Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ.KG » Историческое место “Тамга–Таш” или “Камень с клеймом”
ВРЕМЯ.KG

Историческое место “Тамга–Таш” или “Камень с клеймом”

9 603


Историческое место “Тамга–Таш” или “Камень с клеймом”

Историческое место “Тамга–Таш” или “Камень с клеймом” На озеро Иссык–Куль туристы едут в поисках яркого солнца, прохладной воды и золотистых пляжей. Однако любители понежиться на солнышке и не подозревают, что находятся в окружении древних цивилизаций. Научившись ладить с капризной и непредсказуемой природой, горцы подчинились ей, одновременно подчинив ее себе, противопоставляя стихии спокойное и философское восприятие жизни, запечатленное в осколках материальной и духовной культуры.

Территорию Иссык–Куля люди начали осваивать около 3 тысяч лет назад, об этом говорят многочисленные орудия труда и стоянки доисторического человека. C той поры побережье обживалось постоянно сменяющими друг друга народами, которые оставили многочисленные историко–культурные памятники. Эта земля хранит память о племенах андроновцев, саков, усуней, тюрков, о Караханидах и многих других.

Историческое место “Тамга–Таш” или “Камень с клеймом”

В течение трех тысячелетий одна цивилизация трансформировалась в другую, оставляя для нас памятники своей культуры, часть из которых, к сожалению, безвозвратно утеряна в глубинах лазурного озера. Сохранившиеся руины и остатки поселений вдоль береговой линии Иссык–Куля описаны давно. Сейчас на этой территории известно уже более ста объектов на суше и более десятка затопленных, относящихся к различным эпохам. Однако историки так и не смогли пролить свет на историю появления культур, их расцвета, упадка и гибели. Многочисленные легенды свидетельствуют о существовании здесь не только древних цивилизаций, которые с открытием морских торговых путей пришли в упадок, но и упоминают о сокровищах, спрятанных здесь.

Таким осколком забытой истории на нашем пути оказалось местечко Тамга, а точнее, четыре камня буддийских паломников, расположенных на расстоянии одного километра друг от друга. Ближайший к озеру камень именуется в народе “Тамга–Таш” (“Камень с клеймом”). Считается, что эта надпись принадлежит одному из героев устного народного творчества, который своей саблей рассек камень надвое и “записал” на нем количество трофеев, добытых у врагов.

Историческое место “Тамга–Таш” или “Камень с клеймом”

Надпись представляет собой традиционную буддийскую форму “Ом ма ни пад ме хум”. Что переводится как: «Да славится драгоценность лотоса», а сущность этой буддийской молитвы — познание внутренней сути всех явлений. Существует несколько вариантов её написания и звучания, на монгольском, джунгарском, китайском и других языках.

Безусловно, это самая распространённая мантра, или молитва в тибетском буддизме. Её произносят на Тибете постоянно и повсеместно, она вращается вместе с вращением молитвенного барабана, ею наполняется воздух, когда ветер трепещет молитвенные разноцветные флажки, увековеченной в камне для неё уготована вечность, в такт с ней стучат сердца тибетской жизни.

Поскольку эта мантра происходит из санскрита, а тибеский буддизм к тому же ещё и тантрический буддизм, то в её понимании важна не только семантика, но и фонетика, не только значение, но и звучание. Поэтому не совсем правильно говорить только о значении этой фразы. И всё же рассмотрим один из многочисленных вариантов трактовки её смысла.




Историческое место “Тамга–Таш” или “Камень с клеймом”

Метафора цветущего лотоса несёт в себе значение пробуждения. Лотос своими корнями погружён в грязь, которая с одной стороны тёмная и нечистая, а с другой питает его жизнь и рост. Стебель лотоса устремляется ввысь, проходя сквозь разные слои воды, он вырывается в эфир, где лотос распускается прекрасным цветком. Таково и человеческое развитие на пути к пробуждению.

В буддизме, Тантре и индуизме самой частой аллегорией просветлённого состояния является тысячалепестковый лотос, распускающийся на макушке головы, или другими словами, распускающийся тысячалепестковый лотос, которым раскрывается верхняя чакра сахасрара венчающая макушку головы.

Историческое место “Тамга–Таш” или “Камень с клеймом”

Существуют и другие трактовки этой мантры, в которых раскрываются иные смыслы и иные уровни смыслов. Как например соединение мужской и женской божественной эманации, как соединение порождающего и созидающего начала.
На мой взгляд, интересны параллели и аналогии с Падмасабхавой (Лотосоподобным), который является основателем тибетского буддизма, и, безусловно, одной из самых ярких фигур в истории тибетского буддизма.

Надпись на камне датируется джунгарским (калмыкским) периодом .На втором Тамга-таше надпись аналогичная надписи на первом Тамга-таше, но выполнена она не барельефом а контррельефом и датируется она более ранним периодом, предположительно веками. Весьма примечательным является то, что этот камень использовался в ритуальных целях ещё за долго до возникновения буддизма. На верхней поверхности камня есть характерная лунка, которая указывает на то, что этот камень использовался в ритуальных целях во времена саков.

Историческое место “Тамга–Таш” или “Камень с клеймом”

Надпись на третьем Тамга-таше отличается от предыдущих камней. Она представляет стилизованный знак ОМ. Эта надпись ровесница надписи на первом камне и относится так же к джунгарскому периоду.

Ее можно встретить на образках, монашеской одежде или четках буддистов. По предположению, тамгинские надписи сделаны самими тибетцами, расселившимися по побережью Иссык–Куля во время их господства, в Южном и Восточном Притяньшанье в середине VIII–IX вв.

Историческое место “Тамга–Таш” или “Камень с клеймом”

Материал подготовлен редакцией аналитического сайта Time.kg


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК