Авторизация
 
  • 00:07 – В Бишкеке проходят мероприятия, приуроченные ко Всемирному дню борьбы со СПИДом 
  • 21:01 – Зоопарк "Бугу-Эне": Спасти и сохранить 
  • 13:46 – Программа содействия управлению границами в Центральной Азии (БОМКА) подводит итоги и обозначает планы на будущее 
  • 16:03 – Дисфункция 

На успеваемость детей в школе влияют гены

54.163.166.22

На успеваемость детей в школе влияют гены

Ученые рассказали о том, как гены оказывают влияние на учёбу детей.

Генетики завершили проведение масштабного исследования мельчайших мутаций в геномах свыше 300 тысяч граждан и заявили, что выявили в общей сложности 74 сферы в ДНК человека, так или иначе влияющие на успеваемость детей в школах и студентов в университетах.

«Мы смогли доказать тот факт, что на успешную учёбу детей в равной степени влияют как окружающая их среда, так и генетика. Найденные нами вариации в генах несут ответственность только за незначительные отличия в успеваемости среди всех участников проведённых экспериментов.

В среднем приблизительно до 0,43-1 процента от общего уровня различий. Однако, в данном случае будет крайне неверным говорить о том, что это именно гены образования, поскольку ДНК человека содержит сотни тысяч, возможно, даже миллионы подобных участков», — заявил американский профессор Дэниел Бенджамин, представляющий университет Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе.

Ученые детально изучили в общей сложности свыше 300 тысяч индивидуальных геномов, которые принадлежали жителям 15 государств Азии, Европы, Африки и США. Посредством сравнения около девяти миллионов мелких мутаций в ДНК всех этих людей специалисты искали изменения в структурах генов и некодирующих участков генома, которые могли бы быть связанными со склонностью к науке. В итоге Дэниел Бенджамин и его коллеги отыскали одновременно 74 участка ДНК, разные вариации которых могут позитивно либо негативно влиять на умение людей обучаться или заниматься научной деятельностью.

Ученые дают этому факту следующее объяснение: данные однонуклеотидные полиморфизмы (отличия последовательности ДНК размером в один нуклеотид) отвечают за развитие тканей головного мозга человека еще до его рождения, в частности за увеличение количества нейральных клеток-предшественниц (которые затем превращаются в специализированные клетки), перемещение новых нейронов в разные слои коры головного мозга, развитие дендритов (отростков нервных клеток, которые передают сигнал от одной клетки к другой), а также синаптическую пластичность мозга (его способность формировать новые нейронные связи и, соответственно, обучаться).

Генетики полагают, что на самом деле ответственных за развитие мозга и обучаемость человека аллелей не 74, а гораздо больше, а значит, работа по их поиску будет продолжаться.

Однако, как выяснилось, найденные генетические варианты отвечают не только за активное развитие головного мозга.

Те же самые аллели повышают склонность человека к развитию биполярного аффективного расстройства (психическое заболевание, при котором человек страдает от быстрой смены маниакальных и депрессивных состояний), а также шизофрении.

В случае с шизофренией корреляция довольно слабая, но устойчивая и статистически значимая, отмечают авторы работы.

Впрочем, всем продолжающим учебу после окончания школы есть и чему порадоваться. Те же самые аллели, как показали исследователи, понижают риск развития болезни Альцгеймера и невротизма (эмоциональной неустойчивости, тревожности и низкого чувства самоуважения). О том, что связанные с успешным обучением человека генетические факторы влияют и на другие стороны личности, отделу науки рассказала и Юлия Ковас, профессор генетики и психологии, директор лаборатории Inlab факультета психологии Лондонского университета Голдсмитс, соруководитель Российско-британской лаборатории психогенетики Психологического института РАО, заведующая лабораторией когнитивных исследований и психогенетики ТГУ.

«Индивидуальные различия в общем интеллекте у 16-летних школьников примерно на 60% объясняются генетическими различиями. Интересно, что примерно такой же процент индивидуальных различий объясняется и в школьной успеваемости. Однако лишь примерно половина генетических факторов, влияющих на школьную успеваемость, связана с генами, влияющими на интеллект. Другая половина связана с генетическими факторами, вовлеченными в мотивационные, личностные и другие характеристики.

Таким образом, генетическая структура школьной успеваемости полигенна и еще более сложна, чем структура интеллекта», — рассказывает ученый.

Кроме того, исследовательская группа Дэниэла Бенджамина утверждает: несмотря на то что найденные ими генетические варианты напрямую связаны с развитием головного мозга и склонностью человека к получению образования, ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов внешние факторы — такие как социальная среда человека. Так, ранее похожее исследование было проведено на примере близнецов — тогда ученые выяснили, что окружающая среда может усиливать или, наоборот, притуплять генетическую предрасположенность человека к учебе.

13.05.2016 09:22:50|95.213.204.115:Mozilla/5.0 (compatible; YandexImages/3.0)

Смотрите также

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

КОММЕНТАРИИ:
Курсы валют НБКР

Новости партнеров
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Facebook
  • Twitter