Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ.KG » Погружение в историю
ВРЕМЯ.KG

Погружение в историю

5 855


Погружение в историю

Вам хочется прикоснуться к вечности? Невозможно?! Фантастично?! Но это и реально, и возможно в месте скопления петроглифов - наскальных изображений в селе Орнок Иссык-Кульского района Иссык-Кульской области. Спросите у археологов из Международной летней школы археологов стран СНГ.

Село Орнок лежит у подножия хребта Кунгей Ала-Тоо. Каменное плато поблизости села усеяно валунами с древними рисунками козлов, архаров, лошадей, снежных барсов, сценами ритуалов и охоты. Какой-либо системы в их расположении не наблюдается.
Все это памятники древней культуры и предмет для « погружения» в жизнь предков нынешних кыргызов, повествования о которой искусные мастера древности выбивали на гранитных валунах.

Погружение в историю
Погружение в историю

Большинство здешних петроглифов - изображения зооморфные, чаще всего козлов так называемого «сакского типа», то есть застывшие, статичные животные. Но есть также зооантропоморфные фигурки с хвостами в одеяниях типа кафтана, на головах у которых - различные маски. Пример – фигурка с личиной волка в колпакообразном головном уборе. Еще этих « человечков» характеризует особенная поза - почти все они изображены эдакими « силачами», то есть с поднятыми на уровне плеч руками с грузом. Бывает, что человечки и дикие животные ( кстати, домашних животных на петроглифах нет) « совершают некое действо», подобные сцены повторяются и даже копируются в более поздний этнографический период. Копии чаще датируются началом нашей эры.

Характерно для Орнока также множество изображений оленей с очень сильно разветвляющимися рогами. Порой, количество отростков на голове доходит до 22х! Исследователи связывают этот факт с традицией кыргызских племен почитать тотемных предков. Давным-давно в восточной части Иссык-Кульской котловины водились маралы и даже барсы (однако сегодня их можно видеть изредка только на приграничной с Китаем не подвергшейся воздействию человека территории), а иссык-кульские племена кыргызов называли себя «Бугу», что дословно переводится и с кыргызского, и с монгольского как «благородный олень марал». Чингиз Айтматов даже описал эти тотемные традиции в своем произведении «Легенда о матери-оленихе».
Историки склоняются к мысли, что сильно разветвленные рога у наскальных оленей символизируют количество поколений, происходивших от матери-оленихи. Эдакое своеобразное древо жизни.

Погружение в историю
Погружение в историю

Еще здесь есть много изображений верблюдов, караванов с погонщиками и без, есть и «всадник на верблюде». Подобные петроглифы ученые относят к эпохе ВШП, а точнее к 47 году до н.э., когда китайский посол привез молодую принцессу на берега Иссык-Куля. Кстати, размеры изображений верблюдов бывают даже очень крупными, порой в натуральную величину.

Многих археологов интересует солярно-лунарная символика орнокских петроглифов, означающая календарный переход ото дня к ночи. Сегодня они убеждены, что бык – это лунарный персонаж, потому что его рога представляют собой полумесяц. Одновременно, козел- персонаж солярный, так как древние люди солярные символы перенесли на его закрученные рога. Может быть « соляр» идентифицируется также с изображениями людей, у которых в ушах круг в виде серьги.

Погружение в историю
Погружение в историю

Словом, вариантов изображений, так же, как и вариантов их нынешних интерпретаций хоть отбавляй.
По словам Радия Нурмаметова, сотрудника Иссык-кульского историко-культурного музея-заповедника, с 2002 года занимающегося осмотром, описанием петроглифов на северном побережье Иссык-Куля, Орнокское местонахождение петроглифов – это крупнейший археологический комплекс как по площади, так и по количеству наскальных рисунков. Он классический в плане геологического строения: если посмотреть на него со стороны озера, то комплекс представляет собой конус выноса, то есть эти камни в течение десятилетий выносились с гор водными потоками, селями. Потому большинство камней сглажены по форме и одновременно удобны для «работы». Может быть, именно поэтому здесь широкий диапазон петроглифов по датировке (начиная с эпохи бронзы, о чем свидетельствует изображение солнцеголового человека, и заканчивая современным этнографическим периодом).

Геологиустановили, что петроглифы аккуратно выбивали не «где придется», а на неотектонических разломах, и не « просто так», а в период сакральных, ритуальных действий. Имеется на территории комплекса и своеобразная сеть пересекающихся
невысоких каменных выкладок из достаточно крупных валунов. Подобная сеть каменных выкладок есть и в Чолпон-Ате, и в Баетово. До конца ученые их назначение пока не объяснили, но они единодушны во мнении, что каменные « стенки» явно непригодны для заграждений земельных участков либо для загонов скота. Кстати, по одну сторону таких каменных стен расположены более поздние петроглифы, а по другую- более ранние. Почему? Ответ неясен.

Погружение в историю
Погружение в историю




Археологических раскопок в этом комплексе не было, в основном изучались наскальные рисунки. И, как утверждают археологи, крайне слабо. После 1953 года, когда в Орнок приезжал петроглифический отряд ученых, которые копировали наскальные рисунки, изучение комплекса ведется « вялотекущее». Это привело к тому, что после того, как археолог Черкасов в 1955г нашел и описал изображение «солнцеголового», оно почему-то казахскими учеными было записано в свою тамгалинскую группу петроглифов! Позже выяснилось, что солярных фигурок много на Саймалу- Таше, а недавно их обнаружили и в районе Чийли Сая на юге Кыргызстан. Здесь много работал археолог Дмитрий Винник, но мало результатов его исследований было опубликовано. «А после того, как в опубликованной в 1980 году книге «Петроглифы ЦА» было дано описание петроглифов, впоследствии все остальные « научные» публикации представляют собой всего лишь компиляция из многих источников со многими ошибками»,- говорит Радий Нурмаметов.

«Здешние петроглифы представляют собой очень поверхностную каменную выбивку, что связано с жесткой структурой поверхности гранита, очень прочного камня. Этот факт доказали московские реставраторы, сделавшие слепки с петроглифов, - рассказывает Радий Нурмаметов, - К сожалению, такая очень поверхностная каменная выбивка чревата тем, что после наложения на нее вследствие фотохимического процесса патины, состоящей из окислов железа и марганца, трудно « прочесть» изображение. Пример – «солнцеголовый человечек» плохо просматривается сквозь «пустынный загар», который вследствие достаточно сильного солнечного излучения постепенно образовался на камнях за последние 11 тысяч лет после ледникового периода. Позже в течение 4-х тысяч лет изображение « умудрилось» покрыться «вторым загаром»!

Погружение в историю
Погружение в историю

На сегодня территория комплекса изучена не более 3-х км протяженности. Помимо плохой изученности, проблем у грандиозного Орнокского комплекса много. Главная - это отсутствие юридически оформленного отвода территории. Большинство примыкающих участков отдано местному населению в частную собственность. Оно здесь выпасает скот, который забирается на камни, нарушает изображения. Особую опасность представляют козы, которые могут подолгу « нежиться» на камнях.

Воздействие антропогенного фактора можно было бы существенно снизить, если бы были таблички с указаниями на то, что здесь находится важнейший археологический памятник, требующий бережного отношения. Правда, когда-то вдоль центральной трассы они были установлены и поясняли, что здесь начинается памятник археологии, но их давным-давно снесли! Новых – не заказали! Важно также активизировать разъяснительную работу с желающим увековечить свое имя местным населением, которому «традиция наскальной живописи» передалась по наследству. Пока что ее добровольно ведут такие энтузиасты села, как Болот Акматов.

Погружение в историю
Погружение в историю

Срочно нужна реставрация петроглифов: рисунки повреждаются патиной, лишайниками. К стыду, уже было 3 неудачных опыта реставраций, теперь камни сбрасывают «новую кожуру». Процесс выветривания, разница температур, скопления воды в малейших выемках постепенно делают свое дело: камни постепенно трескаются, осыпаются, а недавно даже один представитель делегации из Индии расшибся, наступив на один из них!

Участники МЛША сделали много фотографий петроглифов, а вместе с ними увезли домой и много впечатлений, главным из которых стало чувство сопричастности к далеким предкам.

Погружение в историю
Погружение в историю

Соб.корр Time.kg : Ирина Байрамукова

Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК