Создать аккаунт
Главная » ЛИЦО ВРЕМЕНИ » Базарбай МАМБЕТОВ: Почему Кыргызстан должен вступать в таможенный союз «трех»
ЛИЦО ВРЕМЕНИ

Базарбай МАМБЕТОВ: Почему Кыргызстан должен вступать в таможенный союз «трех»

4 868


Базарбай МАМБЕТОВ: Почему Кыргызстан должен вступать в таможенный союз «трех»

Базарбай МАМБЕТОВ: Почему Кыргызстан должен вступать в таможенный союз «трех»
Разброс общественного мнения по поводу таможенного союза Беларусь — Казахстан — Россия и возможности вступления Кыргызстана в него, кажется, достиг своего предела.
Высказались многие специалисты, а также представители торгового комплекса «Дордой», лица из официальных органов власти и другие. Не принижая их доводы «за» и «против», хочу сказать несколько слов по этому вопросу. Сразу оговорюсь, что мое мнение может не совпадать с позицией нынешних правительственных структур и будет принято ими в штыки. Не прислушиваясь к мнению людей и действуя по принципу: «что хочу, то и ворочу», за годы независимости мы испортили очень много дел. На фоне постоянных ошибок и неурядиц в важных направлениях нашего движения мы, видимо, очередной раз допустили ошибку, решив не вступать в таможенный союз и отказавшись от участия в мероприятиях по подготовке договорно-правовой базы этой организации, успешно осуществленной членами союза в 2007-2009 годах. Еще раз проявилась инерционность в экономическом мышлении и неспособность сделать стратегически верные шаги в деле развития страны. Когда формировались будущие контуры нового объединения в составе самых близких стран, окружающих Кыргызстан, мы опять встали в позу и возомнили себя исключительными знатоками общемировых тенденций. И тогда единственным препятствием на пути к таможенному союзу стал нелепый вывод о том, что Кыргызстан являемся членом ВТО, и членство противоречит условиям таможенного союза. Вот так все время, и это приводит к потере не только наших ближайших ориентиров, но и многих экономических параметров государства. Никто не собирается каким-то образом оценивать наше пребывание в этой организации. Страна до сих пор не осознала — для чего она 13 лет тому назад поспешно вступила во Всемирную торговую организацию и каковы сейчас экономические последствия этого решения. Наше членство никакого изобилия нам не принесло, более того, страна потеряла многое из того, что имела.

Что интересно, наши постоянные консультанты из международных организаций тоже притихли, почувствовав неладное, хотя в течение всего периода независимости они активно вели нас неизвестно куда. И кто сегодня скажет, что нынешнее состояние нашей экономики — это свидетельство бездумного поведения и результат того, как мы позволили вести нас за руки? Страна, не находя своей собственной дроги развития, давно запуталась и дошла сейчас до уровня экономической неразберихи. Ни одно государство в постсоветском пространстве не получило столько неверных рекомендаций и слепо их не выполняло, как Кыргызстан. И, сейчас страна испытывает невообразимые результаты такого поведения. Нельзя во всем винить академика Акаева, хотя его ложные представления об экономических устоях государства и о принципах управления сыграли не последнюю роль. Все-таки дело в нас самих, во всем подпевавших ему, даже в его авантюрных фантазиях, к тому же считавших, что мы чуть ли не самая исключительная нация на Евразийском пространстве, способная построить здесь, в Центральной Азии, образцовую во всех отношениях страну.
20-летний опыт так и не научил нас реально смотреть на вещи и точно оценивать ситуацию. Во главе всех наших свершений стояло Министерство экономики, которое обязано было разложить проблему по полочкам, а в данном случае товарные тарифы и ВТО, и ТС — по таблицам. Они позволили бы принимать правильные решения, не отметая все и вся из-за нашего членства в ВТО. В конце концов, мы могли предметно рассмотреть и наши тарифные обязательства перед ВТО, и определить те группы товаров, которые поступают к нам из стран Запада, и как они влияют на наш рынок. В реальной действительности получилось так, что спрос нашего рынка всегда был ограничен для товаров из стран ВТО. Если поставку из каждой страны взять по отдельности, то они большой роли для экономики не играли. Предоставляя низкие импортные тарифы всем странам ВТО, мы настежь открыли свои ворота для невиданной товарной интервенции. Из развитых стран, которые имели проблему перепроизводства, хлынули товары, полностью заняв наш слабый рынок. Мы не подумали о нашей собственной продукции: что с ней делать? О мерах по защите отечественных товаропроизводителей не было и речи. И тогда остановилась вся легкая, сахарная, мясомолочная, мукомольная, консервная, машиностроительная и электротехническая промышленность и многие другие сопутствующие производства. Мы когда-нибудь должны осознать эти ошибки. Мы не должны опять метаться между Западом и Востоком, не находя нужное для страны пристанище. В реальный сектор экономики так и не пришли ожидаемые инвестиции с Запада, хотя до сих пор многие всячески имитируют их, рассчитывая на не понимающих людей.
Основная часть экономики Кыргызстана накрепко связана с экспортно-импортными обязательствами перед государствами СНГ, на которых правила ВТО не распространяются. Наш рынок и тогда, и сейчас больше приспособлен к торговле с Россией и Казахстаном — без этого он не может нормально функционировать. Российские товары занимают 36,87% всего импорта Кыргызстана, казахстанские — 12,60%, белорусские — 2,09%. Поставки из стран СНГ на 30,09% состоят из нефтепродуктов, 9,27% — механического оборудования, 4,38% — электрических машин, 4,64% — средств наземного транспорта, 4,90% — черных металлов и изделий из него, 1,95% — древесины, 2,69% — сахара и кондитерских изделий, 2,29% — изделий из пластмасс, 2,58% — бумаг и картона. Указанная группа товаров, в основном, исходит из Росси и Казахстана, то есть из стран ТС. Их ни одна страна Запада нам не поставляет. Не будет же Америка через Тихий океан забрасывать нам нефть, газ, инженерное оборудование, металлопрокат, лес, сахар, муку и кондитерские изделия. Ей хватит необъятного рынка Латинской Америки и Африки. А что касается наших современных отношений с Америкой, то нам бы хватило их авиабазы: когда её освободили от НДС и акцизного налога на авиатопливо, бюджет страны недосчитался 2 млрд. сомов в год. А бесплатные услуги, оказываемые за стоянку, взлет и посадку американских самолетов, ведет наш аэропорт «Манас» к банкротству.
Основной объем нашего экспорта также приходится на Россию — 18,51%, Казахстан — 9,30%. Мы, наверное, должны были определить группу так называемых чувствительных товаров, занимающих особое место в нашем экспорте для стран таможенного союза, особенно для России и Казахстана. Речь должна была идти вокруг нашей сельхозпродукции, в том числе об овощах и фруктах, мясных и овощных консервах, молочных и колбасных продуктах, бобовых злаках и швейных изделиях. Определив эту уязвимую группу, мы должны были вести с комиссией ТС переговоры о предоставлении нам преференциального режима торговли на нее. Члены таможенного союза, наверное, пошли бы нам навстречу, поскольку они сами представляют друг другу преференциальные режимы на отдельные виды товаров внутри Таможенного союза. Можно было вести переговоры и по другим аспектам нашего будущего членства в этой организации.
Главным нашим мотивом должна была выступать вовлеченность республики в торговлю со странами ТС и ее незначительность для таких крупных стран. Например, объем экспорта наших товаров в Россию за 2009 год равнялся 367 млн. долларам США, и он составил всего лишь 0,21% всего импорта этой страны. Российские товары, поступающие в Кыргызстан, оцениваются в 916 млн. долларов США — они занимают 0,30% общего экспорта России. За прошлый год их стало еще меньше. Таким образом, экспортно-импортные отношения между двумя странами из-за мизерных объемов для России никак не влияли на структуру торговли ТС. Их не почувствуют также Казахстан и Беларусь. Однако такой постановки вопроса перед членами ТС с нашей стороны не было.
Для правильной оценки ситуации очень важно понять, что сейчас на страны СНГ приходится 52% нашей внешней торговли, а на 100 стран ВТО — 48%. Но товары из СНГ составляют самую главную, жизненно необходимую группу товаров, без которых мы не обойдемся. Что касается товаров, поставляемых нам из стран ВТО, то они не представляют для нашей экономики большого значения, кроме ширпотреба из Китая. И Китай никогда бы не предъявлял нам претензии по поводу повышенных импортных тарифов, существующих в ТС, поскольку речь идет о товарах низкого ширпотреба — они у них запрещены для экспорта, но еще долго будут проникать на рынок таких, как мы, стран. Наши экспортные товары в страны ВТО никакими тарифными и нетарифными ограничениями не обременены, поэтому можно сколько угодно их поставлять, если у нас есть такое желание. Нам важно было осмыслить и такую немаловажную ситуацию.
Нам сейчас нужны профессиональные действия в связи с введением таможенным союзом Единых таможенных тарифов — они напрямую теперь влияют на наши товары. При поставке на территорию ТС наша продукция будет облагаться высокими импортными тарифами. В данной ситуации нам не следует терять инициативу, и, тем более, не занимать выжидательную позицию, как нам предлагают некоторые эксперты. В связи с созданием таможенного союза «трех» уже происходит усиление ценового давления на Кыргызстан и Таджикистан именно по чувствительным группам товаров. Мы уже страдаем от жестких протекционистских мер, предпринимаемых в этом союзе. Особенно тяжелыми оказались экспортные пошлины на нефтепродукты из России, а Казахстан вовсе запретил их поставку, начиная с 1 июля 2010 года. Мы теряем нашу возможность свободно поставлять на рынок ТС сельскохозяйственную продукцию из-за высоких импортных тарифов. И такое давление, видимо, будет продолжено. Мы еще не знаем, какие последствия будут иметь для нас меры по закрытию внешней таможенной границы «трех», введение новых правил таможенного регулирования, перенос на внешнюю границу таможенного союза транспортного контроля, новые правила для транзита и многие другие. Одним словом, Кыргызстан с Таджикистаном остаются отгороженными от близких экономических соседей, с которыми могли развиваться совместно. Мы остаемся одни против таких мировых угроз, как международный терроризм, наркотрафик, религиозный экстремизм, угроза инфекционных болезней и других глобальных проявлений.
Нельзя сбрасывать со счетов также то, что Кыргызстан входит в зону политических и экономических интересов России в Центральной Азии. Поэтому мы будем всегда испытывать благосклонность к нам большого соседа. Кыргызстан может вступать в таможенный союз и подпишет пакетом все 67 Соглашений по указанному союзу, если ему будут предоставлены торговые преференции на чувствительные группы товаров сроком на 2 года, в течение которого мы должны адаптировать свою экономику к условиям таможенного союза. Без этого нам не стабилизировать свою экономику. Перечень чувствительных товаров в товарообороте Кыргызстана со странами ТС небольшой. Почему бы нам не попросить эти преференции на незначительный объем товаров? Ведь Кыргызстан и Таджикистан не чужие страны для таможенного союза, они также являются полнокровными членами ЕврАзЭС.
Кыргызстан, вступив в таможенный союз, ликвидировал бы свое отставание от мероприятий по формированию договорно-правовой базы Единого Экономического пространства, создаваемого в рамках «трех», как следующий этап глобальной интеграции. Это положение еще важнее, чем новые условия торговли. На последнем заседании ЕЭП подписаны 17 соглашений, которые решают такие ключевые вопросы интеграции, как свободное перемещение товаров, услуг, капитала, рабочей силы и многих других. Например, соглашение от 19 ноября 2010 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей выступает как наиглавнейший документ ЕЭП и действует с 1 января 2011 года. Согласно этому документу, страны таможенного союза будут привлекать к трудовой деятельности трудящихся-мигрантов из своих стран без учета соответствующих ограничений по защите национального рынка труда, и от них не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности. Трудящийся мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с момента въезда на территорию государства трудоустройства. К данному соглашению могут присоединяться только те государства, которые являются членами таможенного союза.
Нам важно понять и то, что в современном мире все больше развиваются региональные союзы и идет олигополизация мирового хозяйства. И страны, которые не прибились никуда, не имеют никаких перспектив. Кыргызстан географически, экономически и стратегически связан с такими странами, как Россия, Казахстан, Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан и с другими сопредельными государствами. И в какие бы авантюрные политические ориентации страну ни загоняли, она будет всегда развиваться в содружестве с соседними государствами, согласуя с ними свои текущие и перспективные действия.




Базарбай МАМБЕТОВ, международный экспер. Общественный рейтинг


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК