: Атай, Арал,Казырман Координаты: 41°10'31"N 73°48'47"E. Саймалуу-Таш в переводе с кыргызского означает «узорчатый камень»-«рисованный камень», расшитый камень. Так называется небольшое ущелье на ...

контактная информация
информация о сайте