Создать аккаунт
Главная » УЧЕБНЫЙ ГОД » Взаимные обязательства
УЧЕБНЫЙ ГОД

Взаимные обязательства

2 903


Взаимные  обязательства

Так уж в социуме сложилось, что все отношения строятся на взаимных обязательствах. Хотя порой бывает сложно выяснить, кто кому и чем обязан.

Вот, к примеру, современная школа обязана учесть запросы общества. Учителя требуют от ученика обязательного ношения в школу дневника, удостоверяющего его оценки и баллы по поведению; быть подготовленным к урокам. Чиновники разрабатывают новые образовательные программы, составляют календарно-тематические планы, адаптированные к веяниям времени. А учащиеся хотят, чтобы их пребывание в школе- своем втором доме было насыщено интересными событиями, учителя же были профессионалами и совсем не консервативными!

Сложно переоценить роль школы в воспитании и обучении подрастающего поколения и формирования будущего всего нашего общества. «Наверное, потому Школа сегодня всем «должна и обязана»,- говорит Вера Савочкина,- Но кто и чем обязан самой школе? Она живет- живет сегодня, здесь и сейчас и у нее тоже есть свои проблемы».

Взаимные  обязательства

отрапортовали

В марте 2003г Кыргызстан вошел в Европейскую сеть школ как 54-я страна. Войти-то вошли, а вот финансирование у нас далеко не европейское. Как следствие- выживать школе приходится за счет денег родителей. Заметьте, при этом каждый из педагогов в классе своем «сам себе режиссер», а директор параллельно исполняет функции завхоза. Стандартная картинка: общешкольная площадь обязана быть огорожена забором, классы и коридоры побелены-покрашены, на окнах новые жалюзи или шторы, на подоконниках –непременный атрибут-цветочные горшки. В лучшем случае - какие-нибудь часто помпезные и совсем не по назначению - новые люстры в кабинетах. Это зависит от вкусовых пристрастий классного руководителя и тяжести кошелька родителей.
Вот и слышим мы с трибун ежегодных педагогических конференций, как наши чиновники рапортуют - «в целом школы республики готовы к новому учебному году и оснащены необходимым оборудованием. Есть мел и тряпки, проведен косметический ремонт во всех школах страны».

Взаимные  обязательства

«Отделались» очередным штрафом

На прошлой неделе довелось мне присутствовать при разговоре пожарной инспекции с директором эколого-экономического лицея №65 Ольгой Владимировной Солошенко. Выясняется, что «пожарники» даже не в курсе, что в средних школах республики давно нет ставки электрика. Рубильник на электрощитке включает/выключает завхоз. «Но у него же нет допуска к работе с электроприборами?» - возмущаются инспектора.
«А что нам делать прикажете? Выкручиваемся, как умеем. И при этом исправно платим штрафы пожарной инспекции. Вот опять нас на 5 тысяч сомов оштрафовали. Лучше бы школы финансировали»,- говорит Ольга Владимировна.
«Сейчас государство махнуло на нас рукой: мол, делайте что хотите. Руководители учебных заведений в постоянной тревоге: когда же в очередной раз к ним с проверкой придут из налоговой, Счетной палаты, из других служб? Школы выживают как могут в условиях тотального дефицита, но при этом чиновники за любое нарушение пытаются «на крючке» нас держать,- возмущается преподаватель экологии Альфия Насырова.- Обидно, что при этом государство не может обеспечить даже школы столицы всем необходимым».

Взаимные  обязательства

Денег нет!

Бишкек - город, который в нарушение всех законов поставил в зависимость от состояния местного бюджета осуществление государственных программ.
По словам эксперта Асылбека Чекирова, закон об основных принципах бюджетного права содержит норму о разграничении финансирования: республиканский бюджет финансирует государственные учреждения образования, местный - муниципальные учреждения образования. Но в Бишкеке до сих пор нет подтвержденного статуса для столичных учреждений образования! Хотя образование - это государственная услуга, в Бишкеке она продолжает оплачиваться из бюджета муниципалитета. То есть ключевой проблемой является зависимость городского бюджета от решений государственных органов.
Эксперт считает, что в ближайшее время необходимо приступить к обсуждению вариантов поэтапного перевода финансирования школьного образования на республиканский уровень и исполнения требований закона о делегированных полномочиях с финансовым обеспечением школьного образования посредством трансферта.

Взаимные  обязательства

Школы без учебников и без мебели

Наибольшее количество учебников поступило в 2012 году. По данным Минобразования, в прошлом году школы были обеспечены учебниками только на 73%. Обеспеченность учебниками для школ с кыргызским языком обучения - 98%, для школ с русским языком - 64%.

По словам министра образования и науки Каната Садыкова, для полного обеспечения республиканских школ учебниками в течение 3-4 лет потребуется 600 млн сомов. Ежегодно на эти цели выделяется 100 млн сомов, при этом полным комплектом учебников удается обеспечивать только одну или две параллели.

Новую мебель получают только новые школы. А на обновление мебели во всех школах страны потребуется 927 млн сомов. Пока что на эти цели уже выделено чуть более 2% от необходимой суммы.

Взаимные  обязательства

Школы без учителей

Не может школа выполнять свое главное обязательство перед гражданами – давать им качественное образование без… учителей! На сегодняшний день в системе школьного образования наблюдается отток педагогических кадров. Профессия учителя потеряла ценность в глазах государства, общества и молодежи, она одна из самых низкооплачиваемых в стране. Старые преподаватели уходят, а молодые идти работать в школу не хотят. В будущем может случиться так, что некому будет учить наших детей.

В надежде, что хороший учитель вернется в школу, если станет получать больше; что возрастет уровень знаний учащихся и они не станут занимать последние места в международных исследованиях, в 2010 году был справедливо поднят вопрос повышения зарплаты учителям в несколько раз. Результат налицо: если в 2000 году в школах работало 69 тысяч учителей, то в 2012 году – уже 75,6 тысяч.

«Под давлением Минфина ввели почасовую систему оплаты труда учителей, которая стала зависеть только от уровня образования. Доплата за квалификационную категорию была отменена, молодой и опытный учителя стали получать одинаковую оплату за 1 час работы, а годовая урочная нагрузка была сокращена на 10%. Особенно пострадали учителя начальной школы, так как именно у них сократили наибольшее количество часов.




В итоге, по данным аналитического обзора «Состояние школьного образования в КР на сентябрь 2014 года», за 2011-2012 годы за счет сокращения учебного плана было сэкономлено 453 млн. сомов. Но вместо того, чтобы направить эти средства на стимулирование учителей, их изымают финансовые органы, игнорирующие постановлению Правительства №563 и №18.

«В итоге, решение проблем бюджетного дефицита страны за счет школьного образования привело к тому, что в 2013 году вместо притока учителей в школу начался их отток: численность сократилась до 72 тысяч человек»,- говорит Председатель Ассоциации «Союз образовательных учреждений» Гайша Ибрагимова.

Взаимные  обязательства

Дефицит педагогов — катастрофа для страны

Но, похоже, не для депутатов ГК. Горкенеш решил, что незачем баловать учителей высокими заработками.
Мэрия Бишкека сняла доплаты и надбавки горкенеша на 120 миллионов сомов. Были сняты 50–процентные доплаты учителям за статус в лучших столичных школах, - говорят в Ассоциации «СОУ», - Если в целом по республике средняя заработная плата учителей в 2012 году после повышения увеличилась в 2,2 раза, то в Бишкеке — только в 1,6 раза. Зарплаты столичных учителей стали ниже, чем у всех остальных. В 2014–м положение с оплатой труда учителей еще более усугубилось, так как в этот год расходы на заработную плату работников школ были утверждены на 170 миллионов меньше, чем в предыдущем. Дополнительно недофинансирование по бюджету 2014 года составило еще 85 миллионов сомов».

«Если в среднем по стране зарплаты составляют 13 тысяч сомов, то в Бишкеке – 11,5», –говорит вице-мэр Бишкека Айгуль Рыскулова.

Взаимные  обязательства

Школы просят

1- предоставить им право финансовой автономии и завершить перевод школ на нормативный принцип финансирования в соответствии с постановлением Правительства №315 от 05.06.2014 года.
2- восстановить школам 623 млн.сом фонда заработной платы, снятых финансирующими органами в связи с сокращением учебных планов и программ за 2012-2013 годы в сумме 453 млн. сом, в том числе по г. Бишкек 120 млн. сом, и 170 млн.сом по утвержденному бюджету на 2014 год, которые по постановлению Правительства №18 от 19 января 2011 года должны были быть направлены на формирование 20% фонда стимулирующей части заработной платы.
3- пересмотреть систему оплаты труда учителей и восстановить доплату учителям за квалификационную категорию.
4- обеспечить исполнение постановления Правительства №563 от 20.09.2011 года в части самостоятельного распоряжения поступающими средствами от оказания дополнительных образовательных услуг.
И еще многое-многое другое.

Взаимные  обязательства

Не экономьте на учителях

В системе образования города трудятся более 6 тысяч педагогов и в настоящее время по программе «Депозит молодого учителя» работают 211 молодых специалистов. Согласно информации Минфина, в Кыргызстане для повышения зарплаты учителям на 100% необходимо 14 млрд сомов, но в бюджете этой суммы нет.

«Денег нет в бюджете, учителя уходят из профессии. Тогда нужно сократить число чиновников, но не экономить на учителях», - предложила депутат Наталья Никитенко.

«Сегодня на увеличение зарплат около 1 млрд сомов должен найти Бишкек, хотя такой возможности у него нет, - сказала Айгуль Рыскулова, - Мэрия не может увеличивать расходы на образование сверх того, что позволяет городской бюджет. Сфера образования итак забирает 32% бюджета столицы. Республика должна помогать».

Бишкек - единственный город страны, чьи учреждения образования не были переданы на финансирование из республиканского бюджета в мае 2013 года. Поэтому столичные школы до сих пор финансируются по сметному принципу.

Взаимные  обязательства

Идея есть, подушевого финансирования - нет!

В основе подушевого финансирования – финансирование школ на основе норматива бюджетного финансирования. К примеру, для 4-8 классов общеобразовательной средней школы он составляет 10887 сомов/ученик/год.

В Бишкеке 94 школы, которые рассчитаны на прием 75 тысяч учеников, а их сегодня 125 тысяч! То есть они переукомплектованы в 1,5 раза. Если бы финансирование шло из республиканского бюджета, то за каждого столичного ученика в среднем платили бы по 10 тысяч сомов в год.

«Минфин не может полностью обеспечить норматив подушевого финансирования, так как имеющиеся финансовые средства покрывают лишь 88% от стандарта, - говорит замначальника городского финансового управления Бишкека Гульнара Иманбаева,- Прежде всего закрываются защищенные статьи бюджета, а остальные - по остаточному принципу».

Взаимные  обязательства

Школе – финансы, школа - показатели

На этом принципе базируется одна из ключевых проблем финансирования системы образования. «И если в целом обязательства по финансированию образования в стране и в Бишкеке выполняются, тогда можно ставить вопрос об ответственности руководителей школ и учителей за достижение результатов в сфере школьного образования,- говорит Ольга Солошенко. – Но на деле перед школой государство и город обязательства не выполняют».
Нагрузка по финансированию образования огромная. «Но если из бюджета Бишкека будут платить зарплату бюджетникам после повышения, то город может в скором времени превратиться в дотационный, - уверен Асылбек Чекиров,- За это отвечает правительство, у него есть рычаги, которых нет у города».

Взаимные  обязательства

Обязательства надо выполнять! Теперь слово за Государством!

Взаимные  обязательства

Взаимные  обязательства

Взаимные  обязательства

Текст и фото: Ирина Байрамукова


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК