Создать аккаунт
Главная » НОВОЕ ВРЕМЯ » Китай, Кыргызстан и Узбекистан обсуждают новый проект по строительству железной дороги
НОВОЕ ВРЕМЯ

Китай, Кыргызстан и Узбекистан обсуждают новый проект по строительству железной дороги

10 502


Китай, Кыргызстан и Узбекистан обсуждают новый проект по строительству железной дороги

Строительство железнодорожной магистрали из Китая через Кыргызстан в Узбекистан превратит Ферганскую долину в одну из важных транспортных артерий и соединит Среднюю Азию с Европой, говорят должностные лица и эксперты.

«Наша делегация недавно побывала в Китае, где было получено подтверждение по строительству железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан», - заявил в прошлом месяце первый вице-премьер-министр Омурбек Бабанов.

По словам Бабанова, генеральное соглашение с Китаем планируется подписать через 3-4 месяца. Совместная экспертная группа вскоре изучит оптимальные варианты будущей магистрали.

Китай, Кыргызстан и Узбекистан обсуждают новый проект по строительству железной дороги

Поиски финансирования продолжаются


«Главный вопрос по строительству решен, - сказал Бабанов. – Однако осталось решить два вопроса. Один из них связан со станцией перехода железных дорог, а другой с финансированием. Первая линия железной дороги будет стоить 2 млрд. долл. США, вторая линия также 2 млрд. долл. США».

Дипломат посольства КНР в интервью на условиях анонимности сообщил, что строительство железной дороги имеет важное значение для развития свободной экономической зоны «Кашгар» в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая.

«Эта дорога также выгодна и для развития стран Центральной Азии, - сказал он. – … а наше центральное правительство заинтересовано в скорейшей завершении этой железнодорожной магистрали. Однако ещё пока рано говорить о начале строительства».

Депутат, лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев сказал, что при реализации столь масштабного проекта Кыргызстан получит отрезок евразийской континентальной железнодорожной магистрали, что позволит сократить путь из Китая в Европу на 900 км.

Китай, Кыргызстан и Узбекистан обсуждают новый проект по строительству железной дороги

«Протяженность магистрали по нашей стране составит 268,5 км от кыргызско-китайской границы до города Кара-Суу, где располагается стык с существующей линией до Узбекистана, - сказал он. – Маршрут пройдет через Торугарт, долину Арпа, Ферганский хребет и Узген».

Так как ширина китайской железной дороги составляет 1435 мм, а в Центральной Азии - 1520 мм, около перевала Туз-Бель планируется построить станцию переустановки колесных пар. По словам Текебаева, также будет производиться взвешивание грузов и сортировка контейнеров, что позволит обеспечить работой местных жителей и развивать инфраструктуру регионов, где будет проходить железная дорога.




Начальник транспортного и железнодорожного управления Минтранспорта и коммуникаций Адылбек Акматов сообщил, что пока не определены конкретные механизмы финансирования строительства, поэтому для начала экспертная группа должна решить эти детали, после чего будет решено, когда конкретно начнется строительство железнодорожной магистрали.

«Этот проект является дорогостоящим, хотя в его реализации заинтересованы все его участники, - отметил Акматов. – Понадобятся большие ресурсы, т.к. железнодорожная линия будет строиться в горной местности на высоте 2000-3600 м над уровнем моря, и соответственно нужно будет пробить множество тоннелей и построить мосты. Для привлечения строительных организаций скорей всего будет проведен международный тендер, где примут участие транспортные фирмы, имеющие опыт строительства высокогорных железных дорог».

По словам Акматова, после строительства магистрали, Кыргызстан ожидает получать за ее эксплуатацию около 200 млн. долл. США ежегодно.

Китай, Кыргызстан и Узбекистан обсуждают новый проект по строительству железной дороги

Узбекистан тоже заинтересован

Узбекистан находится внутри закрытого региона и окружен странами, не имеющими выхода к морским путям (за исключением Казахстана, у которого есть выход к Каспийскому морю), сказал независимый политолог Орозбек Молдалиев. «Основной интерес этой республики связан с автомобильным заводом в городе Асака Андижанской области, куда 80% комплектующих поставляются из Южной Кореи через Россию, а это обременительно, учитывая высокие налоги и таможенные пошлины».

По словам Молдалиева, строительство железной дороги из Китая в Узбекистан сократит пути доставки товаров, значительно уменьшит экономические затраты и позволит улучшить региональное сотрудничество.

Сотрудник отдела информации Железной дороги Узбекистана заявил на условиях анонимности, что Узбекистан также заинтересован в проекте.

Предприниматель из Бишкека Актан Майкозов верит, что проект позволит улучшить его бизнес, связанный с поставками потребительских товаров на столичный рынок «Дордой».

«Сейчас мы напрямую работаем с китайскими коллегами, закупаем там оптом товар и везем на грузовиках в Кыргызстан через перевал Торугарт, - сказал он. – Автомобильная дорога проходит по сложным участкам горных дорог, что отражается на себестоимости перевозимого импорта. А, как известно, железная дорога является самым дешевым видом транспорта в мире».

По мнению Майкозова, грузовые поезда могли бы составить значительную конкуренцию автомобильному и воздушному транспорту.

Сейчас, по информации Министерства транспорта и коммуникаций, созданная совместно кыргызско-китайская рабочая группа проводит детальное изучение всех технических вопросов. Эксперты полагают, что строительство дороги займет не менее 5-7 лет и окупится за 10-15 лет.

Текст: Бакыт Ибраимов. Средняя Азия в Интернете


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК