Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ » ЭД "БИОМ" озаботилось здоровьем и качеством обучения школьников

ЭД "БИОМ" озаботилось здоровьем и качеством обучения школьников

5 157


ЭД "БИОМ" озаботилось здоровьем и качеством обучения школьников

Проект «Энергоэффективность для стабильного будущего» реализуется в рамках Программы «Чистая энергия», направленной на содействие развитию устойчивого энергетического сектора, снижение выбросов парниковых газов, уменьшение влияния на окружающую среду, улучшение условий жизни и ориентированной на распространение идей устойчивой энергетики и методов энергосбережения в обществе. Программа была инициирована Норвежским обществом охраны природы «Друзья Земли». В Кыргызстане Национальным координатором Программы является Экологическое Движение «БИОМ».

ЭД "БИОМ" озаботилось здоровьем и качеством обучения школьников

С 2012 г. начата практическая реализация мер по повышению энергосбережения в пилотных классах 3х школ КР в соответствии с рекомендуемыми санитарно-гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников в отношении температуры, света и вентиляции. Это эколого-Экономический лицей № 65 и школа- комплекс- лицей № 13 в г. Бишкек; школа-лицей № 2 им. Баранова в с. Новопокровка Ыссык-Атинского района Чуйской области.

ЭД "БИОМ" озаботилось здоровьем и качеством обучения школьников

Различные краткосрочные и долгосрочные проблемы со здоровьем учащихся напрямую связаны с состоянием физической школьной среды в школьных помещениях. «БИОМ»ом обследованы внутренний климат в этих школах, то есть проведена тепловизионная съемка школ и выполнены исследования по состоянию освещенности, систем вентиляции, наличию углекислого газа СО2, температуры и влажности. Итоги оказались неутешительными: то есть в КР созданы школы учебы, но никак не школы здоровья. А разве возможно одно без другого?

ЭД "БИОМ" озаботилось здоровьем и качеством обучения школьников

Выявлено, что воздушно-тепловой режим в школьных помещениях не отвечает параметрам здоровой школьной среды. Оборудование смонтированной еще в советское время вентиляционной системы не работает. Визуально вроде бы все есть: вентиляционные решетки, дефлекторы, воздуховоды. Но на деле оказывается, что дефлекторы повреждены либо вышли из строя, в лучшем случае они являются самодельными. Вентиляционные шахты пришли в негодность либо засорены и нет тяги, вентиляторы неработающие, воздухо-распределительные решетки давно требуют прочистки. Ни на один двигатель вентиляционной системы нет ни паспорта, ни технических данных. Вот и выходит, что количество СО2 во всех школах выше нормы - 1500-3000 ррм и выше! Кстати, проектные документы на вентиляционную систему отсутствуют во всех школах. В коридорах и классах темно, а зимой холод стоит такой, что учащиеся вынуждены заниматься в верхней одежде! Вряд ли можно рассчитывать на качественное образование при таких условиях обучения.

ЭД "БИОМ" озаботилось здоровьем и качеством обучения школьников

В обследованных классах была обнаружена высокая неравномерность горизонтальной освещенности: освещенность на досках составляет 130-140 лк при норме 500 лк, на партах и столах освещенность составляет от 50-100 до 250 лк при норме 300 лк». Такая неравномерность объясняется неоптимальным выбором светильников и нерациональностью их размещения. Используемые люминесцентные лампы имеют уровень пульсации светового потока в 2,5-3 раза максимально допустимого. Медики эту ситуацию квалифицируют как вредную для здоровья. Значительная часть люминесцентных ламп в светильниках работает более 20 лет. Также, несмотря на запрет использования ламп накаливания, они все равно используются в устаревших неэффективных светильниках. Из-за этого перерасход энергии в этих школах составляет 30-40%. Кроме всего прочего, минимум 30% светильников находятся в нерабочем состоянии. Еще на 30% снижается качество освещения из-за несвоевременной очистки школьных светильников. Устаревшая пускорегулирующая аппаратура увеличила коэффициент пульсации на 15%. Пульсация отрицательно влияет на биологическую активность мозга. А применение в одном классе ламп с разной цветовой температурой увеличивает утомление и перевозбуждение школьников.

ЭД "БИОМ" озаботилось здоровьем и качеством обучения школьников




Параметры температуры в классах тоже не соответствовали нормативным из-за плохой теплоизоляция помещений. Но ведь теплоизоляция - это не только увеличение комфортности пребывания в этом помещении, но и важнейший фактор создания энергосберегающих зданий и сооружений. Особенно это ощущается в зимнее время года. В некоторых кабинетах окна буквально «свистели» в морозные дни от того, что через все щели продувало. Учащиеся зимой сидели за партами в пальто и куртках. Это свидетельствует о том, что в настоящее время сохранение здоровья не является основной ценностью в школьном процессе.

ЭД "БИОМ" озаботилось здоровьем и качеством обучения школьников

Утепление окон - самый постой способ сбережения драгоценного тепла. «БИОМ» заменил все старые окна на новые энергоэффективные да еще с имеющими повышенные теплозащитные свойства энергосберегающими стеклами в кабинете экологии №316 эколого-экономическом лицее №65 города Бишкек в кабинете физики и школьной мастерской Новопокровской школы-лицея №2. Для того, чтобы можно было помещение проветривать во время перемен, в новых окнах предусмотрено фрамужное открывание вверху - именно там скапливается наибольшее количество CO2! Эти работы повысили комфортность пребывания учеников и учителей в пилотных классах.

ЭД "БИОМ" озаботилось здоровьем и качеством обучения школьников

В 7 кабинетах 3-х пилотных школ также были установлены энергоэффективные светильники потолочные и над доской в соответствии со светотехническими расчетами и нормами искусственной освещенности по отношению к выбранным кабинетам. В 3-х пилотных кабинетах установлены счетчики и датчики присутствия. Важно отметить, что для изготовления и установки таких окон вначале был исследован рынок производителей энергоэффективных светильников и подготовлены технические решения по нормативному освещению.

ЭД "БИОМ" озаботилось здоровьем и качеством обучения школьников

Сегодня замеры освещенности классов с новыми светильниками показали, что теперь обеспечен минимальный нормативный уровень освещенности - 300 и 500 люкс.
Сложнее дело обстоит с модернизацией школьной вентиляции. Как сказал специалист по вентиляции Алексей Матвейкин, сегодня это одна из самых животрепещущих проблем для школ Кыргызстана, так как невозможно найти профильных специалистов и стоимость как самого вентиляционного оборудования, так и его монтажа очень высока. Периодическое же открывание окон в помещении не может обеспечить высокого качества воздуха. А в зимний период и в межсезонье особенно велики тепловые потери, из-за поступающего снаружи холодного воздуха, который необходимо согревать. На это расходуется очень много энергии. Но при нынешнем финансировании школ сделать же капитальный ремонт вентиляционных систем в школах не представляется возможным. Поэтому ЭД «БИОМ» пока «остановилось» на поиске малозатратных решений по влажности и вентиляции в проектных классах. Обсуждались также технические решения по возможностям восстановления неработающей системы вентиляции.

ЭД "БИОМ" озаботилось здоровьем и качеством обучения школьников

Параллельно также ЭД «БИОМ» начало разработку рекомендаций для Минобразования и школьных администраций.
Результаты деятельности биомовцев по улучшению физической школьной среды в 3-х пилотных школах республики были высоко оценены представителями органов местного самоуправления и депутатами. «Имея такой образец перед глазами, и другим школам захочется создать учащимся равные условия, то есть заменить окна в других классах, установить нормативное освещение,- сказал Депутат Логвиненковского Айыльного Кенеша Курманбек Чимчиков, - Надо популяризовать данный опыт среди администраций других школ республики».

ЭД "БИОМ" озаботилось здоровьем и качеством обучения школьников

текст и фото: Ирина Байрамукова


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК