Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ.KG » Метаморфозы Иссык-Кульской рыбы
ВРЕМЯ.KG

Метаморфозы Иссык-Кульской рыбы

17 463


Метаморфозы Иссык-Кульской рыбы

Наверное, у каждого человека при виде большой воды Иссык-Куля, сразу же по ассоциации представляет и большое количество рыбы, которая должна водиться в столь огромном водоёме, который и озером то назвать даже стеснительно, скорее это море.

Буддийский монах Сюань Цзянь почти полторы тысячи лет назад, путешествуя по Средней Азии и проповедуя духовные ценности буддизма, отправляя очередное донесение императору Поднебесной о тех местах, где он проходил, отмечал необыкновенной красоты море, в котором водятся большие чудовища и драконы, время от времени шумно всплывающие на поверхность в фонтанах брызг, резвятся на мелководье, затем снова уходят в глубины вод.
Да, когда то, такое было! Правда это не были чудовища и драконы, это были аборигенные породы рыб, сазан и маринка. Встарь, пришлому человеку, тем более обременённому мистическими суевериями, не удивительно было воспринять плескающихся на мелководьях, огромных, до двух-двух с половиной метров рыбин. Да, были такие рыбины и совсем ещё недавно. Когда в середине девятнадцатого века путешественник и исследователь Семёнов Тянь Шаньский впервые вышел к Иссык-Кулю, он подивился обилию и размерам рыбы плескавшейся на мелководьях озера и в реках. Не имея, каких либо рыболовных снастей для такой рыбы, отправленные им на рыбалку, казаки нарубили на уху и жарёху, шашками, с десяток огромных рыбин. Но это было другое время.

Метаморфозы Иссык-Кульской рыбы

Шхуна на Иссык-Куле. Порт Рыбачье(Балыкчи) Фото Ella Maillart, Soviet Kirghizistan, 1932

Тогда в озере Иссык-Куль совершенно не было хищных рыб и для его обитателей была идеальная обстановка для воспроизводства, и длительного благоденствия. Сама природа регулировала количественный и качественный состав обитателей довольно бедной флорой водной среды. Единственный враг это естественная смерть, потому и вырастали рыбины до таких гигантских размеров, что Сюань Цзян их принял за чудовищ и драконов. Конечно же, тогда была исключительно благоприятная экологическая обстановка в природе, ни какой химии, интенсивного животноводства и самое главное, никакого хищнического браконьерства, особенно в период нереста не было. Местные жители не ели рыбу, это было смертельно опасно. Некоторые её почитали святой, другие просто считали ядовитой, а это в любом случае для них означало смерть. Дело всё было в том, что у некоторых видов ручьевой, речных и озёрной рыбы внутренняя полость брюшка была покрыта чёрной очень ядовитой плёнкой, а у маринки, обитающей и в реках, и в озере, ядовита и икра. Практически всегда употребление по незнанию рыбы с чёрной плёнкой или икрой приводит к летальному исходу.Но с приходом тех, кто знал, как сделать деликатесом местные виды рыб, положение существенно изменилось, у Иссык – Кульской рыбы появился самый страшный враг, человек. Начался интенсивный отлов озёрных обитателей.

По видовому составу перечень их был не очень велик. Самый распространённый обитатель Иссык-Куля, был чебачёк. Небольшая селёдочка, изумительно вкусная рыбёшка и жаренная и пареная, и в солёном маринаде, особенно чудна вяленная, а уж о копчёной, говорить и то слюнки текут. Сазан, линь, лещ, подлещик, чебак, маринка, пескарь всегда были желанными в любой семье, но самой вкусной и ценной рыбой всегда считался Иссык-Кульский осман, равных, ему даже с учётом завезённых позднее, ценных видов, и поныне нет в озере.

Но человеку всегда мало того, что есть. И при искреннем желании добыть ещё большие блага для отчизны, проявляя здоровый энтузиазм, хочется в хорошее, внести свои коррективы, а вдруг будет ещё лучше? И почти на этом самом голом энтузиазме, такое тогда было время и такие могучие духом были люди, что бы увеличить рыбные стада, решили добавить экзотики. В 1930 и 1936 годах прошлого столетия завезли в озеро Иссык-Куль из высокогорного пресноводного озера Севан, что находится в Армении значительное количество малька форели гегаркуни. Представьте, какой это был титанический труд, из высокогорий Кавказа, с озера Севан, увы, без вертолётов, и скоростного транспорта, доставить за тысячи километров, живыми, сотни тысяч малька, через среднеазиатскую жару, а дело было в мае-июне, согласитесь, это поистине титанический труд.Но тогда такие были люди.

Всё вроде бы просчитали правильно, гегаркуни нельзя было назвать естественным хищником, в озере Севан в её рационе была растительная пища и придонные рачки-бокоплавы, по идее, она не должна была представлять какой либо опасности для аборигенных видов рыбы обитающей в озере Иссык-Куль. Конечно, тогда никто ещё и представить не мог, насколько уникальны природные климатические условия Прииссыккулья, в том числе и воды озера. О наличии повышенного радиактивного фона и возможности выбросов в воду в местах выпуска молоди гегаркуни, во время землетрясений, так называемой «тяжёлой воды», никто и помышлять не мог. Но так уж случилось, что цепочка природных случайностей тогда оказала людям добрую услугу. В общем всего оказалось точно в меру, условия для гегаркуни оказались столь благоприятными, что практически появился новый вид форели. Ну, посудите сами, там, в озере Севан, форель гегаркуни едва ли тянет килограмм, питается главным образом бокоплавами и растительностью, мясо белое, икра мелкая, деликатеса не представляющая, средний вес до 600 грамм, при длине не более 30-35 сантиметров, крайне редко, единичные экземпляры бывают до четырёх килограмм.

И свершилось Иссык-Кульское чудо!!! Природа Прииссыккулья внесла свои коррективы! Попав в солёные, насыщенные родоном и иными минеральными составляющими воды, плюс вышеупомянутая цепочка случайностей и небольшая рыбка из далёкой Армении из Золушки превратилась в сказочную принцессу. С ней произошли волшебные метаморфозы, размножение и набор веса увеличились и ускорились в полтора раза, средний вес бывшей севанской форели гегаркуни стал 3,5 килограмма, не редки официально зарегистрированные особи весом до 18 килограмм.

Метаморфозы Иссык-Кульской рыбы

На фото: 1958 год, ихтиолог Тонского рыборазводного завода после контрольного взвешивания самца-производителя форели гегаркуни, вес 12 килограмм 950 грамм.

По неофициальным источникам, добытые браконьерами самцы попадались весом и более тридцати килограмм. Многократно бывали случаи, когда браконьерским способом загорпуненная форель ломала мощное древко остроги, поскольку из-за веса рыбины её невозможно было вытащить из воды. Икра, стала ярко жёлтой, по своим вкусовым и питательным свойствам не уступает, а порой и превосходит все другие известные лососевые виды. Мясо Иссык-Кульской форели стало красным и значительно превосходит по питательности и вкусовым качествам своего сородича из озера Севан. Казалось бы, чего желать лучше, но, к сожалению, при всех своих положительных качествах новосёл из Армении приобрёл одну отвратительную черту, он стал хищником. Как подсчитали специалисты ихтиологи, чтобы набрать один килограмм веса, хищнику надо съесть не менее одиннадцати килограмм другой рыбы. Но на этом метаморфозы с гегаркуни, которую в народе стали называть Иссык-Кульской форелью, не закончились. Вода в озере Севан пресная и несмотря на адаптацию гегаркуни в солёной воде Иссык-Куля гены требовали для икры-личинки-малька только пресной воды. И бывшая гегаркуни, ставшая волею судьбы Иссык-Кульской форелью движимая инстинктом размножения, (а что может быть сильнее его?), поднималась по рекам в верховья, где в самое холодное время года, в ноябре-декабре, метала икру и скатывалась вниз, в озеро. Когда форель поднималась вверх по рекам на нерест и когда скатывалась назад в озеро, она не подвергалась нападению ни медведей, ни волков, ни хищных птиц, как это происходит на Аляске, Камчатке и других регионах, где нерестятся лососевые. Внизу, в основном, в устьях рек, совсем недалеко от спасительных глубин Иссык-Куля их ежегодно ждут великолепно экипированные браконьеры, помимо острог ещё и перегораживающие дорогу в спасительные глубины, сетями. Но некоторая часть нерестовой рыбы, всё же добирается благополучно до верховий рек и исполняет могучий зов природы.




Но на этом её злоключения, не кончаются, потому что весной, когда проклюнувшиеяся из икры личинки форели начинают свой многодневный спуск к озеру, их ожидает по пути множество смертельных опасностей. Одними из первых на них начинают охоту собратья, горная форель, речной османчик, гольман, маринка. Не брезгует личинками и мальками маленькая птичка оляпка. Но самая большая опасность ожидает молодь впереди, ближе к озеру, к тому времени личинка уже становится мальком и достаточно крупным, чтобы привлечь к себе внимание прожорливых чаек. Пиршественный стол прожорливых крылатых разбойниц располагается в междурядьях зерновых, картофеля, эспарцета и клевера. Вода из рек поступает на изнывающие от жажды поля оршая их не только влагой, но и крохотными телами малька форели. Никакие фермерские сельские хозяйства не тратятся на рыбоотводные и рыбозащитные сооружения, ибо их хозяева считают, что им до того дела нет, это не их собственность, это государственное, значит ничейное. Так миллионы Иссык-Кульского чудо-малька погибают на полях сельскохозяйственных сражений. Те же мальки, уцелевшие, но по каким то причинам не прорвавшиеся к Иссык-Кулю, частью остаются в реках, вырастая порой до двух-двух с половиной килограмм, но не более. Оставшиеся на постоянное место жительства в реках мальки вновь претерпевают изменения. Они вновь становятся пресноводными, мельчают, теряют вкусовые качества. Сегодня с уверенностью можно говорить о новом речном виде речной форели. До озера же, в лучшем случае, добираются один-полтора процента от общей массы выживших после нереста с очень незначительной перспективой дожить до половой зрелости, чтобы продолжить род.

Метаморфозы Иссык-Кульской рыбы

Но возвращаясь к тем опытам по зарыблению Иссык-Куля, чаще всего непродуманным экспериментам с природой, на достигнутом, люди не остановились, процесс пошёл. В шестидесятых годах, воодушевившись первым опытом с Севанской форелью, решили провести качественную реконструкцию ихтиофауны озера Иссык-Куль и начали эксперементировать. В 1963 году из рыбхоза «Ропша», что был в Ленинградской области, завезли личинку сига-лудоги, севанский сиг из Армении был завезён в 1965 году, пелядь в 1966, байкальский омуль в 1967-9 годах. Во всех случаях итог был практически одинаков, как сказали бы бухгалтера, со значительным плюсовым сальдо. Вдвое, а у некоторых видов и вчетверо, возросли темпы линейного и весового роста, увеличилась жирность, изменились сроки полового созревания и абсолютная плодовитость. Григорьевский рыбокомбинат едва успевал справляться с переработкой отлавливаемой промышленным способом рыбы. Старожилы, наверняка, помнят то время, когда в киосках можно было купить вяленного чебачка по астрономической цене…. 11 копеек за кг!!

Примерно в это же время, по инициативе некоего Турдакова в озеро был заселён, как он выразился, узкогорлый «биологический мелиоратор» - судак, завезённый из реки Урал и озера Селигёр. Тогда за даже непредумышленный отлов судака можно было получить срок. Судак должен был выполнять функцию «хищник – жертва», очищать водоём от больной и сорной рыбы, ибо в озере появились новые болезни, занесённые переселенцами, микробы-возбудители в иссык-кульской воде тоже переродились, стали значительно активнее и сильнее. Страдали от этого и переселенцы, и старожилы. Ежегодно то в одном месте, то в другом волны выбрасывали на берег десятки тысяч разных видов рыб поражённых новыми болезнями. Это, однако, не останавливало эксперементаторов. У каждого из них своя идея, по поводу того, кого бы ещё завезти.

Метаморфозы Иссык-Кульской рыбы

Сегодня в Иссык-Куле уже три хищника, гегаркуни, судак и радужная форель. Безусловно, радужная форель красивая и вкусная рыба, очень осторожная, стремительная и по прожорливости значительно превосходящая двух первых вместе взятых. Кстати говоря, ещё в тридцатые годы, одна из участниц зарыбления Иссык-Куля форелью гегаркуни, пыталась параллельно запустить в озеро и радужную форель, но этому категорически воспротивились другие участники проекта по акклиматизации севанской форели, усмотрев в этом явную опасность для биофауны этого прекрасного горного водоёма. И тогда Екатерина Соколова, чтобы не погубить посадочный материал, малька радужной форели, предприняла отчаянную попытку по зарыблению высокогорного Кёльсайского верхнего озера. Сегодня, если знать, что доставка туда возможна была только на лошадях, во флягах, современные специалисты наверняка сказали бы что это был эксперимент с нулевым вариантом успеха, но ей это удалось. И то, что сегодня в Кёльсайских, единственных в мире из горных озёр на высоте более чем три тысячи метров в изобилии водится радужная форель, это полностью заслуга простой русской женщины Екатерины Соколовой. Ну, а в Иссык-Куле есть ли сегодня ещё рыба?

Да, пока что есть, но в очень незначительном количестве и главная причина недовоспроизводство рыбных ресурсов, только потребление…. . Что происходит, с каждым из живущих в озере видов рыбы, не знает никто.

Да, немного всё таки есть, даже несмотря на многолетнюю рыбную вакханалию девяностых годов и начала 21 века когда лицензию на отлов не получал только ленивый. Дешёвыми снастями, ставными неводами до двадцати метров глубины была заполонена практически вся акватория озера, все торопятся заработать на рыбе, обогатится, о будущем никто не думает, также как никто и не пытается поднять сорванные и унесённые волнами нейлоновые сети, в которых и сейчас гибнет чудом уцелевшая рыба.

Сколько рыбы в Иссык-Куле? Это можно понять по обилию вяленной и копчёной рыбы продаваемой вдоль дорог в населённых пунктах. Вроде бы много, но…. это привозная, тихоокеанская и атлантическая рыба из России, которую торговцы, закоптив и смазав маслом с целью придания ей товарного вида, пытаются сбыть доверчивым туристам за местную.Увы! такие, нынче стали люди……

Будет ли рыба в Иссык-Куле? Стараниями правительства республики объявлен пятилетний мораторий на отлов рыбы. Что он даст? Вернуться к изначальному, введя временный запрет на отлов рыбы, с целью восстановления рыбных стад, при сложившейся ситуации с несколькими активными хищниками, даже если абсолютно исчезнет браконьерство, понадобится не один год. Для эффективного решения этой проблемы, в которой заинтересованы абсолютно все, необходимы более серьёзные и неординарные меры. Но вернуть рыбное чудо Иссык-Кулю надо, и что самое интересное, это возможно! Надо только, что бы у людей появилась к тому добрая воля… Во имя себя самих и для будущего своих детей!

Метаморфозы Иссык-Кульской рыбы

Материал: Федько Виктор Николаевич специально для time.kg


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК