Кыргызская национальная одежда
- это визитная карточка кыргызского народа. Она тесно связана с историей народа и является составной частью его материальной и духовной культуры.
Потому она постоянно реконструируется по изображениям на каменных изваяниях, описаниям в эпосе «Манас» и китайских источниках, по записям и рисункам путешественников и художников XIX- нач. XX вв. А сегодня для выставки традиционной одежда кыргызов конца XIX–начала XX вв ГИМ даже предоставил целый зал. Выставка создана на основе коллекции Государственного исторического музея Кыргызской Республики, комплектование которой началось в конце 20-х годов XX века, и рассказывает об истории, красоте и изяществе национальной одежды кыргызов.
Здесь можно увидеть комплекты и отдельные элементы женского, мужского и детского костюма XIX - XX веков, театральные наряды известных артистов, а также изображения кыргызской одежды на редких архивных фотографиях и иллюстрациях, рисунках таких известных художников, как Павел Михайлович Кошаров, Василий Васильевич Верещагин и современного художника Темирбека Мусакеева.
«Невооруженному глазу» видно, что одежда четко отражает социальный статус, семейное положение и возраст ее хозяина. Недаром все исследователи XIX века отмечали резкий контраст в одежде бедняков и знати. Одновременно она отлично приспособлена к условиям кочевой жизни, верховой езде и отличалась особым покроем: была широкой, длинной, с запахивающимися полами, подпоясывалась матерчатым поясом или кожаным ремнем. Ее шили из тонкого войлока, кожи, шкур животных и грубой шерстяной ткани домашнего производства. Часть изделий, в основном «для выхода», изготавливали из покупных тканей, привезенных из Ферганы или Кашгара. В середине XIX века ее начали также шить из ситца, сукна и прочих фабричных тканей, привозимых из Царской России.
Киргизская национальная одежда практически неизменна вот уже 700 лет.
К национальной мужской одежде относят штаны из кожи или замши – чалбар, кандагай, жаргак-шым, войлочный халат – кементай, меховая шуба – ичик (ичик), головные уборы тебетей, калпак, малакай. Древним видом мужской обуви были полусапожки чокой и чарык, пайчеки из недубленой кожи.
Национальной женской одеждой являются платье-койнок и распашная юбка - бельдемчи, головные уборы - элечек, шөкүлө, кеп такыя и другие. На ноги одевали мягкие кожаные сапоги с легкой подошвой - ичиги или маасы, часто орнаментированные, а также сандалии и своеобразные шлепанцы без пяток.
Детская одежда по своей форме была аналогична одежде взрослых, отличаясь от нее только размерами и некоторыми особенностями, продиктованными возрастом ее владельцев.
Достаток носящего заметен в атрибутах. Индикатором социального статуса мужчин служили нарядные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками, сумочками и кошелями многочисленные пояса. Повседневные же пояса, как и пояса бедняков, обычно представляют собой простой длинный кожаный ремень, или обернутый вокруг пояса платок, который нередко был довольно яркой расцветки. Традиционный женский костюм дополнялся ювелирными украшениями местных мастеров, чаще всего из серебра. Причудливо и богато украшались также женские головные уборы, причем, созданные в различных районах, они различались формой, орнаментом и цветовым решением.
К середине XX века традиционная одежда стала уступать место европейскому костюму, а уж нынче повсеместно можно встретить людей, одетых по последнему слову моды. Однако знаменитые киргизские халаты, вышивка, работы по металлу и коже, традиционные головные уборы и ковры повсеместно пользуются большой популярностью. Ведь в них прослеживается кочевое прошлое кыргызов.
А потому и сегодня особый шарм имеет праздничная одежда в европейском стиле, украшенная элементами национального кыргызского костюма.
Соб.корр Time.kg : Ирина Байрамукова
Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg
Обсудим?
Смотрите также: