• 06:58 – Глобальные экологические приоритеты и СМИ
  • 07:59 – Три цифровых решения для детей Центральной Азии выявлены по итогам международного хакфеста в Бишкеке
  • 16:08 – Центральноазиатский хакфест “Поколение Z: благополучие детей” стартовал в Бишкеке
  • 00:13 – Круглый стол «Энергетическая безопасность, как основа благополучия народа»

Американские ученые разработали первый в мире самовентилируемый спортивный костюм, который может охлаждать себя сам

54.198.164.83

Ученые из Массачусетского технологического института разработали «дышащий» костюм для занятий спортом с клапанами, которые реагируют на температуру тела и пот человека. С подробностями исследования можно ознакомиться в Science Advances.

Группа исследователей из университета штата Массачусетс сделала революционное открытие, создав спортивный костюм, способный выполнять теплообмен внутри себя. Сообщается, что повышенные физические нагрузки лучше переносятся в подобном костюме.

Разработчики создали уникальный материал для спортивного костюма, в основу которого входят безопасные для человеческого организма живые клетки Escherichia Coli. Благодаря этим организмам ткань при повышении температуры и изменении влажности тела может сужаться и расширяться, делая своеобразную вентиляционную систему. Клетки, реагируя на пот, выступают в роли сенсорных индикаторов, которые при повышенной влажности разбухают.

Escherichia Coli – это микробы, которые выведены из определенного штамма кишечной палочки, способные реагировать на воду, увеличиваясь в размерах. Ученые изменили клетки, чтобы они производили зеленый флуоресцентный белок.

Затем ученые выложили модифицированные организмы на листах латексной ткани, используя метод печати живых клеток. Видоизмененный латекс при повышении температуры из-за того, что живые клетки разбухают, начинает скручиваться на концах. Когда появляется влажность, материал расправляется и начинает светиться за счет зеленого белка.

Размеры вентиляционных отверстий варьируются от миниатюрных до сопоставимых с длиной пальца.

С каждым новым тестом ткань не теряла свои свойства. Пройдя сотое испытание, латекс остался не измененным, поэтому ученые убедились не только в уникальных свойствах материала, но и в его стойкости.

Во время испытаний клапаны костюма после пяти минут занятий спортом открылись. Результаты показали, что люди, тренировавшиеся в новых костюмах, оставались более сухими, чем участники в обычной спортивной одежде.