Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ не ЖДЕТ » Какие реформы ждут кыргызскую армию?
ВРЕМЯ не ЖДЕТ

Какие реформы ждут кыргызскую армию?

6 559


Какие реформы ждут кыргызскую армию?

Кыргызстан обзавелся новой военной доктриной. Она, как и предыдущая, принятая в 2002 году, носит оборонительный характер. Всего за историю независимого Кыргызстана это уже третий подобный документ, определяющий принципы военного строительства, задачи по подготовке Вооруженных Сил КР для защиты национальных интересов страны. Первый был принят в 1994 году и назывался военно-оборонительной концепцией.
Стоит отметить, что впервые в истории Кыргызстана военная доктрина обсуждалась открыто с активным участием общественности и экспертного сообщества. В новом документе среди главных угроз безопасности страны названы терроризм, приграничные конфликты, наркотрафик, незаконная миграция и существующие межэтнические противоречия.
«Развитие событий в различных регионах, особенно на Ближнем Востоке и в Афганистане, характеризуется непредсказуемостью, как их масштабов, так и возможных последствий. К разряду таких событий относится и предстоящий вывод Международных сил содействия безопасности (ISAF) из Афганистана. Сохраняются угрозы международного терроризма, экстремизма и сепаратизма в Центрально-Азиатском регионе, формирования которых способны оперативно адаптироваться к условиям противодействия и применять новую тактику и технику ведения подрывной деятельности. Проблемы наркотрафика и незаконной миграции имеют транснациональный характер и приобрели еще большую масштабность. Имеется вероятность возникновения пограничных инцидентов и военных акций на государственной границе и в приграничных районах на основе существующих нерешенных проблем. Существуют накопившиеся на протяжении многих лет противоречия и проблемы в сфере межэтнических отношений» - говорится в документе.
Бороться с терроризмом призваны специальные антитеррористические подразделения, оснащенные соответствующим вооружением, специальными средствами и экипировкой. В современных условиях международный терроризм является одной из наиболее опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям угроз для многих государств. Кыргызская Республика участвует в международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом, а Вооруженные Силы имеют опыт проведения антитеррористических операций в ходе Баткенских событий 1999-2001 годов.

Какие реформы ждут кыргызскую армию?

Вообще, как отмечается в сообщении Аппарата президента КР, доктрина разработана с учетом современной военно-политической обстановки в мире и регионе, и направлена на формирование единой государственной политики в военной сфере, консолидацию усилий государственной власти, общества и граждан на решение задач в области обеспечения военной безопасности.
В своем выступлении на заседании Совета обороны КР, прошедшем в июне в столице Кыргызстана, глава государства Алмазбек Атамбаев подчеркнул, что «этот документ важен для обеспечения военной безопасности и оборонного строительства государства». Он устанавливает государственную политику в сфере обороны, определяет принципы и формы ее проведения.

Какие реформы ждут кыргызскую армию?

Также в документе предусматривается кардинальная реформа системы управления Вооруженными силами страны, в том числе, создание единого центра по управлению всеми силовыми структурами республики. Кроме того, оговаривается, что создание эффективной военной организации государства, в том числе, профессиональных, оснащенных современным оружием и техникой Вооруженных Сил, способных адекватно реагировать на угрозы военной безопасности в мирное и военное время, гарантирующих защиту суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя Кыргызской Республики, а также выполнение принятых международных обязательств.
- Генеральный штаб Вооруженных Сил Кыргызской Республики решает задачи, связанные с организацией обороны государства, осуществляет стратегическое руководство подготовкой, развитием, мобилизационным развертыванием и применением Вооруженных Сил и других воинских формирований, организует территориальную оборону, разрабатывает и контролирует выполнение планов оперативного оборудования территории государства в интересах обороны. Является центральным органом военного управления и главным органом оперативного управления Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями, привлекаемыми к обороне, - отмечается в документе.
Создание единого центра управления заложено и в Национальную стратегию развития страны на 2013-2017 годы. Такая структура, по мнению Главнокомандующего Алмазбека Атамбаева, необходима, поскольку «управленческие ошибки, к сожалению, иногда оборачиваются тяжелыми потерями и даже гибелью наших граждан».
- Время доказало необходимость создания Единого центра управления, который бы руководил как Вооруженными силами, так и силами других государственных структур при возникновении кризисных ситуаций, – отметил глава государства.




Какие реформы ждут кыргызскую армию?

Среди основных направлений военной реформы предполагается разделить функции Министерства обороны и Главного штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики, и создать на базе последнего Генеральный Штаб Вооруженных Сил Кыргызской Республики с приданием ему функций единого центра управления армейскими подразделениями страны. А в его задачи будет входить организация единой системы их боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности, взаимодействия, планирования и совместного применения, оптимизация структуры, боевого и численного состава Вооруженных Сил в соответствии с задачами по противодействию непосредственным и потенциальным угрозам мирного и военного времени.
- Главная задача этого центра – чтобы вопросы взаимодействия, боевая подготовка войск проводились в одном ключе и были более качественными, - отметил начальник Главного штаба ВС КР полковник Ильязбек Субанкулов. - Необходимость создания доктрины вызвана тем, что предыдущая была принята в 2002 году и рассчитана до 2010 года. Она перестала соответствовать нынешним реалиям. Также в июне была принята Концепция национальной безопасности, которая стала одной из причин разработки доктрины.
Особое место в доктрине занимает вопрос унификации и модернизации вооружения и военной техники. Понятно, что боеспособной может быть только армия, имеющая современное вооружение. Из-за бюджетных проблем в независимом Кыргызстане современное вооружение не закупалось. И здесь надежда на партнеров. В частности, Российская Федерация уже пообещала выделить современное вооружение на сумму в 1,1 млрд. долларов. Современные образцы поступают и в рамках договоров с другими странами.
По мнению военного эксперта Токтогула Какчекеева, новая военная доктрина предусматривает целый комплекс совместных мероприятий, которые начнут осуществлять наши «силовики» в случае выступления сепаратистов или экстремистов, а также определенную унификацию самой системы государственной безопасности, приводя ее соответствие с теми аналогами, которые приняты в странах ОДКБ и ШОС.
В свою очередь, генеральный директор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов считает, что самое любопытное в любой доктрине – это закрытая часть.

Какие реформы ждут кыргызскую армию?

- В этой связи, возникает вопрос, есть ли у Кыргызстана планы войны с каждым из своих соседей и союзников? Конечно, он может показаться странным, но любое уважающее государство должно иметь в загашнике такие планы. История показывает, что сегодняшние союзники завтра могут стать врагами. Показателен в этой связи пример Франции: при президенте Шарле де Голле ее ракеты были нацелены и на страны Варшавского блока, и на страны НАТО. Это называлось у него «Доктриной обороны по периметру».
По открытой же части можно сказать, что все в ней хорошо, за исключением одного нюанса – она предусматривает действия при отсутствии внутригосударственных противоречий политических группировок. Поэтому в Кыргызстане в документы такого рода должна быть заложена «защита от дурака», т.е., меры, на случай каких-либо неожиданных действий определенных кругов. Что же касается создания единого центра управления, то это, на мой взгляд, имеет смысл в том случае, если вооруженные формирования однородны, т.е., выполняют одинаковые стратегические, тактические и оперативные задачи. Вообще же такой центр – это, по сути, дублирующая структура. У нас есть Совет обороны – достаточно было просто расширить его полномочия, - считает он.
Аналитик отметил, что какой идеальной ни была бы военная доктрина, ей надо отталкиваться от существующей реальности. А она такова, что по количественным параметрам, армия Кыргызстана – это армия одного боя. Поэтому в наших условиях целесообразно готовить страну к партизанской войне – создавать в районах возможных действий соответствующую инфраструктуру: базы, склады. Чтобы если, не дай Бог, что-то и произойдет, все было наготове.
- Что же касается вероятных силовых действий против террористов, то здесь стоило бы предусмотреть для жителей приграничных районов возможность прохождения особого вида службы. Допустим, чабан пасет стадо где-нибудь в приграничье, а попутно – приглядывает, не лезет ли кто-нибудь на нашу сторону. Для этого людей надо приписывать к частям, дислоцированным в отдаленных районах – неподалеку от мест проживания. Они будут обязаны сообщать о подозрительных лицах, их можно также привлекать в патрули. Но при этом, оставаясь «на гражданке», эти люди будут получать военный билет, как отслужившие срочную службу, - заключил Дмитрий Орлов.

Какие реформы ждут кыргызскую армию?

Главное, чтобы заложенное в доктрине стало реальностью, а не очередным набором красивых и умных фраз. Угроз региону эксперты пророчат немало, надо было к ним готовиться еще вчера.

Текст: Мария Орлова Регион.кг


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК