Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ » Страховой рынок Кыргызской Республики
ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ

Страховой рынок Кыргызской Республики

17 490


Страховой рынок Кыргызской Республики

Страховой рынок Кыргызской Республики сегодня незаслуженно обойден должным вниманием со стороны Государства. Он представлен всего 14-ю страховыми организациями (из них две перестраховочные), в их числе 5 организаций с участием нерезидентов (с российским, казахским, английским капиталом).

ОАО СК «Ак-Жол» - 100 % Кыргызский капитал
ЗАО СК «АТН Полис» - 100 % Кыргызский капитал
АООТ СК «Дос-Инвест» - 100 % Кыргызский капитал
ЗАО Дочерняя организация «Нефтяная страховая компания» - 100 % Казахский капитал
ЗАО СК «Здоровье» - 100 % Кыргызский капитал
ОАО СК «Кыргызстан» - 100 % Кыргызский капитал
САО «Кыргызинстрах» - 93 % Российский капитал
ЗАО СК «Росстрах - Кыргызстан» - 100 % Российский капитал
ЗАО «Инкомполис» - 100 % Кыргызский капитал
ЗАО «Лондон-Бишкек - 100 % Английский капитал
ЗАО «Мега Иншуренс Групп» - 100 % Кыргызский капитал
ЗАО «Страховой резерв» - 100% Английский капитал
ЗАО СК «ФКБ Иншуренс» - 100 % Кыргызский капитал
ЗАО СК «Фаворит» - 100 % Кыргызский капитал


7 компаний на сегодня имеют уставный капитал свыше 50 млн сомов. На сегодня государственных страховых компаний в республике нет, а над действующими страховыми компаниями, осуществляющими 84 вида добровольного и 4 вида обязательного страхования, ведется государственный контроль со стороны Госфиннадзора.

Страховой рынок Кыргызской Республики
Страховой рынок Кыргызской Республики

Бурул Калматова, начальник отдела развития страхования Госфиннадзора, говорит, что культура страхования в обществе только формируется. Так, объем страховых премий по обязательным видам страхования гражданской ответственности за январь – май 2011 года составил лишь 11,8 млн. сомов или 9,6 % в общей сумме страховых премий республики. Страховыми организациями было охвачено всего 135 хозйствующих субъектов.
« А порой у отечественных предпринимателей отмечается непонимание вплоть до полного игнорирования законов рынка страхования. Это объясняется прежде всего уже тем, что информация преподносится сугубо юридическим языком, тексты договоров часто непонятны для простого обывателя, недопонимающего, к примеру, разницу в понятиях «страховая сумма» и «страховая премия». Если, например, взять полисы английской страховой компании, то вся информация изложена доступным для клиента языком,- говорит Калматова,- В развитых странах люди с детства знают, какие преимущества дает страховка».

Институт страхования в Кыргызстане после ликвидации времен Союза надежного Госстраха долгое время пребывал в зачаточном состоянии. До 2008г в КР обязательное страхование было не развито - существовал лишь 1 вид обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, призванных на учебные и специальные сборы. Да и то в последние 3 года практически он не действовал, так как бюджет не выделял на это средства. Страховыми компаниями осуществлялись только добровольные виды страхования.

Страховой рынок Кыргызской Республики
Страховой рынок Кыргызской Республики

Именно обязательное страхование – приоритетный продукт, предлагаемый сегодня рынку. Оно устанавливается законом, согласно которому указан перечень объектов, подлежащих автоматическому обязательному страхованию. Законы обязательного страхования гражданской ответственности приняты в целях эффективного возмещения ущерба населению, хозяйствующим субъектам и предприятиям, а также природным ресурсам, а также в целях защиты интересов и прав потерпевших лиц, страхователей от причинения вреда в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф. Страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи - вносить причитающиеся страховые платежи.

Виды обязательного страхования продиктованы самой жизнью.

С 2006 по 2011гг на территории КР выявлено 4402 ДТП, 876 из которых закончились летальным исходом ( против 800 из 3911-ти случаев в 2006г). Отмечается динамика роста ДТП, а вместе с этим и частичного повреждения, а также хищения или пропажи багажа и ручной клади. Ситуация усугубляется увеличением количества автомашин, приобретенных на вторичном рынке (сроком использования более 10 лет), низким уровнем культуры вождения, общим состоянием дорог.

Страховой рынок Кыргызской Республики
Страховой рынок Кыргызской Республики

Рост числа дорожно - транспортных происшествий 2010 года по отношению к 2005 году отражен в таблице:

Вид транспорта 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2010 в % к 2005
Легковой 202520 220359 229644 318018 348 497 346473 171,1
Грузовой 42679 41566 41716 50506 52 397 50720 118,8
Автобусы, микроавтобусы 17580 18481 17781 20733 20 838 21732 123,6
Мотоциклы 10485 10307 9315 11330 9 123 7744 73,8
Итого: 273264 290713 298456 400587 430855 426669 156,1


Страховой рынок Кыргызской Республики
Страховой рынок Кыргызской Республики




Естественно, эта ситуация стимулирует обязательный вид страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.

Согласно информации ГУБДД МВД КР за период с 2006 года по 2010 год по Кыргызстану количество выданных разрешений на перевозку опасных грузов составило 2191 разрешений. Транспортировка опасных грузов представляет потенциальную опасность для населения и окружающей среды. Целью страхования гражданской ответственности перевозчика взрывчатых, ядовитых (токсичных) ; радиоактивных и инфекционных, едких и коррозийных, окисляющихся веществ и органических перекисей; сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов; легковоспламеняющихся жидкостей, веществ и материалов является обеспечение защиты жизни, здоровья, материальных ценностей третьего лица и окружающей среды посредством осуществления страховых возмещений в случае инцидента с опасным грузом в процессе его доставки от отправителя к получателю по территории Кыргызской Республики.

Страховой рынок Кыргызской Республики
Страховой рынок Кыргызской Республики

Согласно представленной информации Министерством природных ресурсов Кыргызской Республики сегодня насчитывается 16566 опасных производственных объектов, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;
получаются расплавы черных, цветных металлов, горных пород и сплавы на основе этих расплавов;
используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды 115 град. Цельсия и выше;
используются стационарно установленные и передвижные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
получаются, образуются, перерабатываются, используются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, реализуются воспламеняющиеся, горючие, окисляющие, взрывчатые, токсичные и радиоактивные вещества; порядок отнесения к опасным производственных объектов, на которых используются указанные вредные и опасные вещества, устанавливается Правительством КР;
ведутся захоронения отходов горно-металлургического производства, содержащих вещества, опасные для жизнедеятельности человека и окружающей среды.

Страховой рынок Кыргызской Республики
Страховой рынок Кыргызской Республики

Аварии на этих объектах чреваты причиненным жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, а также окружающей среде значительным ущербом. Статистика аварий выглядит так: 2006год- 2 аварии, 2007г-6 аварий, 2008г-0 аварий, 2009г-4 аварии, 2010г-1 авария. В результате травмы получили 114 человек, их них 44 закончились летальным исходом.

Значит, нужен обязательный вид страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Размер страховой суммы зависит от типа опасных производственных объектов.

Обязательный вид страхования гражданской ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей означает поворот в сторону непреходящих ценностей: жизни, здоровья, имущества людей. Соответственно, и доказанное внимание, ответственность и оперативное исполнение обязательств перед каждым клиентом – владельцем крупного бизнеса, фермером, автолюбителем либо домохозяйкой.

Страховой рынок Кыргызской Республики
Страховой рынок Кыргызской Республики

По словам Бурул Калматовой, на сегодня разработан Проект Закона Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» с целью защиты прав и законных интересов пострадавших на возмещение причиненного вреда при эксплуатации транспортных средств и интересов самих владельцев транспортных средств, застраховавших свою ответственность. Его принятие
не допустит использование на территории Республики транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим законом обязанность по страхованию своей гражданско-правовой ответственности;
обеспечит непрерывность действия обязательного страхования в течение всего срока эксплуатации транспортного средства на территории Кыргызской Республики;
экономически заинтересует владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения;
обеспечит всеобщность и обязательность страхования гражданско-правовой ответственности владельцами транспортных средств;
гарантирует возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в установленных настоящим Законом пределах.

«Сегодня мы видим приоритетным именно реальное страхование, необходимое кыргызстанским компаниям и простым гражданам . Полагаю, что в этом непростом направлении у нас большие перспективы»,- сказала Бурул Калматова.

Соб.корр Time.kg : Ирина Байрамукова

Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК