Насилие над женщинами – глобальная проблема
Эта проблема не знает границ
Об актуальности этой проблемы во все времена и у разных народов напоминает нам образ богини в древнегреческой мифологии Амалтеи. Изображается она в виде женщины-козы, рога которой считаются символом изобилия, а шкура – символом покровительства нуждающихся в помощи. Вскормившая своим молоком олимпийского Зевса, Амалтея была ниспровергнута им в подземный мир. «В этом иносказании заключена мысль, актуальная с той поры до сегодняшних времен, о том, как часто мужчина с позиции физической силы попирает женщину.
С той поры прошли века, но слова эти не утратили своей значимости. Пример- цитата А. Бебеля: « Женщина стала рабыней с тех пор, как существует рабство».
Насилие по половому признаку во всех его проявлениях – давняя проблема даже в так называемом продвинутом мире, который выступает за улучшение жизни женщин не только в своей стране, но и на всей планете, борясь за обеспечение правового и экономического равноправия мужчин и женщин, выступая против насилия в любом его проявлению. Такие страны периодически отправляют отчеты в Конвенцию по правам женщин, отражающие достижения государственной политики равноправия. Но во многих государствах проблема дискриминации женщин не утихает.
По данным ООН, насилие в отношении женщин распространено повсюду в мире и присуще всем обществам и культурам, затрагивая женщин вне зависимости от их расы, этнической принадлежности, социального положения, достатка, происхождения или любых других обстоятельств. По данным Совета Европы, каждая четвертая жительница Европы страдает от насилия в семье.
Чтобы привлечь внимание общественности к нарушению прав женщин вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания, национальной принадлежности и социального статуса, в 1979г Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. А в 1999 году день 25 ноября был объявлен Международным днем за искоренение физического, умственного и сексуального насилия в отношении женщин.
«Только такое общество, в котором имеется обширная законодательная база в области гендерной политики, сотни гражданских инициатив, поощряется взаимная ответственность мужчин и женщин по уходу за детьми, уважение к женщине и ее защита являются одними из наиважнейших принципов религиозной и общественной морали, можно считать цивилизованным»,- прокомментировала социолог Гульнара Ибраева.
Женщина в ЦА: взгляд с стороны
Однако в центральноазиатских культурах и по сей день часто мужчины относятся к женщинам как к людям «второго сорта». По оценке Международной амнистии, насилие над женщинами и девушками особенно в этих регионах – это «самая распространенная проблема в сфере прав человека». Здесь зачастую те, кто отстаивает права женщин и равенство полов, сталкиваются с изоляцией, предрассудками и угрозами.
«Сотрудничая в течение 7 лет с художниками из ЦА, я часто и подолгу жила в узбекских, таджикских и кыргызских семьях, наблюдала дискриминацию женщин, которые подчинялись мужчинам, подобно тому, как рабы подчинялись свободным, а младшие - старшим. Для большинства представительниц слабого пола насилие над ними - это вопрос табуированный, не обсуждаемый в обществе, постыдная реальность жизни. Это такие женские проблемы в регионе, как кража невест, сексуальное домогательство, домашнее насилие и др. Надо в ходе живого диалога представителей властей с гражданским обществом искать реальные пути избавления женщин от страдания в семье, а не замалчивать эту животрепещущую проблему,- сказала художница и гендерный активист из Австрии Lizzy Mayrl.
Несмотря на то, что 98% отцов и 96% матерей в странах центрально-азиатского региона не желают своим дочерям насильственного счастья, за последние 40-50 лет прослеживается тенденция возрождения традиции мужского доминирования вместо той, которая бы противостояла сватовству и утвердила бы выбор брака с возлюбленным. В пользу этого утверждения говорят исследования доктора философских наук из Америки Рассела Клейнбаха.
Правозащитники давно и долго говорят о том, что КР, Узбекистан, Таджикистан хронически больны женскими проблемами. Здесь у предубеждения против женщин особенно глубокие корни, уходящие в традиционный уклад жизни: заключение брака не по любви, а вследствие умыкания – «ала-качуу» (что в переводе с кыргызского означает «возьми и беги прочь»), мусульманский обряд регистрации брака «никах», полигамия, воспитание у девочек с детства морали « главное назначение женщины- родить здоровых детей, вести домашнее хозяйство, не перечить мужу и угождать его родителям. «Только совместное лечение при помощи международных организаций поможет преодолеть живучую рабскую философию как признак низкой культуры наций. Открытый доверительный международный диалог - залог начинающегося выздоровления!»- говорит юрист Роман Ремнев.
Легко ли быть женщиной в Кыргызстане: цифры красноречивее слов
Для Кыргызстана, о котором говорят в международном сообществе как о самой демократичной стране региона, задача борьбы с гендерным насилием остается актуальной. Этому могут свидетельствовать некоторые статистические данные, в частности:
25% женщин, состоявших в браке (то есть каждая четвертая женщина), в возрасте 15-49 лет испытали либо физическое, либо сексуальное насилие;
7% женщин подверглись физическому насилию во время беременности;
около 12% женщин выходят замуж до установленного законом брачного возраста - 18 лет;
в среднем 20% браков сопровождаются принуждением вследствие похищения женщин с целью вступления в брак;
в основном насилие совершают мужья/партнеры - 98%;
только в 2017 году был выявлен 151 факт сексуального насилия в отношении несовершеннолетних.
Ментальность свыше нам дана, замена счастию она
«Что важнее: соблюсти традиции или быть счастливой?
- это вопрос давно мучает многих представительниц слабого пола в ЦА.
«Многовековой обычай ала-качуу может основываться на обоюдном согласии, похищении без согласия, а также может сопровождаться насилием, - рассказывает научный сотрудник Центра социальных исследований при АУЦА Газбюбю Бабаярова, - Чаще молодой мужчина с друзьями силой или обманом привозит девушку в дом родителей или близких родственников, где ее удерживают в комнате до тех пор, пока не наденут на нее белый платок. Если девушка не соглашается, то ее могут заставить остаться на ночь, причем утром ее могут опозорить в потере девственности. В доме жениха все давления направлены только против неё, чтобы удержать и уговорить её. Через долгие часы и дни, находясь в таком состоянии, она уже не в силах сопротивляться физически и морально и противостоять группе женщин значительно старше её. Наше исследование выявило, что 80-90% девушек в конце-концов остаются на ночь с нелюбимым, чтобы избежать позора всему роду и обрушения всех несчастий на головы ее родственников. Отсутствие любви изначально при заключении брака порождает дискриминации женщин в семье».
Доктор Турган Орунбаева, НПО « Бакубат», проживающая в городе Нарын, утверждает, что за причинами похищения стоят многие другие причины: юридическая безграмотность молодых женщин; убеждение молодых мужчин в том, что только им решать, кто станет их супругой; безответственное отношение молодых людей к браку; низкий уровень жизни, то есть безработица, бедность и рост алкоголизма в отдаленных регионах; ослабление общественной морали и существование патриархальных устоев.
«Я цивилизованный человек и живу по законам, а не по обычаям. Для того чтобы поднять кампанию против насилия в отношения женщин, лежащего в культурной и ментальной основе общества Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана на должную высоту, необходимо изнутри сломать сохраняющиеся по сегодняшний день стереотипные подходы к женщине,- говорит Анар Мадалиева, руководитель ОО «Колдоо». - Многие граждане уверены, что законы живут, пока живёт власть, их установившая, а обычаи вечны. А потому надо мириться даже с обычаями, нарушающими положение Конвенции по Устранению всех Видов Дискриминаций против Женщин, например, с повсеместно распространенным в ЦА многоженством».
До сегодняшнего дня нигде в странах Ближнего Востока, древнего Средиземноморья, СА женщины никогда не имели такой свободы, какую они получили в современном западном обществе. Напротив, многие обычаи их убедили в том, что полигамия - это общественно-полезное действие! Наблюдаются растущие аппетиты взять себе несколько жен чаще у состоятельных азиатских мужчин, а вот вторыми и третьими женами становятся чаще женщины из бедных слоев населения, чьи семьи в результате проведения только формального религиозного мусульманского обряда «никах» получают финансовую поддержку. Его можно назвать « никах от отчаяния». При этом имущественные и юридические права «младших» жен не защищены, так же как и экономическая стабильность «старшей»!
Также практически каждый день новостные ленты СМИ сообщают об ужасающих фактах насилия в отношении женщин, девочек, детей.
Стремление к достижению гендерного равенства – задача не только женщин, а и всех членов общества. Согласно данным Агентства Социальных Технологий, женская и детская бедность создают условия для хронической бедности в стране. Следом - для циклической бедности и декапитализации человеческого ресурса.
Гендерная экономическая политика КР де-юре и де-факто
ознаменована достижением устойчивого механизма внедрения гендерных аспектов в госполитику, в том числе экономическую. С начала «90-х» даже стал распространяться термин « гендерный бюджет», а сегодня уже более 60-ти стран мира практикуют гендерные бюджеты на начальном и локальном уровнях.
Гендерный бюджет представляет собой анализ любых форм общественных расходов, выявление последствий бюджетной политики для женщин по сравнению с мужчинами с целью повышения эффективности использования государственных средств. Статьи расходов бюджета, имеющие женщину в качестве конкретного адресата,- это расходы государства на оплату пособия по беременности и родам, на пособия на ребенка одиноким матерям, расходы на медицину и пособия по безработице, которые фактически больше значимы для женщин- их доля среди безработных, пенсионеров значительно выше доли мужчин.
Это может быть акцент при формировании бюджета на рост бюджетных расходов не на основе увеличения потребления, а на основе создания условий для реализации деловых качеств и потенциальных возможностей прежде всего женщин. Например, в развитых странах Запада в последние десятилетия направляются бюджетные средства на реализацию программ в области поддержки и развития женского предпринимательства.
Давно доказано- это не только условие реализации творческих способностей женщин и способ повышения уровня их благосостояния, но и прямой путь к росту социальной составляющей экономики.
«Доля женщин в экономически активном населении устойчиво снижается вследствие особенностей ее положения на рынке труда. Уровень официальной безработицы среди женщин в 1,5 раза превышает уровень безработицы среди мужчин. Женщины тратят больше времени на поиск работы, их больше в числе лиц, официально ищущих работу дольше 1 года, - говорит директор АСТ Зульфия Кочорбаева,- В основе такого положения – необходимость выполнения женщиной репродуктивной нагрузки и ее совмещения с карьерой».
«Средний размен пособия по беременности и родам составляет 14,3% от СМЗ трудоспособного населения, тогда как средний размер пособия на погребение- 25,4% от СМЗ трудоспособного населения. Кроме того, пособие по беременности и родам оплачивается государством совместно с работодателем, но при этом не всегда у работницы есть реальные механизмы гарантии оплаты части пособия работодателем.В обществе намного более низкая з/пл женщин по сравнению с заработками мужчин не рассматривается как серьезная проблема. Стереотипно предполагается, что «слабый пол» имеет доступ к другим источников ресурсов через супругов или других членов семей. При этом не учитывается факт увеличения числа матерей-одиночек, разведенных, живущих в незарегистрированном браке», говорит социолог Гульнара Ибраева.
По данным Нацстаткома, в таких браках рождается свыше трети детей.
У бедности – женское лицо
«При этом средняя з/пл женщин составляет всего 67,3% от мужской. Ситуация осложняется тем, что женщины преимущественно сконцентрированы в отраслях, финансируемых из госбюджетов. З/пл в традиционно « женских» секторах примерно в 2 раза меньше, чем в традиционно «мужских». Плюс женщин меньше на руководящих отраслях даже в традиционно «женских» отраслях: в сфере образования - 78,5%; в соцуслугах и здравоохранении- 78,5% от зарплаты работающих в этих же отраслях мужчин»,- сообщила Зульфия Кочкорова.
Экономический кризис привел к непропорционально большому участию женщин в неоплачиваемом секторе труда- на приусадебном участке, в домашнем хозяйстве, воспитанию детей, уходу за престарелыми родителями, больными членами семьи. Как следствие, они не имеют возможности повышать квалификацию и расти по карьерной лестнице.
По официальным статистическим данным, в неформальном секторе работают уже более 70 % занятого населения! И этот сектор продолжает расширяться! «Развитие неформального сектора в Кыргызстане – это вынужденная реакция населения на сложившуюся социально-экономическую ситуацию: низкий уровень жизни, а отсюда и безысходность подталкивают людей хвататься за любую работу, лишь бы сегодня заплатили, - говорит Бабаева Рысгуль Белековна, заместитель председателя Федерации профсоюзов Кыргызстана.- Здесь наибольшее количество рабочих мест создано как раз в сельском хозяйстве и в сфере торговли: многочисленные «комки», базары и базарчики, стихийная уличная торговля, кафе и рестораны, а также в сфере обслуживания (гостиницы и гостевые дома, «почасовая» сдача квартир, официанты, уборщики, дворники, няни, домработницы и пр.) Хоть вопросы защиты женщин и охраны материнства достаточно часто обсуждаются в стране на разных уровнях, именно женщины и дети так и остаются самыми уязвимыми слоями населения, именно они чаще всего работают в неформальном секторе. А ведь человек неформального труда – самый беззащитный! Он оказывается в очень уязвимом и незащищенном положении, имеет низкий уровень социальных гарантий либо вовсе лишен многих трудовых прав и социальных льгот. А при выходе на пенсию после многих лет труда в сфере неформальной занятости получает мизер».
«Женщины составляют большинство в неформальном безконтрактном секторе, где условия труда и безопасность не отслеживаются и имеет место высокий травматизм, говорит представитель МОТ в КР Болот Ороков,- Однако снижение жизненного уровня в целом по стране в настоящее время, рост цен, постоянно возрастающая угроза безработицы продолжают подталкивать наших женщин и дальше соглашаться на неформальные отношения с работодателями на любых условиях трудового договора, вплоть до кабальных, пренебрегать своим здоровьем».
Образ « Новой Пенелопы» в ЦА
Экономическая депрессия и политический хаос последних десятилетий еще сильнее углубили любовь к вредным мифам у азиатских мужчин- собственников. Эксперт из Душанбе Георгий Дзалаев рассказал, как в поисках заработка мужья из отдаленных сел Таджикистана и Кыргызстана уезжают на стройки России, многие из них там заводят гражданских жен, а тем временем остающиеся на родине женщины с многочисленным потомством ждут годами своих мужей и отцов своих детей, обреченных на безотцовщину. Это образ « Новой Пенелопы», боящейся изменить свою жизнь, цепляющейся за изжившие себя отношения в основном потому, что они знают: процветающие особенно в сельской местности патриархальные устои не позволят принять их назад в доме своих родителей и братьев! Перспектива остаться на улице без средств к существованию и часто без профессии, потому что в СА практикуются ранние или насильственные браки удерживает азиатских женщин особенно из бедных слоев населения подле мужчины- агрессора, мужчины- алкоголика, влияет на их заниженную самооценку и формирует у женщины-жертвы глубинную уверенность в том, что лучшей участи она недостойна. А это в свою очередь провоцирует мужа-тирана на новые безнаказанные деспотические поступки. Доктор из Нарына Tурган Орунбаева, лидер НПО « Бакубат», утверждает, что в подобных браках нередко мужья причиняет телесные повреждения своим женам: « В каждой районной больнице есть ужасающая статистика поступивших в отделение женщин с черепно-мозговыми травмами, полученными от рукоприкладства собственных мужей!»
Психологическое давление на женщин и лишение их прав на самостоятельный выбор супруга и друзей; изнасилование в первую брачную ночь, которое обжалованию не подлежит; более жестокое обращение к супруге, если невеста вдруг оказалась не девственницей, приводит также к увеличению разводов на 30%. Среди женщин, разведенных после «ала- качуу» или «Никаха», возрастает число занимающихся проституцией.
Часто те, кто не выдерживают притеснения в семье, порой выход своему горю ищут в суициде. «На юге Узбекистана нередки случаи ухода угнетенных в семье женщин из жизни через суицид, - рассказывает Галина Виноградова из Ташкента,- Врач ожогового отделения Бибисара Арипова уже сделала много операций чудом спасенных женщин. В Самарканде есть даже кризисный центр для пострадавших от суицида!»
Бьет- значит любит!
Если женщины на Западе сегодня свободны в решениях относительно своей собственной жизни и рождения ребенка, то в ЦА многие женщины в силу привитой им еще с детства мысли « лучше быть битой и оскорбляемой, чем остаться без мужа», могут даже пускаться на поиски « пропавшего» отца своих детей». Чтобы заработать деньги на поездку к мужу, они хватаются за любую соломинку, часто становясь жертвой наркодельцов. По данным МВД, среди заключенных есть женщины, которые отбывали тюремные сроки за то, что перевозили в собственном желудке, как в контейнере, капсулы с героином!
«Только кропотливая разъяснительная работа сможет изменить сознание людей,- уверена правозащитник из Узбекистана Умида Ахмедова,- и не позволит мириться с ритуалами и обрядами, сотни лет закрепляющими в подсознании женщин Узбекистана унижающие их достоинство модели поведения. Часто требуемые мусульманским «этикетом» бесчисленные поклоны невестки не только всей родне мужа, но и ее соседям, не просто не позволяют ей ощущать себя полноценной личностью, но порой вредят ее здоровью. У беременных нередко случаются выкидыши! Жизнь меняется и надо срочно искоренять устаревшие предрассудки, сформировать некую среду противостояния защитникам тезиса « Бьет- значит любит»!»
Президент Ассоциации женщин-милиционеров Каана Айдаркул высказалась следующим образом: «Нынешняя ситуация в вопросах семейного насилия в отношении женщин и детей вызывает серьезную озабоченность у законодательной власти, она же требует участия самих женщин в раскрытии и профилактике правонарушений. Почему? Факт, что многие женщины, и таких десятки тысяч, просто не обращаются за помощью по разным причинам. Согласно исследованию Ассоциации кризисных центров, 83 процента женщин Кыргызстана хоть раз пережили психологическое, физическое и сексуальное насилие в семье. Одним женщинам менталитет не позволяет «позорить своего мужа», другие боятся укоров со стороны родственников и замалчивают проблему».
Миграция в обмен на семейный очаг
В годы Независимости получили распространение различные формы самозанятости женщин и использование их труда в теневой экономике, где не существует системы социальной поддержки и учета семейных обязанностей. Женщины оценивают свои перспективы на рынке труда как крайне неблагоприятные и видят выход из безденежья и унижения в поисках работы вдали от дома и семьи, часто становясь основным источником дохода не только для себя, но и для своих родных.
Число женщин-мигрантов доходит до 40%. Их дети часто при живых мамах становятся социальными сиротами.сообщила Глава представительства ЮНИСЕФ в Кыргызстане Юкиэ Мокуо. - Еще одной тревожной тенденцией, усилившейся в последние 5-7 лет, специалисты называют рост числа отказов матерей-мигранток от новорожденных детей. Причин тому много, начиная с низкого материального положения и заканчивая страхом перед осуждением родственников».
Женщины работают, но их работа не имеет ни конца, ни оплаты, ни уважения членов семьи. «Они ехали за рубеж заработать для детей, но вернувшись домой через 5–10 лет, многие безвозвратно потеряли связь с ними. При опросах они признаются, что в погоне за ростом благосостояния они потеряли своих детей», - отмечает глава офиса Международной организации по миграции Бермет Молдобаева.
Государство же мало женщинам помогает: если в 1990г в Кыргызстане насчитывалось 1696 детсадов, то сейчас в городах ими охвачено 25% детей, в селах - менее 5%.
По словам уполномоченного представителя Северо-западного округа России Николая Винниченко, несмотря на риторическое признание важности внедрения гендерных подходов в отраслевые политики, включая бюджетные процессы, де-факто госорганы не имеют институциональных механизмов на уровне правительства, министерств, ведомств. Это приводит к ухудшению и без того плохого качества жизни кыргызстанцев, а внутри уязвимого населения страны женщины становятся еще более уязвимыми».
Исламизация и радикализация вместо образованности
«Растет и число женщин, вовлекаемых в экстремальные группировки: если в 2001 году они составляли всего 1% от общей численности членов запрещенных организаций, то в эта цифра выросла уже до 24%! Также из 1000 религиозных служителей – 10 женщин! То есть налицо феминизация преступности! - говорит полковник милиции в отставке профессора КРСУ Гульсара Алиева,- Растет и количество медресе, не контролирующихся казыятами и местными властями. По словам руководителя ОФ «Женский банк мира» Гульсаны Абытовой, распространению исламизации способствуют патриархальность семейных устоев, сохраняющаяся особенно в регионах. Больше это касается юга страны. «Мы работали в течение 2-х последних лет в Узгенском, Араванском, Кара-Суйском, Ноокатском районах, я заметила тенденцию роста ранних браков и беспроавного положения женщин и девочек. Там в 21 веке (!) бытует стереотип «если девочка не выйдет замуж рано, то ей грозит вообще опасность остаться одной». Девочек после 9 класса забирают из школы, даже если те хотят продолжать учебу, и в лучшем случае родители своих дочерей отдают на кулинарные либо швейные курсы, максимум 2-х месячной продолжительности. В большинстве случаев девочек ждет замужество, ранние роды и работа по дому в семье мужа. Пугает явный регресс в светском воспитании. Пример - когда я приехала в школу Аль Харезми, что в Мирмахмудов АО в Ноокатском районе, то не увидела там ни одной ученицы с непокрытой платком головой! У меня даже появилась мысль, а где это я? Это разве Кыргызстан, а не Афганистан?!Проблемы исламизации – это ограниченный доступ девочек и женщин к образованию».
Ограниченный доступ к медицинским услугам
«У школьников, особенно в регионах, повально наблюдается анемия из-за некачественного питания, из-за чего они плохо учатся и плохо видят, но к офтальмологу родители их не водят, то есть имеет место ограниченный доступ к собследованию. Имеет место физическое, моральное и психологическое насилие со стороны старших, - говорит Главный специалист социального отдела мэрии Бишкека Джамиля Абирова,- Например, общеизвестны факты, когда сами родители ограничивают девочек в передвижении в общественном пространстве, тем самым маргинализуя их. Они насильно заставляют своих дочерей выходить замуж, а сыновей – насильно женят, «чтобы невестка по дому помогала». Все это заканчивает тоже ставшей уже традиционной картиной: уже в 25 лет женщина имеет по 3-4 ребенка, а ее муж находится в миграции».
«Исследования школ с узбекским языком обучения обнажили нерадостную картину: уже долгое время там нет учителей математики! А в школах с к ыргызским языком обучения наблюдается другая крайность – хочешь- нет, но обязательно надо ехать в город и там получить диплом! Чтобы потом «от людей не стыдно было»! И неважно, что знания не соответствуют диплому! – восклицает Гульсана Абытова,- Нужна реформа в образовании!»
«Страшно, что эти факты не имеют общественного порицания. Нивелируется светская система педагогики, имевшая место в СССР, старые педагогические кадры уже практически ушли из системы по причине возраста, хотя оставшиеся и настаивают на обязательном 11-классном образовании. Новые же педагоги не спешат идти работать в школы,- говорит Каухар Исмаилова, завуч по воспитательной работе средней школы №41 г.Бишкек. - Нужно государству определиться с религиозной политикой, надо заставить работать Закон о ранних браках»! Надо превратить сами мечети и молельные дома в центры духовного обогащения, культурно-просветительского направления. Там не только об аде и рае говорить, а о насущных проблемах страны и сообщества».
Вместе мы- сила
Проблемами женщин и детей в Кыргызстане вроде как занимаются различные государственные органы, всевозможные благотворительные организации и международные структуры. Но с сожалением, приходится констатировать, что порой многие их усилия тщетны. Очевидно, что решение проблемы в глобальных масштабах станет возможным лишь, когда экономика Кыргызстана начнет развиваться, когда в стране будут созданы рабочие места. И чем скорее это произойдет, тем больше шансов у нашей страны будет на будущее, учитывая, что недообразованным, социально дезориентированным и морально неустойчивым за период Суверенитета КР выросло уже не одно поколение кыргызстанцев.
А почему? Да потому, что все женские проблемы «ходят» по кругу. Дети растут необразованными и слабыми, растет детская преступность. Подрастающее поколение рождает анемичное поколение с ослабленным иммунитетом, отсутствием навыков нормальных взаимоотношений полов, отсутствием получения качественного образования. И все эти люди - наше с вами будущее и будущее страны. Не пора ли де-факто задуматься о роли женщины в судьбе государства?
Проблема сложная и требует всестороннего подхода и многих усилий. «Без обеспечения достойного положения наших женщин нет смысла говорить о развитии страны,- убежден Депутат айыльного Кенеша Кулундинского АА Баткенской области Нурали Пайзиев,- Тут нужно действовать на опережение и пестовать демократические ценности. Практика показывает, что только совместные планы действий Государства, ОМСУ, правоохранительных органов и гражданского общества - это эффективный инструмент социального партнерства по вопросам профилактики насилия над женщинами и детьми».
Ирина Байрамукова[code][/code]
Обсудим?
Смотрите также: