Должны ли быть имамы госслужащими?
В Кыргызстане имамы должны быть государственными служащими, а в общеобразовательных учреждениях страны должен быть введён обязательный религиозный предмет. Об этом заявляют отдельные теологи и представители Духовного управления мусульман Кыргызстана. Однако, в Министерстве образования и в Госкомиссии по делам религий утверждают, что Кыргызстан - светское государство, а не религиозное.
Одним из первых с подобными предложениями выступил декан теологического факультета Кыргызско-Турецкого университета «Манас» Суат Жебежи. Он считает, что в Кыргызстане имамы должны быть государственными служащими, такими же, к примеру, как врач, учитель или милиционер. С подобным предложением согласны и в Духовном управлении мусульман Кыргызстана.
«Духовное управления мусульман Кыргызстана полностью поддерживает подобное предложение. Более того и сами имамы готовы стать государственными служащими. В этом случае имамы, как и врачи, учителя будут получать заработную плату и пенсию от государства. Однако для того, чтобы стать имамом, они должны получить диплом в государственном религиозном высшем учебном заведении», - говорит заместитель муфтия Замир Ракиев.
«Имамы не могут стать государственными служащими. Поскольку конституция Кыргызстана противоречит этому. Мы светское государство, а не религиозное. Такого быть не может», - говорит заместитель директора Государственной комиссии по делам религий Табыл Орозалиев.
Ещё предлагается ввести в школах религиозное обучение: для мусульман - исламское, для христиан - христианское. Так, вместе со светскими предметами в школе необходимо преподавать основы религии, начиная с 5-го класса, считают теологи. Также предлагается в регионах иметь несколько официальных медресе, а в областях открыть по одному религиозному лицею.
«Если каждый гражданин нашей страны с малых лет будет воспитываться в рамках своей религии, то проблем не будет. Выпускники школ потом могут работать в сфере религии и преподавать предмет религиоведения. Мы должны укрепить позицию государства в этом вопросе. Таким образом, мы должны спасти подрастающее поколение, поскольку в 21-ом веке очень много суицидов, наркотиков и многое другое. Дети должны с малых лет любить свою религию и верить в нее», - говорит директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов.
«И в Конституции Кыргызстана и в законе об образовании нет такого понятия как религия. Если вводить религиозное образование, то только на факультативной основе. Мы не можем принудить учеников учить религию», - говорит начальник Государственной инспекции по лицензированию и аккредитации Министерства образования Бакыт Исмаилов.
Вопрос пока остаётся открытым. Впереди ещё немало обсуждений. Так, в конце месяца состоится круглый стол представителей общественности и Духовного управления мусульман Кыргызстана.
СПРАВОЧНО: Има́м (араб. — предводитель) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. Слово «имам» также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы избирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший 8 лет.
В Турции имамов избирают прихожане, а власти утверждают. Избираются лица, получившие богословское образование (впрочем, большой учёности от имама не требуется, но она позволяет занять более выгодную должность кадия или муфтия). Отличие в одежде имама — белый тюрбан и белые рукава.
В Кыргызстане действуют свыше двух тысяч мечетей, благодаря широкой пропагандистской деятельности которых число верующих постоянно растет. Несмотря на то, что двадцать лет назад став независимым, Кыргызстан избрал светский путь развития и до сих пор официально сохраняет эту позицию, на практике дела обстоят иначе. В Кыргызстане ислам постепенно начинает играть более весомую роль не только во взаимоотношениях в обществе, но также в политике и экономике.
На территории всей страны их организацией зарегистрировано более 1800 мечетей, 9 исламских ВУЗов, около 60 медресе и примерно столько же различных исламских центров, общественных фондов и объединений. Еще несколько сотен мечетей действует без регистрации. Эти данные еще раз свидетельствуют о том, что в республике имеется почти столько же религиозных заведений, сколько и средних школ.
Текст: Сайкал Султанкулова, Тимур Сыдыгалиев, ОПК.
Обсудим?
Смотрите также: