Создать аккаунт
Главная » НОВОЕ ВРЕМЯ » Внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Кыргызской Республики
НОВОЕ ВРЕМЯ

Внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Кыргызской Республики

12 349


Внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Кыргызской Республики

Аппарат Правительства Кыргызской Республики выносит на широкое общественное обсуждение проект постановления Правительства Кыргызской Республики о проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Кыргызской Республики».

Предложения и замечания по проекту вышеназванного Закона просьба направлять эксперту отдела социального обеспечения, здравоохранения, труда и миграции АП КР Садыковой Айсулу Бекжановне, телефон 62-62-75, или по электронному адресу: [email protected]

Отметим, что данный документ подготовлен в целях приведения отдельных положений Семейного кодекса Кыргызской Республики в соответствие с новой Конституцией Кыргызской Республики, принятой 27 июня 2010 года на референдуме, а также требованиями Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики».

Так, изменения, предлагаемые в Семейный кодекс, предусматривают, в частности, следующее:

- гендерное равенство прав и свобод, возможностей для их реализации (п.4 ст.16 Конституции);

- обеспечение наилучших интересов ребенка (п.5 ст.16 Конституции);

- новое определение семьи как основы общества;

-обязанность государства обеспечить содержание, воспитание, обучение детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения (ст.36 Конституции);

- приведение в соответствие с критериями ограничения прав граждан в семье (п.3 ст.6 , п.2 ст.20 Конституции).

Кроме того, проектом закона предлагается внести ряд изменений, которые улучшат содержание норм Семейного кодекса с точки зрения нормотворческой техники, исключат имеющиеся противоречия с другими нормативно-правовыми актами, устранят терминологические неточности, унифицируют термины.

Так, в статье 2 Семейного кодекса предлагается уточнить определение «нетрудоспособных членов семьи», в целях недопущения расширенного толкования (к примеру, брат и сестра могут быть и двоюродными, и троюродными, пенсионного возраста и не достигшие шестнадцати лет).

В определении договорного режима следует исключить таких субъектов режима собственности как дети, поскольку договорный режим имущества применяется только к имущественным отношениям супругов. Имущественные отношения супругов в браке могут регулироваться законом или брачным договором. В первом случае речь идет о так называемом законном режиме имущества супругов, который заключается в том, что все имущество, нажитое супругами в браке, является их общей совместной собственностью. При установлении договорного режима имущества супругов посредством заключения брачного договора супруги могут предусмотреть в нем отступления от законного режима имущества, порядок приобретения права собственности каждым из них на отдельные виды имущества.

Также проектом, в части первой статьи 11 Семейного кодекса предлагается уточнить понятие «заключение брака», т.к. оно осуществляется не только органами ЗАГСа, но и другими органами, например, органы местного самоуправления, дипломатические представительства и консульские учреждения Кыргызской Республики за пределами ее территории.

Внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Кыргызской Республики

Предлагаемые проектом изменения в статье 14 Семейного кодекса имеют целью реализацию принципа гендерного равенства в семейных отношениях. Установленная в части второй статьи 14 Семейного кодекса возможность вступления в брак при наличии уважительных причин по разрешению органов местного самоуправления только для лиц женского пола, является прямой гендерной дискриминацией. Ведь в статье 5 Закона «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» запрещается прямая и косвенная гендерная дискриминация в любой сфере деятельности по отношению к лицам разного пола. Лица обоего пола должны иметь одинаковые права и возможности при вступлении в брак. Существующая гендерная дискриминация, нормы, прямо ограничивающие права лиц мужского пола, на самом деле могут повлечь за собой не только ущемление прав и мужчин, но и самих женщин. Так, например, при беременности невесты, достигшей совершеннолетия, она лишается возможности вступить в брак с мужчиной, который еще не достиг восемнадцатилетнего возраста.

Кроме того, проектом предлагается признать утратившей силу статью 42 Семейного кодекса поскольку, во-первых, право на трудовую деятельность и свободу труда не является предметом семейно-правового регулирования, а во-вторых, вопросы приобретения права собственности, а равно как установление их конкретных способов, регулируются нормами Гражданского кодекса.

Из смысла норм Семейного кодекса очевидно, что брачный договор заключается между супругами или лицами, вступающими в брак, что следует, прежде всего, из статей 44-47 Семейного кодекса. В связи с этим, проектом предлагается уточнить его дефиницию в статье 43.

Закон предъявляет строгие требования к форме брачного договора, который в обязательном порядке должен быть письменным и нотариально удостоверенным. В соответствие со статьей 42 Закона «О нотариате» нотариус отказывает в совершении нотариального действия в случае его несоответствия Закону. Норма, части второй статьи 44 Семейного кодекса «нотариус вправе отказать» противоречит обозначенному Закону. В связи с чем, вместо диспозитивного «вправе отказать» проектом предлагается установить императивное «отказывает».

Внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Кыргызской Республики

Согласно части четвертой статьи 54 Семейного кодекса, «лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений. Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)». Данная норма противоречит статье 18 Закона «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации», согласно которой лица, состоящие в браке между собой и заключившие договор на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, в случае рождения ребенка записываются его родителями в книге записи актов гражданского состояния. В этой связи, руководствуясь конституционным принципом обеспечения наилучших интересов ребенка, предлагается внести изменение в Семейный кодекс, поскольку инициаторами рождения ребенка суррогатной матерью и заключения соответствующего договора изначально являлись его генетические родители, то есть супруги. К сожалению, как показывает практика зарубежных стран с подобным правовым регулированием, отдавая предпочтение суррогатной матери, законодатель создает механизмы для злоупотребления ею своими правами, порождает факты вымогательства денег с ее стороны. Следовательно, необходимо концептуально изменить подход к решению данного вопроса.




Внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Кыргызской Республики

Статья 74 Семейного кодекса содержит основания для лишения родительских прав, одним из которых является совершение родителем умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка либо против жизни или здоровья супруга. Исходя из обеспечения интересов ребенка, представляется оптимальным внести изменения в эту норму, которые устанавливают, что лишение родительских прав должно применяться в качестве меры ответственности и в том случае, когда родитель совершил умышленное преступление против жизни или здоровья не только своего супруга (который вообще может не являться вторым родителем ребенка, а быть, например, отчимом или мачехой), а против второго родителя ребенка.

Изменения части первой статьи 78 Семейного кодекса направлены на устранение терминологических неточностей.

Изменения в части шестой статьи 78 Семейного кодекса обусловлены тем, что решение суда – это официальный документ государственного органа власти (суда), который не может или может направляться в зависимости от усмотрения суда. Он должен быть в обязательном порядке направлен, тем более, когда речь идет об интересах детей. Кроме того, предлагается дополнить данную норму тем, что решение суда должно быть направлено также и в отдел по поддержке семьи и детей в целях обеспечения наилучших интересов детей.

Изменения в части второй статьи 94 и части первой статьи 95 Семейного кодекса продиктованы тем, что на практике встречаются случаи, когда уход за ребенком осуществляет не жена, а муж, или не бывшая жена, а бывший муж. В таких случаях ему также должно быть предоставлено право на получение содержания. Предлагаемые изменения позволят устранить имеющуюся гендерную асимметрию.

В целях упорядочения процедуры усыновления (удочерения) детей предлагается вернуться к судебному порядку осуществления внутреннего усыновления (удочерения) ребенка, т.к. международное усыновление осуществляется судом (ст.172 Семейного кодекса). К тому же порядок судебного разбирательства позволит в большей степени взвесить все за и против в наилучших интересах усыновляемого (удочеряемого) ребенка. В этой связи, проектом предлагается в статьях 130 и 135 Кодекса вместо административного порядка усыновления ввести судебный порядок.

В целях обеспечения наилучших интересов ребенка в абзаце втором ч.1 ст. 135 Семейного кодекса следует оставить лишь нотариальный порядок удостоверения заявления родителей об их согласии на усыновление (удочерение).

Внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Кыргызской Республики

Также, проектом предлагается урегулировать положения Семейного кодекса, касающиеся имущественных отношений между супругами, искусственного оплодотворения, суррогатного материнства.

Кроме того, в рамках названного проекта нормативного правового акта, в связи с тем, что ввиду проводимых реформ в сфере государственного управления наименования государственных органов зачастую претерпевают изменения, по всему тексту проекта вместо конкретных наименований государственных органов, предложено использовать унифицированное понятие «уполномоченный орган по вопросам опеки и попечительства».

Одновременно отмечаем, что принятие представленного законопроекта не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Кыргызской Республики»

В соответствии со статьей 79 Конституции Кыргызской Республики Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Одобрить проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Кыргызской Республики».

2. Направить указанный законопроект на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

3. Назначить министра по социальной защите населения Кыргызской Республики официальным представителем Правительства Кыргызской Республики при рассмотрении данного законопроекта Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ "Проект Закон Кыргызской Республики О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Кыргызской Республики"

СКАЧАТЬ [attachment=30]


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК