Создать аккаунт
Главная » УЧЕБНЫЙ ГОД » Подушевое финансирование в средних учебных заведениях внедряется поэтапно
УЧЕБНЫЙ ГОД

Подушевое финансирование в средних учебных заведениях внедряется поэтапно

3 696


Подушевое финансирование в средних учебных заведениях внедряется поэтапно

Подушевое финансирование до сих пор вызывает разноречивые мнения в обществе. Несмотря на то, что эта идея разрабатывалась на протяжении нескольких лет и с участием широкого круга экспертов, оппонентов не убавляется. В Минобразовании считают, что недовольства возникают из-за недопонимания новшества.

Подушевое финансирование в средних учебных заведениях внедряется поэтапно. В школе №1 Каракола уже взвесили все "за" и "против". Новшество здесь пришлось по душе. «Мы заметили, что среди учителей появилась конкуренция, повысился интерес к работе. Самое главное для нас - это качество образования», - говорит заместитель директора школы №1 г.Каракол Женишгуль Рыскулова.

Главный принцип модернизации - больше учишь, больше получишь, то есть учителя получают зарплату не за часы, а за количество учащихся. Однако, есть опасения, что гонясь за численностью детей, потеряется качество образования. «Об этом мы узнали на семинаре. Для нас это новость. Хорошо будет большим школам. А есть такие, где учатся от силы 50 человек. В таких условиях они будут закрываться», - говорит учительница школы №3 г.Джалал-Абад Суксур Мамбеталиева.

Подушевое финансирование в средних учебных заведениях внедряется поэтапно

О недовольствах учителей многих школ говорит и депутат Каныбек Осмоналиев: «Во время новогодних каникул я посетил Баткенскую, Ошскую и Джалал-Абадскую области. Учителя пишут мне письма с возражениями. Педагоги считают, что сама идея хороша, но не подходит для нашей республики".

Министр образования уверен, что система правильная. Но она, как и все новшества, требует адаптации. А споры вокруг нее возникают из-за недопонимания: «Внедрение подушевого финансирования совпало с реформой зарплаты учителей. И отсюда возникла путаница понятий».

Реформы в любом секторе жизнедеятельности имеют как негативные, так и положительные последствия. Начало преобразований - это уже плюс, - считают эксперты. Главная же идея внедрения подушевого финансирования - в эффективном использовании ограниченных бюджетных средств и повышения качества образования. «Многие учителя брали больничные листы, и работали кто на базаре, а кто просто уехал из страны. Значит, идет тройная выплата: больничный, зарплата сохраняется, а тот, кто заменяет его, получает зарплату», - говорит эксперт проекта Европейского Союза «Поддержка сектору образования» Кадырбек Калканов.

На сегодняшний день подушевое финансирование внедрено в школах Бишкека и Оша, Иссык-Кульской, Баткенской и Чуйской областей. На очереди остальные регионы.

Подушевое финансирование в средних учебных заведениях внедряется поэтапно

СПРАВОЧНО: В основе подушевого финансирования лежит планирование бюджета общеобразовательных организаций в расчете на одного учащегося, при этом существует разница для городских и сельских школ, по типам школ (начальная, основная и общеобразовательная школы, школа-интернат), а также по ступеням образования (I ступень - 1-4-е классы, II ступень – 5-9-е классы, III cтупень – 10-11-е классы).




В настоящее время многие смешивают вопросы подушевого финансирования с проводимыми совместно Министерством образования и науки Кыргызской Республики, Министерством финансов Кыргызской Республики и органами местного самоуправления мероприятиями по оптимизации сети школ. Оптимизация сети общеобразовательных школ - совершенно другой процесс. В рамках этой инициативы ведутся работы по объединению параллельно существующих недоукомплектованных школ и использованию высвобождаемых зданий закрываемых школ на нужды образования. Эти высвобождаемые здания в первоочередном порядке будут использованы для дошкольных образовательных организаций, потребность в которых в стране очень высокая. В настоящее время вообще не ставится вопрос оптимизации школ, расположенных в приграничных, отдаленных и труднодоступных районах республики.

Подушевое финансирование в средних учебных заведениях внедряется поэтапно

До введения принципа подушевого финансирования средний расход на одного учащегося общеобразовательной школы (без влияния коэффициента высокогорья) в 2006 году составлял в среднем по республике 2 164 сома. По областям финансирование распределялось так:

- Баткенская – 1 722 сома;

- Джалал-Абадская – 1 778 сомов;

- Ошская – 1 916 сомов,

- Таласская – 2 285 сомов;

- Нарынская – 2 294 сома;

- Иссык-Кульская – 2 387 сомов;

- г. Бишкек - 2 818 сомов.

То есть имело место несоответствие размеров финансирования школ в расчете на одного учащегося в разрезе регионов, что не было обусловлено объективными факторами. В соответствии с принятой правительством Кыргызской Республики среднесрочной стратегией финансирования образования ключевым направлением реформы определено внедрение подушевого механизма финансирования школ на основе минимального стандарта. Для определения бюджета общеобразовательной организации постановлением правительства Кыргызской Республики от 20 сентября 2011 года № 563 утверждена методика определения стандартов бюджетного финансирования общеобразовательных организаций КР. Приложением к этой методике утверждены поправочные коэффициенты масштаба к стандартам бюджетного финансирования общеобразовательных школ, максимальное значение которого составляет 2,0 для школ с численностью учеников до 50 человек, минимальное – 1,1 для школ с числом учащихся до 250 человек.


Подушевое финансирование в средних учебных заведениях внедряется поэтапно

Текст: Дамира Базарбаева, Алтынхан Бабаев, ОПК.


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК