Проект SPARE продолжает повышать потенциал учителей
В настоящее время в республике особенно остро стоит проблема включении в содержание образования на всех уровнях вопросов устойчивого развития и принципов зеленой экономики при постепенном формировании модели «образования для устойчивого развития».
Построение такой образовательной модели обусловлено тем, что Кыргызстан связал свой образ будущего с моделью сбалансированного устойчивого развития. Она неразрывно связана с внедрением в образовательный цикл средних школ республики опыта Проекта SPARE в Кыргызстане.
В рамках данного проекта национальный координатор SPARE – ЭД «БИОМ» систематически организует образовательные мероприятия по повышению потенциала школьных учителей: регулярные семинары, ежегодную конференцию, конкурсы школьных проектов, открытые уроки и экскурсии и прочие мероприятия, рассчитанные на то, что их участники по возвращению в свою школу начнут использовать полученные знания.
Такая деятельность ЭД «БИОМ» нашла отклик среди прочих организаций также у Департамента образования при мэрии Бишкека и у Международного общественного фонда «Инициатива Розы Отунбаевой». 14 апреля 2015 года в эколого-экономическом лицее № 65 состоялся лекторий для учителей школ Бишкека на тему «Меры энергосбережения в школах».
Данное мероприятие для учителей проводилось в рамках экопроекта «Думай глобально – действуй локально: повышение экологической ответственности среди детей и молодежи» и III Фестиваля образования, который стартует в столице Кыргызстана ровно через неделю - 24 апреля.
Идеи упомянутого экопроекта тесно перекликаются с идеями SPARE –перейти от обсуждения глобальных проблем к практическим действиям, получить ответ на вопрос: как можно удовлетворить потребность людей в энергетических услугах без чрезмерных и опасных последствий для природы и для изменения климата.
Поэтому сегодня в качестве лекторов выступали координаторы проекта «Энергосбережение для стабильного будущего» программы «Чистая Энергия» Наталья Богатова и Михаил Яковлев.
Они презентовали собственный опыт проведения энергосберегающих мероприятий в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников в современных школах в 3-х пилотных школах республики - двух городских и одной сельской.
Большая часть школьных зданий была построена в прошлом веке и характеризуется тепловым дискомфортом, недостаточным уровнем освещенности в классах. Влажность и шум также являются важными факторами внутренней среды и должны быть подконтрольными в соответствии с общей политикой создания безопасной и здоровой образовательной среды в школьных зданиях. С 2012 года была начата практическая реализация мер по повышению энергосбережения в пилотных классах школ. Компонент Проекта направлен также на разработку рекомендаций для Министерства образования и администраций школ. Данная программа была инициирована Норвежским обществом охраны природы «Друзья Земли».
Практическая реализация мер энергосбережения состояла из замены устаревших светильников на энергосберегающие в соответствии с расчетом их количества и схемы расположения по программе DIALux, причем светильники выбирались по бюджетной цене. Были также установлены в пилотных классах датчики присутствия. Также были установлены энергосберегающие стеклопакеты. Были предложены и мероприятия по улучшению воздушной среды: капитальный ремонт или обновление существующей вентиляционной системы. Но то очень дорогостоящие работы, поэтому в качестве локальных решений для отдельных помещений координаторы проекта «Энергосбережение для стабильного будущего» предложили следующие менее затратные: очистку естественных вентиляционных шахт, замену воздушных распределительных решеток, ремонт воздуховодов, замену дефлектора, установку вытяжной механической вентиляции.
«Для того чтобы выбрать наиболее подходящую систему вентиляции для школ, необходимо принять во внимание следующие понятия: качество воздуха внутри помещения, потребление энергии, комфорт пребывания в помещении детей и педагогов, потеря тепла, стоимость оборудования, расходы на монтаж и техническое обслуживание - и это только самое очевидное»,- сказала Наталья Богатова.
Лекторий продолжила координатор проекта SPARE Альфия Насырова. Она познакомила учителей школ с мероприятиями, которые проходили в эколого-экономическом лицее №65. Учащиеся под руководством координаторов ЭД «БИОМ» утепляли окна в классах и коридорах, наклеивали теплоотражающую пленку за батареями в классах и актовом зале. В процессе этой практической деятельности у них меняется сознание по отношению к вопросам сохранения ресурсов и энергии.
По окончании презентаций для учителей была организована экскурсия по школе. Участники лектория осмотрели кабинет начальных классов № 208, кабинет географии № 111 и кабинет экологии №65.
«Лекторий в ЭЭЛ №65- очень важное и нужное мероприятие для всех учителей, потому что он наглядно продемонстрировал, как на деле реализуются практические мероприятия по энергосбережению», - заключила заведующая отделом развития образования при мэрии Бишкека Ирина Владимировна Пузырева.
текст и фото: Ирина Байрамукова
Обсудим?
Смотрите также: