homesite_mapsearch



ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ (лента новостей)архив новостей
28-11-2016, 08:57
28-11-2016, 08:53
28-11-2016, 08:47
28-11-2016, 08:42
28-11-2016, 08:17
КУРСЫ ВАЛЮТ НБКР

69.0900
-0.04%
73.6707
+0.49%
1.0770
-0.76%
0.2066
+2.08%
АРХИВ НОВОСТЕЙ

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  -ЭКОstan
(фотофакты, экология, окружающая среда)
  -ВИДЕОКАТАЛОГ
(видеография)

В Международном университете Кыргызстана и Кыргызском экономическом университете в этом учебном году нет бюджетных мест в связи с переходом на самофинансирование.
  -ПОГОДА
(сегодня)
Сегодня, Сб, 03/12/2016
00:004 ⁰CБез осадков
06:004 ⁰CБез осадков
12:0013 ⁰CБез осадков
18:0012 ⁰CБез осадков
  -ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ


  -ЛИЦО ВРЕМЕНИ
  -РЕКЛАМА


  -ВРЕМЯ от ВРЕМЕНИ
(цитата)
  -ИНФОГРАФИКА

  -ВНЕ ВРЕМЕНИ
(электронная библиотека сайта)
  -ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(гость сайта)




  -ЖЫРГАЛБАЙ & ЧУЧУКБЕК
  -О ВРЕМЕНА! О НРАВЫ!
(Анэс Зарифьян, беспартийный поэт)

  -РЕКЛАМА

  -НАШЕ ВРЕМЯ
(о нас)



  -ВРЕМЯНКА
(социально-политический анекдот)
  -РЕКЛАМА

Яндекс.Метрика
ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ


Гендерное измерение образования: де-юре и де-фактоУЧЕБНЫЙ ГОД
10-01-2016, 15:08

54.146.179.146

Гендерное измерение  образования: де-юре и де-факто

Вопросы гендера в контексте устойчивого развития Кыргызской Республики в конце декабря прошедшего 2015гобсудили представители чиновничьего корпуса, педагоги, члены ОС при МОН КР и экспертное сообщество при поддержке Фонда имени Конрада Аденауэра и Европейского Союза.
Это обсуждение в рамках реализуемого проекта Европейского Союза «Содействие и мониторинг реформы образования в Кыргызстане» - серьезный шаг к актуализации гендерного вопроса и образовательной системы. Когда в республике много людей социально уязвимы и большинство из них - женщины и дети, роль системы образования крайне важна для улучшения качества жизни и социально-экономической и политической обстановки в стране. В образовании заложен огромный потенциал для улучшения жизни людей, однако Агентство Социальных Технологий указывает на проблему неравенства и разрыва в образовательных возможностях для мужчин и женщин, а также плохого доступа женщин к обучению и рынку труда.

Гендерное измерение  образования: де-юре и де-факто

Став суверенным, Кыргызстан начал присоединяться к разным международным документам: Всеобщей декларации прав человека 1948г, Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 года; Международному Пакту о гражданских и политических правах 1966 года и Факультативным Протоколам к нему; Пекинской Декларации и Платформе действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин 1995г; Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г; Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989 г; Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года; Конвенции о правах ребенка 1989 г; Целям в области устойчивого развития 2015 года.

Гендерное измерение  образования: де-юре и де-факто

Но де-факто негативные социальные экономические характеристики – нищета, болезни, недоедание, невежество касаются прежде всего женщин. Появилось даже такое понятие как «феминизация бедности»: в Кыргызстане средняя заработная плата женщин на 25% ниже зарплаты мужчин, а среди безработных также значительно преобладают женщины.

Гендерное измерение  образования: де-юре и де-факто

Доцент КРСУ Надежда Пригода говорит: «Поскольку только 13,4% от количества 3-6-летних детей охвачены детским дошкольным образованием из-за нехватки детсадов, то женщины вынуждены оставаться с детьми и претерпевать снижение собственной экономической активности, терять квалификацию. В будущем это скажется как на ее трудоустройстве, так и карьерном продвижении и заработной плате».
А декларируемые де-юре условия для получения каждым ребенком с ограниченными возможностями здоровья качественного дошкольного и школьного инклюзивного образования де-факто оборачиваются тем, что матери вынуждены пожизненно по уходу за такими детьми сидеть дома.

Гендерное измерение  образования: де-юре и де-факто

Таким образом, сама экономическая ситуация в КР создает определенные негативные «гендерные эффекты» и способствует поддержанию гендерных стереотипов, мол, женщина- прежде всего домохозяйка, а ее успехи на рабочем месте воспринимаются скорее успехом весьма относительным. Особенно это касается жительниц сельской местности, где традиционно сохраняется патриархальный уклад в семьях. К сожалению, эксперты констатировали, что такой взгляд на роль женщины в обществе закрепляется уже на уровне учебной литературы.
Так что наличие определенного процента женщин в парламенте или в правительстве не отражает реальную ситуацию с гендерным неравенством. Де-факто проблем у страны в этой сфере остается множество. Это и дискриминация на рабочем месте, и насилие в семье и в обществе, и отсутствие экономических возможностей для женщин, и неравенство в доступе к ресурсам и т.д. и т.п.

Гендерное измерение  образования: де-юре и де-факто

Гендер предполагает, что личностное развитие женщин понимается в качестве условия личностного развития мужчин и наоборот – личностное развитие мужчин есть предпосылка женского роста и участия. В результате выигрывает все общество, получая возможность вовлечения громадного потенциала пока неиспользованных творческих сил и возможностей. Но наше общество никак не может отказаться от традиционного взгляда на женщин как на уязвимый слой населения и перейти к признанию полноправного участия женщин во всех социальных программах и проектах в качестве индивидуальностей и творческих личностей.

Гендерное измерение  образования: де-юре и де-факто

Эксперты усматривают прямую связь между наличием гендерного равенства и устойчивым развитием, указывая, что гендерная проблема - это проблема развития. А развитие зависит от качества образования, которое, во-1х, ответственно за трансляцию стереотипов, а во-2х, имеет возможность переориентировать сознание, воспользовавшись вновь конструируемыми образцами и моделями гендерных взаимоотношений.
Директор АСТ Зульфия Кочорбаева, говоря о взаимосвязи гендера и образования, отмечает, что женщины в нашем обществе в целом более образованы, чем мужчины: и в школе, и в вузе представители женского пола лучше учатся, получают более высокие отметки, в том числе по математике, физике, химии, черчению и другим предметам, традиционно считающимися «мужскими направлениями». Но, по ее словам, как это ни парадоксально, весь этот потенциал в дальнейшем не реализуется или реализуется только частично.

Гендерное измерение  образования: де-юре и де-факто

Исследования АСТ показали, что сегодня в ВУЗы поступают намного меньше девочек, чем мальчиков. Часто это происходит по вине родителей, решающих, что дочери важнее выйти замуж и родить детей, а сыну - найти достойную работу, - продолжает З. Кочорбаева, - Вот отсюда и разница, которую мы видим на рынке труда между мужчинами и женщинами. Или другой пример: государство тратит намного больше средств на обучение мужчин, нежели женщин, хотя сегодняшняя тенденция такова, что неуклонно растет число женщин, желающих поступить в спузы. Постепенно гендерные процессы происходят в направлении сокращения социальной дистанции между мужчинами и женщинами».

Гендерное измерение  образования: де-юре и де-факто

Сложно переоценить роль гендерных аспектов образования в устойчивом развитии общества. Чем выше уровень образования матери - тем выше и уровень развитии ее ребенка, а впоследствии- активного гражданина страны. Кандидат юридических наук Надежда Пригода говорит о том, что посещение детьми всевозможных обучающих программ коррелирует с уровнем образования матери: дети матерей с высшим образованием почти в 2 раза чаще помещают такие программы по сравнению с матерями, имеющими основное общее образование.

Гендерное измерение  образования: де-юре и де-факто

Одновременно член ОС при МОН КР Айнура Тентиева указывает на прямо противоположную ситуацию, имеющую место даже не в отдаленных регионах республики, а в 40 км от столицы. Она озвучила неутешительные итоги посещения ряда общеобразовательных школ: если в 1 классе уроки посещают практически все ученики, то уже в 8 классе на уроках практически нет девочек, при этом они не записаны в классных журналах как отсутствующие! Причина в том, что верующие родители не отпускают дочь учиться, есть случаи, когда дети работают. « А так как по Закону об образовании в КР гарантируется образование только с 1 по 9 классы, то уже в 11 классе на уроках вообще не было половины учеников, а вместо положенных шести уроков проводились только три! Это вопиющая ситуация, которую школьная администрация объясняет отсутствием учителей-предметников!»
«Опять мы видим, что на бумаге гарантируется образование и культивируется формирование всесторонне развитой личности, но при этом за 24 года Независимости в стране так и нет официальной статистики, сколько же в республике медресе, сколько детей и подростков обучаются там, какого качества там дается образование»,- возмущена учитель истории школы № 24 Кайры Куйкеева.

Гендерное измерение  образования: де-юре и де-факто

По мнению представителя АЦПГО Татьяны Темировой, религиозная принадлежность не должна делать человека дезадаптивным, культивировать в нем гендерные предрассудки, предубеждения, стереотипы и стандарты, укорененные в человеческой психике посредством усвоения определенных норм, образцов и национальных обычаев. Гендер не на словах, а на деле означает прежде всего выход на самый глубинный пласт гендерной проблематики – к трансформации психологии, но в школах республики не хватает школьных психологов. В селах ОМСУ пытаются подменить их соцработниками, но те очень далеки от профессии психолога.
Подобные примеры говорят о том, что при стратегическом планировании и в образовании для Устойчивого Развития важно учитывать гендерные аспекты по трем компонентам. Это равный доступ граждан к социальным благам, равные права на участие в экономической деятельности и равные права на безопасную окружающую среду.
Пол и социум, тесно переплетаясь, формируют гендерные особенности каждого из нас. И чем больше будет образованных людей в обществе, как мужчин, так и женщин, тем сильнее будут нивелироваться этнические и религиозные различия, люди станут толерантнее.

Гендерное измерение  образования: де-юре и де-факто

Участники круглого стола в ходе активной дискуссии пришли к выводу о необходимости включать гендерные задачи и индикаторы в среднесрочные планы действий МОН КР, сделать гендерный анализ школьных учебников, модернизировать учебные модули повышения квалификации учителей с учетом гендерных аспектов педагогики, также ввести в вариативную часть учебных планов ВУЗов формирование гендерной компетенции и т.д. Цель этой работы - формирование современных гендерных моделей самосознания и типов поведения.

Гендерное измерение  образования: де-юре и де-факто

Гендерное измерение  образования: де-юре и де-факто

Текст и фото: Ирина Байрамукова

Поделиться:



49/365: Узгенский рис
Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 49/365: Узгенский рис
    Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 48/365: Крепость Кудаяр–хана
    Координаты: 39°46'19.86"N 71° 2'7.34"E Ближайшие населенные пункты: Тунук–Суу, Сары–Тала, Кан, В среднем течении река Сох принимает приток Абголь (река из озера), в устье которого, на речной террасе, приютилось одноименное ...
  • 47/365. Водопад Шаар. Падающий из горы
    Координаты: 41.062675, 76.009721 Ближайшие населенные пункты: Бирлик, Ат-Баши, Баш-Каинды, Талды-Суу, 1 мая Водопады как уникальные туристские ресурсы во всем мире привлекают миллионы отдыхающих. К водопадам прокладывают горные ...
  • 46/365: В поисках снежного лотоса
    Ближайшие населенные пункты: – Энильчек, Ак-Булун, Жергалан Координаты: Тескей-Ала-Тоо, Ак-Суйский район В Кыргызстане на высоте более 3000—4500 метров над уровнем моря растут удивительные цветы – снежные лотосы. Научное ...
  • 45/365: Журавлиное урочище- Каркыра.
    Ближайшие населенные пункты: Жергалан, Ак-Булун, Кен-Суу Координаты: 42.690883, 79.178700 Каркыра ( каз. Қарқара; в верховье — Кокжар, Джаак) — река, берущая начало в ледниках Кюнгёй-Ала-Тоо. Протекает в Кыргызстане и ...
  • 44/365: Золотая долина Сары-Джаза
    Ближайшие населенные пункты: Энильчек, Баянкол, Каркара Координаты: 42.365255, 72.275445 Есть в Иссык-Кульской области долина, которая является настоящей колыбелью человечества. Здесь можно встретить места, куда еще не ступала ...
  • 43/365: Беш-Таш : Легенда о пяти разбойниках
    Ближайшие населенные пункты: Талас, Бакай-Ата, Кум-Арык, Колба Координаты: 42.365255, 72.275445 Природный парк «Беш-Таш» сто в переводе с кыргызского означает «пять камней», находится южнее г. Таласа на северных склонах ...
  • 42/365: Комплекс Манас-Ордо
    Ближайшие населенные пункты: Ташарык, Талас Координаты: 42°31'35"N 72°22'46"E Это еще одно историческое сооружение с богатой историей, расположенное на Великом Шелковом пути на территории Кыргызстана. Кумбез находится в 22 км ...
  • 41/365: Священные камни урочища Тамга-Таш
    Ближайшие населенные пункты: Тамга, Тосор, Барскоон Координаты: N 42 06.786 E 077 31.303 На озеро Иссык–Куль туристы едут в поисках яркого солнца, прохладной воды и золотистых пляжей. Однако любители понежиться на солнышке и ...
  • 40/365: Саймалуу-Таш: Каменные страницы истории
    Ближайшие населенные пункты: Атай, Арал,Казырман Координаты: 41°10'31"N 73°48'47"E. Саймалуу-Таш в переводе с кыргызского означает «узорчатый камень»-«рисованный камень», расшитый камень. Так называется небольшое ущелье на ...

контактная информация
информация о сайте