Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ » Интеграционное объединение: Все плюсы и минусы
ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ

Интеграционное объединение: Все плюсы и минусы

6 489


Интеграционное объединение: Все плюсы и минусы

Как следствие — проблемы, связанные с коррупцией, пронизавшей все слои общества, воспринимаются не более как данность. Зато топчется на месте медицина, падает (качество) образование, трещит по швам ЖКХ, неравномерность в потреблении и ускоряющееся от президента к президенту расслоение общества на богатых, бедных и нищих грозит социальными и техногенными потрясениями. Власть же, ублажающая люмпенов, потакающая ей, оседлав её как двигатель возможных революций, на (драгоценное) время утеряла ориентиры.

Зато многочисленные круглые столы вокруг прав человека, оттеснив его обязанности, также успешно оттенили цели, низвели до второстепенных задачи созидания и развития страны. В сутолоке протестных настроений, кажется, никому нет дела, что будет со страной в ближайшей перспективе, нынешнем десятилетии, веке. Разумеется, это не так. Патриотов в истинном смысле этого слова в трудные времена меньше не стало. И пусть в стране перманентно неспокойно, избран Президент, сформирована правящая теперь уже из четырех партий коалиция, настал таки черед подумать об экономике и позаботиться о людях.

1/8 часть суши как точка опоры

Будущий кандидат в президенты Атамбаев в апреле прошлого года порадовал вестью о грядущем вступлении Кыргызской Республики в Таможенный союз. Был ли это предвыборный ход или убеждение на века – покажут годы его президентства. Ведь никого не удивляет, что кыргызским президентам принято доверять, но проверять. И это лучше, чем не доверять, но проверять и уж тем более лучше, чем не доверять и не проверять. Однако, если судить по итогам выборов, то стратегическое (и прежде всего экономическое) партнерство с Россией оказалось по душе подавляющему большинству кыргызстанцев.

Тем не менее, положа руку на сердце, зададимся вопросом, что приобретет и потеряет наша страна, вступив в Таможенный союз, в Единое экономическое пространство и затем уже в Евразийский экономический союз. Опыт Евросоюза, где малым по европейским меркам странам приходится туго, ныне у всех на устах. Даже колыбели европейской цивилизации грекам в последние годы фартит, как утопленникам. Уж если политкорректные после второй мировой войны немцы ничтоже сумняшеся предлагают продать им пару островов в счет покрытия долга, то впору задуматься, а не повторится ли вновь в нашей истории ситуация с Узенгу-Кууш и Каркыра.

Здесь, правда, будет уместно вспомнить, что упомянутые территории оказались утеряны в результате так называемой демаркации границ и в годы абсолютного никем не оспариваемого суверенитета. А потому возьмем на себя смелость утверждать, что стратегический союз с Россией требует рассмотрения всех возможных сценариев, наиболее вероятными из которых видятся следующие три:

•сценарий первый — входить в Таможенный союз не следует;

•сценарий второй — входить следует, тщательно просчитав таможенные тарифы и со-хранить преференции по отдельным направлениям на 7-8 лет;

•сценарий третий — полная инвентаризация отношений, политические и экономические гарантии, преференции на переходный период, стратегический союз независимых государств. Остановимся отдельно на каждом из возможных сценариев.


Интеграционное объединение: Все плюсы и минусы

Первый сценарий. «В Таможенный союз не входить».

Отказ от вхождения в Таможенный союз сулит вполне предсказуемые последствия.

Во-первых. Безусловное подорожание горюче-смазочных материалов вследствие введения странами Таможенного союза вывозных пошлин. Учитывая наличие в себестоимости любого товара расходов на топливо, можно ожидать дальнейшего снижения конкурентоспособности наших товаров на внешних рынках.

Во-вторых.
Все «прелести» отказа от вхождения в ТС ощутят на себе наши трудовые мигранты, режим пребывания и работы которых по понятным причинам ужесточатся. Соответственно, уменьшатся трансферты, которые по разным оценкам достигают порядка 2 млрд. долларов, из них 1,2 млрд. — через системы денежных переводов.

В-третьих.
Реэкспортный характер нашей экономики постепенно будет сходить на нет в силу повышения качества китайских товаров и роста ее себестоимости. Рабочая сила в Поднебесной в качестве конкурентного преимущества не есть постоянный фактор. Уже сейчас подушевой ВВП Китая составляет 6,4 тыс. долларов США (данные за 2010 год). Сравните с нашими 1 052 долларами на душу населения (за 2011 год).

В-четвертых. Порядка 70% выданных лицензий на природные ископаемые принадле-жат китайским бенефициарам. Такая избыточная концентрация месторождений в одних руках обрекает нашу страну на роль сырьевого придатка.

В-пятых. Дальнейшее падение уровня образования, медицинских услуг ведут к понижению качества жизни и лишают страну шансов не только на инновационное развитие, но и на типовую модернизацию. А ведь недоинвестированные на всех стадиях человеческие ресурсы Кыргызстана — не более чем фундамент пирамиды Маслоу.

В-шестых.
Не войдя в Таможенный союз, мы так и не узнаем, что в идеале представляет собой сбалансированный бюджет для Кыргызстана. Согласитесь, было бы интересно взглянуть на бюджет с позиции, каковым должно быть абсолютное финансирование той или иной статьи бюджета. Ведь то, что сегодня является предметом гордости, скажем, финансирование школы, на самом деле составляет едва 44% от самых скромных потребностей. К слову, наш пограничник, куда хуже оснащенный, нежели визави из соседних стран, сегодня ответственен за втрое большую территорию. И после этого вы полагаете, граница на замке?

В-седьмых.
Безопасность нашей страны покоится исключительно на самоотвер-женности наших вооруженных сил и предполагаемых ополченцев. Авиации как таковой нет — ау, Герман Серапионович* и деловой проект «Канат», обмундирование преимущественно гуманитарное, военная доктрина и вовсе из разряда «Манас нам не простит». Кыргызстан, содержащий в себе всю таблицу Менделеева, не должен быть лакомым и беззащитным предметом вожделения для странрейдеров и международных авантюристов. Пусть мы не богаты золотом, как индейцы майя, но вспомните, чем закончилась для них неспособность противостоять алчным конкистадорам. Да и трагическая судьба нашего на все времена премьера Насирдина Исанова должна послужить всем нам уроком.

В-восьмых.
Никто не спорит, бороться с наркотрафиком надо. Кто-то обрадуется: после революции ловить стали больше. Но объективности ради — ввозить тоже стали больше. Ловим же то, что попадает на местный рынок, а то, что трафиком, то прямиком в Казахстан, далее в Россию и Шенген. Погранцов винить при этом не за что, они своим неприкаянным присутствием нам хоть напоминают, где физически находятся границы государства, так сказать, рекогносцируют нас на месте. Зато сигналов о том, что сращивание наркобаронов и отдельных силовиков имеет место, хоть отбавляй.

В-девятых.
В Кыргызстане, как известно, лишь шесть процентов земли относится к по-севным, остальное — горы. Порядка шестидесяти процентов населения живут на селе. Там же и работают. Вот только сельскохозяйственной техники год от году меньше и меньше. Что-то за эти годы подбрасывала Россия, несколько чаще товарными грантами балует Китай. По оценкам же Всемирного Банка, потребность аграриев в сельскохозяйственной технике исчисляется суммой 400 млн. долларов. Что касается минеральных удобрений, то проблема стыдливо замалчивается бравадой о высокой экологичности нашей продукции.

В-десятых. Не войдя в ТС и далее ЕЭС, мы легко на радость жарма-патриотам сохраним нашу самобытность. И даже ее приумножим. Если не повезет, то до первозданного состояния. Будет ли наша самобытность воспринята в миру как наша отсталость, сказать не беремся — при иной системе координат и оценивать-то сложно. А вообще уповать на самобытность как некий спасительный круг, когда весь мир на всех парах развивается, могут только очень недалекие люди.

В-одиннадцатых.
Проведение эффективной межнациональной политики в условиях скудости финансовых возможностей представляется крайне затруднительным. Этот вопрос уже сегодня представляет серьезную проблему для безопасности страны, вызовом миру и стабильности в республике. Согласно карте МВД КР, сегодня есть 147 очагов межнационального напряжения, из них 29 крупных.

Интеграционное объединение: Все плюсы и минусы

Второй сценарий. «В Таможенный союз следует войти, согласовав таможенные пошлины и добившись преференций на 7-8 лет по отдельным направлениям».

Собственно, это и озвучил глава государства во время своего первого официального визита в Турцию. Не будем строги, ведь не исключено, что озвучил толику. Но если говорить о сценарии, то такой вариант выглядит половинчатым. Ограничившись расщеплением та-моженных сборов, мы окажемся вне всяких программ развития. Надо учитывать, что Евросоюз — монетарный союз, а Таможенный союз имеет наполовину фискальную основу.

Но получив преференции на 7-8 лет при условии согласия не только России, но и Казахстана с Белоруссией, мы за семь-восемь лет должны уйти от реэкспорта, по сути, перестроив экономику и нарастив производственные мощности.

Подразумевается, что уровень инвестиций в страну (не путать с кредитами) должен быть порядка полутора миллиардов в год, причем в секторы, не связанные с разработкой месторождений. (Сегодня в Казахстане подушевой ВВП составляет 11,3 тысячи долларов США, в России — 12,2 тысячи долларов США, в Кыргызстане — 1,05 тысячи долларов США.) По опыту предыдущих лет рискнем предположить, что коренной перелом в деле привлечения прямых инвестиций – дело не одного дня, и даже не 5-7 лет. Требуются десятилетия самоотверженного труда, прежде всего умственного. Пока же предпосылок к этому явно недостаточно.

В лучшем случае, есть индивидуумы, но вот с тиражированием – сплошь беда.

Интеграционное объединение: Все плюсы и минусы

Третий сценарий. «Полная инвентаризация отношений, политические и экономические гарантии, преференции на переходный период, стратегический союз независимых государств».

Сразу оговоримся, Россия заинтересована в Кыргызстане (и не только). 1/8 часть суши кровно заинтересована в дружественном окружении стран. Превращение КР в очаг перманентно тлеющей нестабильности — худший сценарий для России. Кроме того, Россия — глобальный игрок в геополитическом плане. Собирая то, что ранее было бездумно расплескано, теперь уже на принципиально иной основе, Россия покупает билет мировой державы. 141-миллионная Россия (2% населения мира) исторически занимает восьмую часть суши. Опыт же совместного проживания в советском государстве убедительно доказывает, что Кыргызстан как страна-буфер вполне комфортна для России и далее.

Собственно, около полумиллиона граждан Кыргызстана, работающих сегодня в России от Москвы до Новосибирска и Якутии, также не считают Россию для себя чужбиной. Форсировав создание Таможенного союза, а с 1 января 2012 года и Единого экономического пространства, Кремль вплотную подошел к процессу определения взаимоотношений с Кыргызстаном. Понимая общность и неконфликтность целей с Россией, Кыргызстан вправе открыть новую интеграционную страницу своего участия в ТС, ЕЭП и ЕЭС. Для этого считаем важным «полную инвентаризацию отношений, политические и экономические гарантии, преференции на переходный период, стратегический союз независимых государств».




Было бы наивным полагать, что протоколы межправкомиссий хоть как-то очерчивают перспективы подобного союза. А потому Кыргызстан обязан в ближайшее время выработать свои ориентиры на десятилетия. И затем бок о бок с Россией, так сказать, при полном непротивлении сторон и взаимном доверии, начать масштабную реализацию совместно поставленных задач. Экономическая, интеллектуальная поддержка России взамен тех обязательств, которые мы возьмем на себя, позволит нашим гражданам достичь качественно иной жизни в разумные сроки. Подъемно ли это для нас? Вот об этом и стоит поговорить открыто, со всей серьезностью, не избегая острых углов. Но прежде следует понять, что без государственных инвестиций (в данном случае российских) в увеличение (и расширение) налоговой базы, на одном лишь подножном корме, необходимых темпов роста экономики (желательно двузначных) не достичь. Собственно, развивать в Кыргызстане надо много чего.

Во-первых. Энергетику. Необходимо обеспечить энергетическую безопасность страны. Для начала соединить север с югом, т.е. построить ЛЭП «Датка-Кемин» со всей сопутствующей инфраструктурой. Далее запустить второй агрегат «Камбар-Аты-2» и построить «Камбар-Ату-1». Вряд ли следует спешить со строительством ЛЭП в Афганистан. Представляется более разумным, развивая экономику, обеспечить рост потребления электроэнергии в самом Кыргызстане. Для более надежного обеспечения потребителей электроэнергией необходима прокладка (замена) кабелей, доведение количества трансформаторов, станций и подстанций до требуемого уровня. Строительство же остальных каскадов ГЭС на реке Нарын вести исходя из внутренних потребностей экономики и экологической целесообразности.

Во-вторых. Сельское хозяйство — и растениеводство, и животноводство – должно впитать в себя все последние достижения в данной области. Речь не идет о ГМО. А прежде всего, о создании крупных хозяйств с современными технологиями. Лучшие породы, лучшие корма, технологии надоя, забоя и доставки на рынок. То же самое и в растениеводстве — лучшие сорта дражированных семян, сельхозтехника, современные технологии, минеральные удобрения — все те тенденции, которые обошли нас за последние два десятилетия. Кроме этого, нужны аккредитованные лаборатории сельхозпродукции.

В-третьих. Промышленность. Без превращения Кыргызстана в комфортное место проживания миграционные потоки из страны приобретут угрожающий для безопасности страны характер. В настоящий момент порядка 26 тысяч наших граждан ежегодно покидает пределы страны. Считаем важным при реализации программ развития обратить внимание на возрождение промышленности. Как известно, в 90-е годы реализация инициированной Всемирным банком программы ПЕСАК привело к потере 29 заводов единовременно. Промышленный потенциал страны был уничтожен, а оборудование было вывезено по цене металлолома в тогда еще развивающийся Китай. Сотни тысяч квалифицированных работников уехали из страны, истреблена, иначе не скажешь, вся техническая элита и инженерная мысль. Все это губительно сказалось на прикладной науке, этой живительной связи между наукой и производством.

Открытие при поддержке братской России 30, а столько нужно для страны, заводов, задействованных на местном сырье, позволят сделать первый шаг в промышленном возрождении республики. Безусловно, необходим тщательный подбор подобных проектов для обеспечения рентабельности проектов и дальнейшей перспективы не только на рынке ЕАС, но и остального мира. Применение современных технологий обеспечит устойчивость предприятий и позволит привлекать на НИОКР представителей науки и создаст предпосылки для технологического задела на будущее.

В-четвертых. Обороноспособность страны, как показали Баткенские события, дает мало поводов для оптимизма. Компактная профессиональная армия, оснащенная современными видами оружия — удел мечтаний, но поэтапное достижение оного актуально было вчера, актуально сегодня и, уверены, будет актуально в будущем. Оказанная совсем недавно Россией помощь нашим пограничникам на сумму 500 млн. рублей при нынешнем уровне взаимоотношений может быть существенно большей, когда союз станет реальным.

В-пятых.
Транспортные артерии. Если не считать Шелкового пути, за всю свою исто-рию Кыргызстану так и не удалось стать хабом для всевозможных потоков — туристических, товарных и т.д. Присоединение Кыргызстана к такому огромному рынку, как ТС (ЕЭП, ЕАС), в условиях глобализации и при благоприятном инвестиционном климате сулит немалые выгоды в виде модернизации транспортных артерий и хабов. Это и действующий в полувоенном режиме аэропорт «Манас», и ныне тупиковая железная дорога, и единственная в своем роде дорога жизни между севером и югом «Бишкек — Ош». Кроме того, реабилитации требует вся дорожно-транспортная инфраструктура не только столицы, но и остальных городов и весей. Уж если решим одну из извечных проблем, то, глядишь, вторых будет меньше.

В-шестых. Образование и наука. Академическая и прикладная наука, система высшего и среднего образования Кыргызстана, выпестованные в свое время на достижениях советской школы, сегодня находятся в плачевном состоянии. Потребуется полноценное финансирование потребностей системы образования и обновление учебных материалов, учитывая, что основные учебники, методические пособия и утвержденные программы обучения ВУЗов и школ базируются, прежде всего, на русском языке. Отечественной науке как воздух необходим информационный обмен, совместные научные работы и проекты с российскими коллегами и, соответственно, большие инвестиции.

И таких актуальных вопросов немало, которые имеют большой потенциал для развития. Рассмотрим далее другие плюсы и минусы вхождения Кыргызстана в предлагаемые интеграционные объединения. Что еще приобретет и потеряет Кыргызстан?

Приобретения


1. Обороноспособность и безопасность. Расширится возможность обеспечить безопасность страны не только на внешних границах, но и внутри страны.

2. Возрастет инвестиционная привлекательность за счет увеличения рынка до 171 млн. человек (141 + 16 + 9 + 5). Наши граждане тоже получают доступ к этим пространствам, ресурсам, рынку.

3. Выход на общий рынок (РФ, РК и Белоруссии) нашей сельхозпродукции. Это возможность для кыргызстанских аграриев получать справедливую оплату за продукцию, планировать объемы производства.

4. Возрастет в разы рынок труда, что даст возможность найти себе применение не только разнорабочим, торговцам и строителям, но и высококвалифицированным работникам КР.

5. Расширится налоговая база за счет достижения многоукладности и глубины рынка.

6. Получит развитие транспортная система КР, возможно подключение к коммуникациям стран — членов ТС (ЕЭП, ЕАС) и в дальнейшем — выход к коммуникациям Европы (через Белоруссию).

7. Образование и наука. Наша молодежь получит возможность учиться во всех ВУЗах стран ЕАС без ограничений. В КР откроются филиалы российских ВУЗов. Наши ученые получат возможность работать не только на отечественные предприятия, но и на предприятия стран-членов ТС (ЕЭП, ЕАС).

8. Культура получит новый толчок для развития за счет роста интенсивности культурного обмена, повышения финансирования.

9. Исчезнет дискриминация — унификация законодательства упростит ведение бизнеса. Рядовой гражданин получит возможность свободного перемещения и получения на территории ЕАС услуг, товаров, капитала.

10. Увеличится, и кратно, туристический поток.

11. Существенно возрастет политический вес Кыргызстана на международной арене. Разговаривая с кыргызскими дипломатами, иностранные представители всегда будут помнить, что мы — члены ЕАС. И те вопросы, которые РФ напрямую по каким-либо причинам не может поднять, может поднимать кыргызская сторона. Поднимая инициативы КР в международном масштабе, мы сразу получаем поддержку не только государств — членов ЕАС, но и их партнеров.

Потери


1. Отдельные элементы суверенитета (будем сверять часы с РФ в сфере безопасности и внешней политики). К слову, они и так утеряны — американская база, прозрачность границ, практически 100% зависимость от поставок российских ГСМ, реэкспортная зависимость от КНР, РФ и РК и т.д.

2. Возможный рост цен на товары — продукты питания, промтовары китайского производства, подержанные автомобили. (Если быть честными, то за дешевые авто мы цепляемся исключительно по причине своей бедности).

3. Рост конкуренции для наших предпринимателей и финансового сектора включительно.

4. Рост трудовой миграции вследствие исчезновения барьеров и в силу отсутствия массированных инвестиций.

Кратко подытожив, можно сказать, что предлагаемое нам интеграционное объединение — это своего рода брачный контракт, где должны быть учтены и защищены интересы сторон. Позволим себе повториться — для этого необходима полная инвентаризация всех наших интересов, ибо считается, что интересы стран исчерпывающе описаны в протоколах всех предыдущих межправительственных комиссий. Это заблуждение, в котором находятся и наши, и российские руководители. В отсутствие должной инвентаризации в отношениях с партнерами из ТС (ЕЭП, ЕАС) все время будут всплывать неучтенные болевые точки, вызывая взаимное раздражение и недопонимание.

Между тем, само географическое расположение Кыргызстана не позволяет республике оставаться в стороне. В условиях сложной международной обстановки, где сталкиваются интересы трех крупнейших игроков — США, КНР и РФ, каждый из которых считает Центральную Азию зоной своих национальных интересов, нашей стране предстоит непростой выбор. С одной стороны, есть претензии США в части демократии в России и неуклонное продвижение системы ПРО к ее границам, что серьезно повышает накал противоречий между этими странами. С другой стороны, ревностное отношение Америки к экономическим успехам Китая и расширение присутствия США в Центральной Азии — постоянный источник напряжения между этими державами.

В Кыргызстане, в условиях текущей сложной внутренней ситуации, борьбы элит, тяжелого социально-экономического положения, разгула коррупции и криминала, своевременный и правильный выбор внешнеполитического и экономического партнера может снять ненужное напряжение и предопределить дальнейший ход событий.

Памятуя о пророссийской риторике

А. Атамбаева на президентских выборах, благодаря которой он и получил подавляющую часть голосов избирателей, и той поддержке, которую ему оказала на выборах Россия, будет справедливым, если наша власть поддержит интеграционные предложения еще до даты президентских выборов в РФ. Разумеется, надлежащим образом про-работав в рамках экспертной комиссии и решив все соответствующие вопросы сотрудничества.

Конечно, оговоренное выше — это далеко не полный перечень проблем, с кыргызской стороны должного (и прагматичного) анализа не проводилось. Цель нашей статьи — привлечь интеллектуалов, дипломатов, экономистов и других специалистов к широкому обсуждению, обмену мнениями в части развития интеграционных процессов с ТС, ЕЭП и ЕАС. Мы уверены — если при вступлении в ЕАС нам удастся отстоять наши национальные интересы, нашу страну ожидает не в пример лучшее будущее, нежели сейчас. Как следствие, наши потомки в 21 веке будут жить в цивилизованном, прогрессивном и процветающем суверенном Кыргызстане.

Текст: Герман Серапионович Кузнецов


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК