• 10:10 – Из-за отсутствия спасательных вертолетов уже сорваны контракты иностранцев на приключенческий туризм в Кыргызстане
  • 08:01 – Сколько иностранных предприятий в Кыргызстане?
  • 07:51 – Инвестиционный климат Кыргызстана – статистика за полгода
  • 07:23 – Жаштар демилгеси - Молодежные инициативы для устойчивого будущего

Ученые нашли связь между «Черной смертью» и современной чумой

54.81.150.27

Ученые нашли связь между «Черной смертью» и современной чумой
Изображение: Rocky Mountain Laboratories, NIAID, NIHУченые впервые проследили миграции бактерии-возбудителя чумы (Yersinia pestis) с XIV века и выяснили, что один и тот же штамм вызвал катастрофическую пандемию XIV века («Черную смерть») и последующие эпидемии в Европе и Азии. Об этом открытии сообщается в журнале Cell Host & Microbe.

Мария Спиру (Maria Spyrou) и ее коллеги собрали образцы ДНК болезнетворной бактерии из останков погибших от чумы жителей средневековых Барселоны, Эльвангена (Германия) и Булгара (одним из важнейших городов Волжской Булгарии). Выяснилось, что Yersinia pestis севера и юга Европы в эпоху «Черной смерти» принадлежит одному и тому же штамму. Таким образом, можно считать доказанным, что чума распространялась по континенту одной волной, а не из нескольких очагов.

Более того, последующие вспышки чумы (XVII-XIX веков) были вызваны тем же штаммом бактерии. Ученые уверены, что одна и та же Yersinia pestis попала из Китая в Европу, вызвав «Черную смерть», а потом вернулась на восток, вызывая эпидемии в азиатских странах (вплоть до ХХ века).

В 2015 году ученые выяснили, что вызывающая чуму бактерия Yersinia pestis мутировала из относительно безвредного микроорганизма около 10 тысяч лет назад. Замена всего одной «буквы» (аминокислоты) в одном гене наделила микроб способностью вызывать мощнейшее воспаление и смерть клеток легочной ткани.