Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ.KG » Памятники письменности на камне
ВРЕМЯ.KG

Памятники письменности на камне

13 336


Памятники письменности на камне

Кыргызстан- это настоящий археолого- исторический заповедник: здесь соседствуют эпиграфические памятники на камнях, глине, металле, ткани - свидетели разных эпох от стоянок древнего человека каменного века до культовых сооружений 19-20вв, сегодня по богатству и разнообразию занимающие одно из ведущих мест в ЦА. Как вещественные доказательства исторических событий на территории Кыргызстана все они представляют большой научный и познавательный интерес, но особенно самая многочисленная группа - памятники письменности на камнях.

« На камнях вначале свои мысли и важные события люди выражали через рисунки и знаки- петроглифы, а с изобретением около 5 тысяч лет назад письменности, называемой пиктографией, при помощи текстов. Процессы образования государства и появления письменности взаимосвязаны,- говорит археолог Н. Притеева,- С 7го века - периода Тюркских каганатов и появления письменности на территории КР по 20век существовали следующие виды письменности: согдийская, древнетюркская руническая, тибетская, тюрко-сирийская, арабская. Согдийская, древнетюркская, арабская системы письма выполняли функцию государственной письменности, а тибетская и тюрко-сирийская - были связаны с религией, но практически все многообразие алфавитов и языков связано с торговыми караванами на ВШП».

Памятники письменности на камне
Памятники письменности на камне

Получить полное представление об истории письменности средневекового Кыргызстана, познакомиться с уникальными видами памятников эпиграфики, их взаимосвязью, историей их исследования и необходимостью сохранения кыргызстанцы и зарубежные гости смогут в Государственном историческом музее – хранителе коллекции из 200 уникальных камней - носителей письменных традиций средневекового Кыргызстана со всех регионов страны. «Такая выставка наиболее интересных экспонатов из собраний музея демонстрируется во второй раз и представляет большой научный и познавательный интерес. Ее главная цель - дать полное представление об истории письменности на кыргызской земле и познакомить посетителей с археологическими исследованиями памятников, организованными благодаря содействию зарубежных партнеров и международных организаций.

Интерес к археологии Кыргызстана ученые проявляют с 20-х годов прошлого столетия, но особенно он активизировался в последние 10 лет. Однако если вплоть до 90-х археологические экспедиции финансировались государством, то позже исследования часто проводились благодаря содействию зарубежных партнеров из Швейцарии, Германии, Канады, Турции, Японии, России. Также произошло и с 3хлетним проектом « Поиск, сохранение и инвентаризация надписей на камне», который финансировало ЮНЕСКО и благодаря которому в летописи Кыргызстана археологи Кубатбек Табалдиев и Кайрат Белек смогли разгадать многие секреты. Об их открытиях посетители познакомятся по фотографиям на многочисленных стендах, рассказывающих об их кропотливых исследованиях 300 ранее известных и находке более 100 неизвестных камнях с надписями.

Памятники письменности на камне
Памятники письменности на камне

«Независимо от литературного языка, на котором изложены «каменные» тексты, надгробия древних кыргызов надо рассматривать как древнейшую кыргызскую литературу,- уверен посетитель выставки профессор из Осаки, член правления Научного центра изучения Шёлкового пути Сугемуро Тоо,- в «каменных» свидетельствах содержится история ВШП и цивилизации кыргызов».
В VII-X вв использовалось согдийское курсивное письмо. В VIII сложился древнетюркский алфавит. В X веке в Государстве Караханидов с принятием ислама в качестве государственной религии ведущее место заняла арабская письменность. Распространение камней с крестом и сирийской надписью связано с пребываем христианских миссионеров из Ближнего Востока Передней Азии( несторианских сподвижников константинопольского патриарха Нестора), то есть параллельно в XI- XIVвв среди средневекового населения Семиречья, в том числе среди тюркских кочевых народов доисламской эпохи, христианство сначала получает новый размах распространения : формируются особые восточно-христианские общины из различных этнографических групп( на надгробиях несторианцев или как их именуют в эпосе « Манас» « тарсы» есть тексты на сирийском и тюркском языках), но с 14 века угасает.

Памятники письменности на камне
Памятники письменности на камне




В выставочном зале значительную часть памятников письменности на камне развитого средневековья составляют эпитафии или надгробные камни - кайраки. На арабском, персидском, тюркском алфавите, благодаря своему геометрическому рисунку хорошо приспособленном для фиксации на каменной поверхности и наносившемся грамотными резчиками, упоминаются имена и достоинства усопших, их правоверность и заслуги перед исламом, а также благожелательные надписи и суры из Корана. Другая часть надписей на камне – посетительские, выполненные различными особыми приемами арабской графики ( куфи, насх, редко талик). Археологами найдена в Таласе особая деревянная палочка с надписью по-тюркски, подтверждающая, что предки не писали, а вырезали слова. В верховьях реки Тосор есть камни-« юридические документы», « прилюдные соглашения», « объявления». Надписи на них расшифровал младший научный сотрудник университета « Манас» Кайрат Белек. Они наводят на мысль, что кыргызы Иссык-Кульской котловины были определенно независимы от центральной власти и даже имели свою бюрократию и войска.

Памятники письменности на камне
Памятники письменности на камне

Часть надписей сопровождается массивными рисунками всадника с птицей в руке либо тамговой символикой для отметки границ своих территорий, оставленными Он Ок Эл ( народом 10 стрел).Также обнаружены китайские иероглифы в Таласе, оставленные воинами Танской империи в 751г.
Периоду между 1643-1757гг, когда пришлам ойратам удалось в войне с кыргызами отвоевать часть земель, принадлежит экзотическая тибетская письменность - надписи ламаистского толка.

«Письменность- самое великое изобретение человечества. Все эти надписи дают нам, потомкам, пищу для размышления,- считает российский археолог Худяков,- например, что на территории КР было много грамотных, причем найдены даже «памятники прилежания»: камни - « школьные доски»! То, что в расшифрованных надписях найдены грамматические ошибки, означает, что грамоте обучалось не только высшее сословие».
Выставка поднимает также проблемы сохранения своей истории. Еще Чингиз Айтматов писал: «Я хотел, чтобы люди задумались, вспомнили о том, что гуманитарные, культурные, экологические, этнические ценности нужно сохранять». Однако во время экспедиций в рамках Проекта археологи выявили вопиющие факты использования памятников письменности на камне для закладки фундаментов строений.

Памятники письменности на камне
Памятники письменности на камне

Посетители выставки смогут также увидеть памятники письменности на глине, металле, ткани, а также монеты, старинную посуду, копию Башни Бурана.

Письменное наследие древнего Кыргызстана представляют важную информацию для филологов, историков, археологов и культурологов и являются достоянием нашей страны. Кстати, в 1924 году на основе арабского алфавита была разработана кыргызская письменность, которая официально использовалось до 1928 года, затем был введен латинский алфавит, а с 1940 года – используются современный русский алфавит, в основе которого лежит кириллица.

Памятники письменности на камне
Памятники письменности на камне
Памятники письменности на камне

Соб.корр Time.kg : Ирина Байрамукова

Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК