Создать аккаунт
Главная » ЛИЦО ВРЕМЕНИ » Токон Мамытов: Проблема развития сельского хозяйства входит в число наиболее острых
ЛИЦО ВРЕМЕНИ

Токон Мамытов: Проблема развития сельского хозяйства входит в число наиболее острых

3 445


Токон Мамытов: Проблема развития сельского хозяйства входит в число наиболее острых

Интервью с депутатом Жогорку Кенеша Токоном МАМЫТОВЫМ.

— Токон Болотбекович, министр сельского хозяйства Торогул Беков, проанализировав состояние продовольственного рынка, сообщил депутатам, что будет повышение цен на 19 основных продуктов еще на 20-30%. Члены правительства уже предложили пакет административных мер. Сможет ли правительство справиться с бурным ростом цен?

— Министерство сельского хозяйства инициировал постановление Правительства КР «Об утверждении Положения о мониторинге и индикаторах продовольственной безопасности КР». Утвержденное положение позволяет управлять состоянием продовольственной безопасности в республике и в регионах, что является важнейшим условием сохранения суверенитета и независимости, экономической стабильности и социальной устойчивости республики. В соответствии с данным постановлением Минсельхоз ежеквартально определяет степень продовольственной безопасности республики в соответствии с объемами производства базовых продуктов питания. Как базовые продукты определены? Хлебопродукты — в пересчете на зерно, картофель, овощи, плоды и ягоды, мясо — в пересчете на убойный вес, молоко сырое, сахар, яйцо, масло растительное. Указанные меры позволяют правительству в некоторой, хотя и не в полной степени удерживать рост цен на продукты.

— Правительству не позавидуешь, так как ему не совсем повезло с тенденцией на мировых рынках в отношении продовольствия. Одна из главных причин роста цен — сильная зависимость от импорта продуктов питания и неразвитость рыночных отношений в сельском хозяйстве. Все это говорит об отсутствии даже базовой части политики продовольственной безопасности. Ваше мнение?

— Проблема развития сельского хозяйства входит в число наиболее острых и требует ускоренного решения. Ситуация усугубляется тем, что на селе не хватает молодежи, мужского населения, происходит старение жителей. На сегодняшний день из общего количества граждан, имеющих свидетельство на право пользования земельными долями, в республике самостоятельно их возделывают не более трети. Технические и материальные трудности при возделывании земли испытывают более 70% крестьян. Почти все крестьяне и фермеры ведут натуральное хозяйство с преобладанием ручного труда. В связи с этим хозяйства предпочитают животноводческую специализацию.

Известны основные проблемы сельских товаропроизводителей:
•недостаток основного и оборотного капитала;
•неспособность к самостоятельному ведению хозяйства (дороговизна обслуживания сельхозтехники, высокие цены на удобрения, дорогие ГСМ);
•отсутствие условий для хранения выращенной продукции;
•недостаток перерабатывающей базы;
•низкий уровень знаний (невозможность оценить конъюнктуру рынка, недостаток информации);
•неразвитая инфраструктура (коммуникации, связь, услуги).

— На обсуждении вопросов о ходе реализации закона КР «О продовольственной безопасности Кыргызстана» вы заявили, что весной сеять будем или нет, но осенью нам придется сажать кого-то. Что вы имели в виду?


— Резкое сокращение посевной площади пшеницы по сравнению с прошлым годом привело к значимому сокращению объемов продовольственного зерна по итогам 2010 года, что негативно отражается на уровне продовольственной безопасности страны. В текущем году в целом темпы роста производства в сельском хозяйстве складываются ниже прогнозных показателей. Вследствие низкой эффективности производства уменьшены посевные площади сахарной свеклы, хлопчатника, масличных культур. В республике образованы разные типы крестьянских хозяйств, основанных на различных формах собственности. Им передано 75% пашни, основные и оборотные средства. В структуре сельхозугодий пашня составляет до 69%. Из общей площади пашни 74% — орошаемые. По причине отсутствия финансирования в последние годы практически не проводится работа по мелиорации. В результате площадь неблагополучно орошаемых земель в республике превысила 90 тыс. га. В настоящее время эти участки характеризуются засолением и заболочиванием, что приводит к снижению урожая до 30-40% от возможного. Не используются интенсивные методы возделывания зерновых. Практически не соблюдается севооборот полей. Минеральные и органические удобрения применяются в недостаточном количестве. Отсутствуют «пары». Утрачено первичное семеноводство. На качестве зерна сказывается низкое качество семенного материала, сортосмешение, сильная засоренность посевных площадей. Хозяйства не могут обеспечить себя высококачественными семенами по причине их высокой цены.
Все эти вопросы в срочном порядке должны быть решены Минсельхозом и главами облрайгосадминистраций. Если не решать указанные проблемы, то это приведет к тому, что в конце этого года произойдет очередное значительное повышение цен. Виноваты в этом будут руководители министерства и главы облрайгосадминистраций. Думаю, правительство и парламент сделают соответствующие оргвыводы в отношении отдельных руководителей.




— Вы предложили организовать Совет по обеспечению продовольственной безопасности, который позволит скоординировать действия всех органов, занимающихся этим вопросом. Есть ли необходимость в создании такого совета в виде самостоятельного института. Может, стоит включить его в общую концепцию безопасности, к примеру, в рамках Совета обороны?

— Я предложил было реанимировать и восстановить работу Совета по продовольственной безопасности при правительстве, который был создан в 2008 году (в первый период работы премьером А. Атамбаева). Его работу должен возглавить первый вице-премьер-министр, а заместителями должен быть министр внутренних дел и министр финансов. Рабочим органом данного совета должно быть Министерство сельского хозяйства республики. Данный совет не обязательно должен существовать в виде самостоятельного института.

— Токон Болотбекович, страна на данный момент находится в тотальной зависимости от импортных поставок. Давайте на секунду представим, что страны-соседи, по определенным причинам, перестанут импортировать нам продовольствие. Сможет ли страна самостоятельно выжить?

— Характерно, что гарантированное поступление на отечественный рынок дешевых импортных продуктов не снижает уровень продовольственной безопасности. Вместе с тем, мировая практика показывает, что если государство ввозит 30-35% продовольствия из-за рубежа, то оно подошло к черте, за которой теряется продовольственная самостоятельность. Состояние продовольственной безопасности в стране определяется по двум основным показателям: размерам запаса зерна, который сохраняется в государстве до уборки следующего урожая, и среднедушевым производством зерновых культур. В Кыргызстане запасы определены в 50 дней.
Возникает вопрос, сможет ли страна самостоятельно выжить? По информации Минсельхоза, на 1 января 2011 года закуплено зерновых 9,5 тысяч тонн на сумму 100,9 млн. сомов, и заложено в Госматрезерв, что способствует установлению приемлемой среднерыночной цены, стимулирует производителей не сокращать посевные площади по пшенице. Однако следует отметить, что по таким позициям, как сахар, мясо, фрукты и растительное масло потребности удовлетворяются за счет импорта. Удельный вес импорта на внутреннем рынке в 2010 году составил: по сахару — 80,7%, фруктам (цитрусовые) — 15,8%, мясу (окорочка) — 31%), маслу растительному — 67,2%. В то же время обеспеченность внутреннего рынка по маслу растительному за счет собственного производства составила 58%. Для снижения импортозависимости республики по хлебопродуктам министерством принимаются меры по повышению качественных показателей пшеницы. Благодаря поддержке России были завезены и использованы в озимом севе 120 тонн суперэлиты, 180 тонн элиты и 1200 тонн первой репродукции сортов озимой пшеницы «Краснодарский-99» на площади 7,0 тыс. га с потенциальной уро-жайностью 70 ц/га.

— Какой примерно период времени потребуется Совету по продовольственной безопасности при правительстве, чтобы сократить критическую зависимость от импортного продовольствия?

— Это зависит от финансирования сельскохозяйственного комплекса страны и эффективности работы Совета по продовольственной безопасности, а также решения ряда проблем, от существующих в агропромышленном секторе.

— Как вы оцениваете перспективы существования парламентской коалиции?

— Многие эксперты отмечали «шаткость» коалиции из трёх партий. Это является одним из критериев существования коалиции большинства. Все зависит от планов и намерений лидеров партий, входящих в коалицию, по вопросу их участия или неучастия на предстоящих президентских выборах осенью 2011 года.

Подготовил Эрик ИСРАИЛОВ Общественный Рейтинг


СПРАВКА:
Мамытов Токон Болотбекович
Родился 18 декабря 1953 года в г. Балыкчы Иссык-Кульской области. Образование высшее Генерал-лейтенант.
В 1981 Высшие курсы КГБ СССР г. Минск. В 1987 году Краснознаменный институт КГБ СССР им. Андропова.
В 1981-2002 Служба в органах КГБ – МНБ – СНБ КР – начальник отдела, Управления, заместитель Председателя.
1986-1987 Слушатель Краснознаменного Института КГБ СССР им. Ю. В. Андропова.
1987-2002 Служба национальной безопасности Кыргызской Республики – начальник управления, заместитель председателя СНБ КР.
2002-2002 Министерство Обороны Кыргызской Республики – Заместитель министра.
2002-2005 Служба национальной безопасности Кыргызской Республики — Заместитель, первый заместитель председателя СНБ КР.
2005-2007 Администрация Президента, канцелярия Президента Кыргызской Республики – Начальник канцелярии, заместитель Руководителя Администрации Президента Кыргызской Республики– начальник канцелярии
2007-2009 Администрация Президента КР, Аппарат Совета безопасности Кыргызской Республики – секретарь Совета безопасности КР, Государственный Советник Президента КР.
2009-2009 Пограничная Служба Кыргызской Республики – Председатель Пограничной Службы КР.
2010-н. вр. Жогорку Кенеш КР. – депутат ЖК КР.


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК