homesite_mapsearch



ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ (лента новостей)архив новостей
28-11-2016, 08:57
28-11-2016, 08:53
28-11-2016, 08:47
28-11-2016, 08:42
28-11-2016, 08:17
КУРСЫ ВАЛЮТ НБКР

69.0900
-0.04%
73.6707
+0.49%
1.0770
-0.76%
0.2066
+2.08%
АРХИВ НОВОСТЕЙ

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  -ЭКОstan
(фотофакты, экология, окружающая среда)
  -ВИДЕОКАТАЛОГ
(видеография)

В Международном университете Кыргызстана и Кыргызском экономическом университете в этом учебном году нет бюджетных мест в связи с переходом на самофинансирование.
  -ПОГОДА
(сегодня)
Сегодня, Пн, 05/12/2016
00:0011 ⁰CБез осадков
06:007 ⁰CВозможны осадки
12:0016 ⁰CСильные осадки
18:0011 ⁰CОсадки
  -ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ


  -ЛИЦО ВРЕМЕНИ
  -РЕКЛАМА


  -ВРЕМЯ от ВРЕМЕНИ
(цитата)
  -ИНФОГРАФИКА

  -ВНЕ ВРЕМЕНИ
(электронная библиотека сайта)
  -ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(гость сайта)




  -ЖЫРГАЛБАЙ & ЧУЧУКБЕК
  -О ВРЕМЕНА! О НРАВЫ!
(Анэс Зарифьян, беспартийный поэт)

  -РЕКЛАМА

  -НАШЕ ВРЕМЯ
(о нас)



  -ВРЕМЯНКА
(социально-политический анекдот)
  -РЕКЛАМА

Яндекс.Метрика
ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ


Живое чудо светаВРЕМЯ.KG
20-02-2012, 11:50

54.159.169.210

Живое чудо света

Лошадь это не роскошь, а средство передвижения

Испокон веков лошади были неотъемлемым спутником человека, являлись героями мифов и легенд разных народов мира. Греки почитали лошадь как дар Посейдона, кельты ассоциировали ее с богиней Эпона, в германо-скандинавской мифологии лошадь посвящена богу Одину. Среди скифских, а затем и сарматских племен, конь являлся символом Солнца, поскольку под их копытами обычно изображались солярные знаки (свастика). Не говоря уже о том, что каждый, хотя бы раз в жизни слышал или читал о таких необычных, мифических лошадях как Единорог, Пегас, Кентавр и, конечно же, наш родной, до боли знакомый сказочный персонаж Конек-Горбунок. Вспомнили? Он был “ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами”. По видимому, это был пони.
Мал да удал!
Но, а для современного номада?
Как гласит народная мудрость “лошадь – крылья кыргызов”. С этим лаконичным, но в тоже время достаточно емким высказыванием о роли лошади в жизни кочевого народа поспорить трудно. Представьте традиционный уклад жизни кыргыза-кочевника, и вы сразу поймете, без крыльев тут никуда.
Кочевой образ жизни веками накладывал отпечаток на весь их быт – жилище, одежду, предметы домашнего обихода. Не стоит забывать и о культуре, отражающей национальный характер со свойственным ему поэтическим восприятием окружающего мира. Вот он “Манас – подобный башне соложенной из серебра. Белоснежный конь Ак-Кула несет богатыря по вершинам, и кажется, не конь мчится, а птица летит над острыми пиками гор”. Конь и богатырь в кыргызской культуре – это не просто верховая лошадь и всадник. Их нельзя представить друг без друга. Это единое целое. И эта связь не случайна. Коневодство испокон веков играло огромную роль в жизни и быте кыргызского народа. Кыргызов и сейчас нередко называют народом джигитов.
А теперь освежите свою память, и вспомним курс школьной истории за 6-7 класс.
Слабо?! Так уж и быть, помогу.
О завоевательных походах Александра Македонского в Месопотамии, Бактрии и Индии надеюсь, слышали, а о победе полководца Сурена над римскими легионами близ города Карры? Тоже припоминаете. Тогда, смею заметить вы и впрямь эрудированный читатель. А вот что являлось залогом успеха любого военного сражения, знаете? Численное превосходство, тактика, боевой дух воинов, виртуозное владение оружием, знание осадной техники скажите вы. Да, но не только. Все это конечно важные компоненты в военном деле. Но для обеспечения любой победы в сражении необходима в первую очередь тяжелая артилерия. Имя ей – кавалерия. Вспомните монгольские орды Чингисхана, наводившие страх и ужас на противника. Именно кавалерия обеспечивала молниеносность, маневренность и стремительную победу в сражении.

Живое чудо света

Военная тактика той поры переживала настоящую, не побоюсь этого слова техническую революцию. На западе Азии арийские племена ввели в употребление кавалерию закованных в чешуйчатую броню всадников с длинными копьями – предшественников средневековых рыцарей. Кавалерия была главным оружием скифской военной организации. Скифские всадники, как позднее сарматские, использовали седло, которое давало им очевидное преимущество над западной кавалерией, поскольку ни греки, ни римляне не использовали седел. В связи с чем, римский историк Тацит замечает, что едва ли какая-либо армия могла выдержать напор сарматской кавалерии, если последней не препятствовали местность или погодные условия. С помощью тяжелой конницы катафрактариев, сарматы покорили богатые скифские государства в Крыму и северном Причерноморье, а парфяне на Ближнем Востоке разгромили легионы римского императора Красса. В то же время малосильные и низкорослые китайские лошадки не могли долго преследовать по степям внутренней Монголии быстроходных и выносливых хуннских коней. Поэтому император У-ди, достигший больших успехов в завоевании Кореи и Индокитая, терпел постоянные поражения при молниеносных набегах кочевых орд, от которых земли его царства не смогла защитить даже Великая китайская стена.
Надеюсь теперь, уважаемый читатель, роль лошади и ее значение в жизни кочевого народа Вам ясна. От лошади зависила жизнь и благополучие владельца, который, хорошо понимал это, и вкладывал в нее все свои средства. Не удивительно, что лошадь была окружена не только любовью и заботой своего хозяина, но и ценилась дороже жен, детей, да что там семья, дороже собственной жизни. Именно поэтому ей отводилось лучшее место и корм. Как гласит народная мудрость: “Вырастив хорошего коня, хозяин превратится в худую собаку”. И конь отплачивал своему хозяину исключительной преданностью. Недоверчивый к посторонним, он отдавал свое сердце единственному другу.
Это сейчас стало модным, мерить свое состояние не количеством роскошных вил и шикарных авто, а наличием чистокровных скакунов. Безусловно, в то далекое от нашей реальности время, наличие породистого коня хоть и соответствовало высокому статусу его владельца, но все же имело совершенно иное значение. В действительности, выражаясь словами, небезызвестного всем героя сатирического рассказа “Золотой Теленок” Остапа Бендера, точнее немного перефразировав его: “Лошадь это не роскошь, а средство передвижения”. Правда зная цену такому средству, в это и впрямь сложно поверить.

Живое чудо света

Китайская грамота

Пожалуй, настало время обратиться к источникам, тем самым, что донесли до нас сведения давно минувших дней. Источникам, выдержки из которых мы так часто цитируем, ссылаясь на непоколебимый авторитет авторов. Мол, жили, видели, знают... Однако, в большинстве своем подобное использование материала, как минимум, ограничивается слепым копированием, а как максимум раздуванием до вселенских масштабов. Последнее надо отметить свойственно современному Кыргызстану.
Дабы избежать путаницы в многообразии существующих терминов и понятий предлагаю использовать общепринятое, старинное название, применявшееся исключительно к ездовой лошади восточной породы – “аргамак”. Так как этот термин, более нейтрален в вопросе происхождения, ареале обитания и в свою очередь, предполагал любую ездовую лошадь родом из центрально-азиатского региона, ближнего и среднего Востока. Термин аргамак имеет тюркское происхождение и означает “благородный конь”.
Первые сведения об аргамаках сохранились в трудах греческих и римских историков. В частности Герадот писал: “Есть в Мидии обширная равнина по имени Нисея, на которой водятся величественные кони”. И именно о них писал во II в. н.э. римский историк Оппиан: "Это кони, достойные могущественных царей, прекрасные с виду, легко выступающие под всадником, легко повинующиеся удилам; высоко несут они свою горбоносую голову, и со славой реют в воздухе золотые их гривы". Для тех, кто страдает “географическим кретинизмом”, Нисея – это Туранская низменность, равнинная часть Средней Азии и Южного Казахстана, занятая преимущественно пустынями Каракум и Кызылкум.
Климат здесь резко континентальный, пустынный, в южной части – субтропический. Следовательно, зимы мягкие, малоснежные. Лето знойное, засушливое с малым количеством атмосферных осадков, большой сухостью воздуха, малой облачностью и высокой испаряемостью. Исключения составляют наверно что оазисы, разбросанные по пустыням, но и их количество смею вас заверить, ничтожно мало. Поэтому и растительность в этих краях своеобразная и приспособлена к условиям засушливых песчаных пустынь. Добавьте к этому отсутствие воды и горячие сухие ветра, да пыльные, пустынные бури.
Как вам картинка.
Впечатляет, неправда ли?

Живое чудо света

Это сейчас, по прошествию нескольких веков здесь создана разветвленная система оросительных каналов, способная обеспечить население питьевой водой. А в то далекое от современной реальности время ничего этого не было.
Зачем этот экскурс в географию, спросите вы?
А затем, что бы вы могли представить, насколько тяжела и сурова жизнь обитателей здешних мест. А вот теперь настало время перейти к тем самым аргамакам, о которых нам поведали корифеи античной истории. Вот тут-то вам и пригодятся знания географии. Принимая во внимание климатические условия Туранской низменности, можно с большой долей уверенности утверждать, что здешние лошади были приспособлены не только к существованию в пустынях и отсутствию обилия подножного корма, но и могли долгое время обходиться без воды. А также отличались способностью быстро бегать на большие расстояния. Иными словами были гораздо выносливей, нежели их европейские собратья. Следовательно, и интерес к ним со стороны могущественных царей был весьма высок. Таким образом, ездовые лошади представляли собой своеобразный “стратегический ресурс”, не обладая которым держава вряд ли могла рассчитывать на успех в сражении.
Вот и в Поднебесной дело обстояло именно так. Но о политике чуть позже. Пока же вернемся к источникам которые приводят нас в Ферганскую долину, где некогда располагалось государство Давань. Согласно этим источникам, местность, примыкающая к Ферганской долине с запада и юга, по всей вероятности с включением самой долины, уже в древности славилась превосходными лошадьми. Так, согласно сведениям, датируемым 360 г. до н.э. сообщалось следующее: “Где был расположен город Эсхата (Александрия Крайняя – современный город Худжент), заложенный Александром Македонским, у восточных пределов области его проникновения, плодородная почва производит многих домашних животных, в особенности лошадей превосходной породы; подобных им не сыскать в целом свете: дикая, очень быстрая, кошенильной, белой, радужной масти...”. Однако, гораздо большее значение, имеет то обстоятельство, что Александр Македонский, в пору, когда ему пришлось подавлять восстание, направленное против его власти, мог вновь довести численность своей кавалерии до 4000 коней в Согдиане, где существовала превосходная порода лошадей.
Тоже самое мы находим и в Индийских источниках, где местность под названием Дарвац (по-видимому Давань), упоминается как богатая лошадьми северная страна.
Надеюсь теперь у вас с географией все в порядке?

Живое чудо света

Согласно китайским источникам, к жителям Самарканда в большом количестве наезжали варвары для закупки лошадей. Однако, уже во втором столетии до н.э. благодаря острой необходимости обеспечить безопасность своим владениям от постоянно нависающей угрозы со стороны хунов, Ханьский император У-ди отправляет начальника своего караула Чжан Цянь на запад, с целью отыскать потенциальных союзников для борьбы с хунами и установления отношений с их правителями. В их числе оказалась и интересующая нас Ферганская долина, точнее княжество Давань, существовавшее здесь в I в. до н.э.
Да, вы не ошиблись, это именно тот самый “бравый солдат”, по результатам странствований которого, впоследствии был открыт Великий шелковый путь. За время своих странствований, а они длились цельных 13 лет, Чжан Цань удалось побывать в землях к западу от империи Хань и собрать ценнейшие для того времени сведения о народах населяющих окрестные земли, их нравах, обычаях, жизненном укладе и многом другом.
Но так как нас интересует именно Давань, то мы остановим свой взор именно на нем. В своем донесении императору Чжан Цань сообщает “Давань лежит от хунов на запад, почти за 10000 ли от столицы прямо на запад. Даваньцы ведут оседлую жизнь, занимаются земледелием, сеют рис и пшеницу. Есть у них виноградное вино. Много аргамаков. Сии лошади имеют кровавый пот и происходят от породы небесных лошадей”. На первый взгляд все достаточно просто и понятно. Однако все же возникает резонный вопрос. А что это за лошади, имеющие кровавый пот и происходящие от породы небесных лошадей? Необычная особенность, неправда ли. По крайней мере, в части, касающейся кровавого пота. Если конечно не считать это иносказательным. Что-то в роде “разгоряченной или загнанной лошади”.
Пришло время, обратиться к автору этих строк.
Будучи начальником духовной миссии в Пекине и в совершенстве, овладев китайской грамотой, он стал первым востоковедом и путешественником кто перевел на русский язык значительную часть китайских источников, тем самым заложив основу изучения истории древнего Китая.
Именно Архимандрит Иакинф, в миру Никита Яковлевич Бичурин впервые перевел на русский язык, сделав доступным материалы по географии, истории, юриспруденции, медицине, философии, экономике, сельскому хозяйству, торговле и политике. В своей работе “Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена Т-II” Н.Я. Бичурин дает ряд пояснений к донесению Чжан Цаня. В частности, что касается сведений о лошадях, Н.Я. Бичурин сообщает: “На китайском Шань-ма, что значит добрые лошади. Так китайцы в то время называли среднеазиатских аргамаков”. Далее Бичурин продолжает: “В даваньском владении находятся высокие горы. На этих горах водятся лошади, которых невозможно достать: почему выбирают пятишерстных, т.е. пестрых кобылиц и пускают к подошве гор – для случки с горными. От сих кобылиц родятся жеребята с кровавым потом; и по сему называются жеребятами породы небесных лошадей”.

Живое чудо света

О пароде небесных лошадей чуть позже. Пока же попробуем приоткрыть завесу таинственности и мистики, обнажив всю правду о “кровавом поте”.
Надо отметить не одно путешествие по югу страны не обходится без упоминания об уникальных аргамаках, имеющих кровавый пот. Любой гид, сопровождающий группу туристов, обязательно поведает эту удивительную историю, приукрасив ее парой, тройкой народных легенд и местных преданий, восхваляющих величие этих животных.
На вопрос, возможно ли это? Приведет все те же выдержки из книг по истории Кыргызстана. Тот, кто смышленей, сошлется на авторитет местных ученых. Мол, они-то точно знают...
Слушаешь и диву даешься. Неужели такое возможно!
Чудеса, да и только!
А вот туристы, за редким исключением, в сказку про белого бычка, охотно верят. Да и вообще, какая кому разница, что там гид на уши вешает, когда вокруг окружают такие красоты. Тут и впрямь любая сказка превратится в быль.
Ну да ладно, сути дела это не меняет.
Вы когда-нибудь задавались вопросом, как потеет лошадь? Вот и я нет.
Но одно могу сказать точно. Каждый из нас, хотя бы раз в жизни слышал, или использовал подобные выражения: “как конь в мыле”, “бегать в мыле” или “удила, покрытые пеной”.

Живое чудо света

Что бы это могло значить и откуда просочилось в нашу речь, никогда не задумывались? А стоило бы!
Оказывается, все совсем не так уж и страшно, как могло бы быть. Только представьте: “Мчится сарматская кавалерия в бой, а под всадниками, кони истекающие кровавым потом”. По правде сказать, любой фильм ужасов в сравнении с подобным сюжетом просто детский лепет. Не говоря уже об историках античности, которые не упустили бы возможности упомянуть подобное в своих трудах.
Немного покопавшись в интернете, находим – “конь (или лошадь) в мыле” – стандартное идиоматическое выражение, означающее разгоряченного от тяжелой работы или загнанного коня. Нередко используется в отношении человека – “бегать в мыле”. Так как после тяжелой работы или длительного перехода удила или части тела, соприкасавшиеся в процессе трения, покрывались густой, беловатой, напоминающей мыльный раствор, пеной. Отсюда и удила, покрытые пеной. Вывод напрашивается сам собой.
Вероятней всего в трактате шла речь о выносливости лошадей или же кровавый пот имел иносказательный, иной смысл – трудовой пот. Пример тому приведен выше.
Тем, кто еще сомневается, и продолжает настаивать на обратном, советую отыскать Большой китайско-русский словарь под редакцией Ошанина и посмотреть значение слов “кровавый” и “пот”. Поверьте! Вы будете весьма удивлены.
Мы же отправляемся дальше.

Живое чудо света

Восток дело тонкое

Вот и подошло время обратить свой взор на взаимоотношения, которые складывались между Поднебесной и окружающими ее, подчас враждебными, государствами.
Вы не ошыблись, именно о политике, пойдет наша дальнейшая речь.
Для кого-то это может показаться смешным и нелепым, но даже в таком простом деле, как приобретение “небесных коней” для реорганизации войска не обошлось без политических интриг и заговоров, которыми было окутано противостояние двух совершенно противоположных миров, двух в корне различных культур – кочевой и оседлой.
Жители Поднебесной, ведущие к тому времени уже оседлый образ жизни, были, как правило, богаче хуннских кочевников, по мнению которых самым легким способом приобретения жизненных благ являлся грабеж. Богатства земледельцев, веками накапливавшиеся в их городах, возбуждали зависть и алчность племенной знати хуннов, державшей в страхе приграничные города империи. В свою очередь земледельцам ничего не оставалось, как защищать свои земли от постоянных набегов ненасытных кочевников. А для этого была нужна боеспособная армия.
К сожалению, за столь длительный период времени в культуре кочевого образа жизни, который так привлекает толпы иностранных туристов, мало что изменилось, разве что масштабы национализации стали шире.
Что поделать – гены!
Однако, что бы понять, почему столь могущественное государство, обладая столь мощной армией, не в силах было противостоять кучке степных разбойников, следует уяснить одну простую истину, “невозможно покорить народ, которому нечего терять”. В случае с хуннами дело обстояло именно так. Простое тому доказательство. Как правило, все китайские походы против хуннов оборачивались полным провалом, то армия не найдя хуннских кочевий, возвращалась обратно ни с чем, то попадала в засаду и с криком “Спасайся, кто может” обращалась в бегство. Когда же китайцам все же удавалось отыскать неприятеля, то те в свою очередь спешно собрав пожитки, перекочевывали на другую стоянку, уходя от прямого столкновения. И так продолжалось вплоть до середины I в. н.э.

Живое чудо света

Несмотря на успехи, достигнутые в Индокитае и Кореи, император У-ди должен был признать, что главнейшая проблема – хуннская – не разрешена. Полевая армия, созданная колоссальным напряжением сил, одержавшая ни мало блистательных побед, была не в силах совладать с хуннами. Хуннская держава была по-прежнему неуязвима и в любой момент могла нанести очередной удар. Причин к этому было несколько, и одна из них лежала в военной технике Китая. Для полевой войны У-ди создал большое конное войско, но как уже упоминалось выше, китайская лошадь, малорослая, слабосильная, тихоходная и маловыносливая, не могла равняться с крепким неприхотливым хуннским собратом.
Понимая, что просто военным путем “хуннский вопрос” не решить, китайский император все больше склонялся к мысли, склонить на свою сторону Запад, с той лишь разницей, что Запад, в то время, был гораздо ближе, нежели сейчас, и ограничивался северо-западными государствами Усунь, Давань и Дахя (Бактрия). Вот тут то и пригодились сведения, собранные Чжан Цань во время его странствований, который к тому времени уже стал большим начальником, заняв место в ряду государственных чинов. Он предложил императору привлечь на сторону Китая усуней, опираясь на них склонить в подданство Дахя и другие владения на западе. Тем самым отсечь “правую руку у хуннов”. Способ для этого был выбран стандартный – подкуп. Так как по сообщениям того же Чжан Цань – кочевники обыкновенно падки на китайские вещи.
Но усуни по образу жизни более тяготели к хуннам, так как тоже вели кочевой образ жизни. Приняв дары, усуньский правитель Гуньмо не спешил выполнять данные им обещания, предпочитая занимать выжидательную позицию.
Вам это ничего не напоминает?

Живое чудо света

Сколько времени миновало с тех пор, а картина все та же. Правда, в отличие от Запада, Китай умеет учиться на ошибках прошлого, перейдя от подкупа к политике “скрытой экспансии”, постепенно подминая под себя экономику государства. Так что впору приступать к изучению китайского языка.
Усунь был далеко не последним владением, которое Китай планировал склонить на свою сторону. После неудавшейся попытки подкупа, Чжан Цянь отправил своих посланников в окрестные владения, в том числе Давань и Дахя. Спустя год, посланники возвратились и привезли с собой посольства из этих владений. Таким образом, Китай открыл сообщения с государствами, лежавшими от него на северо-запад. Налаживались торгово-экономические отношения, постепенно формирую то, что мы сейчас называем Великий Шелковый путь.
Когда же китайские посланники один за другим стали проезжать в Давань минуя Усунь южною стороной, то усуньский правитель начал опасаться, и отправил посланника с подарочными лошадьми. Достоверно известно, чтобы получить супругу их Дома Хань, и тем самым реабилитировать себя в глазах китайского императора, усуньский правитель послал 1000 лошадей.
Бесспорно, подарок, достоянный царя. Не каждая современная монархия может позволить себе такую роскошь, бюджет ведь не резиновый, а вот усуньский Гуньмо мог. Для него эта была сущая мелочь, тем более, когда на карту поставлена собственная безопасность. В своей работе Бичурин приводит такую выдержку из донесения Чжян Цань: “В Усуни много лошадей, и богатые люди имеют от четырех до пяти тысяч голов”. Безусловно, усуньский правитель был далеко не бедным царьком, хоть и кочевником. Далее Бичурин продолжает: “Когда китайское посольство в первый раз прибыло в Анси (сегодня это уездный город на юго-востоке Китая, провинция Фуцзянь), то аньсийский государь приказал с 20 000 конницы встретить посланника на восточной границе”.
Впечатляет, неправда ли?!

Живое чудо света

Государство Давань было не единственным местом, где можно было приобрести хороших лошадей. Однако китайский император, уже успевший полюбить даваньских коней, не оставлял надежды заполучить их. Однажды перед отправкой послов в северо-западные государства, было испрошено мнение одного ученого, и он дал глубокомысленный ответ: “Божественные лошади должны прибыть с северо-запада. Лошади Усунь носят название небесные (кит. Шань-ма, видимо по аналогии с местом расположения государства Усунь в горах Тянь-Шаня); но кони Давань, потеющие кровью, гораздо более сильной породы. Называйте впредь лошадей Узена (Нисея) – совершенством Востока, а коней Давань – божественными”.
Но даваньцы не спешили расставаться с бесценными лошадьми, коих скрывали в городе Эрши (Ура-Тюбе, развалины близ сов. г Махамат, Узбекистан). В 105 г. до н.э. китайский посол Че Лин попытался в обмен на золотого коня и серебро приобрести несколько жеребцов, но получил категорический отказ. В досаде он обругал даваньских старейшин, толкнул золотого коня, и ушел. Оскобленные, пренебрежением китайского посла, даваньцы напали на его караван у восточной границы в городе Ю (Узген), вырезали посольство и овладели товаром. Принимая столь поспешное решение, даваньские старейшины руководствовались мнением, что Китай достаточно удален от них, и китайские посланники часто погибают в пути. На севере им угрожают набеги хуннов, на юге недостаток в воде и фураже. Более того, в пути караван часто нуждается в съестных припасах, и всегда терпит недостаток в пище, так что более половины людей погибает от голода. Каким же образом большое войско может дойти сюда? Но китайцы, слишком упорный народ, чтобы так просто сдаваться, правда, это уже совершенно другая история.

Мы же подведем итог.
Как следует из вышеперечисленных источников, уже в I в. до н.э. Средняя Азия славилась превосходными лошадьми, и, что самое важное, эта слова сохранилась до наших дней. Китайцы признавали в этих прославленных лошадях не только “совершенство”, но даже нечто “божественное”. Не испытывая недостатка в сравнении, они были хорошо осведомлены о превосходных качествах хуннских коней, а также обладали достоверной информацией о лошадях Нисеи. Но если первые были не доступны по причине враждебности кочевых народов севера, то вторые, в виду опасностей, поджидавших караван, во время длительного пути были не досягаемы. Следовательно, выбор был не так уж велик, или приобретать “небесных лошадей” Усуни, тем самым окончательно склонив их на свою сторону, или же покорять Давань. Что китайцы и сделали.

Живое чудо света

Туристу на заметку

Помимо письменных источников и путевых заметок, которые содержат отрывистые сведения об аргамаках, существуют гораздо более древние и уникальные свидетельства, доступные сегодня любому туристу, который отважиться посетить эти места.
Поселок Араван, расположенный на юге Кыргызстана, в 20 км. к северо-западу от города Ош, известен наскальными рисунками, запечатлевшими знаменитых «даваньских коней» Ферганской долины, которых считали одними из лучших пород азиатских иноходцев.
Араванские изображения высечены на невысокой скале, стоящей на правом берегу реки Араван-Сай. На высоте около 15-16 м. от подошвы скалы, точечным сколом нанесены достаточно распространенные рисунки горных козлов, оленя, людей. Среди прочих резко выделяются большие изображения двух пар лошадей, вероятнее всего, жеребцов и кобылиц. Их фигуры переданы очень изящно и четко.
Подобные петроглифы можно также обнаружить на камнях священной горы Сулейман-Too, возвышающейся в центре города Ош, в урочище Сурети под Баткеном, или на высокогорном плато Саймалуу-Таш. Что касается последнего, то период создания наскальных рисунков тянется от II тыс. до н.э. до первых веков новой эры, охватывая эпоху бронзы и раннего железного века. Уникальные рисунки, помимо сцен охоты, содержат сюжеты приручения диких лошадей.

Целый комплекс изображений даваньских коней имеется в местности Айрымач-Тоо (или Сурот-Таш) вблизи села Карасу. Здесь зафиксировано около 30 изображений крупных фигур тонконогих и красивых лошадей, стоящих поодиночке. Стилистически они аналогичны Араванским изображениям. Но изображение кобылицы и жеребенка на скале в Араване поражает воображение. Контуры лошадей высечены на камне почти в натуральную величину и закрашены охристым веществом, за тысячелетия не потерявшим яркого цвета.
В 160 км. от города Бишкек, на территории Казахстана, в юго-восточной части невысоких Чу-Илийских гор, протянувшихся с юга на север от гор Заилийского Алатау до озера Балхаш, в горном массиве Арнахай, урочище Тамгалы, расположен один из самых известных центров наскальных рисунков Семиричья, где среди прочих изображений присутствуют петроглифы лошадей.
Со временем, эти уникальные природные объекты, превратились в священные места, почитаемые паломниками. В Араване оно носит название Дульдуль Ата, и, по всей видимости, связанно с культом Хазрата Али, места, почитания которого разбросаны по всем окраинам Ферганской долины. Дульдуль – имя легендарного коня.

Живое чудо света

Седое предание прошлого гласит: “В давние времена у подножия Араванских скал жила семья бедных дехкан, обрабатывающих маленькое поле. Но кто-то, повадился по ночам топтать их посевы. Хозяин три дня и три ночи провёл в ожидании непрошенного гостя, пока не увидел разбойников, которыми оказались лошади неземной красоты. Он погнался за ними в сторону гор, но вдруг увидел седобородого старца, сидевшего на плоском камне и что-то вырезавшего из дерева. Дехканин рассказал о своей беде, но старец, а это был ни кто иной, как сам Хазрат Али, со смехом попросил его открыть подол халата и насыпал туда стружек, а сам с лошадьми скрылся прямо в скале. Убитый горем, владелец вытоптанного поля повернул домой, но когда захотел отряхнуть одежду, увидел, что его подол полон золотых монет…”
В окрестностях Шахимардана, в Кадамжайском районе Баткенской области, глубокие выемки на голых скалах почитаются как следы от копыт Дульдуля, на скаку высекавшего искры из камня. Но каким образом конь, пусть даже и принадлежавший зятю самого пророка Мухаммада, мог обратиться в святого?
Высокогорное плато Саймалуу-Таш, расположенное в верховьях Ферганского хребта, как и центр наскальных рисунков Тамгалы, представляют собой, не что иное, как храм, посвященный Солнцу, где каждый мог обратиться к Богу, оставить свое послание, запечатленное в камне.

Авторы: Владимир Петров, Alexander Rogers


Фотографии: Влад Ушаков, Юлия Тенькова

Полный фоторепортаж на сайте: photo.kg

Поделиться:



49/365: Узгенский рис
Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 49/365: Узгенский рис
    Координаты: Ферганская долина Ближайшие населенные пункты: Узген, Баткен, Джалал-Абад Кыргызстан является родиной уникальных сортов риса, которые пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и среди ценителей ...
  • 48/365: Крепость Кудаяр–хана
    Координаты: 39°46'19.86"N 71° 2'7.34"E Ближайшие населенные пункты: Тунук–Суу, Сары–Тала, Кан, В среднем течении река Сох принимает приток Абголь (река из озера), в устье которого, на речной террасе, приютилось одноименное ...
  • 47/365. Водопад Шаар. Падающий из горы
    Координаты: 41.062675, 76.009721 Ближайшие населенные пункты: Бирлик, Ат-Баши, Баш-Каинды, Талды-Суу, 1 мая Водопады как уникальные туристские ресурсы во всем мире привлекают миллионы отдыхающих. К водопадам прокладывают горные ...
  • 46/365: В поисках снежного лотоса
    Ближайшие населенные пункты: – Энильчек, Ак-Булун, Жергалан Координаты: Тескей-Ала-Тоо, Ак-Суйский район В Кыргызстане на высоте более 3000—4500 метров над уровнем моря растут удивительные цветы – снежные лотосы. Научное ...
  • 45/365: Журавлиное урочище- Каркыра.
    Ближайшие населенные пункты: Жергалан, Ак-Булун, Кен-Суу Координаты: 42.690883, 79.178700 Каркыра ( каз. Қарқара; в верховье — Кокжар, Джаак) — река, берущая начало в ледниках Кюнгёй-Ала-Тоо. Протекает в Кыргызстане и ...
  • 44/365: Золотая долина Сары-Джаза
    Ближайшие населенные пункты: Энильчек, Баянкол, Каркара Координаты: 42.365255, 72.275445 Есть в Иссык-Кульской области долина, которая является настоящей колыбелью человечества. Здесь можно встретить места, куда еще не ступала ...
  • 43/365: Беш-Таш : Легенда о пяти разбойниках
    Ближайшие населенные пункты: Талас, Бакай-Ата, Кум-Арык, Колба Координаты: 42.365255, 72.275445 Природный парк «Беш-Таш» сто в переводе с кыргызского означает «пять камней», находится южнее г. Таласа на северных склонах ...
  • 42/365: Комплекс Манас-Ордо
    Ближайшие населенные пункты: Ташарык, Талас Координаты: 42°31'35"N 72°22'46"E Это еще одно историческое сооружение с богатой историей, расположенное на Великом Шелковом пути на территории Кыргызстана. Кумбез находится в 22 км ...
  • 41/365: Священные камни урочища Тамга-Таш
    Ближайшие населенные пункты: Тамга, Тосор, Барскоон Координаты: N 42 06.786 E 077 31.303 На озеро Иссык–Куль туристы едут в поисках яркого солнца, прохладной воды и золотистых пляжей. Однако любители понежиться на солнышке и ...
  • 40/365: Саймалуу-Таш: Каменные страницы истории
    Ближайшие населенные пункты: Атай, Арал,Казырман Координаты: 41°10'31"N 73°48'47"E. Саймалуу-Таш в переводе с кыргызского означает «узорчатый камень»-«рисованный камень», расшитый камень. Так называется небольшое ущелье на ...

контактная информация
информация о сайте