Оружие против бедности
Вы скажете - деньги? Разумеется, но только у них есть свойство когда-нибудь заканчиваться. Во всеоружии только тот, кто умеет управлять своими финансами и умеет принять верное решение для защиты своих материальных интересов. И в этом вопросе публикации в прессе смогут стать тем незаменимым помощником. Но, согласно анализу печатных изданий СМИ Кыргызстана, проведенному Институтом политики развития, печатные СМИ наших соседей РФ и РК более насыщены экономическими материалами.
Для сравнения. В России доля экономических статей в общем объеме статей -23%, в США и Кыргызстане - 18%, в Казахстане – 13%. Однако в « народных» СМИ КР доля экономических статей всего 3%, что в 4 раза меньше, чем в СМИ РФ.
Также по широте охвата тем чисто экономические издания существенно отстают от своих соседей и США. Отражение находят преимущественно экономические новости и макро-аналитика, подборки из Интернета. В КР авторов в 20 раз меньше по сравнению с США, в 3 раза меньше по сравнению с Казахстаном и в 5 раз меньше, чем в России.
Настоящее исследование организовано Пресс-клубом Кыргызской фондовой биржи и Институтом политики развития в целях получения количественных данных, позволяющих выявить объективные показатели, характеризующие уровень развития экономических СМИ и предоставления экономической информации через средства массовой информации в 4-х странах – КР, РК, РФ и США.
«Свыше 1,2 млрд жителей Земли имеют доход менее одного доллара в день… Чтобы побороть бедность, нужно обеспечить доступ к информации и существенно повысить ее качество. Осведомленным людям проще сделать правильный выбор…»-считает Джемс Д. Вулфенсон.
«Бедность порождена неграмотностью, нестабильность порождена бедностью. Бедность же не в карманах, а в головах. Всему взрослому населению нашей страны пора понять, что социальная защита предназначена для тех, кто не может позаботиться о себе сам: ЛОВ, детей, некоторых других категорий граждан. Остальные должны сами строить свое настоящее и будущее, пользуясь возможностями, предоставляемыми рыночной экономикой в справедливом государстве. Финансовая грамотность граждан – это фактор стабильности страны»,- говорит директор Института политики развития Надежда Добрецова.
Ежедневно каждый человек сталкивается с экономикой, порой не задумываясь об этом. Жизнь показала - максимальный доступ к общественным благам получают наиболее образованные и информированные. Те же, кто не понимает рыночной экономики, не видят причин неравного распределения благ, а невежественные чаще демонстрируют в обществе гиперактивность на политическом поле.
Как сказал еще в 18 веке шотландский философ и экономист Адам Смит, « пустые и малодушные люди нередко обнаруживают перед своими подчиненными и окружающими припадки гнева и воображают, что высказали этим свое мужество…».
Кыргызстан уже несколько лет в своем развитии демонстрирует всеми миру череду потрясений. Все это признаки пробуждения в обществе интереса к экономике и процессам, связанным с ее развитием или застоем.
«Вооружить» гражданское общество против вызванных нищетой политических кризисов может экономическая журналистика. Согласно исследованиям Пресс-клуба КФБ, сегодня аналитические передачи и статьи об экономике занимают в Кыргызстане от 30 до 50-ти процентов эфирного времени, новостной ленты либо газетных полос самых массовых и популярных изданий.
«Экономическая журналистика- это поиск, анализ, изложение информации об экономике так, чтобы ориентировать любого члена общества вне зависимости от его социального статуса,- говорит журналист Лариса Ли,- Но чтобы для журналиста экономика не оказалась только сухой теорией и сводом цифр, а ежедневной реальностью, ему надо тоже быть компетентным».
В этом готова помочь Субботняя школа «Освещение отраслевых тем в СМИ», проводимая в рамках проектов ФСК и CIPE. У журналистов появился шанс получить ответы на интересующие его вопросы, касающихся многих отраслей промышленности, сельского хозяйства, культуры, медицины, образования. Включение аналитики и экономических показателей в казалось бы далекие от экономики темы ( религия, спорт, социум, право, экология и пр.) делает материал более « измеримым» во времени и пространстве. И подобный фактологический образ мышления журналиста, помноженный на эмоциональность, и делает его материал более энергоемким и «живым».
А чтобы экономика стала еще понятнее, субботняя школа включает в программу дискуссии, обсуждение статей и даже практические занятия. Теперь ее участникам легче станет разбираться в сложных и запутанных вопросах энергетики, водных проблем, горнодобывающей отрасли, пищевой промышленности и многом другом.
«Субботняя школа - еще один шаг к финансовой грамотности всего общества, получающего информацию от журналистов,- сказал экономист Телек Огобаев,- а значит, к его стабильности».
Соб.корр Time.kg : Ирина Байрамукова
Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg
Обсудим?
Смотрите также: