Создать аккаунт
Главная » МЕСТНОЕ ВРЕМЯ » Предпринимательство и органы местного самоуправления: точки перекоса
МЕСТНОЕ ВРЕМЯ

Предпринимательство и органы местного самоуправления: точки перекоса

640


Малое и среднее предпринимательство - специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала. Бизнеса нет без собственности и денег. Но без этого нет и власти! И муниципальная власть не исключение. Однако мало кто задумывается о том, что в природе бизнеса и местного самоуправления много общего.

По мнению сотрудников Института Политики Развития, анализировавших отечественную экономику, предпринимательство в регионах — самая благодатная почва для приложения административных усилий. Здравоохранение, образование, строительство, сельское хозяйство, рыбоводство, туризм, торговля - вот те сферы, где, по мнению экономистов, будет увеличиваться доля малых и средних предприятий. А значит, будут расти налоги и будут пополняться местные бюджеты.
Соответственно, будет улучшаться жизнь в муниципалитетах. Ведь, «как ни крути», а без финансовой и экономической базы местные органы не смогут претворять в жизнь стоящие перед ними задачи: оказывать населению необходимые общественные услуги, обустраивать территорию муниципального образования, выполнять другие функции. Только достаточные материальные и денежные ресурсы могут обеспечить нормальное ведение муниципального хозяйства и содержание социальной сферы. При этом в нашей стране из 453 айыл окмоту большая часть получает дотации из государственного бюджета. Правительство стремится сократить объем этих дотаций, некоторые же чиновники от излишнего рвения чиновники убеждают органы МСУ заниматься бизнесом с целью пополнения местных бюджетов.
По словам Гузель Жаналиевой, сотрудника ИПР, результатом такого рвения стало не только повсеместное увлечение прямым зарабатыванием денег через создание производственно-коммерческих предприятий на местах. Чаще это производство стройматериалов и продуктов питания, предоставление в аренду сельхозтехники, открытие швейных и мебельных цехов, пекарен.

А в Аксы, чтобы выйти из числа получателей дотаций, сельская управа даже построила ресторан за 5 млн сомов! Как пояснили руководители ОМСУ, в этом муниципальном ресторане цены ниже, чем в других ресторанах, построенных бизнесменами. Ресторан во имя удовлетворения насущных потребностей местных жителей! При этом органы МСУ отвлекают средства местного бюджета от своего прямого предназначения – улучшать условия жизни граждан, то есть выполнять свои обязательства перед гражданами по вопросам благоустройства, оказания услуг, по социальным проблемам. Но в последнее время органы местного самоуправления в погоне за прибылью даже создают коррупционные схемы!

Бектур Орозбаев - эксперт по правовым вопросам ИПР, имеющий большой опыт работы в муниципальной службе, государственных органах в сфере законотворческой деятельности (аппаратах Жогорку Кенеша, Временного Правительства, Президента КР). Учитывая актуальность проблемы и большой общественный интерес к ней, он принял участие в рассмотрении текущей ситуации и последствий таких действий и
в обсуждении легитимности занятия органов МСУ предпринимательской деятельностью.

Он говорит: «Так сформировалась опасная тенденция создания органами МСУ производственно-коммерческих предприятий, тогда как в результате этого средства местных бюджетов тратятся на сомнительные инвестиции, а не финансирование систем водоснабжения, уборку мусора, строительство и реконструкции детских садов и школ, объектов соцкультбыта и другие вопросы местного значения. Это явление приняло угрожающие масштабы, так как в некоторых местностях оно даже поощряется органами государственной власти, и заставило разбираться, а праве ли айыл окмоту заниматься бизнесом? И вообще – такая деятельность ОМСУ есть пополнение бюджета или несправедливая конкуренция? Чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо оценить ее правовые и экономические аспекты».

Вот выводы Бектура Орозбаева.

«Законом КР «О местном самоуправлении» определен перечень задач в рамках исполнения вопросов местного значения, и непосредственно занятие бизнесом не входит в этот перечень. Есть положение п.1 части 1 статьи 18, которая включает в обязательства органов МСУ «обеспечение экономического развития соответствующей территории». Однозначно, что непосредственно ОМСУ или муниципальное учреждение не может заниматься бизнесом на основании Закона «О государственных и муниципальных услугах». Остается вариант создания муниципального предприятия или акционерного общества, порядок и процедура создания которых прописаны в ст. 22 и 23 Закона «О финансово-экономических основах местного самоуправления». Безусловно, ключевой характеристикой устойчивой деятельности любого хозяйствующего субъекта является наличие прибыли, что и указано в статье 22 вышеназванного Закона. Это касается и муниципального предприятия, и акционерного общества. Но есть разница в действиях муниципального и частного предприятия по отношению к клиенту. Частное предприятие оказывает услуги на договорной основе, и источником дохода являются средства клиента, которые он оплачивает за услугу, при этом если услуга заказана органами МСУ, то источником финансирования могут быть и средства местного бюджета. Но если по каким-то причинам частнику или заказчику что-то не понравилось, тогда контракт может быть расторгнут, и частник будет искать новые заказы.
Ситуация с муниципальным предприятием другая. В соответствии со ст. 22 Закона «О финансово-экономических основах МСУ» муниципальные предприятия создаются органами местного самоуправления для оказания услуг, предоставление которых является обязанностью органов местного самоуправления, то есть это те виды услуг, которые определены Законом «О местном самоуправлении».
На практике же органы МСУ стали в массовом порядке заниматься прямым бизнесом




Что же побудило или мотивировало органы МСУ к этому? Во многих случаях и на первый взгляд объяснение выглядит вполне логично, например, что органы МСУ, находясь на дотациях, не имеют материальной возможности решать запросы граждан. Поэтому они пытаются всеми способами самостоятельно заработать деньги, в том числе посредством коммерческой деятельности. Есть еще другое объяснение, что на их территории предприниматели не оказывают подобного рода услуги, поэтому айыл окмоту открывает бизнес, чтобы удовлетворить запросы граждан, особенно для уязвимых групп. При этом ОМСУ ссылаются на тот факт, что оказывают услуги населению по более низкой цене, нежели бизнесмены».

Насколько эти желания на практике реализуются?

Эксперт с многолетним опытом по разработке аналитических документов по развитию государственного управления, местного самоуправления и предоставления государственных/ муниципальных услуг Асылбек Чекиров, говорит, что для того, чтобы иметь возможность направлять прибыль муниципального предприятия в местный бюджет, ее надо прежде всего заработать. Причем доходы должны быть получены в условиях конкуренции с частным бизнесом. В основе конкуренции стоит мотивация руководителя, сотрудников предприятия улучшать свою работу, получать прибыль или эффективно исполнять уставные задачи.

Асылбек Чекиров задается вполне логичным вопросом: «Мотивация частника понятна: это - получение прибыли. Ради получения прибыли частник будет оптимизировать расходы, поддерживать технику в рабочем состоянии, удерживать работников хорошей зарплатой, искать дополнительные источники доходов для своего предприятия и т.д. Но есть ли такая мотивация у сотрудников муниципального предприятия, которые имеют фиксированную зарплату с определенными ограничениями, которая им начисляется, как правило, даже при отсутствии объема работ? Есть ли мотивация руководителя муниципального предприятия на длительный срок составить программу развития предприятия, заниматься сохранностью техники и так далее, если этот руководитель не гарантирован находиться в этой должности длительное время? Практика деятельности такого рода муниципальных предприятий показала, что у ОМСУ чаще всего нет на это особой мотивации: зарплата итак начисляется, причем фиксированная».

Надежда Добрецова, председатель правления ИПР, на вопрос, а могут ли органы власти заниматься бизнесом, отвечает так: «Это подрывает сам принцип рыночной экономики, ведь у государства и власти огромные рычаги влияния. Если они начнут заниматься бизнесом, то «задушат» частное предпринимательство и бизнес вообще. Сама природа публичной власти в той системе, в которой мы сейчас живем, не позволяет органам управления заниматься коммерческой деятельностью. Иначе они нарушат условия работы рынка и создадут плохие конкурентные условия для местного бизнеса. Это порождает коррупцию: люди будут идти работать в МСУ не для того, чтобы оказывать публичные услуги и отвечать перед гражданами, а для того – чтобы получать прибыль».

Так что ответ короток: для власти всё, что не разрешено Законом КР, то запрещено! Значит, и государство, и госорганы, и органы МСУ не должны выходить за пределы тех полномочий, которые законодательно установлены. Асылбек Чекиров называет подобную коммерциализацию местной власти даже под вывеской обеспечения устойчивых услуг жителям муниципалитетов, не иначе, как «ложной» заботой о людях.

«Руководители органов МСУ и самих муниципальных предприятий не должны оправдывать такой шаг потребностью получить дополнительный источник дохода в местный бюджет,- говорит А. Чекиров, - Но что можно посоветовать органам МСУ в такой непростой ситуации? Прежде всего, проанализировать саму проблему и принять решение на основании законодательства страны: создать муниципальное предприятие/учреждение для оказания услуги и потом передать услугу на аутсорсинг частной организации (частному лицу) или некоммерческой организации на основании закона, на основании договора. Для принятия такого решения необходимо изучить данные, на основе которых можно было бы говорить о будущей устойчивости поставщика услуг».

Вот и выходит, что хоть в природе бизнеса и местного самоуправления есть общее, но по своей природе бизнес и власть – несовместимы. «Власть должна создавать условия для развития бизнеса посредством принятия различных нормативно-правовых актов и других решений, но не являться самим участником бизнес-отношений,- сказал Бектур Орозбаев.- Потому что такой участник рынка будет иметь преимущества перед другими участниками, поскольку он наделен правом с помощью законодательства максимально создавать приоритетные условия. В данном случае - для себя».
Ирина Байрамукова


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК