Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ.KG » В Бишкеке проходит выставка знаменитых лейлекских ковров
ВРЕМЯ.KG

В Бишкеке проходит выставка знаменитых лейлекских ковров

12 179


В Бишкеке проходит выставка знаменитых лейлекских ковров

В Бишкеке мастерицы из Лейлекского района Баткенской области представили в Историческом музее более ста изделий ручной работы.

Лейлек является родиной ковроделия. Кыргызские традиции этого ремесла представлены войлочными, ворсовыми и безворсовыми коврами. Ковры из Лейлека отличаются геометрическим рисунком и яркой цветовой гаммой. Для получения красок мастерицы применяют натуральное сырье, такое как гранат, лук, грецкий орех, они дают желтый, зеленый, коричневый и розовые цвета. Также на выставке представлены головные уборы, тапочки и многое другое.

В Бишкеке проходит выставка знаменитых лейлекских ковров
В Бишкеке проходит выставка знаменитых лейлекских ковров
В Бишкеке проходит выставка знаменитых лейлекских ковров

По словам мастера ковроделия Гульмиры Турдубаевой, на создание одного ковра 2 на 1.5 метра уходит от 15 до 20 дней. «Если готовы нитки, то много времени не занимает. В нашей семье все женщины с детства учатся ткать ковры. Уже в возрасте 12-13 лет девочки умеют ткать ковры. В последнее время стали популярны ковры в черно-белой и серо-коричневой гаммах, они делаются из натуральной некрашеной шерсти, клиентам нравится. За время выставки нам поступали и заказы и так проходили покупали», - сказала она.

Стоит отметить, что цена таких ковров может доходить до нескольких тысяч долларов. Ковер можно заказать на заказ с оригинальным изображением. А для тех, у кого бюджет урезан можно, приобрести сравнительно недорогой ковер за 20-30 тысяч сомов или комплект для сидений автомобиля обойдется в 3-4 тысячи сомов.

В Бишкеке проходит выставка знаменитых лейлекских ковров
В Бишкеке проходит выставка знаменитых лейлекских ковров
В Бишкеке проходит выставка знаменитых лейлекских ковров

Историческая справка: Изготовлением шерстяных ворсовых ковров и мелких ковровых изделий в новое время занимались памиро-алайские, ферганские и кашгарские кыргызы. Ворсовое ткачество не имело широкого распространения и было развито в основном среди племен, входивших в родоплеменной союз ичкилик, особенно у кыргызов племени кыдырша. Помимо ичкиликов, ворсовое ткачество получило развитие также у кыргызов, живших в непосредственной близости к ним и принадлежавших к родоплеменным группам адигине, мунгуш, монолдор, басыз, мундуз, кутчу.




В Бишкеке проходит выставка знаменитых лейлекских ковров

К числу крупных ворсовых изделий относятся ковры (килем), ковровые дорожки для украшения юрты (тегирич), навесные ковровые «двери» для юрты (эшик тыш); к мелким изделиям – мешки разного назначения, имеющие ковровую лицевую сторону (чавадан, баштык), подвесные «полки» (аяк койчу, кош жабык), переметные сумы (куржун), коврики для седла (эгер кёпчюк) и др. Первоначально было принято изготовлять ворсовые ковры небольших размеров, однако с конца XIX в., когда они стали поступать в продажу на местные рынки, кыргызские мастерицы начали ткать ковры больших размеров (примерно 150 х 300 см).

В Бишкеке проходит выставка знаменитых лейлекских ковров

Кыргызские ковры, как и туркменские и узбекские, ткали на простом горизонтальном станке дюкён. Такие станки использовали повсюду для изготовления больших ковров на продажу или для поставок ханскому двору в Коканде [Антипина 1968: 65; Усенбаев 1961: 75]. Сначала станок делали из четырех деревянных брусьев, а позднее – из двух жердей и трех палок, служивших для создания зева, его раскрытия и перемены ниток основы. Уток и ворсовые узлы прибивали деревянным гребнем с зубьями, ворсовую нить отрезали ножом, а ворс подравнивали ножницами. Узел в кыргызских коврах полуторный. Высота ворса 6-8 мм; плотность ковра в среднем 80-90 тыс. узлов на 1 м2. Ковры большого размер ткали обычно коллективно главным образом из овечьей шерсти, но на основу шла также верблюжья и козья шерсть [Антипина 1962: 76-80; Абрамзон 1990: 396].

В красочной гамме ковров и ковровых изделий преобладают два цвета – мареново-красный и индигово-синий, которые даются в глубоко приглушенных тонах. Кроме красного и синего в ограниченном количестве используются также желтый, оранжевый, розовый, зеленый, белый, коричневый и черный цвета [Антипина 1990: 67]. Кыргызские ковровые изделия лишены пестроты, выделяются гармоничным сочетанием контрастных тонов и оттенков, свидетельствуя о высоком художественном мастерстве и тонкости вкуса ковровщиц. Кыргызы долгое время пользовались для окраски шерсти, войлока и ниток растительными красителями, полученными из корня ревеня, кожуры побегов шиповника и тала, лишайников и других растений. Но с конца XIX в. стали внедряться дешевые анилиновые красители, применение которых заметно ухудшило качество ковровых изделий.


В Бишкеке проходит выставка знаменитых лейлекских ковров

Фото-текст: Роман Гайнанов

Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК