Создать аккаунт
Главная » Последние новости » Эксклюзив » Экзомарс 2016 — подробности, фото, видео
Эксклюзив

Экзомарс 2016 — подробности, фото, видео

795


Полет

В 12.31 по московскому времени с Байконура отправилась первая совместная миссия России и Европейского космического агентства для поиска жизни на Марсе.

В Facebook Роскосмоса появилась запись: «ПУСК! Есть запуск двигателей первой ступени ракеты-носителя! Прошел контакт подъема! 10 секунд – Полет нормальный. 20 секунд – Давление в камерах сгорания двигателей в норме. 30 сек – Полет проходит по программе».

Экзомарс 2016 — подробности, фото, видео


Цели миссии – поиск метана в атмосфере Красной планеты, наличие которого могло бы подтвердить присутствие жизни, а также проверка ключевых технологий для второй экспедиции «Экзомарс», намеченной на 2018 год, передает РИА «Новости».

В рамках первой миссии в понедельник российская ракета-носитель «Протон-М» с космодрома Байконур вывела в космос межпланетную научную станцию «Экзомарс-2016», включающую в себя два основных сегмента: орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter (TGO) и демонстрационный десантный модуль Schiaparelli.

Ожидается, что первая ступень «Протона» отделится в 12.33 по московскому времени, вторая – в 12.36, третья – в 12.41. После этого разгонный блок «Бриз-М» четырьмя включениями двигателей выведет «Экзомарс» на траекторию, ведущую к Марсу. В 23.21 он отделится от связки TGO и Schiaparelli, которые продолжат путь самостоятельно, передает ТАСС.

В 00.24 вторника на «Экзомарсе» включатся командные приборы, через четыре минуты раскроются его солнечные батареи. В этот момент миссия впервые выйдет на связь с Землей, ее сигналы примет станция Малинди, расположенная в Кении. Еще три минуты спустя европейский Центр управления полетами получит данные о состоянии систем межпланетной станции.

Полет «Экзомарса» к другой планете займет семь месяцев. Планируется, что 16 октября Schiaparelli отделится от TGO, чтобы 19 октября первый вошел в атмосферу Марса, а второй вышел на орбиту планеты. Тормозить о марсианскую атмосферу TGO будет около года, так что начало работы научных приборов этого аппарата намечено на середину 2017 года. По расчетам специалистов, орбитальный аппарат проработает до конца 2022 года.

Цели и задачи

Одна из главных задач нынешнего старта – заняться поисками жизни на Марсе. Ученые полагают, что метан под влиянием ультрафиолетового солнечного излучения распадается и может существовать примерно 300–600 лет, что очень недолго в геологических масштабах времени. Это означает, что газ, который присутствует на Марсе в настоящее время, не мог быть произведен 4,5 млрд лет назад, когда формировались планеты Солнечной системы, поэтому логично попробовать поискать на планете признаки жизни.

Известно, что более 90% метана на Земле вырабатывается живыми организмами. Недавно этот же газ был зарегистрирован в районах, прилегающих к северному полушарию Марса, что вызывает у ученых большой интерес.

Окончательные ответы по метану может дать уже следующая, вторая миссия «Экзомарс», намеченная на 2018 год. «Благодаря реализации второго этапа миссии в 2018 году у Европы и России может впервые появиться возможность пробурить почву Марса на два метра в глубину», – рассказал глава постоянного представительства Европейского космического агентства в России Рене Пишель.

Как сообщил заведующий лабораторией Института космических исследований РАН Даниил Родионов, предыдущим марсианским станциям ставились задачи по поиску воды, но ни одна миссия целенаправленно не запускалась с задачей поиска следов жизни.




По его словам, спектрометрические комплексы – российский ACS (Atmospheric Chemistry Suite) и европейский NOMAD (Nadir and Occultation for Mars Discovery), работая в разных диапазонах, будут целенаправленно искать в атмосфере Марса метан.

Помимо спектрометрических комплексов, TGO несет на себе российский нейтронный детектор FREND (Fine Resolution Epithermal Neutron Detector), созданный для картографирования потоков нейтронов с поверхности Марса с высоким пространственным разрешением. Эти потоки позволят судить о содержании водорода в слое грунта глубиной до одного метра.

Кроме того, прибор содержит дозиметрический блок, задача которого – постоянный мониторинг радиационной обстановки на орбите Марса. Полученные данные понадобятся в будущем при организации пилотируемых миссий на эту планету.

Еще один прибор миссии – европейская стереокамера CaSSIS (Colour and Stereo Surface Imaging System), предназначен для высокодетальной съемки поверхности Марса в стереорежиме.

Входящий в «Экзомарс-2016» модуль Schiaparelli призван отработать технологии входа в атмосферу, спуска и посадки, что будет крайне важно для будущих миссий.

«Один марсианский год – почти два земных»

Аналитик миссии ExoMars Михаэль Хан рассказал РИА «Новости», что есть несколько видов результатов миссии к Марсу, которые ожидают увидеть ученые: «У нас есть десантный модуль, он называется Schiaparelli, он будет тестировать технику посадки. Мы посмотрим, насколько встроенная в модуль техника годится для посадки на Марсе, посмотрим, как работает такая посадка», – отметил он.

Также специалисты ждут научных результатов работы орбитального зонда Trace Gas Orbiter. Это большой зонд, который должен выйти на орбиту Марса и который оснащен множеством научных инструментов, некоторые из них произведены в Европе, некоторые – в России. Причем все эти инструменты будут использоваться только с конца 2017 года. То есть ждать придется довольно долго, целый год. «На полное измерение параметров всеми инструментами заложен один марсианский год. Один марсианский год – это почти два земных года», – пояснил Хан.

Рассказал он и об отличиях нынешней российско-европейской миссии от американских. По словам Хана, до сих пор большинство миссий занималось исследованием поверхности и того, что находится под ней. «Экзомарс-2016» же ищет вещества, которые в очень маленьких объемах встречаются в атмосфере. И самое главное новшество – новая миссия впервые занимается глобальным исследованием атмосферы.

Добавим, что второй этап «Экзомарса» предусматривает отправку на Красную планету в 2018 году российской посадочной платформы и европейского марсохода. Они собираются бурить марсианский грунт и искать жизнь там. Правда, старт может быть перенесен на 2020 год.

Роскосмос и Европейское космическое агентство договорились о сотрудничестве в исследовании Солнечной системы, в частности, о совместном проекте «Экзомарс», в 2013 году. Первоначально европейцы хотели сотрудничать с американским NASA, но Вашингтон отказался от этого проекта из-за недостатка финансирования.

Что касается пилотируемых полетов на Марс, не все сегодня горят этой идеей. Так, российский космонавт Сергей Волков заявил, что не уверен в целесообразности такого полета, передает РИА «Новости».

«Когда мы сами себе объясним, зачем нам нужен Марс, тогда туда и полетим, – отметил он. – Просто так долететь до Марса, вылезти из спускаемого аппарата, полежать рядом с ним, заползти обратно и полететь домой – наверное, это все-таки не то, чего ждет от нас человечество… Нужен практический выход».



0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК