homesite_mapsearch



ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ (лента новостей)архив новостей
28-11-2016, 08:57
28-11-2016, 08:53
28-11-2016, 08:47
28-11-2016, 08:42
28-11-2016, 08:17
КУРСЫ ВАЛЮТ НБКР

69.1836
+0.03%
74.2098
-0.38%
1.0825
-0.04%
0.2058
-0.15%
АРХИВ НОВОСТЕЙ

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  -ЭКОstan
(фотофакты, экология, окружающая среда)
  -ВИДЕОКАТАЛОГ
(видеография)

В Международном университете Кыргызстана и Кыргызском экономическом университете в этом учебном году нет бюджетных мест в связи с переходом на самофинансирование.
  -ПОГОДА
(сегодня)
Сегодня, Ср, 07/12/2016
00:006 ⁰CБез осадков
06:005 ⁰CБез осадков
12:0012 ⁰CБез осадков
18:0011 ⁰CБез осадков
  -ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ


  -ЛИЦО ВРЕМЕНИ
  -РЕКЛАМА


  -ВРЕМЯ от ВРЕМЕНИ
(цитата)
  -ИНФОГРАФИКА

  -ВНЕ ВРЕМЕНИ
(электронная библиотека сайта)
  -ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(гость сайта)




  -ЖЫРГАЛБАЙ & ЧУЧУКБЕК
  -О ВРЕМЕНА! О НРАВЫ!
(Анэс Зарифьян, беспартийный поэт)

  -РЕКЛАМА

  -НАШЕ ВРЕМЯ
(о нас)



  -ВРЕМЯНКА
(социально-политический анекдот)
  -РЕКЛАМА

Яндекс.Метрика
ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ


Ученик должен быть важнейшим инвестором школыУЧЕБНЫЙ ГОД
5-07-2013, 09:19

54.167.129.169

Ученик должен быть важнейшим инвестором школы

"Ученик должен быть важнейшим инвестором школы" — так считает автор, эксперт Улан РЫСКЕЛДИЕВ. Именно вклад в ученика должен быть приоритетом в образовании. Положение дел в системе всеобщего среднего образования в стране сегодня не удовлетворяет общество, и очевидно, что необходимы серьезные реформы. Одно из важных направлений таких перемен должно ответить на вопрос: какие модели взаимоотношений ученика, школы и общества мы должны принять, чтобы система образования отвечала запросам времени и ожиданиям современности? Эксперт пытается провести анализ разных вариантов финансирования, методов управления и рекомендаций в совершенствовании системы школьного образования в условиях рынка.

Ученик должен быть важнейшим инвестором школы

Экономика мира и экономика знаний

Значимость института школьного образования как важного общественного процесса переоценить трудно, ведь через него проходит все население страны. От того, какие граждане выйдут из школы, во многом зависит судьба общества и государства. Экономика мира все больше зависит от экономики знаний, где большая часть инноваций создается творчеством талантливых людей, для которых были созданы в свое время благоприятные условия. Страны прикладывают немалые усилия к поиску и привлечению талантливой молодежи. В мире идет острая конкуренция за интеллектуальные ресурсы.

В принятой недавно Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызстана на 2013-2017 годы (Указ Президента от 21 января 2013 года № 11) проблемы образования выделены в отдельный раздел. Это говорит о его важности. От способности системы школьного образования гибко перестраиваться, создавать условия, способствовать развитию талантов каждого ребенка зависит это самое устойчивое развитие, да и место страны в мировой экономике.

Очевидно, что системе школьного образования Кыргызстана необходимы сегодня реформы. И с такими проблемами столкнулись все бывшие страны Советского Союза. Если говорить в целом о ситуации, то образно можно сказать: "Несоветские дети ходят по-прежнему в советскую школу". Основное противоречие в том, что экономика страны все больше становится рыночной, а система школьного образования отстаёт от этих реалий и требований жизни.

Сегодня школа стоит перед выбором: продолжить радикальные реформы, которые создадут новую систему образования, или ждать, когда она эволюционно изменится сама?

Ученик должен быть важнейшим инвестором школы

Правительство приняло Стратегию развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы. Однако обсуждение предлагаемых реформ в СМИ, среди учителей, экспертов как индикатор высветило, что они затронули интересы различных профессиональных групп в сфере образования, детей и родителей.

В упомянутой стратегии выбор модели школы слабо отражен. Возможно, из-за неготовности власти, да и общества к внесению серьезных изменений в управление школой и всей системой образования. В документе освещены вопросы финансирования школ, родительских сборов, которые только частично меняют существующую модель государственной школы.

Последние 20 лет были переходом к рынку, но за столь короткий срок невозможно построить реальную рыночную систему экономических отношений. Остатки старой системы сохранились, и не только в экономике, но и в социальной сфере, а что еще важнее — в сознании граждан. В этом плане основой гибкости школьного образования должны стать свобода выбора способов получения образования, разнообразие методов предоставления школьных услуг, создание условий для творческой самореализации и, конечно, соблюдение стандартов в образовании.

Все это реально обеспечить, если положить в основу ряд принципов. Первый — ученик имеет право выбора способа получения образования. Второй — учитель имеет право выбора того, как предоставить свои услуги ученику. Третий — государство (регулятор и представитель общества) имеет право требовать от участников процесса образования выполнения единых требований (стандартов) школьного образования. Оно же создает условия для развития разных форм образования (включая частные) и не ограничивает возможности выбора ученика и учителя.

Ученик должен быть важнейшим инвестором школы

Гарантированное Конституцией

Переход от старой системы образования к современной труден. Здесь каждая страна ищет свой путь. В октябре 2012 года в России после долгих споров был принят в первом чтение закон "Об образовании в Российской Федерации". В нем заложены основы развития школьного образования на перспективу. Давайте сравним. В статье 3 (где заложены основные принципы государственной политики и правового регулирования) говорится: "Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

7) свобода в образовании, согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая право выбора форм получения образования и форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставляемых системой образования, предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм и методов обучения и воспитания".

Статья 45 Конституции Кыргызской Республики, касающаяся образования, гласит:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Основное общее образование обязательно.

Каждый имеет право бесплатно получить основное общее и среднее общее образование в государственных образовательных организациях.

3. Государство создает условия для обучения каждого государственному, официальному и одному международному языкам, начиная с учреждений дошкольного образования до основного общего образования.

4. Государство создает условия для развития государственных, муниципальных и частных учебных заведений.

5. Государство создает условия для развития физической культуры и спорта.

Эта статья Основного закона страны закрепляет важнейшее право гражданина на образование. Его финансирование в государственных школах осуществляется из доходов граждан, которые платят налоги и формируют бюджет страны. Но при этом каждый гражданин обязан получить основное общее и среднее общее образование.

Смысл слов "каждый имеет право бесплатно получить основное общее и среднее общее образование в государственных образовательных организациях" часто не понимается глубоко. Слово "бесплатно" означает, что за счет госбюджета, т.е. за счет налогов, собранных со всего общества. На каждого ученика госбюджет выделяет определенную сумму. Государственные образовательные организации — это принадлежащие государству и финансируемые госбюджетом учебные заведения.

На содержание школ, учителей Кыргызстана бюджетом, по данным Министерства образования и науки, в 2012 году предусмотрено около 19 млрд. сомов, 63%, или 12 млрд. сомов из них, направляются на школы. В 2012-2013 учебном году система общего среднего образования охватила около 1,13 млн. детей. У нас работают 2 204 школы с государственной формой собственности и 59 школ с негосударственной. Последние с охватом около 13 тыс. учащихся). Средства, выделяемые на образование, предполагают оплату учителям и отчисления в Соцфонд.

Перечень и объем государственных услуг образования прописан в стандартах образования, поэтому любые попытки привлечь в государственную образовательную организацию на оплату услуг по стандарту образования частное финансирование (т.е. от родителей, спонсоров и т.д.) прямо нарушает 45 статью Конституции. Всякие возможные скрытые формы финансирования, которые используются в государственной школе, чреваты уголовной ответственностью, что подтверждается действиями правоохранительных органов в отношении отдельных руководителей школ.

Ученик должен быть важнейшим инвестором школы

Массовое и индивидуальное

Надо сказать, что в условиях глобализации от человека требуется способность к постоянному самообучению и совершенствованию. Поэтому система школьного образования должна работать с каждым молодым человеком, чтобы дать ему возможность свободного выбора формы образования, которая бы отвечала его запросам и возможностям.

В то же время государство принимает на себя обязанность дать каждому человеку основное образование независимо от его материальных возможностей, места проживания и с максимальным учетом его физических возможностей. Надо четко понимать, что государственная система школьного образования направлена на обучение огромного числа школьников (по последним данным, это свыше 1 млн. детей).

Массовость обучения предполагает максимальную унификацию образовательных услуг, т.е. введение образовательных стандартов и выделение бюджетных средств для оплаты образовательных услуг. Государственная система образования нечувствительна к запросам отдельного ученика, многое здесь зависит от случайной встречи ученика с настоящим Учителем.

Противоречие между требованиями массового школьного образования и необходимостью индивидуального подхода к ученику связано с двойственностью функции образования в нашей стране: социальная и рыночная.

Наиболее четко это различие выявилось при переходе на нормативное финансирование, где бюджетные деньги выделяются на каждого ученика, т.е. монетизируется его право бесплатно получить основное общее и среднее общее образование. Выяснилось, что достаточно много бюджетных средств в образовании не связано с учеником, по сути, не направлено на его обучение.

Такое противоречие характерно для всех систем образования, где есть массовое бесплатное школьное образование. Но оно должно решаться за счет развития государственной системы школьного образования. Ведь оно является монополистом в этой сфере, и одновременным поощрением развития государственно-частного и частного образования.

В современных условиях родители учеников готовы платить за хорошее образование деньги, и немалые, но они требуют при этом качества работы учителей и организации обучения. Об этом отлично осведомлены директора государственных школ, и они стоят перед выбором — чтобы хорошо учить детей, нужны дополнительные внебюджетные средства от родителей, а это автоматически превращает их в правонарушителей, т.к. по Конституции образование в государственных школах бесплатное.

Родители готовы перевести своих детей в частные школы, но их очень мало,и цены при этом достаточно высокие. Реалии рыночной экономики вступили в противоречие с действующей финансовой моделью школьного образования. Руководство школ "выдумывает" полулегальные схемы дополнительного финансирования, а органы управления образованием стараются не замечать этого.

Более того, власти поощряют лучших директоров, успехи которых во многом обеспечены солидным родительским финансированием. Вся тяжесть нелегальных дополнительных поборов ложится на рядовых учителей и родителей. А дети получают первые жизненные уроки, что все в школе покупается и продается. Как результат происходит необратимая деформация социальных и моральных принципов у молодого поколения.

Отсюда вывод: без радикального изменения подходов к финансированию, управлению, изменению роли местной власти невозможно остановить деградацию системы школьного образования.

Ученик должен быть важнейшим инвестором школы

Финансовый ваучер

Переход части школ на нормативное финансирование — это реальный шаг в реформе образования. Впервые ученик ставится в центр системы образования, которая должна строиться вокруг него. Мы должны признать и разъяснить общественности, что бесплатное образование означает гарантию выделения государством нормативного финансирования (некоего ваучера) каждому ребенку, чтобы он получил основное образование согласно стандарту. Родители ребенка могут реализовать этот ваучер через систему государственных, муниципальных, частных школ и форм индивидуального обучения.

Фактически речь идет об образовательном капитале для каждого учащегося. Выделенные средства должны быть крепко и надолго связаны с конкретным учащимся. Для детей с особенными нуждами ваучер должен быть самым дорогим и включать дополнительные деньги из бюджета социального обеспечения. Тогда и школы будут заинтересованы в обучении таких учеников.

Свобода учащегося — это выбор вместе с родителями формы образования, и деньги должны поступать в то образовательное учреждение, в котором ребенок его получает. Если учащийся захочет получить образования вне государственных школ, то государство переведет указанную сумму в выбранное учащимся негосударственное учебное заведение. Или семья решит потратить эти средства на индивидуальное обучение своего чада.

А если родители (юридические лица и т.д.) захотят внести дополнительные средства в бюджет государственной школы и при этом не нарушить статью 45 Конституции? Тогда здесь возможно несколько вариантов легального решения этой проблемы.

1. Если школа государственная, то её бюджет формируется из суммы ваучеров учеников. Если образовательное учреждение привлекает дополнительные средства, то их необходимо внести вначале в государственный бюджет, а затем школа может получить эти средства в виде дополнительного финансирования из бюджета.

2. Обратимся к п.2 статьи 45 Конституции о бесплатном образовании только в государственной школе. А если школа не государственная, а муниципальная (как сейчас в Бишкеке), то там обучение может быть платным. Муниципальная школа может формировать бюджет школы из нескольких источников: из суммы ваучеров учеников; вклада из местного бюджета; дополнительной оплаты от родителей.

3. Третий вариант — это частная школа. Бюджет такой школы также формируется из нескольких источников: из суммы ваучеров учеников, оплаты от родителей, спонсоров и т.д.

Есть и другие варианты, юридические нюансы… Но при рассмотренном подходе финансируется отдельный ученик, а не в целом школа. Важно, что учебное заведение будет нуждаться в ученике и процесс формирования бюджета будет более прозрачным и эффективным.

Таким образом, именно ученик должен стать инвестором школы, и это должно быть ключевым принципом в новой финансовой модели системы школьного образования.

Модели управления

Но финансовый вопрос (при всей его важности) не единственный, решение которого надо основательно изменить, чтобы школьное образование стало по-настоящему эффективным. Речь идет об управлении. Поскольку образование является услугой, то муниципалитет должен закупать эту услугу по тендеру, как это и должно быть в условиях рынка.

Предлагаю следующую модель управления школой. Разделить его на две части: на управление школой как муниципальным имуществом (директор школы) и управление образовательным процессом (главный учитель). Близкая аналогия — театр, где есть директор и художественный руководитель.

Что это даст? Управление будет осуществлять директор, который отвечает за обеспечение функционирования хозяйства школы. Он будет назначаться мэрией и по статусу должен быть обязательно госчиновником, должностным, т.е. ответственным лицом. Директор не вмешивается в учебный процесс.

Также мэрия может передать управление средним учебным заведением (школами) управляющим компаниям, которые выбираются на тендерной основе. Аналогично можно решить вопрос оказания услуг школам — питание, Интернет, ремонт, уборка и обслуживание помещений и т.д. Тогда можно более эффективно использовать бюджет местных властей, выделяемый на образование.

Главный учитель будет руководить образовательным процессом, и в его выборе и оценке могут участвовать как учителя, так и родители. Главный учитель должен предложить свою программу по организации учебного процесса, индикаторы оценки реализации программы. В случае с государственной школой именно главный учитель может назначаться на основе конкурса, а затем он имеет право набора учителей. Заключается контракт с главным учителем на срок не более пяти лет. И в случае достижения высоких показателей контракт может быть продлен еще на один срок. Контракт с главным учителем может быть заключен только на два срока, это позволит обновлять кадры в школе.

Ученик должен быть важнейшим инвестором школы

Государство и бизнес-партнеры

Внедрение принципов государственно-частного партнерства — одна из наиболее приемлемых и эффективных форм взаимодействия в школьном образовании. В этой модели здание школы принадлежит муниципалитету, а предоставление образовательных услуг будет на тендерной основе оказывать юридическое лицо. Для этого учителя должны создать это самое юридическое лицо, которое как организация может участвовать в тендере на обучение учащихся. И здесь важно, что учителя перестанут быть рабами школы. Юридическое лицо может оказывать услуги в нескольких школах, гарантируя и отвечая за их качество равноценно.

Изменения в управлении такой школы позволит более точно оценить стоимость обучения учащегося в ней. Доходная часть бюджета школы будет состоять из поступлений из бюджета (число учащихся и сумма соответствующих ваучеров), это может гарантировать государство. Другой источник поступления в бюджет — оплата родителей. Так как школа является государственно-частной, то она может получать такую оплату, и это не противоречит Конституции. Родители заключают договор с юридическим лицом (организацией учителей) на получение образовательных услуг для своих детей. К тому же по Налоговому кодексу можно отнести всю сумму затрат на образование на вычеты для налогоплательщика, т.е. родителей.

Расходная часть бюджета будет состоять из содержания школы и зарплаты учителей. Стоимость услуг по текущему содержанию школы как здания и стоимость услуг по обучению будет известна и определена по результатам тендера. Отметим, что капитальные затраты не включаются в расходы на обучение для родителей!

А как же учитель?

Учитель — основа школьного образования. Но прежняя система поощрения учителей канула в Лету. Сегодня учителя по-разному пытаются выжить. При этом юридически статус учителя не сильно изменился, хотя условия труда изменились существенно, но учитель по-прежнему остается привязан к школе, к сетке часов, к бюджету, хотя требования к его работе остались по-прежнему довольно высокими.

Необходимо дать свободу учителям в выборе формы работы, дополнить новыми уже существующие. Предлагается дополнительно ввести контрактную (и/или патентную) систему работы, по которой учитель может работать в нескольких школах по своему предмету. Это позволило бы школам привлечь сильных предметников для дополнительных занятий или школьных уроков. Также возможна работа учителя по индивидуальному договору с учениками. Разумеется, при такой системе работы учителя должны придерживаться стандартов образования и не должны терять социальные льготы.

Все это сложно, но без свободного учителя, который может выбирать наилучшие формы индивидуальной работы с учеником и классом, не повысить качества обучения! Надо учесть, что часть учеников не могут заниматься в обычной школе, им требуются отдельные занятия, где нужен Учитель. Современное широкое распространение репетиторства — это признак того, что родители и учителя сами ищут выход из тесных школьных рамок.

Необходимо обязательно оставить на полном государственном обеспечении специальные школы (например, для одаренных детей, ребят с особыми нуждами и т.д.). Для выполнения своих обязательств государство должно оставить и финансировать малокомплектные школы, если нет иных возможностей для учеников получить образование.

Разумеется, государственные школы останутся самыми доступными, но должны быть и сеть негосударственных (муниципальных, частных) школ, свободные учителя, готовые работать индивидуально с учениками. Вопрос о моделях таких школ (юридический статус, распределение полномочий внутри школы, контроль власти над содержанием образования и т.д.) должен решаться отдельно. В этих моделях можно рассмотреть вопросы участия родителей в финансировании образования совместно с бюджетом.

При этом государство должно создать условия для возникновения и функционирования школ различного типа, в том числе индивидуального обучения, особенно для уязвимых слоев населения. Необходимо, чтобы условия работы частных, государственно-частных школ и муниципальных были равными, чтобы создать здоровую конкуренцию в сфере образования.

Поделиться:



49/365: Узгенский рис
Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 49/365: Узгенский рис
    Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 48/365: Крепость Кудаяр–хана
    Координаты: 39°46'19.86"N 71° 2'7.34"E Ближайшие населенные пункты: Тунук–Суу, Сары–Тала, Кан, В среднем течении река Сох принимает приток Абголь (река из озера), в устье которого, на речной террасе, приютилось одноименное ...
  • 47/365. Водопад Шаар. Падающий из горы
    Координаты: 41.062675, 76.009721 Ближайшие населенные пункты: Бирлик, Ат-Баши, Баш-Каинды, Талды-Суу, 1 мая Водопады как уникальные туристские ресурсы во всем мире привлекают миллионы отдыхающих. К водопадам прокладывают горные ...
  • 46/365: В поисках снежного лотоса
    Ближайшие населенные пункты: – Энильчек, Ак-Булун, Жергалан Координаты: Тескей-Ала-Тоо, Ак-Суйский район В Кыргызстане на высоте более 3000—4500 метров над уровнем моря растут удивительные цветы – снежные лотосы. Научное ...
  • 45/365: Журавлиное урочище- Каркыра.
    Ближайшие населенные пункты: Жергалан, Ак-Булун, Кен-Суу Координаты: 42.690883, 79.178700 Каркыра ( каз. Қарқара; в верховье — Кокжар, Джаак) — река, берущая начало в ледниках Кюнгёй-Ала-Тоо. Протекает в Кыргызстане и ...
  • 44/365: Золотая долина Сары-Джаза
    Ближайшие населенные пункты: Энильчек, Баянкол, Каркара Координаты: 42.365255, 72.275445 Есть в Иссык-Кульской области долина, которая является настоящей колыбелью человечества. Здесь можно встретить места, куда еще не ступала ...
  • 43/365: Беш-Таш : Легенда о пяти разбойниках
    Ближайшие населенные пункты: Талас, Бакай-Ата, Кум-Арык, Колба Координаты: 42.365255, 72.275445 Природный парк «Беш-Таш» сто в переводе с кыргызского означает «пять камней», находится южнее г. Таласа на северных склонах ...
  • 42/365: Комплекс Манас-Ордо
    Ближайшие населенные пункты: Ташарык, Талас Координаты: 42°31'35"N 72°22'46"E Это еще одно историческое сооружение с богатой историей, расположенное на Великом Шелковом пути на территории Кыргызстана. Кумбез находится в 22 км ...
  • 41/365: Священные камни урочища Тамга-Таш
    Ближайшие населенные пункты: Тамга, Тосор, Барскоон Координаты: N 42 06.786 E 077 31.303 На озеро Иссык–Куль туристы едут в поисках яркого солнца, прохладной воды и золотистых пляжей. Однако любители понежиться на солнышке и ...
  • 40/365: Саймалуу-Таш: Каменные страницы истории
    Ближайшие населенные пункты: Атай, Арал,Казырман Координаты: 41°10'31"N 73°48'47"E. Саймалуу-Таш в переводе с кыргызского означает «узорчатый камень»-«рисованный камень», расшитый камень. Так называется небольшое ущелье на ...

контактная информация
информация о сайте