Кыргызский художник раскрывает тайны каменных узоров
Кто-то может читать мысли, кто-то видеть будущее, кто-то читает древние письмена. Карыпбек Рыскелдиев, житель села Боконбаево, может «прочитать» камни и увидеть в них различные образы. Творческий центр и выставочный зал под названием «Таш Керемети» (Чудо в камне) познакомит вас с работами автора и его последователей. Яркие краски, детские рисунки и с виду простое сельское здание превращается в храм искусства, где каждая работа живет своей отдельной жизнью. Художники живы сегодня и в глубинке, их дело идет и процветает.
В последние девять лет он увлекся камнями. Он находит в камнях рисунки и переносит их на полотно. Камни из разных частей страны рассказывают свою историю художнику. В каждом камне сюжет из сказок, жизни, природные явления.
Карыпбек Рыскельдиев утверждает, будто Космос помогает ему видеть в камне то, что скрыто от взора обычного человека. Рассматривая работы иссык-кульского художника из села Боконбаево Тонского района, начинаешь в это верить.
Разнообразные куски тверди аккуратно расположены на столике. Вдоль стен развешаны причудливые полотна. Вот бледные линии на кофейном фоне сходятся в изящный профиль юной женщины, отмеченный священным нимбом. Пери — мифическая дева Востока (Ыйык периште). Другая картина “Тайна жизни” (“Жашоо сыры”): стремительного красавца–оленя настигает степной волк.
— Сильный хищник всегда охотится на беззащитных созданий, — пояснил свою работу художник. — Он показал мне взятый со столика камень: пальцем провел по рисунку, образовавшемуся в результате разломов горной породы. В небольшом обломке неожиданно просто вспыхнула ясность. Очертания бегущих зверей — как проявляющийся кадр фотопленки.
— Мои картины — лишь повторение каменных рисунков самой природы, — продолжил Карыпбек. — Я только зрительно увеличиваю, разворачиваю сюжет.
После окончания художественного училища имени Чуйкова, - рассказывает Карыпбек Айтбаевич, - я практически не занимался творчеством почти два десятка лет. И вдруг как осенило. Почему произошла такая перемена - не знаю. По-видимому, не без вмешательства каких-то высших сил... Но я взялся за кисть и сегодня не представляю, как раньше мог обходиться без холста и мольберта.
Первые полотна - это дань любви к родному краю. Святыни кыргызстанцев - мазары, берег Иссык-Куля, а также портреты известных манасчи, натюрморты.
Техника исполнения - масло, гуашь, пастель, цветная графика тушью. Первая выставка, организованная вначале в своем селе, а затем и в Бишкеке, пользовалась несомненным успехом. Но известность, и прежде всего за рубежом, пришла позже, когда мастер обратился к каменным полотнам, сработанным самой природой.
Долгие часы поиска всегда оборачиваются удачей. Среди тысяч осмотренных булыжников непременно попадется один, который, словно сам, прошепчет: "Возьми меня...". Иногда на плоскости, а чаще всего по всей поверхности таких находок, по словам художника, красуются необычные сюжеты будущих картин.
Не было, наверное, такого сельчанина, который не побывал на выставке "Чудо в камне", открывшей еще одну грань таланта Рыскельдиева. Вместе с Карыпбеком всматриваемся в причудливые разноцветные каменные узоры. И вдруг совершенно неожиданно на шероховатой поверхности проступает... улитка. Рожки, удлиненное тело, спиральный домик на спине. Слегка поворачиваем камень - и уже видим мальчика, глядящегося в лужу, в которой отражаются проплывающие над головой облака. "
«Кот в сапогах» - это просто срисованный с очередной редкой находки сюжет любимой у детворы сказки. С трудом верится, что оригинал - совсем не дело рук человеческих. Тянет задержаться у работы под названием "Маленький принц". Летный шлем, мужественное лицо, пронзительный взгляд пилота - всемирно известного Антуана де Сент-Экзюпери - почти с копировальной точностью срисованы с лежащего рядом камня. Как и образ Бугу-энэ - матери-прародительницы с ребенком на руках - тоже не плод воображения мастера, а художественная передача увиденного им, казалось бы, на безжизненной каменной поверхности.
Поразительно сходство изображений Аральского моря и озера Иссык-Куль с их космическими снимками. Разница лишь в том, что, как объяснил Карыпбек, аральский водоем, запечатленный в граните, находится как бы на кольце, символизирующем жизненный цикл. А наше озеро окаймлено тончайшими линиями, повторяющими его силуэт. Линий на камне столько же, сколько прошло веков с момента возникновения Иссык-Куля. Вот и не верь после этого в чудо...
Со многими картинами пришлось ознакомиться лишь по фотографиям. Туристы из Японии и США, Швеции, Дании и Франции, Индии, Германии, Турции и других стран уже приобрели более двух сотен работ малоизвестного в нашей республике художника. Картины эти, оригинальные по манере исполнения и заложенному в них философскому смыслу, украшают сегодня интерьеры зарубежных коллекционеров. А здесь, в небольшом зале старенького здания, оживление наступает лишь летом, с приходом туристического сезона...
Более тридцати воспитанников сельского учителя рисования пошли по стопам наставника. Еще десятки школьников познают мир красок и линий под его приглядом.
Текст: Юрий Александров Фото: СФК
Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg
Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg
Обсудим?
Смотрите также: