В Международном университете Кыргызстана и Кыргызском экономическом университете в этом учебном году нет бюджетных мест в связи с переходом на самофинансирование.
Памятники кочевников и проблемы их сохранения (тезисы доклада)
Публикуется по машинописному документу. Архив К.И. Антипиной. Школа будущей элиты. Отдельный документ.
С. 2. Тяньшано-Алайский горный массив Средней Азии, территория Киргизской Советской Социалистической Республики, в древности представляла собой район безраздельного господства кочевых племен, в среде которых происходили беспрерывные процессы передвижения, смещения и ассимиляции. Культура этих племен развивалась в тесном взаимодействии с соседями – с населением Центральной и Средней Азии. Много народных волн прокатилось по необъятным просторам Тянь-Шаня, на протяжении ряда тысячелетий богатых различными событиями истории. Одна культура сменялась другой. Все это наложило глубокий отпечаток на сложную, своеобразную и богатую историю культуры народов Киргизстана. Прекрасные богатые пастбища края издавна привлекали к себе человека. Сюда стекались различные народы, пришедшие в разное время и имевшие разные культуры. Большое количество археологических памятников, сохранившихся до наших дней и разбросанных по обширной территории Киргизии, как вехи, отмечают пройденные этапы народной жизни и помогают раскрывать и познавать нам выдающиеся события и историю народа в далеком прошлом. К древним археологическим памятникам относятся курганы различной высоты – земляные и каменные насыпи, под которыми находятся погребения. Диаметр курганов колеблется от 2-3 до 100 м. В отдельных могильниках насчитываются до 1000 курганов: городища, остатки древних городов и поселений. Вокруг них часто бывают следы оборонительных стен, валов и рвов. Поселение – остатки древних неукрепленных селищ и стоянок каменного, бронзового и железных веков (типа деревень). «Каменные бабы» – изображение людей в камне, стоящие отдельно или около кургана. «Писаницы» - рисунки и надписи на камнях и скалах. Имеются и другие типы памятников. Все памятники древних народов, населявших территорию Киргизии, давно привлекали внимание ученых, исследователей и краеведов. Археологическое изучение территории Киргизии было начато лишь советскими археологами. Раскопки, которые велись в течение более 20-ти лет экспедиции, под руководством профессора А.Н. Бернштама на территории Тянь-Шаня, Алая, дали ряд весьма важных открытий. Открытия и исследования древних памятников в этих областях позволили А.Н. Бернштаму осветить многие не явные до того времени вопросы взаимоотношений между кочевым и земледельческим населением Азии, раскрыть
С. 3. ряд важнейших этапов истории многочисленных племен и народов с глубокой древности заселявших Тяньшано-Алай и являвшихся предками ряда современных народов Средней Азии. В дальнейшем, работниками института истории АН Киргизской ССР, были осуществлены большие археологические раскопки курганов, могильников и поселений. Теперь, благодаря всем этим исследованиям собран и накоплен богатейший материал, опираясь на который можно проследить в хронологическом порядке, в основных ее чертах историю народов – населивших территорию Киргизии с древних времен. Последние научные данные говорят о том, что территория Тянь-Шаня была заселена человеком уже в эпоху нижнего палеолита (800 тысяч лет тому назад), когда складывались первобытно - общинные отношения. На пути постепенного развития от палеолита к неолиту (новокаменный век), бронзовой эпохи и к эпохе овладения обработкой железа у населения Тянь-Шаня изменились общественные отношения, материнский род сменился отцовским, на смену пастушескому скотоводство пришло кочевое скотоводство. В VII веке до нашей эры население Тянь-Шаня (как и степные кочевники средней Азии) переходят к новому способу ведения хозяйства – кочевому скотоводству. Кочевое скотоводство на Тянь-Шане носило, вероятно, сезонный характер, выражавшийся в смене летних пастбищ на зимние, что диктовалось местными природными условиями. Наиболее ранние письменные источники о древнем населении Киргизии относятся к середине первого тысячелетия до нашей эры. Судя по ним, с период с VII по IV вв. до н. э. здесь обитали сакские племена. Саки были весьма воинственные и вели кочевой образ жизни. Археологические памятники характеризуют саков как группу племен в культурном отношении близкую другим племенам ранних кочевников степной полосы. Они хорошо знали железо, но еще широко пользовались и бронзовыми орудиями. Археологические материалы этого периода на территории Киргизии представлены довольно широко: из предметов оружия: кинжал, копье, стрелы и много различных предметов, связанных с религиозными обрядами. Около III в. до н. э. на территории Киргизии на смену сакам появились племена усуней. О них в письменных источниках имеется
С. 4. довольно много данных. По свидетельству источников усуни сыграли большую роль в истории Тянь-Шаня. В пределах Тянь-Шаня Усуньские племена оставили огромное количество погребальных памятников-курганов. Местами встречаются отдельные их поселения. В последние два десятка лет на территории Киргизии широко исследовались усуньские курганные могильники. Материалы раскопок дают возможность проследить более чем шестилетнюю (шестивековую - ред.) историю ранних кочевников Тянь-Шаня. Обычно могильники усуньского времени состоят из крупных курганов с земляной насыпью, высотой 4-8 м, диаметром 30-60 м. и больше. Вокруг них бессистемно расположены небольшие курганы рядовых кочевников. Весьма интересные данные по погребальному обряду и по материалам усуней получены при исследовании курганов долины Кетмень-Тюбе. Погребения усуней совершались по строго определенному обряду. Более знатных хоронили в обширных могилах с богатыми предметами быта и вооружения. Рядовые члены общества погребались в простых небольших могилах. Погребенные в могилах часто положены вытянуто, головой на запад. Рядом с погребенными встречаются кости-остатки конских туш и барана, глиняная посуда, конская сбруя, железный боевой чекан, меч и бронзовая бляха с изображением крылатых лошадей. По составу находок можно видеть повышение экономического благосостояния и культурного уровня населения. Иногда встречаются погребения с мелкими золотыми украшениями. Отдельные предметы вооружения и искусства находят сходство с предметами Центральной Азии и Сибири. С рубежа нашей эры в Киргизии получает широкое распространение культура племен, оставивших катакомбно-подбойные захоронения. Подлинные имена этих кочевников пока неизвестны. Они оставили после себя огромное количество курганов. В отличии от предшествующего времени в погребениях увеличилось количество предметов вооружения. Многие мужские погребения стали сопровождаться железными кольчугами, панцирями, мечами, палицами, наконечниками стрел. Мечи большого размера имеют в длину метр и более. Распространение длинных мечей и оборонительных доспехов, кольчуг и панцирей, несомненно, обусловлено развитием типов вооружения наступательного боя в связи с усилением роли вооруженной конницы. Находки в погребениях знакомят нас с многочисленными и разнообразными изделиями, как местной работы, так и привозными. Раскопки в Киргизии показали, что в первые века нашей эры в материальной культуре кочевников Тянь-Шаня произошли существенные изменения. Разнообразные предметы, обнаруженные при погребениях, свидетельствуют о повышении культурного уровня населения Тянь-Шанских гор. Особенно ярко это видно по предметам украшения, вооружения и керамике. Анализ и изучение золотых и серебряных изделий показывает, что
С. 5. у древних кочевников в ювелирном искусстве широко господствовал полихромный стиль с характерными местными формами. Обширный сравнительный материал показывает, что древнее поселение Тяньшано-Алайского массива не было изолировано от окружающего мира и имело постоянные и тесные связи с поселением Центральной Азии и Северным Причерноморьем. С VI в. на Тянь-Шане господствуют тюркоязычные племена. Здесь находилась ставка Западно-тюркского каганата, который объединял многочисленное население, жившее на огромной территории. Это господство сыграло весьма значительную роль в образовании и становлении культуры ряда современных тюркоязычных народов нашей страны. Одной из особенностей погребального обряда тюрков является то, что они хоронили мужчин с полным набором различного рода предметов вооружения и конем, оседланным и занузданным. На курганах представителей племенной знати ставились каменные изваяния (каменные бабы) размерами от половины до двух человеческих ростов. К периоду политического подъема тюркского государства относятся исключительные по своей значимости памятники – надписи на камнях, выполненные руническим письмом, обнаруженные на территории Киргизии. По поводу этой рунической надписи в свое время академик Радлов писал: «Надпись представляет особый интерес потому, что она написана древнетюркским шрифтом, что этот шрифт был в употреблении и у тюркских племен Средней Азии. Этот факт такой важности, что следует обратить внимание жителей Туркестанского края. Чтобы могли содействовать отысканию и сохранению подобных памятников древности Туркестана». Таким образом, благодаря исследованиям советских археологов удалось установить, что в Тяньшано-Алайском горном массиве с глубокой древности существовала своеобразная и высокоразвитая культура, созданная далекими предками киргизов, которые прошли длительный и сложный путь исторического развития, сохранив лучшие традиции далекого прошлого в ряде элементов национальной культуры. История кочевников Средней Азии – это часть истории тюркоязычного населения современной средней Азии.: киргизов. Казахов, узбеков, туркменов, каракалпаков. Это часть истории народов – творцов современности. Поэтому сохранение и изучение памятников древности Тянь-Шаня и Памиро-Алая есть первоочередная задача государственных органов и широкой общественности. Среди всех учтенных памятников археологии две трети их составляют памятники кочевых племен и народов, населявших некогда Киргизию, и значительная их часть утеряна или находится под угрозой утери для науки.
С. 6. В январе 1968 года Совет Министров Киргизской ССР вновь принял постановление, направленное на улучшение охраны и содержания памятников Киргизии. Обязал Министерство культуры, исполкомы местных Советов депутатов, трудящихся принять меры. Обеспечивающие сохранность и удовлетворительное содержание культурного населения (наследия – ред.) республики. Однако до сих пор совместно (повсеместно – ред.) встречаются случаи порчи памятников, сноса их под посевы и застройки. Так, под посевы сахарной свеклы освоены земли всей предгорной полосы Киргизского Ала-Тоо, где и сконцентрировано наибольшее число курганов сако-усуньского и тюркского времени. Осваиваются пастбища на Кара-Куджуре: идут большие распланировки полей под засев, создаются оросительные сооружения, и в результате, гибнут памятники по всей территории. У подножья перевала Сан-Таш, при строительстве шоссейной дороги все камни с курганов перенесли на полотно дороги. В Тюпском, Иссык-Кульском районах каменные изваяния используются под фундаменты домов, для коновязи, в качестве подпорок и основ для телеграфных столбов. От г. Рыбачьего до Торуй-Айгыра уничтожаются курганы при лесопосадке. Еще десять лет назад в районе пригорода Фрунзе находилось большое количество памятников, в основном, курганов и сейчас от них сохранились лишь жалкие остатки. Погибают памятники (от – ред.) туристов, раскапывающих по собственной инициативе курганы и увозящих с собой в качестве сувениров различные предметы, необходимые (находимые – ред.) в курганах. Все эти примеры наглядно иллюстрируют необходимость взятия под контроль все строительные и сельскохозяйственные работы, ведущиеся в республике, и общественность может оказать в этом неоценимую услугу. Именно общественности суждено стать (встать – ред.) на стражу культурного наследия, ибо мы должны сохранить его грядущим поколениям.
Афлатунское ущелье уникально еще и тем, что здесь находится много исторических и культурных памятников, древних городища(городище Батыракан) и древних мазаров и могильников. Ущелье предполагает множество вариантов для ...
59/365: Ущелье Афлатун
Афлатунское ущелье уникально еще и тем, что здесь находится много исторических и культурных памятников, древних городища(городище Батыракан) и древних мазаров и могильников. Ущелье предполагает множество вариантов для ...
58/365: Мастера тандыра
Координаты: 40,529839*N 72,790799*E Ближайшие населенные пункты: Араван, Узген, Ноокат СПРАВОЧНО: В селениях Ферганской долины сложно найти дом, где нет тандыра. История происхождения и использования тандыров неразрывно ...
57/365: Ак-Тала. Крепость "Шырдак бек"
Координаты: 42,826915*N 74,614972*E Ближайшие населенные пункты: Чолок-Кайың, Конорчек, Джерге-Тал Нарынская область богата не только природными но и историческими памятниками, среди которых: Древний караван-сарай Таш-Рабат, ...
56/365: Кузнечное дело
Ближайшие населенные пункты: Город Ош . Центральный рынок Кузнечное дело — самое древнее ремесло, связанное с металлом. Основным оборудованием кузницы всегда были, кузнечный горн и меха, а инструментами — наковальня, молот, ...
55/365: Соль Земли. Чон-Туз
Координаты: 42.148248, 75.505240 Ближайшие населенные пункты: Туз, Кок-Джар, Кочкор В 25 км от города Кочкор находится оздоровительный комплекс «Чон-Туз». Спелеосанаторий был открыт в 1980 году в старой выработке соляной шахты. ...
54/365: Джайлоо-туризм. Прочь от цивилизации!
Координаты: Труднодоступные горные районы Кыргызстана Среди множества разновидностей активного отдыха особенное место занимает джайлоо-туризм, предполагающий посещение и проживание в местах, отдаленный от очагов цивилизации. ...
53/365: Золото горных лугов
Кыргызский мед считается очень качественным из-за большого количества разнообразных трав на территории страны и в том числе медоносных растений, а также за счет рельефа и экологии, обусловленной отсутствием промышленности. Горное ...
52/365: Кулдатка-старинная крепость Дароот-Коргона
Координаты: 39.5369, 72.2574 Ближайшие населенные пункты: Кабык, Жар-Башы, Кара-Кавак,Сары-Могол Дароот Коргон (Дараут-Курган) — населённый пункт, посёлок в западной части Алайской долины, центр Чон-Алайского района Ошской ...
51/365: Удивительный мир Кожокелена
Координаты: 40.253423, 73.142934 Ближайшие населенные пункты: Карасуйский район, Кожокелен, Папан, Ак-Терек , Лаглан В 95 км к юго-западу от города Ош, у подножия Алайского хребта расположена долина Кожокелен (Ходжо-Келен, ...
50/365: Сан-Таш: Время собирать камни
Координаты: Широта (WGS84): 42 ° 45 ' 34.337 '' N Долгота (WGS84): 79 ° 1 ' 48.234 '' E Ближайшие населенные пункты: Сары-Телегей, Сан-Таш, Жыргалан Грандиозный курганный комплекс, находится к юго-западу от начала перевала ...