Создать аккаунт
Главная » Последние новости » Астрономы обнаружили черные дыры-могильщики

Астрономы обнаружили черные дыры-могильщики

465

Астрономы обнаружили черные дыры-могильщики
Изображение: M. Helfenbein / Yale / OPAC / Globallookpress.comГигантские черные дыры, расположенные в центре большинства крупных галактик, оказывают влияние на их эволюцию и останавливают звездообразование. К такому выводу пришла группа ученых, ведущих Слоановский цифровой обзор неба. Результаты работы опубликованы в журнале Nature, кратко о нем сообщается в пресс-релизе МГУ, поступившем в редакцию «Ленты.ру».

Международная группа ученых, в которую входит сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ МГУ) Дмитрий Бизяев, обнаружила примеры того, как гигантские черные дыры в центре крупных галактик разогревают поступающий извне газ, не давая ему охладиться, осесть и образовать звезды.

В своей работе ученые рассмотрели несколько звездных скоплений, исследованных командой обзора близких галактик MaNGA (Mapping Nearby Galaxies at Apache Point Observatory). Астрономы обнаружили крупные галактики, находящиеся на пассивной стадии эволюции (так называемые "красные и пассивные"), в которых не рождаются звезды и отсутствует газ.

«Панорамная спектроскопия позволила увидеть потоки разогретого газа, которые в виде широких конусов бьют из центров этих галактик. Строительный материал есть: видно, что газ поставляется из межгалактического пространства, но не успевает охладиться, осесть и образовать звезды, а выбрасывается из системы за счет активности центрального объекта», — пояснил Бизяев.

Прототипом подобных объектов стала пара галактик, которым астрономы из MaNGA дали собственные имена — Акира и Тецуо (в честь героев японских комиксов-манга «Акира»). Тецуо — маломассивный компонент Акиры. Ученые заметили, что холодный газ из галактики-спутника падает на основную галактику со звездообразованием. Однако центральная сверхмассивная черная дыра разогревает его и выбрасывает обратно в межгалактическое пространство.

Авторы называют данный эффект «красным гейзером» и предполагают, что он может быть одним из типичных механизмов, регулирующих приток и отток газа, а главное — подавляющих звездообразование в галактиках. Этот процесс может включаться на короткое время и, вероятно, встречается достаточно часто во Вселенной.