Создать аккаунт
Главная » СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ » Ода вечности
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Ода вечности

5 713


Ода  вечности

Есть в стенах КРСУ комната-музей. Создана она на базе музейного комплекса «Чигу» в рамках проекта «MUSEUMstan», реализуемого Дешт-и-Арт Центром при поддержке Хивос.

Там имеется постоянно действующая экспозиция под названием «Хранительницы»- хранительницы домашнего очага, хранительницы своего потомства, хранительницы культуры своего народа, хранительницы народных знаний, да и много чего еще.
Доцент кафедры культурологии КРСУ Людмила Георгиевна Ставская в своей идее создания данной экспозиции исходила из того, что у каждого народа хранительницами считались и считаются прежде всего женщины. И не важно, выходцами какого народа эти женщины являются и как их в народе именуют - миссия у них одна: привести гражданское общество к пониманию соотношения общего и уникального в истории и культуре.

Ода  вечности
Ода  вечности

Кыргызско-Российский Славянский университет- это результат слияния двух народов. У древних кыргызов и у других тюкских народов мать – хранительницу назвали Умай, у славян - Лада.

Различные культуры, а символ - один. Это Птица, которая своими крыльями защищает потомство - новорожденных и маленьких детей. В этих женщинах-птицах сочеталось все самое прекрасное: женственность, чистота помыслов, красота, нежность, кротость. И оба народа решили, что этот образ больше всего подходит к птице- лебеди.

Умай-лебедь спускается к людям с небес, чтобы дать жизнь. Она олицетворяет собой женское начало. Она богиня плодородия и покровительница детей и матерей. Лада-лебедь тоже богиня плодородия, любви и красоты, богиня семьи. Знакомые всем славянам слова « ладно», « ладушка», «оладушки» имеют один корень и символизируют согласие возле семейного очага, понимание и уважение людьми друг друга.

Ода  вечности
Ода  вечности

Художник Анатолий Колесников в центре экспозиции разместил основной символ двух богинь - крылья. Только у Умай они из войлочных тошоков с вышивкой, а у Лады - из вышитых рушников. (Кстати, по словам старшего лаборанта кабинета-музея гуманитарного факультета КРСУ Натальи Угрюмовой, собирали эти рушники преподаватели ВУЗа из своих запасников).

А тело у Жар-птицы, символизирующей славянскую и кыргызскую культуры, - старинная прялка. Здесь она указывает на то, что матери всех народов во все времена много трудились для своих детей и мужей, они же своими натруженными руками создавали шедевры народного декоративно-прикладного искусства.

Ода  вечности
Ода  вечности

В народном искусстве по сей день вышивают, ткут, вырезают (ришелье) образ птицы на настенных коврах, на панно, салфетках, полотенцах, на рубашках и постельном белье, на шторах. Ведь присутствие Хранительницы рядом с собой- это всегда оберег. От несчастий, от урожая, от болезней, от дурного сглаза, да и много еще от чего!




Студенты архитектурного факультета КРСУ собственноручно выполнили замечательные панно-орнаменты, изготовили куклы-обереги, а также сшили и костюмы кыргызских и славянских женщин разных эпох. Очень красивые. С огромным удовольствием рассматривала я наряды на манекенах, настенные украшения с орнаментальными мотивами, означающими плодородие - треугольниками и трехлистниками.

Ода  вечности
Ода  вечности

Между прочим, лучшие женские одежды у всех народов обязательно изготавливались из натурального сырья, декорировались вышивкой и кружевом, ришелье и пр. Да, рисунки на женских нарядах разных народов были разными, но все они отличались декоративностью и большим художественным вкусом. Да иначе и быть не могло – быть красивою хочет любая женщина во все времена. Даже в далекую-предалекую андроновскую эпоху (2 тысячелетие до н. э.)!
Мне показалось, что эти народные мотивы по сей день актуальны и могут украсить современный наряд любой самой взыскательной модницы!

«Дизайн выставки «построен» на дуализме,- рассказывает лаборант Наталья Угрюмова,- с одной стороны- символы славянской культуры, с другой - кыргызской. И повсюду куклы - обереги, сшитые студентами КРСУ из хлопчатобумажных тканей, бязи, кружев, декоративной тесьмы и пр. Их еще называли куклами - мотанками, всегда бережно хранили и передавали детям. Есть и войлочные куклы-обереги.

Ода  вечности
Ода  вечности

Умай и Лада у детской колыбели. Рядом предметы старинной домашней утвари II половины 20 века. Ведь любая Хранительница должна всех накормить и напоить. Есть здесь и старинные книги- символы знаний. Они датированы 18 веком, а нашли их во времена экспедиций в Прииссыккулье.
Гордостью « Хранительниц» является старинная икона, найденная в этнографической экспедиции самой Валентиной Воропаевой, ныне большим и серьезным ученым.

«Хранительницы» сегодня «отдыхают» от своих забот. Этнографическая комната-музей пока не принимает посетителей, она стала хранилищем экспонатов. Тут же проводятся занятия по этнографии для студентов. Здесь они могут увидеть существование общего и схожего через материальную культуру (элементы костюма, орнамента, бытовых предметов) и духовную культуру (представление людей о мироздании) в разнообразии.
Но «простая» мысль и непростой результат ее «осмысления» не перестают удивлять зрителей – студентов. Они удивят даже достаточно капризного и искушенного произведениями искусства, перенасыщенного музеями, галереями, салонами посетителя.

Музейная экспозиция в КРСУ символизирует собой укрепление разнообразия в единстве для развития динамичного общества и межкультурного диалога между Россией и Кыргызстаном через творчество. Можно смело утверждать, что «Хранительницы» - это результат слияния двух различных культур.

Соб.корр Time.kg : Ирина Байрамукова

Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК