• 00:07 – В Бишкеке проходят мероприятия, приуроченные ко Всемирному дню борьбы со СПИДом
  • 21:01 – Зоопарк "Бугу-Эне": Спасти и сохранить
  • 13:46 – Программа содействия управлению границами в Центральной Азии (БОМКА) подводит итоги и обозначает планы на будущее

В космосе найдено идеальное кольцо Эйнштейна

50.16.52.237

В космосе найдено идеальное кольцо Эйнштейна
Изображение: Cerro Tololo ObservatoryАстрофизики из Университета Ла-Лагуна на Канарских островах обнаружили редкое космическое явление — кольцо Эйнштейна. Такой эффект возникает от того, что гравитация массивного тела искривляет электромагнитное излучение, идущее в сторону Земли от более далекого объекта. Статья опубликована в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Общая теория относительности Эйнштейна предсказывает, что гравитация таких крупных космических тел, как галактики, искривляет пространство вокруг себя, а вместе с ним отклоняет лучи света. Возникающее при этом явление является искаженным изображением другой галактики — источника, — а та галактика, что искривляет пространство, называется гравитационной линзой.

Случайное открытие было сделано с помощью устройства Dark Energy Camera, встроенного в четырехметровый телескоп Blanco, который находится в чилийской обсерватории. Кольцо замечено возле одной из карликовых галактик в созвездии Скульптор. Оно образует почти идеальный круг, что происходит в том случае, если один объект находится точно на одной линии с другим. После этого астрофизики изучили его с помощью спектрографа OSIRIS на Большом Канарском Телескопе.

Галактика-источник удалена на 10 миллиардов световых лет от Земли. Однако из-за расширения Вселенной это расстояние было короче, когда свет от нее начал свое путешествие к нам. Время, которое понадобилось фотонам, чтобы долететь от источника до Земли, составляет 8,5 миллиардов лет. Расстояние до гравитационной линзы меньше — шесть миллиардов световых лет. Первая галактика является молодой и заполнена голубыми звездами, а во второй практически прекратились процессы звездообразования.