homesite_mapsearch



ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ (лента новостей)архив новостей
28-11-2016, 08:57
28-11-2016, 08:53
28-11-2016, 08:47
28-11-2016, 08:42
28-11-2016, 08:17
КУРСЫ ВАЛЮТ НБКР

69.0900
-0.04%
73.6707
+0.49%
1.0770
-0.76%
0.2066
+2.08%
АРХИВ НОВОСТЕЙ

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  -ЭКОstan
(фотофакты, экология, окружающая среда)
  -ВИДЕОКАТАЛОГ
(видеография)

В Международном университете Кыргызстана и Кыргызском экономическом университете в этом учебном году нет бюджетных мест в связи с переходом на самофинансирование.
  -ПОГОДА
(сегодня)
Сегодня, Сб, 03/12/2016
00:004 ⁰CБез осадков
06:004 ⁰CБез осадков
12:0013 ⁰CБез осадков
18:0012 ⁰CБез осадков
  -ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ


  -ЛИЦО ВРЕМЕНИ
  -РЕКЛАМА


  -ВРЕМЯ от ВРЕМЕНИ
(цитата)
  -ИНФОГРАФИКА

  -ВНЕ ВРЕМЕНИ
(электронная библиотека сайта)
  -ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(гость сайта)




  -ЖЫРГАЛБАЙ & ЧУЧУКБЕК
  -О ВРЕМЕНА! О НРАВЫ!
(Анэс Зарифьян, беспартийный поэт)

  -РЕКЛАМА

  -НАШЕ ВРЕМЯ
(о нас)



  -ВРЕМЯНКА
(социально-политический анекдот)
  -РЕКЛАМА

Яндекс.Метрика
ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ


Три варианта возможного политического развития после выборов президентаВРЕМЯ ВЫБИРАТЬ
9-09-2011, 08:55

54.146.179.146

Три варианта возможного политического развития  после выборов президента

Никто не станет оспаривать, что сегодня важнейшим политическим событием в жизни нашей страны являются выборы президента. Как они пройдут? Кого изберут на пост главы государства? Какие изменения нас ожидают, возможно, уже с 31 октября?

Эти вопросы интересуют всех. Чтобы не быть обвиненным в рекламе или антирекламе, я не буду затрагивать в предлагаемых заметках личные характеристики кандидатов и возможности избрания того или иного политического лидера. Поговорим о том, какие структурные преобразования могут произойти в системе государственного управления в результате выборов. Или, если быть совсем точным: произойдет ли отказ от парламентской формы правления, которую мы только-только начали осваивать?
В связи с этим предлагаю рассмотреть три возможных варианта политического развития в стране. А именно: в случае избрания президентом:
а) кандидата, независимого от политических сил, представленных в парламенте;
б) кандидата, представляющего политические силы, входящие в парламент, и стремящегося к радикальному изменению существующей формы правления;
в) кандидата, представляющего политические силы, входящие в парламент, и стремящегося сохранить существующую форму правления.

Три варианта возможного политического развития  после выборов президента

Вариант А
Допустим, наибольшее число голосов получит кандидат, не поддерживаемый парламентскими политическими силами. Каковы при таком раскладе перспективы взаимодействия или противостояния институтов президента и парламента? Насколько самостоятелен будет президент и сможет ли он значительно влиять на политику государства? Прежде чем ответить на вопрос, давайте посмотрим на основные полномочия президента и Жогорку Кенеша.
В полномочия первого лица государства главным образом входят вопросы обороны и национальной безопасности, он также назначает генерального прокурора, выдвигает 1/3 членов Центризбиркома и Счетной палаты, кроме этого, имеет право вернуть законопроекты в Жогорку Кенеш на доработку. В действующей Конституции отчетливо предусмотрено, что президент непосредственно ведает вопросами обороны и национальной безопасности, но на практике эти вопросы могут эффективно решаться при сотрудничестве с правительством и Министерством внутренних дел, а также при поддержке Жогорку Кенеша, ведающего вопросами законотворчества (принятие законов в данной области, утверждение чрезвычайного положения и т.д.). Президент имеет свои рычаги давления на парламент республики в ходе представления кандидатуры премьер-министра, а также в процессе законотворчества. В частности, в случае несогласия с принятым Жогорку Кенешем законопроектом он отправляет его на пересмотр, и для его повторного утверждения в той же редакции требуется уже более сложная процедура (согласие 2/3 депутатского корпуса).
Жогорку Кенеш в свою очередь имеет полномочия утверждать кандидатов в состав Счетной палаты, ЦИК, а также на должности председателя Национального банка и генерального прокурора, представленных президентом.
Напрашивается вывод: главе государства будет очень трудно продвигать свою политику, находясь в противостоянии с Жогорку Кенешем. Тем более попытаться усилить свою роль без согласия или поддержки парламента. К тому же один из самых важных рычагов его давления на ЖК – полномочия по роспуску парламента – сильно ограничен в применении и допускается только в случае провала в создании или функционировании коалиционного правительства. Таким образом президент находится в роли арбитра, который может надавить на правительство и Жогорку Кенеш в решении определенных вопросов, является гарантом стабильности и правопорядка в силу своих полномочий, но решать вопросы по управлению государством он может только в сотрудничестве с исполнительной и законодательной властями (и наоборот: исполнительная и законодательная власти могут эффективно управлять страной только в сотрудничестве с президентом).

Три варианта возможного политического развития  после выборов президента

Вариант Б
Предполагая вероятность избрания президентом кандидата, желающего изменить действующую Конституцию, необходимо представить довольно сложный процесс. Во-первых, в соответствии с принятым 27 июня прошлого года Законом «О введении в действие Конституции КР», 2-я статья которого утверждает Декрет ВП «О Президенте КР на переходный период», в Конституцию до 2020-го не должно вноситься никаких изменений. Правда, предыдущий опыт показывает, что парламент как основной орган, ответственный за принятие и изменение законов, при желании может внести правки в указанный выше закон, а затем при необходимости вынести его на референдум. Однако ему потребуется поддержка со стороны основных политических сил, институтов гражданского общества и народа в целом. В противном случае вероятна угроза политической дестабилизации. Во-вторых, как мы уже отмечали, эффективная реализация политики президента возможна только при ее активной поддержке со стороны Жогорку Кенеша. Таким образом, в случае желания президента изменить Конституцию нужно добиться поддержки 2/3 депутатов, что представляет довольно сложную процедуру. На сегодня политические силы, представленные в парламенте страны, вряд ли захотят поддержать радикальные изменения в Конституции, ибо это может повлечь ослабление их политической роли и передачу части полномочий парламента президенту, выбранному на 6 лет.

Три варианта возможного политического развития  после выборов президента

Вариант В
В случае избрания президентом кандидата, поддерживающего существующую Конституцию, можно ожидать более благоприятного развития политической ситуации. Скорее всего, изменится конфигурация коалиционного правительства или же будет сформировано новое коалиционное большинство. Это будет зависеть от результатов выборов и предоставленной поддержки политических партий лидирующему (или уже выбранному) кандидату в президенты. С другой стороны, при данном раскладе (новый президент и поддерживающее его коалиционное большинство парламента) возможно конструктивное продолжение начатых реформ в рамках существующей Конституции, регламентирующей полупарламентскую систему правления. Тем не менее можно также предположить и вероятные изменения в Основном законе. Ведь сегодня даже те политические лидеры, которые поддерживали его принятие в 2010 году и установление полупарламентской системы правления, уже не раз высказывались о том, что данная Конституция «сырая» и требует доработок. Но такие изменения, скорее всего, будут не радикальными, а более оптимальными и ограниченными. Например, пакет поправок, поддержанный и принятый Жогорку Кенешем. Также можно предположить, что за частичное изменение Конституции возьмутся не сразу, а по меньшей мере через год – после установления политической стабильности (формирования коалиции, распределения должностей и обеспечения политической поддержки).

Три варианта возможного политического развития  после выборов президента

Торга не избежать
Рассматривая второй и третий варианты развития событий, уже сегодня можно увидеть вероятный распад правящей коалиции или же как минимум изменение ее конфигурации и перераспределение ключевых должностей между политическими силами. С чем это связано? В парламенте Кыргызстана представлены пять политических партий, и три из них входят в коалиционное правительство. В Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов четыре политические партии представили своих кандидатов на выборы президента. Это означает, что коалиция большинства в Жогорку Кенеше, состоящая из трех партий, не имеет единого кандидата. В связи с этим в зависимости от результатов предстоящих выборов должна сложиться новая конфигурация правительства. По количеству заявленных претендентов в кандидаты можно ожидать, что вряд ли дело ограничится одним туром. Во втором туре начнется процесс передачи голосов и политической поддержки от кандидатов, не набравших достаточно голосов в первом туре, в пользу лидирующих кандидатов. Данный процесс будет представлять собой так называемые политические торги, которые заложат основу для новой конфигурации коалиционного большинства.

Однако мы должны быть готовыми к развитию ситуации не по одному из вариантов в чистом виде, но и, так сказать, по смешанному сценарию. В любом случае, если будет подниматься вопрос об изменении существующей системы правления в государстве, потребуется солидарность всех основных политических сил, включая парламент, и народа в целом. Любопытно, что на сегодня многие депутаты ЖК, которые прежде выступали против парламентской системы, проработав год в новых условиях, уже неоднократно заявляли о положительных сторонах существующей формы правления, успев почувствовать и привыкнуть к своему «неноминальному» политическому влиянию.

Три варианта возможного политического развития  после выборов президента

Текст: Закир ЧОТАЕВ, ст. преподаватель кафедры международных отношений Кыргызско-Турецкого университета «Манас», доцент Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына.

Поделиться:



49/365: Узгенский рис
Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 49/365: Узгенский рис
    Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 48/365: Крепость Кудаяр–хана
    Координаты: 39°46'19.86"N 71° 2'7.34"E Ближайшие населенные пункты: Тунук–Суу, Сары–Тала, Кан, В среднем течении река Сох принимает приток Абголь (река из озера), в устье которого, на речной террасе, приютилось одноименное ...
  • 47/365. Водопад Шаар. Падающий из горы
    Координаты: 41.062675, 76.009721 Ближайшие населенные пункты: Бирлик, Ат-Баши, Баш-Каинды, Талды-Суу, 1 мая Водопады как уникальные туристские ресурсы во всем мире привлекают миллионы отдыхающих. К водопадам прокладывают горные ...
  • 46/365: В поисках снежного лотоса
    Ближайшие населенные пункты: – Энильчек, Ак-Булун, Жергалан Координаты: Тескей-Ала-Тоо, Ак-Суйский район В Кыргызстане на высоте более 3000—4500 метров над уровнем моря растут удивительные цветы – снежные лотосы. Научное ...
  • 45/365: Журавлиное урочище- Каркыра.
    Ближайшие населенные пункты: Жергалан, Ак-Булун, Кен-Суу Координаты: 42.690883, 79.178700 Каркыра ( каз. Қарқара; в верховье — Кокжар, Джаак) — река, берущая начало в ледниках Кюнгёй-Ала-Тоо. Протекает в Кыргызстане и ...
  • 44/365: Золотая долина Сары-Джаза
    Ближайшие населенные пункты: Энильчек, Баянкол, Каркара Координаты: 42.365255, 72.275445 Есть в Иссык-Кульской области долина, которая является настоящей колыбелью человечества. Здесь можно встретить места, куда еще не ступала ...
  • 43/365: Беш-Таш : Легенда о пяти разбойниках
    Ближайшие населенные пункты: Талас, Бакай-Ата, Кум-Арык, Колба Координаты: 42.365255, 72.275445 Природный парк «Беш-Таш» сто в переводе с кыргызского означает «пять камней», находится южнее г. Таласа на северных склонах ...
  • 42/365: Комплекс Манас-Ордо
    Ближайшие населенные пункты: Ташарык, Талас Координаты: 42°31'35"N 72°22'46"E Это еще одно историческое сооружение с богатой историей, расположенное на Великом Шелковом пути на территории Кыргызстана. Кумбез находится в 22 км ...
  • 41/365: Священные камни урочища Тамга-Таш
    Ближайшие населенные пункты: Тамга, Тосор, Барскоон Координаты: N 42 06.786 E 077 31.303 На озеро Иссык–Куль туристы едут в поисках яркого солнца, прохладной воды и золотистых пляжей. Однако любители понежиться на солнышке и ...
  • 40/365: Саймалуу-Таш: Каменные страницы истории
    Ближайшие населенные пункты: Атай, Арал,Казырман Координаты: 41°10'31"N 73°48'47"E. Саймалуу-Таш в переводе с кыргызского означает «узорчатый камень»-«рисованный камень», расшитый камень. Так называется небольшое ущелье на ...

контактная информация
информация о сайте