Создать аккаунт
Главная » РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ » У горнорудной отрасли Кыргызстана нет стратегии и профессионалов
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

У горнорудной отрасли Кыргызстана нет стратегии и профессионалов

3 057


У горнорудной отрасли Кыргызстана нет стратегии и профессионаловУ горнорудной отрасли Кыргызстана нет стратегии и профессионалов

За последние 20 лет в республике не разведано практически ни одного месторождения.

Что найдет нищий геолог?

Острейшие проблемы отрасли обсуждались на Круглом столе, который проводился по инициативе Госагентства по природным и минеральным ресурсам, при участии аналитического центра «БизЭксперт».

Надо отдать должное представителям Госагентства, которые не стали в своих докладах рисовать радужные картины положения дел горной добычи. Ситуацию в отрасли можно характеризовать, как патовую, в связи с отсутствием кадровых, технических и материальных ресурсов у профильных министерств и ведомств.

У горнорудной отрасли Кыргызстана нет стратегии и профессионалов

Нынешние специалисты Госагентства работают на основе составленной еще в советское время документации по запасам сырьевых ресурсов. За более чем 20-летний период независимости было разведано всего лишь одно месторождение золота.

Одна из ключевых проблем заключается в том, что ни одно из многочисленных правительств Кыргызстана не имело четкого и конкретного плана развития горной добычи. Эффективно у прежних чиновников получалось лишь реализация коррупционных схем, которые сводили к минимуму и без того слабые возможности этой промышленной сферы.

Громкие заявления о необходимости коренного реформирования горной добычи, звучащие из самых высоких кабинетов власти, так и остались на уровне лозунгов. Уровень отставания предприятий республики в материально-техническом оснащении от горнодобывающих предприятий в России и Казахстане уже даже не поддается сравнению. Также как и профессиональный уровень, и размеры заработной платы у специалистов этих стран.

Как откровенно признал на форуме представитель Госагентства Улан Рыскулов, вышедшие на пенсию госслужащие еще советских времен были заменены молодыми специалистами, которые слабо разбирались в специфике данного производства. Таким образом, не была обеспечена элементарная преемственность в смене кадрового состава. В результате все привело к парализации управления отраслью. Оставляет желать лучшего и уровень в подготовке выпускаемых бишкекскими вузами инженеров-горняков, для которых закрыты двери частных компаний. В этом кроется одна из основных причин того, что такие компании, как «Кумтор» вынуждены привозить в Кыргызстан высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. С другой стороны, Госагентство может предложить заработную плату, которая в лучшем случае не превышает в месяц 10 тысяч сомов. К примеру, за такие деньги госпредприятию «Кыргызгеология» можно рассчитывать лишь на пенсионеров.

У горнорудной отрасли Кыргызстана нет стратегии и профессионалов

В качестве первого шага по исправлению ситуации в Госагентстве предлагают поднять уровень зарплат хотя бы до доходов чиновников Министерства экономики. Иначе будет просто смешно говорить о коррупции в ведомстве, где есть группы сотрудников, получающие 4 тысячи сомов. Даже такие незначительные по затратам статьи расходов, как функционирование ведомственного сайта, и то осуществляются за счет средств ЮСАИД. Поэтому сложно себе представить, где ведомство сможет изыскать средства, чтобы запустить электронное делопроизводство с целью исключить контакты между госслужащими и представителями бизнес-компаний.

Митингов много - инвесторов мало

Радикальные акции протеста против горнорудных компаний в регионах было названы участниками Круглого стола основной угрозой для стабильного развития отрасли и привлечения крупномасштабных инвестиций.




У горнорудной отрасли Кыргызстана нет стратегии и профессионалов

Отчеты об инцидентах на месторождениях против зарубежных компаний уже давно напоминают военные сводки на темы партизанской войны. Перекрытие дорог или обычный митинг стали мирным атрибутом протеста, по сравнению с тем, что офисы инвесторов закидываются бутылками с зажигательной смесью, а дорогостоящую технику порой просто угоняют. К фактам избиений сотрудников службы безопасности компаний, добавились и случаи захватов заложников.

Митинговая борьба против «Кумтора» распространяется по регионам Кыргызстана в сетевом режиме. Недавние события в Караколе продемонстрировали, что у протестующих, прибывших на митинг верхом на лошадях, была единая униформа. Данный факт свидетельствует о профессиональном организационном уровне и наличии соответствующего финансирования.

У горнорудной отрасли Кыргызстана нет стратегии и профессионалов

Не случайно в своем выступлении глава Ассоциации горнопромышленников КР Орозбек Дуйшеев отметил, что этим процессам способствовало создание более 20 различных госкомиссий в отношении «Кумтора», и все эти разбирательства получали ярко выраженный политический окрас. Правда, за исключением канадских инвесторов, разработка остальных золоторудных месторождений носит почти символический характер.

Впрочем, среди ключевых причин указывалось и недоверие местного населения к власти. Люди уже не верят в то, что золоторудные объекты разрабатываются с целью улучшения жизни граждан, а считают, что именно так чиновники всех мастей пытаются набить свои личные карманы. Не верит население и в обещания представителей власти, что не будет экологического вреда от разработки месторождений.

В Госагентстве надеются, что активное участие представителей общественности в конкурсах и аукционах по передаче прав на места добычи позволит снизить митинговый накал. Однако пока это только благие надежды, которые, увы, не имеют реальных примеров. Ситуацию осложняет и то, что представители местной власти тоже пытаются с помощью «гласа народа» поставить инвесторов на счетчик.

Все это вызывает у представителей горнорудных компаний не просто тревогу, а глубокое чувство разочарования. Как сообщил глава Кыргызской горной ассоциации Валентин Богдецкий, многие инвесторы в текущем году не ведут никакой деятельности, а заняты только тем, что ищут, кому бы продать свою лицензию.

Глава ассоциации констатировал, что покупатель прав на разработку месторождений сегодня один - «китайский бизнес, и больше никто не покупает».

- Нам надо, во что бы то ни стало принять меры по защите инвестиций, - призвал Богдецкий представителей правительства.

Но как ни парадоксально, есть министры, которые полагают, что инвестиционный климат не находится в жесточайшем кризисе, а живет и здравствует. Так, по данным главы Минэкономики Темира Сариева, инвестиции в экономику Кыргызстана растут в текущем году по сравнению с 2012 годом.

У горнорудной отрасли Кыргызстана нет стратегии и профессионалов

Хотя министр признал, что некоторые местные конфликты, связанные с «Кумтором», мешают и где-то занижают рост инвестиций, но, по его мнению, оттока нет, а есть стабильный интерес.

Правда вопрос заключается в том, в какой именно сфере многострадальной экономики Кыргызстана можно наблюдать такой «инвестиционный праздник»?

Игорь Шестаков, обозреватель


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК