Создать аккаунт
Главная » ЛИЦО ВРЕМЕНИ » Сергей Михеев: Сидеть на десяти стульях не получится.
ЛИЦО ВРЕМЕНИ

Сергей Михеев: Сидеть на десяти стульях не получится.

3 468


Сергей Михеев: Сидеть на десяти стульях не получится.

Страна вышла на новый исторический этап, преодолев ряд сложностей переходного периода. Сформована законодательная ветвь, утверждён состав правительства. Насколько эффективной будет работа правительства? Как долго проживёт парламентская коалиция? Об этом корреспондент «ОР» беседует с Генеральным директором Центра политической конъюнктуры РФ Сергеем МИХЕЕВЫМ.

— Национальная комиссия по изучению трагических событий на юге страны озвучила свою версию, согласно которой одной из причин возникновения межэтнического конфликта на юге называются амбиции национал-сепаратистских лидеров. К какой версии склоняетесь вы?

— Насколько я могу понять, причин того, что произошло, было достаточно много. Среди них, видимо, были и амбиции узбекской диаспоры; были и факторы конкуренции кыргызской и узбекской элиты на юге страны; скорее всего, был фактор самой кыргызской элиты, которая пыталась установить контроль на юге страны в преддверии референдума, парламентских выборов. Т. е., я думаю, там было всё. Это такой многоуровневый пирог, и на каждом уровне собирали интересы тех или иных сил. Сводить всё к какому-то примитивному сценарию не стоит. Сценарий был достаточно сложный. Видимо, сыграли роль и внешние силы, потому что дестабилизация была использована, в том числе, для создания повестки дня в преддверии референдума. Кроме того, данные события могли быть выгодны тем, кому выгодна модель государственности, установившаяся сейчас в Киргизии. Это ряд внешних сил. Те же американцы имели к этому отношение. Словом, я думаю, в этих событиях все сыграли свою роль, только каждый играл её на собственном уровне. А то, что межэтнические отношения стали поводом для событий, – очевидно. Но это не исключает того, что вокруг всего этого велась более масштабная политическая игра.

— Межэтнические столкновения на юге страны являются одним из допущенных промахов в управлении страной Временным правительством, о чём пишет пресса. Резюмируя итоги деятельности ВП, как бы вы могли охарактеризовать его: состоялось оно или нет?

— Трудно сказать, состоялось оно или нет. Единственным относительным успехом ВП, на мой взгляд, стало проведение парламентских выборов. Парламентские выборы всё же были проведены, и это дало основание для дальнейшего развития политического процесса. Во всём остальном больших успехов ВП я лично не заметил. Проведение референдума, честно говоря, трудно признать успехом именно потому, что состоялись Ошские события. Если бы референдум прошёл без кровавого фона, то можно было бы сказать: молодцы, добились политтехнологическими способами своего.

— Какую роль в урегулировании внутриполитической ситуации, по-вашему, сыграли региональные и международные организации?

— Что касается урегулирования ситуации в Оше, на мой взгляд, все эти организации не сыграли никакой роли. Этот конфликт возник внутри киргизской политической жизни. В итоге он закончился, так как какие-то цели были достигнуты. Т.е. внешние силы влияли на изменение ситуации в Киргизии, но я не сказал бы, что это были региональные организации. Скорее они заняли выжидательную позицию, ограничившись в итоге декларациями, призывами к сторонам сесть за стол переговоров. Думаю, ввод войск ОДКБ вряд ли мог серьёзно повлиять, и я не исключаю, что ситуация могла стать ещё более острой, так как приобрела бы характер международного конфликта. Если бы втянули другие страны, то эта ситуация из внутрикиргизской переросла бы в межрегиональную. Кто-то был очень заинтересован в том, чтобы втянуть Россию и ОДКБ с целью прямого столкновения стран этого региона. По-моему, хорошим показателем того, что это была такая задумка, стала бурная деятельность либералов, обвиняющих Кремль в имперских замашках. Вот эта пиарщина – почему Россия не ввела войска и не помогла киргизской демократии.




— Как будут развиваться взаимоотношения с Россией, США, КНР и соседними странами при новом правительстве?

— Пока, насколько я понимаю, новое правительство хочет исповедовать ту же многовекторность, только в более разумном ключе. Они понимают, если ездить постоянно в Москву за деньгами, а именно это и происходит в данный момент, то всё-таки нельзя говорить, что Россия не имеет права на какие-то вопросы по поводу внешней политики Киргизии. Естественно, если вы хотите получать помощь, то надо учитывать наличие интересов России в этом регионе. В целом, как я понимаю, официальной позицией новой власти будет многовекторность – мы со всеми хотим дружить, поддерживать партнёрские отношения. Но в этой многовекторности нельзя заиграться. Приоритеты должны быть. Надо понимать, где какая страна находится: где находится Америка и что она делает в регионе, и где находится Россия. Поэтому приоритеты надо расставлять более чётко. Сидеть на десяти стульях не получится. Рано или поздно упадёшь с какого-нибудь краешка.

— Кстати, об Америке в контексте приоритетов… Тема поставок топлива на ЦТП США послужила камнем преткновения в своё время между руководством РФ и КР. Схема поставок авиатоплива на ЦТП США изначально была непрозрачной и недоступной широкой общественности. Может ли вопрос поставки топлива вновь обострить отношения двух стран?

— Думаю, несомненно, может. Вот эта политика, когда люди, приезжая в Москву, говорят одно, а уезжая, делают совсем другое, – достигла своего предела. Все всё прекрасно понимают. Если будет очевидна манипуляция, двойная или тройная игра, то это может повлечь за собой определённые шаги. Хотелось бы, чтобы власть проводила достаточно прозрачную и понятную политику. Если руководство желает видеть хорошие отношения, то надо выполнять обязательства, по крайней мере не вести двойную игру, тем более, когда это касается даже не политических интересов, а каких-то примитивных единоличных, групповых корыстных интересов. Разменивать хорошие отношения с Россией на деньги, причём не очень большие, — будет свидетельствовать о несоответствии людей тому уровню, на который они сами себя заявили. Если решили называться политиками национального масштаба, то нужно соответствовать этому уровню.

— Многие аналитики считают, что политическая жизнь парламентской коалиции, как, впрочем, и нового правительства, будет недолговечной. Какие перспективы, по-вашему, имеет парламентская коалиция и новое правительство?


— Было бы очень неплохо, если бы коалиция дожила до президентских выборов. Если коалиция доведёт страну до президентских выборов, то это было бы неплохо.

— В последнее время часто муссируются разговоры о намерении главы государства продлить свои полномочия. Ваши комментарии?

— Это вызовет много вопросов — у внутренних игроков в первую очередь, и в том числе у внешних.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ Общественный Рейтинг


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК